- Учителю
- Сценарий защиты номинации 'Тайна старинных узоров' районного этнографического фестиваля
Сценарий защиты номинации 'Тайна старинных узоров' районного этнографического фестиваля
Полотенце
Частью истории народа является его культура. Все что создано талантом, умом и рукоделием, входит в это понятие. В древнерусской культуре особую роль занимают полотенца. «Полотенце - бельевое изделие в виде удлинённого полотнища для вытирания, обтирания» (Из словаря Ожегова)
Ни одно важное событие в жизни человека не обходилось без них. Рождение ребенка, крещение, свадьба, проводы - все эти торжественные события сопровождались старинными обрядами, главным атрибутом которых было полотенце. По качеству и количеству этой принадлежности обихода в приданом девушки судили и о мастерстве самой хозяйки и достатке семьи. В каждом доме самыми красивыми изделиями украшали иконы, семейные фотографии,
В праздники полотенцами с кружевом и сложными рисунками украшали весь дом. В качестве оберега почти в каждом доме они развешивались - вышитые росписью или украшенные письмом. Древний русский счетный шов имел как с лица, так и с изнанки абсолютно одинаковый узор - символ. Вышитый узор и усиливал обереговый потенциал данного предмета. Каждый узор читался по-своему и имел свое значение. Такое вышитое полотенце не только служило оберегом дома и семьи, но и несло энергию добра, счастья, достатка, благополучия и любви.
Вышивкой мастерицы выражали свои представления об окружающем их мире в образах. Крестом изображались солнце и огонь, прямая линия обозначала в узоре землю, волнистая - воду, вертикальная - дождь. Нарядно и празднично выглядят изделия, украшенные символами солнца - солярными кругами.
Ткани для данных изделий были окрашены органическими красителями. С большим успехом народные мастера использовали чернильные орешки, червец, охру, красный железняк. Кроме того, для украшения полотенец использовались золототканые ленты, которые доставляли из стран Среднего Востока.
В зависимости от использования в старину полотенце называли по-разному: блинник, набожник, рушник, постенник, набожник, рукотёр, ширинка, утиральник, утирка и т.д. Всего можно насчитать около 30 названий этого предмета. Наиболее древнее из них- "убрус". Н. Карамзин в "Истории государства Российского" писал: "Славяне дуплянам древянам ветви убрусцем обвешающе и сим поклоняющиеся". У наших предков полотенце исполняло роль жертвоприношения в культе деревьев. Роль полотенца усиливалась нанесенным на него орнаментом. Как писал известный исследователь русского орнамента В. Стасов: "У народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черта тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений".
-
Орнаменты бывают геометрические, растительные и сюжетные. По технике выполнения - вышитые, тканые, набивные и вывязанные. На вид орнамент неприметен, Но он столетия живёт. Не зря его на белом свете Народ издревле бережёт. Быть может, нитками зигзаги В узоре вытканы не зря. И мы с тобою видим знаки Славянского календаря. Вышивка - популярный и любимый в народе вид рукоделия. -
Древние символы в вышивке « Как много может рассказать один конец домотканого полотенца! Ведь орнамент, украшающий его, - это язык тысячелетий: каждый знак заключает целое понятие, а несколько символов, стоящих в ряд, словно фраза в письме» (Г. Дурасов «Тайны старого узора»)
В сюжетах архаичной вышивки отражается древний земледельческий культ славян. Раскидистое дерево с мощными ветвями, оканчивающимися большими цветами - розетка , являются изображением мирового дерева, древа жизни, возможно, эта вышивка выполнялась к свадьбе и была взята со старинного свадебного кокошника, тыльная сторона которого традиционно в Симбирской губернии вышивалась с таким орнаментом. Птицы на деревьях, вышитые на полотенцах это посредники между миром живых и миром мертвых. Антропоморфные существа в позе лягушки, как отмечалось нами, связаны с магией плодородия . Русские вышивки Поволжья представляют сложный комплекс разновременных направлений. Со временем от мифологии осталось только оболочка и традиционное трехчастье, но долго еще мотивы деревьев, птиц, зверей наделялись емкой и многозначной символикой. Лебеди являлись олицетворением верной любви, чистоты, уточки - знаком трудолюбия хозяйки дома и символом плодородия, голуби - символами супружеского счастья. Все перечисленные орнаменты птиц являлись мотивами свадебных полотенец. Сюжетные мотивы сочетаются с растительными, последние порой выходили на первый план. Растения на вышивках, за редким исключением, не имеют аналогий в живой природе. Редко на старинных вышивках растительного сюжета встречаются зеленые тона. Основной цвет красный, как бы напоминает естественное и древнее назначение растений - красота. "Поклонение деревьям было одним из главнейших элементов религии славян. Но если бы в этом могло оставаться хоть тень сомнения, то нас убедили бы в этом орнаменты» .Из всех видов растений можно различить в вышивке лапы елей и пышные кудри березы , ведь поклонение деревьям было одним из главных элементов религии славян. Таким образом, в Среднем Поволжье отличительной особенностью используемых в вышивке материалов были шерстяные и шелковые нити. Среди орнаментов преобладали геометрические. В поздних Поволжских орнаментах начала ХХ века стали больше использоваться растительные орнаменты, символы и знаки городской любовной тематики. Одна из главных тем ее - тема "виноградья", выражающая идею изобилия, тесно связанную с предсвадебным и свадебным периодом . Орнамент дольше всего сохраняет национальную специфику, древние традиции. Устойчивость орнамента на одежде связана с его смысловым значением. Как справедливо было замечено В. Стасовым "древний орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений."
МБОУ Инзенская СШ №1 имени Ю.Т. Алашеева
Районный этнографический фестиваль
номинация
«Тайна старинных узоров»
2014 -2015 уч.год