7


  • Учителю
  • Исследовательская работа: «Препояши силою нас, Дево, пояса твоего...» ( О почитании святыни - Пояс Пресвятой Богородицы)

Исследовательская работа: «Препояши силою нас, Дево, пояса твоего...» ( О почитании святыни - Пояс Пресвятой Богородицы)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тумская средняя общеобразовательная школа № 46

















Исследовательская работа:









«Препояши силою нас, Дево, пояса твоего...»

( О почитании святыни - Пояс Пресвятой Богородицы)













Автор работы:

Учащаяся 6А класса

МОУ Тумская СОШ №46

Егорова Василиса

Преподаватель:

учитель ОПК

Волошина Е.П.





Октябрь, 2016-2017 уч.год.

Содержание.





1.Введение.

  • Актуальность темы.

  • Цели и задачи и методы исследования.

  • Практическая значимость исследовательской работы.

2.Основная часть.

  • История происхождения Пояса Пресвятой Богородицы.

  • Местонахождения пояса в настоящее время.

  • Пояс Пресвятой Богородицы в России.

  • Чудеса святыни, явленные посредством святого Пояса.

  • Молитвы.

3.Заключение и выводы.

4.Приложения.

5. Список используемых источников и литература.





























Введение.

Мы с родителями часто путешествуем. Были в Египте, на острове Корфу, Родосе, Кипре, Италии. Посещаем разные монастыри, поклоняемся святыням, которые находятся в этих местах. На Афоне нам побывать не пришлось, так как женщин туда не пускают. На Святой Земле посчастливилось побывать моему брату. Он поделился со мной своими впечатлениями, показал множество фотографий, рассказал о святынях этого места. Меня заинтересовала история о Поясе Пресвятой Богородицы, который хранится в Ватопедском монастыре. Я захотела побольше узнать об этой реликвии.

Из бесед со своими сверстниками я выяснила, что большинство ребят плохо знакомы или практически не знают о Поясе Пресвятой Богородицы. Таким образом, актуальность моей работы вижу в привлечении внимания к изучению православных реликвий. Считаю, что каждый человек должен знать и относиться к святыням с глубоким уважением, ведь православные ценности всегда составляли духовное ядро русского человека. Очень точно заметил философ Иван Ильин: без святынь «Россия подобна раме без картины, колыбели без младенца».

Сформировалась цель моей работы: изучить историю Пояса Пресвятой Богородицы, рассмотреть традицию его почитания.



Были определены задачи исследования:

  1. Узнать историю появления Пояса Пресвятой Богородицы

  2. Ознакомиться с местами хранения святого пояса

  3. Найти сведения о чудесах Святого Пояса.

Методы исследования:

  • Чтение и анализ специальной литературы;

  • Работа с медиаресурсами;

  • Беседа с жителями посёлка;

Считаю, что данная исследовательская работа может служить материалом для уроков истории, Основ Православной культуры, проведения классных часов.





Есть на Земле место - Святая гора Афон. Географически она расположена в Северной Греции в области Халкидики на одном из трех полуостровов, далеко выдающихся в Эгейское море. Максим Грек, святогорский монах, приехавший на Русь в начале XVI века, рассказывает: «После вознесения Иисуса Христа апостолы собрались в сионской горнице в Иерусалиме, ожидая сошествия Святого Духа. С ними была и Пресвятая Дева Мария. Ученики бросали жребий - кому какая страна достанется для проповеди Евангелия. Богородица сказала: «Хочу и я принять участие в трудах евангельской проповеди». Ее жребий пал на Иверскую страну - Грузию. Но ей явился Архангел Гавриил и сказал: «Не отлучайся из Иерусалима, подожди. Относительно же страны, доставшейся тебе по жребию, не беспокойся, она просветится впоследствии. Тебе же предстоит труд апостольства в другой земле, куда тебя сам Бог приведет».

Богородица осталась в Иерусалиме. Пречистую Матерь пригласил епископ Лазарь с Кипра и прислал за ней корабль. В пути судно настиг сильный ветер, и его прибило к берегам Афона. Сойдя на землю, Божья Матерь услышала голос в неба: «Сколько я прибавлю, Матерь Моя - все твоим будет. Если они будут хранить мои наставления отныне и в дальнейшем - пусть будет это твоим наследием и твоим садом и раем, и даже пристанью спасения для желающих спасти себя. Но так же и пристанищем и убежищем, и спокойной пристанью для упокоения тех, кто обременен многими грехами».

С тех самых пор Святая гора Афон стала уделом Богородицы. Здесь все не так, как в нашем земном мире. На Афоне в монастырях распространено византийское время, согласно которому, первый час ночи начинается с захода Солнца. Сутки здесь поделены на две равные части - день и ночь. В каждом монастыре есть вот такая колокольня с часами, где стрелки показывают византийское время. В афонском монастыре Ватопеде рядом с часами находится деревянная скульптура пирата с саблей. Скульптура является напоминанием о быстротечности земной жизни и неизбежной смерти. Она специально укреплена здесь в назидание монахам.

На Святую гору приезжают тысячи паломников. Здесь могут рядом стоять президенты и простые люди. Они здесь все равны. Монастырь Ватопед был создан в Х веке. По преданию, этому послужил один случай. Корабль с наследником византийского императора Феодосия попал в шторм, маленького царевича Аркадия волной смыло за борт и выбросило на берег. Утром его нашли спящим под кустом. Мальчик рассказал, что он был спасен Богородицей. В честь спасения своего сына византийский император Феодосий Великий построил здесь храм. Затем этот храм стал монастырем под названием Ватопед - в переводе с греческого «ребенок под кустом».

Монастырь этот особенно Богородичный. Он Богородичный не только потому, что здесь находятся семь известных чудотворных икон, но и из-за присутствия здесь святого пояса Девы Марии. Этот пояс находится в монастыре с XIV века. Пояс уже настолько отождествлен с нашим монастырем, что раньше Ватопедцев называли «святопоясниками». Право выносить этот пояс имеют только священники. Обычные монахи делать этого не могут.



"Препояши силою нас, Дево, пояса твоего, на врагов укрепляющи, страсти покаряющи присно мучающие и борющие, и победительное нам безстрастие присно подающи, чисто славити Тя"

Это песнопение посвящено празднику, посвящённому Деве Марии - Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы, который Православная церковь празднует 31 августа(13 сентября)

В песнопениях праздника говорится, что от соприкосновения со святыней у человека «обновляется сердце», он «препоясуется силою непобедимою на страсти нечистыя» и пребывает невредимым «от враг безплотных».

Какова же история происхождения пояса Пресвятой Богородицы?

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПОЯСА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ



Пояс Пресвятой Девы Марии, который в наши дни разделен на три части, - единственная сохранившаяся реликвия ее земной жизни. Согласно Преданию, пояс был соткан из верблюжьей шерсти самой Девой, и после Успения при Вознесении она отдала его апостолу Фоме.

В память происшедшего чуда и двукратного положения честного пояса был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы.

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме было при императоре Аркадии (395-408). До того великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью, после Ее Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан. Через много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886-911), от пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа.

Императрице было видение, что она будет исцелена от недуга, когда на нее будет возложен пояс Матери Божией. Император обратился с просьбой к Патриарху. Патриарх снял печать и открыл ковчег, в котором хранилась святыня: пояс Матери Божией оказался совершенно целым, неповрежденным от времени. Патриарх возложил пояс на больную императрицу, и она тотчас освободилась от своего недуга. Был отслужен торжественный благодарственный молебен Пресвятой Богородице, а честной пояс положили обратно в ковчег и запечатали печатью.

В первые века христианской эры он находился в Иерусалиме. Известно, что в IV веке он хранился в каппадокийском городе Зела, и в этом же веке император Феодосий Великий вновь привез его в Иерусалим. Оттуда его сын Аркадий доставил Пояс в Константинополь.

Поначалу святыню поместили в храм Халкопратион, откуда в 458 г. император Лев I перенес его во Влахернскую церковь.

В XII веке, в царствование Мануила I Комнина (1143-1180), официально был учрежден праздник святого Пояса, проводимый 31 августа. До того его чествовали 1 июля, в совместном праздновании с Честными Ризами Богородицы.

Пояс оставался в Константинополе до конца XII века. Но среди последствий поражения Исаака Ангела от болгарского царя Асана в 1185 г. было и то, что Пояс оказался выкраден и доставлен в Болгарию. Позже он попал к сербам.

Князь Лазарь I отдал Пояс вместе с частицей истинного Креста в дар Ватопедскому монастырю. С тех пор он хранится в святилище, расположенном в кафоликоне, главном монастырском соборе.







Местонахождение святыни в настоящее время.

После падения Константинополя известно о нескольких местах нахождения частей этой реликвии:

  • монастырь Ватопед (Афон)- дар сербского князя Лазаря, считается частью пояса, которую византийские императоры брали с собой в военные походы и которую отбили у византийцев болгары.

  • монастырь Троодитисса (Кипр)

  • Влахернская церковь в Зугдиди (Грузия) - часть, привезённая племянницей императора Романа III, ставшей женой грузинского царя Баграта IV. В начале XIX века Нино, дочь царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала часть пояса в дар императору Александру I, который, украсив его драгоценными камнями, вернул обратно и повелел построить в Зугдиди церковь для хранения реликвии.

  • Храм Илии Пророка Обыденного (Москва) - частичка святыни, хранящаяся в мощевике у придела апостолов Петра иПавла.

  • Казанский собор (Санкт-Петербург) - 21 сентября 2011 года частица пояса Богородицы подарена собору на вечное хранение.[16]

  • Прато (Италия) - Sacra Cintola - реликвия, предположительно захваченная крестоносцами во время I Крестового похода в Иерусалиме, почитается как пояс, который Дева Мария вручила апостолу Фоме в момент своего Вознесения. Реликвия была привезена из Иерусалима в 1141 году купцом Прато Микеле Дагомари, хранится в кафедральном соборе города (en:Prato Cathedral).







Пояс Богородицы

Впервые со святой горы Афон

спустилась в мир реликвия святая.

И люди все идут к ней на поклон,

на чудо исцеленья уповая.



Лишь для России выпала вдруг честь,

увидеть пояс тот святой воочью.

И всех людей, конечно же не счесть,

что к ней идут сейчас и днём, и ночью.



Ведь это пояс матери Христа,

она была в нём на распятьи сына.

В слезах стояла Матерь у креста

и небеса о помощи просила.



Святой тот пояс всё в себя впитал-

- и Воскрешение Христа-Мессии.

И то, когда из мёртвых он восстал,

и слёзы Богородицы Марии.



Россию Богородица хранит,

ведь много раз несчастья отводила.

Россия не закатится в зенит,

нас Матушка опять благословила.

Светлана Светлова-Ягодина,2011г.







ПОЯС ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В РОССИИ



С 20 октября по 28 ноября 2011 года часть пояса Богородицы, хранящаяся в Ватопедском монастыре, по инициативе Фонда Андрея Первозванного была привезена в Россию. Группа афонских монахов, сопровождающая пояс, на специально арендованном самолете посетила 14 городов и Серафимо-Дивеевский монастырь за 39 дней. По приблизительным оценкам поясу поклонились более 3 млн. 100 тыс. паломников.

Ранее на все просьбы из других стран, в частности, из США и Румынии, Ватопедский монастырь отвечал отказом. Исключение было сделано лишь для России.





Пребывание Пояса Пресвятой Богородицы в разных городах.

  • Принесение ковчега с Поясом в Санкт-Петербург в 20-х числах октября привлекло такое множество верующих, что они образовали очередь длиной 2 км к Воскресенскому Новодевичьему монастырю на Московском проспекте, которая фактически блокировала движение на соседних улицах. Для детей и инвалидов была организована отдельная очередь, которая стояла со стороны Московских ворот. Чтобы войти в монастырь приходилось ожидать в среднем 13 ч. Среди прочих поясу поклонился Владимир Путин.

  • Следующим городом пребывания пояса стал Екатеринбург. Святыня, выставленная в Свято-Троицком кафедральном соборе, также вызвала большой приток паломников из близлежащих территорий, итоговое число паломников составило 150 тыс. человек.

  • В Красноярск поклониться поясу Богородицы съехались паломники со всей Сибири - из Алтайского края, Новосибирской, Кемеровской, Томской, Иркутской областей. Крестный ход прошёл по главному проспекту города от храма Иоанна Предтечи до Покровского кафедрального собора, куда верующие могли прийти и поклониться в течение двух с половиной суток. После ковчег был доставлен к часовне Параскевы Пятницы, стоящей на холме, откуда им был благословлён город. К 8:30 часам утра 3 ноября, чтобы все желающие успели побывать рядом со святыней, ковчег с поясом поставили на носилки, которые подняли на высоту человеческого роста, и под ним проходили верующие.

  • В Тюмени Пояс встретили архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, губернатор области Владимир Якушев, заместитель полпреда президента вУрФО Сергей Сметанюк и другие высокопоставленные лица. Прямо в аэропорту был отслужен первый молебен. Торжественная встреча святыни началась на перекрестке ул. Луначарского и ул. Полевой, в крестном ходе участвовали более семи тысяч человек. Перед воротами монастыря Владыка Димитрий поднял ковчег со святыней над головой и обратился к верующим: «Тюмень посетила великая святыня - Пояс Пресвятой Богородицы. Её собственными руками он был соткан. И вот на протяжении уже двух тысячелетий святыня укрепляет тех, кто с благоговением прикладывается к ней. Я приветствую братию Ватопедского монастыря на Афоне. Этот монастырь дорог каждому верующему в России. Всех вас, дорогие братья и сестры, я призываю приступать к святыне с благоговением, сохраняя молчание и внутренне молясь "Пресвятая Богородица, спаси нас"» Благодаря задержке перед воротами обители верующие в первый час после молебна могли наблюдать удивительное явление: с лика Богородицы на иконе с приветственной растяжки начали стекать струи какой-то жидкости, образ «заплакал». Затем пошёл дождь, и разглядеть это было уже трудно.. Далее святыню повезли в Нижний Новгород.

  • Поток паломников в Нижнем Новгороде оказался таким большим, что на второй день пребывания Пояса на нижегородской земле закончились большие иконки Богоматери с тропарем и кондаком на обратной стороне. Эти иконки выдавали служители храма весь первый день вместе с маленькими образами Богородицы и ленточками-поясками. Однако поясков и маленьких иконок хватило всем пришедшим. 4 ноября к Поясу Богородицы приложился президент России Дмитрий Медведев, приехавший в Нижний Новгород на празднование Дня народного единства.

  • В Дивееве ватопедские монахи, сопровождающие Пояс, выступили в необычной роли - в роли участников экскурсии, которую для них провела монахиня Макария (Огудина). Гости посетили Казанскую церковь, и осмотрели все её приделы, поклонились хранящимся здесь мощам святых дивеевских жен, новомучениц и блаженных, побывали на могиле помещика Николая Мотовилова. Особым событием стало посещение Троицкого собора, где гости смогли приложиться к мощам преподобного Серафима Саровского. Иеромонах Елпидий признался:

«Я много читал о Дивеевской обители, а теперь увидел все своими глазами, для меня большая радость оказаться здесь».

Насельник монастыря Ватопед, иеромонах Максим рассказал журналистам:

«Мы очень любим батюшку Серафима. Мы под большим впечатлением от всего увиденного в России и в этом монастыре, от любви, которую русские испытывают к Святой горе Афон, а особенно от благоговения и любви русского народа к Пресвятой Богородице… Мы в наших молитвах всегда были и будем с русским народом. Во всех ваших сложностях и трудностях мы всегда рядом. И вы тоже молитесь за нас»

  • В Москве очередь желающих поклониться Поясу начиналась от Лужников (около 8 км до Храма Христа Спасителя); максимальное время прохождения очереди - 26 часов. Количество паломников было таким большим (80 тыс. человек в очереди), что было принято решение продлить пребывание пояса в российской столице до 28 ноября (первоначально планировалось до 23 ноября, затем до 27-го).





Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал:

«Разве эти бесконечные очереди, которые поразили сознание современных россиян, - очереди верующего народа к Поясу Пречистой Богоматери - не являются выражением великой веры народа, в ответ на которую Бог дает нам чудо? Чудо сохранения веры и жизни, чудо, которое помогает нам устремляться сквозь тучи к звездам, преодолевая все препятствия, возникающие на нашем пути»





Чудеса, явленные посредством святого Пояса.





Судно не трогается с места.

Однажды Честной Пояс пригласили жители г. Эноса. Монахов, сопровождавших его, разместили в доме одного священника, супруга которого тайно отрезала от него кусочек. Когда отцы взошли на судно, чтобы отправиться в путь, хотя море и было спокойным, судно не трогалось с места. Видя это странное явление, матушка покаялась в содеянном и отдала отцам отрезанную частицу Пояса. Только тогда судно смогло отплыть. По причине произошедшего был изготовлен второй ковчег, где эта частица хранится по сей день.



Перипетии Святого Пояса.

Во время восстания 1821 г. по просьбе народа Крита, где свирепствовала чума, Святой Пояс был перенесён на остров. Однако, когда монахи собрались вернуться в монастырь, они были схвачены турками и отправлены на виселицу. Святой Пояс был выкуплен английским консулом Доменико Сант-Антонио. Оттуда пояс был перенесён на остров Санторин, в новое жилье консула. Весть разошлась по всему острову, и когда епископом острова об этом было сообщено монастырю, в 1831 г. на Санторин был послан проигумен Дионисий. Консул запросил за Святой Пояс 15 000 пиастров, и народ с трогательной готовностью собрал эту сумму. Так Святой Пояс был выкуплен и возвращен в монастырь Ватопед.

Однако случившееся в Эносе с супругой священника повторилось и с супругой консула. Прежде чем передать Пояс проигумену Дионисию, она втайне от своего мужа отрезала от него кусочек, в результате чего в скором времени ее муж внезапно скончался, а мать и сестра тяжело заболели. Поэтому в 1839 г. она отправила в монастырь письмо с просьбой прислать представителей за оставшимся кусочком.

С тех пор и по сей день ежегодно 10 октября торжественно отмечается возвращение Честного Пояса в нашу Священную Обитель.



Исчезновение заразной болезни - воскрешение умершего.

В 1864 г. Святой Пояс был перенесён в Константинополь, поскольку его жителей бичевала холера. Как только корабль подошёл к порту, холера исчезла, и никто из больных не умер. Это невероятное чудо привлекло к себе внимание султана, который попросил принести Честной Пояс во дворец, дабы к нему приложиться.

Во время пребывания Святого Пояса в Константинополе греческий житель г. Галаты попросил перенести его в свой дом по причине тяжелой болезни его сына. Однако, когда Святой Пояс принесли, он уже умер. Тем не менее отцы не отчаялись. Напротив, они попросили увидеть умершего, и как только на него был возложен Честной Пояс, умерший воскрес.



Нашествие саранчи.

В 1894 г. Честной Пояс пригласили в Мадит, что в Малой Азии, из-за нашествия саранчи, уничтожавшей деревья и поля. Когда корабль, на котором перевозили Пояс, приблизился к порту, небо покрылось тучами саранчи, которая стала падать в море, так, что корабль еле причалил. Видя произошедшее чудо, жители Мадита, не переставая, пели на берегу «Господи, помилуй».



Избавились мы от великой беды.

Отец Косма Хрисулас в своем письме к Обители пишет: «В 1915 году в нашу деревню Неохори попросили привезти Святой Пояс из Обители Ватопед, дабы помогла нам от нашествия саранчи. Святыню привезли и совершили водосвятие. Появились на небе в великом множестве черные птицы и пожрали всю саранчу. Так избавились мы от беды».



Остров Тасос избежал засухи.

В 1957 году жители о. Тасос пришли в Обитель и просили привезти Честной Пояс Богоматери на остров, так как на острове уже много лет не было дождей, и он мог превратиться в пустыню. Отцы согласились и через несколько дней решили отправиться на остров.

По монастырскому уставу, когда Честной Пояс выносят из Обители, совершается молебен. Из храма с хоругвями и каждением под звон колоколов выходит торжественная процессия, и братия сопровождает Честной Пояс до лодочной пристани монастыря. По пути к морю продолжается пение Молебна.

Так было все и тогда, и отцы отправились на кораблике к о. Тасос, который находится на расстоянии 2-3 часов плавания. Погода была хорошей, небо было безоблачным, дождя не ожидали. Но, когда корабль зашел в порт о. Тасос, начался проливной дождь, и воды было столько, что невозможно было сойти с корабля на берег. Поэтому отцы сразу вернулись в Обитель, славя Пресвятую Богородицу, которая спасла благочестивых жителей острова, видя его благие намерения и стремления.

Молитвы

Исследовательская работа: «Препояши силою нас, Дево, пояса твоего...» ( О почитании святыни - Пояс Пресвятой Богородицы)

Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 8

Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 2

Богоприятное Твое чрево, Богородице,/ объемший пояс Твой честный/ держава граду Твоему необорима/ и сокровище есть благих неоскудно,/ едина рождшая Приснодево.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 4

Честнаго пояса Твоего положение/ празднует днесь Твой, Препетая, храм/ и прилежно взывает Ти:/ радуйся, Дево,/ христиан похвало.





Заключение и выводы.

Проанализировав и изучив материалы по теме, я пришла к выводу:



1.Духовное значение для верующих Пояса Святой Богородицы очень велико.

2.Чудеса после приложения к святыне происходят. Это может быть как физическое, так и психологическое выздоровление.

3. Следует с уважением относиться к православным святыням как к неотъемлемой части духовно-нравственной культуры современного общества.



Как пишет святой Иоанн Златоуст: «Иисус Христос</</u>, почитая подвиги, кровь и мученичество святых, оставил их души на небесах. Их же тела и священные реликвии он оставил на земле ради нашего спасения».



Список используемых источников и литература:



  1. Честной Пояс Пресвятой Богородицы в России. pravoslavie.ru/put/49477.htm

  2. Пояс Богородицы. Послесловие. - фильм Аркадия Мамонтова,2013, Россия, документальный фильм. www.zoomby.ru/watch/poyas-bogorodicy-posleslovie

  3. «Большая энциклопедия Кирилл и Мефодий 2007».

  4. Светлана Светлова-Ягодина. Стихотворение «Пояс Богородицы»,2011г.

  5. Честной пояс Богородицы. Иеромонах Сергий Веснин,1847 год

  6. Чудеса Святого Пояса. Святая гора Афон. https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/ob-afone-chudesa-po-molitvam-k-pojasu-bogorodicy-1.1338/.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал