7


  • Учителю
  • Исследовательская работа по теме Масленица

Исследовательская работа по теме Масленица

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





В нашей школе есть очень хорошая традиция: ежегодно мы проводим веселый праздник Масленицы. В это день у нас проводятся веселые состязания на улице или в спортивном зале (в зависимости от погодных условий). Обязательно присутствуют скоморохи и другие ряженые. С ними мы поем потешки, водим хоровод, сжигаем чучело зимы. В столовой для всех в этот день пекут вкусные блины! Из истории нам известно, что традиции праздника пришли из язычества, но связаны они с православной церковью и с большим размахом празднуется всеми славянскими народами.

Нам очень захотелось выяснить:

1. Какова история Масленицы?

2.Почему этот праздник столь широко отмечается русским народом?

3. Какова история празднования Масленицы в нашем городе.

За разъяснениями мы обратились к настоятелю храма имени Святого Благоверного князя Александра Невского отцу Василию и в Городской Культурный Центр города Ртищево.

Мы задали отцу Василию интересующие нас вопросы: «Как православная церковь празднует Масленицу? Известно ли с какого периода истории отмечается этот праздник? Как языческие традиции вошли в христианство?»

Настоятель объяснил нам, что Масленица - это «сырная» неделя перед самым большим сорокодневным постом предшествующего светлому празднику Пасхи. Исторические источники сообщают, что до 16 века в народе праздновалась языческая Комоедица, посвященная встрече весны в День весеннего равноденствия, день начала астрономической весны. Дни весеннего и осеннего равноденствия, зимнего и летнего солнцестояний восходит к временам Верхнего палеолита и присутствуют в культурах всех народов Евразии и Северной Африки. Комоедица - великий древнеславянский языческий двухнедельный праздник. Князь Владимир, после крещения, ревностно относился к проявлениям язычества, он жестоко искоренял языческие традиции. Но после долгой и безуспешной борьбы праздник раскололся на два по сути разных празднования: церковной «сырной» седмицы и народной Масленицы - обжорным и разгульным семидневным празднеством.

Отец Василий подчеркнул, что народная Масленица не является языческим празднованием. Но это и не христианский праздник: приготовлений к этому событию в храме, праздничной службы не предусмотрено. Современные традиции празднования народной Масленицы на Руси оформились во времена царствования Петра Великого, который своим Указом ввел этот веселый разгульный праздник как организуемый светскими властями, обязательный для всего народа, по образу европейских масленичных карнавалов. Последний день - Прощенное воскресение.

Языческие традиции охристианизировались, по словам настоятеля, таким образом, произошла замена языческих символов христианскими. Блин - олицетворение солнца в язычестве. В христианстве Святая Троица - это Солнце в трех проявлениях: раскаленный шар, источник тепла, источник света. И одно без другого существовать не может. Языческий бог солнца Ярило - был кровожадным, поэтому сохранилось только веселье и основа угощения - блины. Каждый день масленицы несет определенную смысловую традицию. Но, во многом, направлен на единение семьи и ближних: тещины вечерки, свекровины посиделки и т.д. Семья - малая церковь - собрание людей, ведомых духом святым. Сущность Бога отца - любовь. Отец Василий поделился с нами своими выводами, что основа многих традиций - христианская: человек ищет Бога (св. Августин). Так налицо и нарастание религиозной культуры на светскую: массовые крестные ходы в советское время переросли в парады, митинги и т.д.

Обучаясь в духовной семинарии, продолжил свой рассказ настоятель, я узнал, что традиция «Прощенного» воскресения позаимствована у монахов из Палестины. За сорок дней до празднования Пасхи они уходили из монастыря на духовные подвиги: давая обет не вкушать пищи или питья, их главным занятием была только молитва. Малая часть их возвращалась: кого - то растерзали дикие животные, кого - то убили разбойники. Поэтому уходя, они просили друг у друга прощение, так как эта встреча могла быть последней.

В православной церкви, со слов отца Василия, смысл Сырной седмицы - примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту - время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, благотворению. Суть заключается в том, чтобы очистить свой организм к светлому празднику Пасхи. Вкушать можно пищу только растительного происхождения : грибы, орехи, фрукты, овощи, мед, крупы, растительные масла. Самые строгие первая и последняя недели. Ограничение в питании необходимо потому, что молитва - разговор с Богом с пресыщенным желудком невозможен. Употребление мяса вызывает сытость, пресыщение и порождает жестокость. Сейчас соблюдение поста стало очень распространенным среди населения. Но, хотелось бы, чтобы это очищение стало и духовным. Ведь забота о душе должна стать главной целью человека независимо от вероисповедания.

Следующая наша встреча - с художественным руководителем Городского Культурного Центра г.Ртищево Шугаевой Ольгой Юрьевной. Нас интересовало: Как проходило празднование в различные периоды истории нашего государства? Как проводится праздник Масленицы в нашем городе? Кто отвечает за организацию масленичного веселья?

Ольга Юрьевна рассказала, что несомненно праздник Масленицы любим русским народом. Основа празднества соблюдается в течение многих веков - это широкое гулянье и главное угощение блины из различных сортов муки. В советское время Масленица проводилась как «Проводы русской зимы», но сохранялась традиция поедания блинов в больших количествах, зимние забавы: катание с горок, на санях, состязание в ловкости, сожжение чучела зимы и т.д. Несмотря на различные политические изменения в нашем государстве праздник , по-прежнему, любим русским народом. С середины 90-х гг А.А. Громов, возглавляя городскую администрацию, вновь вернул праздник «Масленицы» с традицией «Прощенного» воскресения. В настоящее время этот праздник проводится как общегородское мероприятие. Сотрудники ГКЦ готовят заранее сценарий, который рассматривается городской администрацией. Главное требование отмечает художественный руководитель: праздник должен быть ярким, запоминающимся.

В 2012году празднество проводилось (в соответствии с православным календарем) 26 февраля на городской площади. Основа праздника, по словам Ольги Юрьевны, сценарный ход. Было организовано несколько площадок, главная располагалась на сцене, другие в соответствии со сценарием на условно обозначенных участках площади.

На сцене выступали скоморохи, шуты, петрушки. Работала площадка «Блиноед»: ответственные ведущие организовывали конкурсы на поедание блинов: кто больше, кто быстрее, у кого блин больше и т.д. Следующая - «Спортивная», здесь были организованы состязания: бой мешками, перетягивание каната, гири и т.д. На игровой площадке «Горки» - было организовано веселое катание с горок, веселые игры, санный поезд. Работал «Петрушкин балаган»: кукольный театр. Еще одна площадка, где выступали любители реконструкции средневековых сражений. Работала также прикладная площадка, где из имеющихся заготовок все желающие могли изготовить маленькие чучела масленицы, чтобы сохранить их или для того, чтобы сжечь олицетворение беды, болезни. Особый интерес у горожан ежегодно прикован к площадке с высоким столбом. Только самые смелые смельчаки пробуют здесь свои силы. Влезть на выокий и скользский столб под силу не каждому! Но из года в год количество желающих не уменьшается. Кульминацией праздника традиционно является сожжение чучела зимы.

Ольга Юрьевна рассказала нам, что традиция сожжения чучела означает уничтожение всего старого и освобождения для нового. В этой древнеславянской традиции проявляется символика возрождения мира. Масленица сама по себе божеством не является. Чучело Масленицы представляется средоточием плодородия. Ольга Юрьевна сообщила нам, что родилась в г.Ртищево и сколько себя помнит всегда в городе широко и весело праздновали Масленицу. По рассказам бабушки знает, что существовала традиция рассыпать пепел чучела по полям для плодородия почвы. В Масленую неделю, во время гуляний молодые парни выбирали невест. А свадьбы назначали на период после светлого праздника Пасхи.

С сожалением наша собеседница заметила, что традиционное развлечение катание на санях в последнее время почти невозможно. Трудно найти для традиционного катания сани и лошадей.

Ольга Юрьевна сообщила, что в проведении праздника задействованы почти все структуры власти: скора помощь, полиция, служба МЧС, частные предприниматели, учреждения культуры и т.д.

26 февраля 2012 года, как и многие жители нашего города, мы принимали участие в народном гулянии на главной площади города. Праздник был многолюдным, ярким, веселым, шумным, многие пришли семьями. Мы задали несколько вопросов участникам и присутствующим горожанам:

1Знаете ли вы историю празднования Масленицы?

2Чем вам особенно нравится этот праздник?

3Существует ли семейная традиция проведения этого праздника?

Было опрошено 10 респондентов (100%) разного возраста, мы получили следующие результаты:

1 80% опрошенных ответили положительно и назвали основой языческие корни праздника, 20% затруднились с ответом, хотя все опрошенные знакомы с ним с детства.

2 60% - назвали веселое гуляние, шумные игрища, 30% - считают привлекательной традицию «объедания блинами», 10% - отметили возможность просить прощения.

3 100% опрошенных назвали только выпекание и поедание блинов, еще 80% - назвали возможность просить прощения, 90% - участие в шумном веселом городском празднике, 15% - общение с родственниками и друзьями.

Данные опроса позволяют сделать вывод, что праздник масленицы, один из самых любимых у русского народа и большая часть семей имеют традицию поедания блинов как главного блюда. Возможность с детьми принять участие в веселых играх и состязаниях на главной площади города.

Обобщив собранный материал, мы пришли к следующим выводам:

  1. Праздник Масленицы был и остается народным гулянием с веселыми зимними забавами;

  2. Суть праздника - проводы зимы и встреча весны;

  3. Возможность встретиться с родными и близкими людьми, попросить традиционно прощения, простить обиду;

  4. Хозяйки выпекают блины для своих любимых домочадцев и гостей.

Всех жителей нашего города 17 марта 2013года мы приглашаем на городскую площадь, принять участие в веселом празднике!













Литература:

Агапкина Т.А. Масленица. Этнолингвистический словарь. Под ред. Н.И. Толстого. - М.,2004г., с.194-199

Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. - М., Индрик, 2000г., -703с.

Закон Божий. Руководство для семьи и школы на основе текста протоирея Серафима Слободского. - С.-Петербург, Держава, 2007г.,-462 с.





























































































План:

</<font face="Times New Roman, serif">1.Вступление: постановка цели работы

2.Главная часть:

1) история Масленицы;

2)Масленица и христианство;

3)Масленица - проводы зимы и встреча весны;

4)празднование Масленицы в нашем городе

3.Заключение, выводы





































































Как на масленой неделе

Из трубы блины летели!

Из трубы блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару - разбирайте!

Похвалить не забывайте.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал