- Учителю
- Урок по историко-бытовому танцу тема 'танцевальная культура в XVI веке'
Урок по историко-бытовому танцу тема 'танцевальная культура в XVI веке'
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств » п. Чокурдах
Филиал ДШИ с. Оленегорск
Трофимова Валентина Павловна
преподаватель класса хореографии
Урок по историко-бытовому танцу
тема: «Танцевальная культура в XVI веке.
Цели урока:
-
Сформировать уважение к искусству хореографии.
-
Развить интерес к хореографическому искусству через инновационные методы восприятия.
-
Воспитать в каждом учащимся благодарного слушателя, читателя и зрителя - человеком, для которого создаются великие произведения искусства.
Оборудование:
-
Репетиционная форма.
-
Обувь (балетные тапочки).
-
Музыкальный центр.
План урока.
-
Организация урока.
-
Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению движений на середине зала, по кругу и диагонали.
-
Усвоение движений.
-
Проучивания этюдов.
-
Анализ и оценка урока.
Ход урока Звучит музыкальное вступление, учащиеся заходят в зал.
-
Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению материала.
Беседа о Танцевальной культуре XVII века. С использованием Мультимедийных технологий на уроке историко - бытовой танец.
Российская и западная считает началом средневековья крушение в конце (считается, что империя прекратила своё существование , когда отрёкся от престола), однако в энциклопедическом издании «История человечества» рубеж был проведён по моменту возникновения (начало ). Относительно конца средневековья у историков нет единого мнения. В последние годы российская медиевистика относит окончание периода средневековья к середине или концу - началу . Наиболее верным является рассмотрение средневековья одновременно и как всемирного процесса, и как явления, имевшего в каждой стране свои особенности и свой период.
В термин «средние века» ввёл в оборот профессор Христофор Целлариус (Келлер), положив начало так называемой гуманистической трихотомии. Он разделил всемирную историю на античность, средневековье и новое время. Келлер считал, что средневековье длилось с (окончательное разделение на Восточную и Западную) и вплоть до (падение ).
Гуманисты намеревались обозначить, таким образом, пограничную эпоху между , которая их вдохновляла, и современным им временем. Так как, гуманисты, прежде всего, оценивали состояние языка, письменности, литературы и искусства, то этот «срединный» период казался им воплощением одичания античного мира, варварства и «кухонной» латыни.
В узком смысле слова термин «средневековье» применяется только по отношению к западноевропейскому средневековью. В этом случае данный термин подразумевает ряд специфических особенностей религиозной, экономической и политической жизни: система землепользования (феодалы-землевладельцы и полузависимые крестьяне), система (связывающие феодалов отношения и ), безусловное доминирование в религиозной жизни, политическая власть церкви (, церковные суды, существование - феодалов), идеалы и (сочетание духовной практики самосовершенствования и обществу), расцвет средневековой архитектуры - .
Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом технико-экономической эволюции.
Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны - они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.
Западноевропейское Средневековье - это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом (внешней), а не ближний (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.
Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества. Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов - христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.
Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду со сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Средневековье - это время национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его национальностью - фактом его рождения в данном полисе и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию. Средневековое общество - сословное. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.
Танцевальная культура.
С самых ранних дней цивилизации танец был формой общественного выражения во всем мире, служа различным культурным назначениям. Среди этих назначений были поклонение, празднование особых событий, церемонии, торжественные приемы, физическая подготовленность и военные учения. Танец был регулярной частью религиозных практик в большинстве главных религий, и был общепринят в Христианстве до XIII века. Он считался дополнением к музыкальному прославлению, вокальному или инструментальному. Общественные события и светские праздники, которые часто были связаны с религиозными торжествами, также разнообразились танцами, как и официальные церемонии, такие как королевские визиты и коронации. Но это физическое проявление радости и восхваления не было ограничено особыми поводами. Танец был также частью повседневной жизни. Существует множество сообщений о послеобеденных танцах и использовании танцев для создания здорового тела. Это связывало танцы с военными упражнениями, большинство из которых делалось на ногах и требовало не только физической выносливости, но также резвости и быстрой работы ног.
Для эпохи Средневековья было характерно острое чувство страха смерти; изображение смерти, как и дьявола, постоянно встречается в средневековой символике. Образ танцующей смерти возник уже в глубокой древности; фигура смерти появляется также в танцах многих первобытных обществ - например, до сегодняшнего дня она играет большую роль в магических обрядах водуистов. Но именно в эпоху Средневековья образ смерти превращается в символ потрясающей силы. «Танец смерти» (danse macabre), особенно широко распространился в Европе в XIV в., в периоды эпидемии чумы. В социальном смысле этот танец, как и сама смерть, уравнивал представителей разных сословий. В годы чумы «танец смерти» часто перерастал в истерическое веселье. Обычно он начинался быстрой пляской; затем один из танцоров внезапно падал на землю, изображая мертвого, а остальные продолжали танцевать вокруг него, представляя в пародийном виде оплакивание покойника. Если мертвеца изображал мужчина, его возвращали к жизни поцелуи девушек; если девушка - ее целовали мужчины. После «воскрешения» следовал общий хороводный пляс.
От Средневековья дошло множество историй о маниакальной одержимости танцем. Во время христианских праздников народ внезапно начинал петь и танцевать у храмов, мешая проходившей в них церковной службе. Эти безумные танцы наблюдались во всех странах. В Германии они получили название «пляска св. Витта», а в Италии - «тарантелла». Танец был не только необходимым средством разрядки, но и главным развлечением. Наибольшей популярностью пользовалась Карола, первоначально представлявшая собой танец-шествие. Возникнув в Провансе как песня-танец, исполнявшийся только в мае, Карола быстро распространилась по Европе благодаря странствующим менестрелям и в конце концов стала обязательным атрибутом всех праздников.
Средневековый танец оставался еще во многом импровизированным действом. Народ любил хороводы, но устойчивых правил танца не существовало. Танец был принятой формой ухаживания; их исполнители сопровождали танец пением; движения были самыми простыми. В XII в. культ романтической любви и рыцарства в значительной мере преобразил танец, приглушив его откровенно эротические черты. Танец входил в число обычных для рыцаря занятий и выступал как своего рода домашняя параллель к турнирам на открытом воздухе. Обычно танец возглавляла одна пара, к ней присоединялись другие, медленно двигаясь по кругу; тип этого танца во многом напоминал полонез.
В эпоху позднего Средневековья проявляется различие между придворным парным танцем и деревенским групповым танцем. В социальном плане жесткого водораздела тогда еще не существовало. Селяне могли подражать придворному танцу, а рыцари любили иной раз присоединиться к сельскому хороводу. Крестьяне отдавались танцу ни с чем не сдерживаемой непосредственностью, рыцари танцевали более строго, следуя придворному этикету. Народный танец по-прежнему был импровизацией, в то время как придворный танец становился все более манерным. Главной формой дворцового искусства был фигурный танец, где группа танцующих последовательно образовывала танцевальные построения.
Большое значение в развитии придворного танца сыграло появление профессиональных учителей танца, которые не только обучали знать, но и являлись арбитрами в области этикета и манер и оказывали обычно большое влияние на атмосферу при дворе.
III.Усвоение движений.
Проучивания поклона и салюта дамы и кавалера XVI века.
А) Упражнение по кругу в парах;
1. Проучивание основного движения «Крестьянского бранля».
2.Проучивание основного движения танца «Фарандола».
3. Проучивание движения простого бранля, двойного, с репризой.
Закрепление материала проученного по кругу.
Б) Проучивание этюдов;
1. «Фарандола».
2. «Крестьянский бранль».
3. «Салонный бранль».
Исполнение поклона и салюта дамы и кавалера.
IV. Анализ и оценка урока.
Все движения, которые вы сегодня исполняли по кругу и этюды были выполнены вами не плохо. Хотелось бы, чтобы вы, перенося получившие знания сегодня на уроке, в дальнейшем использовали и совершенствовали.
Уход учащихся под музыкальное сопровождение.