7


  • Учителю
  • Урок башкирской литературы «Какому народу принадлежит наследие Акмуллы?». (9 класс)

Урок башкирской литературы «Какому народу принадлежит наследие Акмуллы?». (9 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема. «Какому народу принадлежит наследие Акмуллы?».

Класс. 9

Предмет. Башкирский язык и литература.

Тип урока. Интегрированный урок литературы и языка.

Форма. Урок-дебаты

Цель урока. Выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях; формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Какому народу принадлежит наследие Акмуллы?». Способствовать развитию навыков исследовательской работы с текстом художественного произведения, толковым словарем; способствовать развитию познавательной сферы и логического мышления обучающихся, формировать потребности к новым знаниям; воспитывать интерес к изучению башкирского языка. Организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:

планируемые результаты:

Личностные:

осознание эстетической ценности башкирского языка;

уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

потребность сохранить чистоту башкирского языка как явления национальной культуры.

Метапредметные:

владение всеми видами речевой деятельности; аудирование и чтение;

владение разными видами чтения текстов;

умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста.





Предметные:

представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;

понимание особенностей языкового оформления, испльзования выразительных средств языка в тексте.

Формы работы: парная, групповая.

Учитель. На уроках литературы мы изучаем творчество Мифтахетдина Акмуллы. По оценке профессора Гиниата Кунафина, «Мифтахетдин Акмулла - выдающейся просветитель и прославленный поэт-сэсэн второй половины 19 века, внес принципиальные новшества в развитие башкирской общественной мысли, культуру и литературы». В 1935 году стихи М.Акмуллы на казахском языке издал классик казахской литературы Сакен Сейфуллин, и в предисловии к сборнику пишет следущее: «Мифтахетдин Акмулла - казахский акын. Его стихи проникнуты духом казахов, духом кочевого народа». Так что мы будем обсуждать на нашем уроке-дебатах?

Ученик. Кончно же дебатах, я думаю, мы должны установить, поэтом и просветителем какого он народа является Акмулла.

Учитель. Верно, тема наших дебатов «Какому народу принадлежит наследие Акмуллы?». И унас есть ребята, готовившие материалы к этому уроку. Тема утверждающей команды «Акмулла - поэт и просветитель башкирского народа»., тема отрицающей команды «Мифтахетдин Акмулла - казахский акын». Представим слово утверждающей команде.

Спикер 1 УК. Спасибо! Для доказательства нашей приведем первый аргумент. М.Акмулла родился 14 декабря 1831 года в деревне Туксанбай Миякинского района Республики Башкортостан в семье указного муллы Камалетдина Ишкужина представлящего башкирский род. Это свидетельство приведено учеными Ахатом Вильдановым и Гиниятом Кунафиным, изучившими башкирскую литературу 19 века, шежере (родословную) Акмуллы. Есть стихотворение поэта, посвященное родной деревне, оно так и называется «Туксанбай».

Учитель. Спасибо! Привели хорошие аргументы. А теперь представим слово отрицающей команде.

Спикер 1 ОК. Спасибо! Профессор, исследователь историю историю казахской литературу Бейсенбей Кенжебаев пишет: « Мифтахетдин Акмулла - казах. Отцом Мифтахетдина был не Камалетдин, а казах Мухамедьяр, а мама Бибиуммугульсум - ногайка» Доказательством того, что отец поэта был казахом, является еще надгробная надпись на камне - Мухамедьяр. Известен, также, что Акмулла жил среди казахов Сибири , Кустаная, Петропавловска, учил их детей, участвовал на состязаниях и собраниях народных акынов. Имя Акмуллы было дано ему казахским народом.

Учитель. Спасибо! Привели хорошие аргументы. А теперь представим слово утверждающей команде, 2-ому спикеру.

Спикер 2 УК. Наш второй аргумент: какое стихотворение, кубаир не возьми, обязательно встретишь слова, понятия, пословицы, поговорки башкир. Приводим примеры.

Теләгенә ҡаршыларҙы һөймәй торған,

Ҡурайы килешкәндә, көйләй торған.

Ҡурай - национальный музыкальный инструмент башкир

Әҙәм кеше булмайҙыр, ҡайнап бешмәй

Мөхәббәт туҫтағынан шәрбәт эсмәй

Тустаҡ - небольшая деревянная миска

Иллә - мәгәр Мәржәниҙең эше башҡа,

Йылҡының толпарындай йондоҙ ҡашҡа.

Тулпар - мифический крылаты конь - один из самых популяных образов в башкирском фольклоре.

Бауырһаҡ та ашамаған Аҡмулла инем,

Сәйнәйем ҡара нанды ҡашыр-ҡашыр.

Бауырсак - башҡорт милли ризығы.

Учитель. Спасибо! Привели хорошие аргументы. А теперь представим слово отрицающей команде, 2-ому спикеру

Спикер 2 ОК. Наша команда также нашла казахские слова в произведениях Акмуллы. В годы пребывания в Троицкой тюрьме Акмулла написал стихотворение «В тюрьме». В нем он употребляет казахские слова. Например:

Үлерем иҫемдә ине, был - иҫтә юҡ,

Ҡаза етһә, бирә икән жәббар Хоҙай.

Свою смерть я чувствовал , а это - не:

Хозяин наказание дает унижением, оскорблением.

Жәббар - с казахского языка унижение, оскорбление.

Һөйләһә, һөйләй бирһен ҡара таған -

Ҡушылмаҫ аҡ маралға ҡара табан.

Но пусть болтает оскорбитель,

Не пристанут к белому оленю черные копыта

Таған - с казахского языка оскорбитель

Яу ҡайтып, баш асылыр был ҡайғынан,

Шоңҡарҙай күҙен асҡан томағанан.

Томаға-кожаный колпачок, надеваемый на голову ловчей птицы (беркута, сокол</<em>а).

Борадәр, был һүҙемде күрмәгеҙ ек.

Минең юҡ яҡшығыҙға эсемдә кик.

Народ мой, не видевшие (не слышавшие) этих слов,

У меня нет к вашему хорошему озлобления и ненависти.

Кик - озлобления и ненависти.

Ученик: В стихотворениях Акмуллы встречаются казахские пословицы

«Похудеет конь - станет шкурой, похудеет джигит - станет призраком».

Учитель. Спасибо! Привели хорошие аргументы. А теперь представим слово утверждающей команде.

Спикер 2 УК . Акмулла часто обращается к жанру башкирского народного творчества - кубаиру. Его кубаиры звучали на состезаниях башкирских сэсэнов. Известно кубаиры «Счастье», «Йырау», «Зачем хвалить коня?».

Спикер 2 ОК. Улен-один из жанров казахской поэзии. Улены исполнялись акынами под музыку домбры. Есть улены и у Акмуллы, он исполнял их сам, аккомпанируя себе на домбре. Это национальный музыкальный инструмент казахов.

Учитель. Обе команды убедительно доказывали свою правоту, приводили обоснованные аргументы. Акмулла -выскообразованный человек, гуманист своего времени. Он одинаково хорошо владел и башкирским, и казахским, и татарскими языками, писал на них, а если было необходимо, объединял их. Такие же примеры, которые приводили вы можно обнаружить и в татарской литературе. Рассмотренные на уроке сведения доказывают общность культурного, литературного наследия тюркоязыхных народов. Крепость дружбы между ними доказал и саммит ШОС БРИКС, прошедший нынешнем летом в нашей Республике Башкортостан. Вполне современно звучат стихотворения Акмуллы «Дружба».

Пусть твой друг красив не будет,

был бы честен он с тобой,

Был бы он душой свободен,

хоть и притеснен судьбой.

Пусть разделит дни удачи и не бросит в час беды,

Пусть в делах его не будут гнусной подлости следы.

Домашнее задание. Как увековечно имя Акмуллы у башкир, татар, казахов, а может, и других народов? Спасибо за урок, до свидания!



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал