- Учителю
- «Герой нашего времени» (по роману Ц. Ж. Жимбиева «Год огненной змеи»)
«Герой нашего времени» (по роману Ц. Ж. Жимбиева «Год огненной змеи»)
Министерство образования и науки РБ Литература Бурятии «Герой нашего времени» (по роману Ц. Ж. Жимбиева «Год огненной змеи»)
Выполнил: Базарова Эржена ГОУ Новоселенгинская школа-интернат среднего (полного) общего образования 11 класс Селенгинский район С.Новоселенгинск Ул.Горького,71 8 (30145) 96-6-61 Руководитель: Цыденова Сэсэгма Владимировна
|
Введение
Творчество любого писателя, прежде всего, национально, потому что он сам является носителем культуры своего народа, его мировоззрения и самосознания. Поэтому всегда актуальны исследования своеобразия национального мышления и отражения мира в художественной литературе для выявления и типологической общности взглядов различных писателей на мир и человека.
Актуальность данной темы обусловлена возросшим вниманием к проблеме национальной специфики мира и человека. В настоящее время в литературоведении актуализируется проблема изучения национальной художественной картины мира через целостный анализ литературных явлений, когда национальная концепция мира и человека заключает в себе неотделимость человека от истории и социальной картины в целом.
Степень разработанности темы. Нужно отметить, что первое десятилетие в литературном процессе Бурятии сконцентрировало в себе основные тенденции и особенности его роста. Действительно, за короткий период (7-8 лет) бурятская проза проходит большой путь развития, совершает переход от устных рассказов фольклорного типа до первой реалистической повести.
Цель исследования - «Герой нашего времени» в романе Ц.Ж.Жимбиева «Год огненной змеи».
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- выявить основные проблемы в становлении и формировании личности ребенка.
- определить эволюцию выявленных концептов как в самих произведениях, так и в литературном процессе.
Объект исследования данной работы является бурятская проза 1960-1980-х годов.
Предметом исследования служит роман Ц.Ж. Жимбиева «Год огненной змеи».
Методы исследования: структурно-описательный с элементами системного и семантического анализа, функционально-композиционный.
Научная новизна данной работы заключается в том, что в данной работе предпринята попытка комплексного исследования романа для выявления становления и формирования личности подростка.
Структура и объём работы определяются поставленными задачами и характером исследуемого материала. Работа состоит из введения, 2- глав, заключения и списка литературы.
1. Развитие бурятской литературы послевоенного периода.
История развития литературного процесса в 60-80-е гг. В первое послевоенное десятилетие в Бурятии получают быстрое развитие все основные роды и жанры литературы. Значительные произведения, широко и многосторонние отражающие жизнь, были созданы поэтами и драматургами республики.
Большая проза Бурятии начиналась историческим романом,
для которого с самого начала было характерно тяготением к
широкому эпическому изображению этапных моментов в жизни
народа, породившее стремление к многоплановым, монументальным произведениям. Это было обусловлено рядом факторов жизни страны и республики, и, прежде всего тем, что вместе со страной, вместе с народом, возмужавшим в тяжелейших испытаниях Великой Отечественной войны и послевоенного восстановительного периода, выросли и сами писатели.
Одной из сильных сторон бурятской литературы стала в эти годы прочно укоренившая в ней традиция реалистического изображения жизненных процессов, утверждения нового, прогрессивного. Проявлением её является, в частности, изображение бурят не в имманентном, национально замкнутом кругу, а в постоянном и дружеском общении с представителями других народов, чаще всего с русскими людьми. Тесно связана с и почему он обусловлен? Общение к литературному процессу страны убеждает в том, что возвышение жанра повести - явление характерное для всей многонациональной советской литературы 1960-1980-х годов.
Бурятская повесть, развиваясь в русле всесоюзного литературного прочеса, стала в жанровом, тематическом, стилевом и идейно-художественном плане более многообразной, возросла социальная и нравственная глубина художественного исследования и обобщения духовного мира человека, усилилась тенденция к более диалектичному изображению положительного героя, произошло укрупнение характера «обыкновенного» человека.
Как и в предшествующее десятилетие бурятской повести во многом определяла традиционная для бурятских прозаиков «деревенская» тема. Именно здесь с особой силой осознаются , высвечиваются коренные для каждого человека проблемы истоков, малой родины, особенности бытования и развития народной культуры, национальной психологии, нравственных ценностей. В 70-80-е годы «деревенская» повесть, ставшая объёмной, полновесной, продолжила традиции прежних стилевых, тематических традиций, и в то же время в ней отчётливо выделились такие новые направления, как повести о военном детстве, выстроенные на автобиографическом материале, лирическая повесть, экологическая тема.
Впрочем, границы поджанровых разновидностей заметно размываются: экологическая тема довольно часто решается писателями на жизненном материале, не связанном с деревней (улусом), а именно благодаря этому деревенская тема смыкается с производственной тематикой, рождённой наступлением научно-технического прогресса. Больший удельный вес, чем прежде, получила морально-этическая проблематика.
В бурятской прозе по-своему откликается на военную тему ряд писателей, чьё детство пришлось на трудные военные годы. Неслучайно в их произведениях возраст героев почти совпадает с возрастом писателей в описываемое время, которое называлось тяжёлым словом - война... Личные впечатления, сохранившиеся в памяти ощущения, переживания стали нравственной основой, способствующей тому что изображённые ситуации становятся жизненными, а характеры правдиво вписываются во время. В произведениях Ц. Галанова, Ц-Ж. Жимбиева, Д. Эрдынеева, Б. Ябжанова, С. Цырендоржмева, Ц-Д. Хамаева, М. Осодоева, Н. Очирова, К. Балкова и других деревенские мальчишки военных и первых послевоенных лет, их раннее приобщение к труду, к заботам взрослых, что не мешало им в то же время оставться детьми - становится поводом для серьёзного разговора о событиях минувшей войны, Глубоко пережитое время вновь оживает в мыслях и раздумьях юных героев. Поколение мальчишек сороковых годов утверждало правду будничного героизма в тылу. Именно это определяет содержание их повестей также как содержание ряда произведений советских писателей Н. Думбадзе, Г. Семёнова, Ю. Куранова, Н. Воронова, А. Якубова и др. Рассказ об одной судьбе перерастает в их произведениях в повествование о целом поколении, об эпохе военных е первых послевоенных лет.
Интенсивное развитие жанра повести, занявшего в рассматриваемый период доминирующее положение среди жанров бурятской прозы, отнюдь не замедлило развития и широкое функционирование романа. В местном и центральных издательствах неоднократно переиздавались, в том числе и в переводах на иностранные языки романы бурятских писателей, созданные в 40-х начале 60-х годов и заслужено завоевавших признание читателей. Но главное в том, что, несмотря на небольшое количество новых романов ( около двух десятков ), именно роман в различных жанровых модификациях определял тенденцию развития и сущность литературного процесса.
Романы неравноценны по своему идейно-художественному содержанию. Это вполне естественно, обусловлено своеобразием каждого писателя, его видения мира и постижением процессов развития жизни, индивидуальной манерой письма и т.д. Тем не менее, в них есть некоторые общие черты, обусловленные временем «развитого социализма». Большинство романов о современности отмечено стремлением авторов к отражению многообразия, сложности, а порой противоречивости жизни, к утверждению созидательной, преобразующей мир деятельности народа, к показу благородства и человечности социалистического строя, социалистической морали. Это выразилось в углублённом художественном исследовании процессов, происходящих в жизни, в частности, процессов преобразования в современной колхозной деревни, в осмыслении и постижении социальных, экономических, исторически-конкретных условий, в которых утверждаются в сознании людей и их жизни новые нравственные начала.
Именно этим порождены некоторые общие почти для всех романов особенность. Это прежде всего пристальное внимание к человеческой личности, взятой не в каких-то исключительных, экстремальных обстоятельствах, а напротив, в обыденной, подчёркнуто будничной, повседневной обстановке. Это, далее, своеобразие конфликта, который в большинстве случаев выражался не в прямом столкновении противоборствующих сил, а через многочисленные опосредствования. Это сложность и напряжённость душевной жизни людей, изображаемых в романах, глубокий интерес писателей к теме формирования нравственного облика современной молодёжи. И, наконец, заслуживает быть отмеченной такая общая черта как многоплановость и часто отсутствие в них одного, определяющего всё действие, ведущего всё развитие сюжета центрального героя.
Авторы не ставили своей задачей рассмотреть все произведения бурятской прозы, также как не стремились к развёрнутому анализу произведений, в той или иной степени. Их задача обратить внимание на богатство идейно-тематической проблематики бурятской прозы, многообразие видовых и жанровых, неуклонное углубление в ней реалистических начал, на некоторые особенности её развития. При этом с очевидностью выявляется следующие закономерности: творческие победы одерживаются писателями там, где наличествует не только хорошее знание жизни и людей изображаемой эпохи, не только мастерское владение слова, умение лепить характеры и обрисовывать обстоятельства, но и глубокое философское постижение действительности, ведущих тенденций исторического процесса. В особенности это относится к роману. Без большой мысли, ставшей художественной идеей , самые яркие описания самых необыкновенных героев и обстоятельств, живописные картины природы и жизни не складываются в целостное художественное полотно, не образует романа. Владение романной формой - это, прежде всего искусство видеть и понимать жизнь, искусство художественного обобщения явлений и процессов действительности. Все компоненты художественного произведения; идейно-тематическая проблематика, сюжетные линии, образная система, архитектоника и стилистика его - полностью подчинены и определяются каждый раз философско-содержательным началом, той задушевной думой, которая волнует автора и, формируясь, становится художественной идеей, побуждающей к творчеству. Именно это философско-содержательное начало цементирует воедино все компоненты произведения, определяет художественную меру, сообразно которой образы, детали, ситуации сливаются в единое художественное целое, крупно обобщающее явления жизни.
Это, отнюдь не новая истина, по-видимому, не всегда учитывалась писателями, ставшими, что достаточно толстая рукопись - уже есть роман.
Но, тем не менее, именно развитие романа убеждает, что писатели Бурятии к началу 80-х годов вышли в своём творчестве на новые рубежи, на новый, более высокий уровень, по значимости проблематики и по художественному качеству произведений вплотную приблизившийся к всесоюзному. Бурятский роман с наибольшей полнотой выразил тенденции развития бурятской прозы в рассматриваемый период. А если говорить шире, то и тенденции развития всей литературы, в которой шёл интенсивный процесс дальнейшего углубления художественного исследования жизни народа.
Глава 2.Внутренний мир Батожаба.
В психологической прозе предмет изображения проявляется два раза; как создаваемый объективный факт и как пережитый факт; как предмет мыслей, суждений, оценок - эмоциональных, нравственных отношений. В этом плане интерес представляет тип повествования от первого лица - явление заметное в современной бурятской прозе. Поскольку повествователь становится участником или свидетелем рассказываемых событий, в произведении создаются широкие возможности и для описания, и для анализа, комментирования. Повествование в романе «Год огненной змеи» в целом ведётся от перового лица, что позволяет активно использовать авторские размышляющие интонации, элементы самонаблюдения, самоанализа, принципы внутреннего монолога - одной из основных форм психологического анализа. Поиски истоков развития личности в трудные годы войны привели Жимбиева к художественному открытию настоящего характера, глубоко национального в своих мыслях и чувствах.
Ц. Жимбиева, несмотря на довольно явственно выраженную приверженность его произведений к фольклорным началам, скорее можно отнести к продолжателям цэдоновской традиции конкретно - аналитического повествования. Этот тип прозы на современном уровне отличается стремлением показать характеры как бы изнутри, акцентируя внимание на самовыражении, самонаблюдении, меньше оставляя места авторскому отношению. Жимбиевские герои в зависимости от художественных задач писателя проживают на страницах романа либо целую жизнь, либо несколько месяцев, в которые совершается познание жизни молодым человеком, рано повзрослевшим в трудные годы войны, как в романе «Год огненной змеи». Здесь автор поставил перед собой задачу показать саморазвитие, эволюцию роста героя, только что вступившего в жизнь. Военное детство, становление характера подростка, осознание личной причастности к судьбе своего народа, устремлённость к победе , уяснение доброго и злого в человеческой жизни, стремление понять, в чём долг каждого перед народом , перед самим собой - все эти вопросы ставятся и решаются в романе не только на уровне сюжетики, но и в раздумьях молодого героя.
Использование исконно народных художественных традиций, сказовых форм в сочетании с реальной действительностью создаёт определённую атмосферу повествования. В романе действие происходит на замкнутой территории - в бурятском улусе в военные годы. Не случайно главы в романе названы «Днём» (нечётные) и «Ночью» (чётные). В нечётных главах романа показаны реальные тыловые будни, в нечётных - в повествовании усилено фольклорное начало, позволяющее писателю элементы сказочности и фантастичности.
Раздвигая временные границы эпического повествования, автор сумел показать напряженность сложность военного времени. Обычность тыловых будней колхозников сменяется таинственностью, загадочностью событий, происходящих в улусе и поданных через восприятие пятнадцатилетнего Батожаба, ночного конюха колхоза. Символично само название романа - «Год огненной змеи». Художественная условность не препятствует воплощению жизненной правды : она позволяет глубоко обобщать явления действительности, процессы духовной жизни человека в трудные годы. Совпадение восточного календарного года- года змеи с событиями жестокой войны - психологическая деталь, точно найденная автором. Стремление Жимбиева увидеть и показать действительности тыловых военных лет глазами юного человека, во многом живущего в мире фольклорных представлений, для которого образы, понятия, символы легенд и преданий в какое-то время предстают ощутимой реальностью,- творческая удача писателя в осмыслении недавнего прошлого.
Чуткий Батожаб способен уловить малейшие перемены не только в самом себе, но и в окружающем мире. Он моментально реагирует на все события, что передается читательно посредством выражения его ощущения и разноречивых мыслей. Это новое содержание не входит механически в мышление подростка, а претерпевает длительный и сложный процесс развития. Благодаря этому расширению и углублению содержания мышления перед подростком раскрывается весь мир в его прошлом и настоящем, природа, история и жизнь человека. Расширение среды в переходном возрасте приводит к тому, что средой для мышления подростка становится мир.
Первые строки романа «Год огненной змеи» дышат событиями тех дней.
«Плохие вести крылаты: - Война! -Война началась!
Из конца в конец зашумело по долине Гангаты. В нашу семью эту новость принёс я».
Страшная весть о начале войны ассоциируется в сознании старой бабушки с играми детей в войну и годом змеи , связанным в её преставлении с тяжёлыми историческими событиями в народной жизни. С вестью о войне кончается беспечное детство Батожаба. «Сэрэн-Дулма хээтэй принялась со злостью, словно уничтожала действительное оружие, бросать их (игрушки) В огонь. Костёр весело разгорелся! Иногда стреляет по сторонам со звуком «пяс-тас». Это прощальный залп моих винтовок, моих игрушек. Мне показалось, что горят не только игрушки, но горит и моё детство».
Почти каждый подросток, во время переходного возраста, сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст - самый короткий, но очень важный период жизни. И важно пережить его без особых травм. На взросление, возмужание нашему герою Батожабу Гомбоеву даётся всего лишь несколько коротких военных лет.
Как мы говорили раньше, что все повествования в романе ведётся от имени пятнадцатилетнего подростка, которого война лишила детства, раньше времени сделала взрослым. Табунщик Эрдэни Гармаев, которому Батожаб как старшему товарищу помогал пасти табун, прислал записку,где просил Батожаба вместо него сгонять табун на пастбище. Сам он решил идти добровольцем в армию, и надо было срочно съездить в военкомат. Для Эрдэни уход в армию не только юношеский порыв, но и проявление горячего патриотизма, так же как для Батожаба решение заменить уходящего на фронт Эрдэни не только проявление юношеской дружбы и взаимовыручки, но и рождение неведомого ему раньше чувства гражданской ответственности. Герой романа рассказывает:
Стараясь говорить как можно спокойнее, я объявил, что ухожу в ночное. Это сообщение ни у кого не вызвало особого удивления. Все знали, как я любил уходить с Эрдэни пасти табун... Им и в голову не могло прийти, что сегодня хозяином колхозного табуна будет не Эрдэни, а я Батожаб...»
Словно воин к предстоящему бою, готовится Батожаб к поездке в ночное , а оставшись ночью в степи один на один с табуном и звёздным небом , побеждает нахлынувший страх. Когда назавтра мать узнав, что её сын один пас табун, потребует от него больше не ездить в ночное, она услышит в ответ:
«-Война, ма ... Эрдэни ушёл в армию, другие уйдут, кому табун гонять? Мне гонять табун. Я с Эрдэни много раз гонял. Больше некому, ма.» Готовность прийти на помощь к людям, забота об общем благе вполне осознанно проявятся у Батожаба, когда после поездки в ночное он будет работать на сенокосе. И совсем взрослым, политически грамотным предстанет Батожаб в продолжительной схватке с Хурлой. Оживление религиозных предрассудков, как и появление дезертирства - всё это было связано с войной. Малограмотные, суеверные, надломленные духом люди становились жертвами шарлатанов, и Батожаб стойко ведёт с ними бой . Все сюжетные линии романа тянутся к нему. Рассказывая о своём герое, автор следит за его возмужанием. Вводя в повествование новые эпизоды бурятского быта и новых героев, писатель правдиво показывает трудности военных лет, жизнь тыла. Далеко за пределами Бурятии, за многие тысячи вёрст от линии фронта до забайкальской долины Гангаты идут бои, а дыхание их каждый час, каждую минуту ощущаются и здесь.
Улусники провожают на фронт мужчин, за их работу мужественно берутся женщины, подростки. Батожабу Гомбоеву поручают табун колхозных лошадей. Доверенный ему колхозный табун становится для Батожаба важным испытанием. «Стать ночным конюхом не просто, не всякий взрослый возьмётся за эту работу ... Справлюсь ли? Признают ли меня кони хозяином? Признают ли другом?» Постоянный самоанализ героя рождает раздумья о жизни, о его связи с родной землёй, с памятью поколений. Читатели становятся свидетелями его размышлений обо всём, что волнует, тревожит неспокойное сердце Батожаба: «Мне уже пятнадцать лет, думал я, а что хорошего сделал я в своей жизни? На моём счету ни одного медведя, не то, что врага. Только вот сейчас я занялся настоящим мужским делом».
Обострённое чувство ответственности за порученное дело, любовь ко всему живому, понимание своей нужности в общем деле, способность самостоятельно решать жизненные вопросы отличают его от сверстников. Оставляя героя в ночном, писатель как бы возвращает его к самому себе после дневных забот. В представлении Батожаба под покровом ночи оживают улигерные баторы, спускаются по радуге небесные красавицы в облике знакомой девушки Зины, сон и явь причудливо сочетаются в сознании: «Может быть, сегодня на горах Трёх Кобылиц втретились: наш Бабжа - батор, якутский батор Нюрган, киргизский Манас. Сидят, решают, как лучше поставить богатырский заслон на Западе».
Впервые только в переходном возрасте и образуется фантазия. У ребёнка вообще не существует комбинирующей фантазии. Это верно в том смысле, что только подросток начинает выделять и осознавать указанную форму как особую функцию. У ребёнка ещё не существует строго выделенной функции воображения. Подросток же осознаёт в её истинных пределах.
В фантазии Батожаб изживает свою богатую внутреннюю эмоциональную жизнь, овладение его. Сравнение своего состояния с природой - один из приёмов психологического анализа. Батожаб пасёт табун ночью в степи у подножия гор Трёх кобылиц, откуда, по преданию, герой национального эпоса Бабжа - Барас Батор пошёл на войну с маньчжурами и вернулся победителем. Здесь застава эпического героя, это граница мира, в котором существует герой романа. Здесь слияние авторской мысли с голосом героя выводит на философское размышление о сущности жизни: «И другой ночной табунщик, собрат мой таинственный, выгнал на небо свой бессчетный звёздный табун, звёзды разбрелись по небу, как мои кони по тёмной степи, звёзды тоже пасутся по отдельности, кучками. И у них есть свои имена. Прямо на севере светится Золотой Кол, чуть в стороне сбились группой. Семь Старцев, а три Марала остановились прямо над вершинами гор. Зло и недобро смотрит на землю Волчий Глаз. И как бы особняком от всех высоко в небе стоит Утренняя Звезда. У неё долгий путь к рассвету». Небесное пространство в сознании Батожаба - это продолжение жизненного пространства. Звёздное небо отражает то, что происходит на земле; «Вон прокатилась по небу одна звезда, а вон другая, третья ... Срываются звёзды, прорезают небосклон и гаснут, и от этого становится ещё темнее. Меня совсем не радует этот звёздный дождь. По преданию, если человек гибнет, закатывается его звезда. А сейчас началась война. Сколько ещё сорвётся звёзд, небо поредеет, станет чёрным ...» Осознание причастности к судьбе своего народа, постоянный самоанализ молодого человека, интуитивное ощущение своей связи с человечеством, с его прошлым, настоящим и будущим вызывает щемящее чувство тревоги и беспокойства, потому высока его мера собственной ответственности перед всеми теми, кто рядом и особенно - перед своими друзьями, которые сейчас на фронте. Через самоанализ героя в романе постигается единство человека и его времени.
Для сознания ребёнка характерно чистое первозданное восприятие мира, он не располагает жизненным опытом, а выступает носителем вечных человеческих ценностей. В образе главного героя мы обнаруживаем нетронутую совесть, истинные жизненные ориентиры, широту кругозора, благодаря знанию национального фольклора и привязанности к нравственным принципам своих предков. Эти ценные качества позволяют Батожабу в исключительно сложных ситуациях выбирать единственное правильное решение. Война ускорила возмужание и взросление подростка, и писателю интересно следить за каждым движением души героя. Заложенная в композицию романа смена дней и ночей помогает автору психологически верно передать процесс быстрого духовного становления человека. Так в нелёгком каждодневном труде происходит жизнеутверждение героя, обретение уважения и признания старших. «Зачем, собственно, приходил отец Эрдэни?... И вдруг понимаю: кузнец приходил ко мне! Как взрослый к взрослому, перекинуться парой слов. Точно так, как когда-то этот кузнец приходил к моему отцу. А к кому ещё пойти сейчас Гарма ? В улусе почти нет мужчин. Отец Эрдэни считает меня мужчиной». И Батожаб находит время быть там, где необходима его помощь: на сенокосе, на колхозном дворе, на поле, на заготовке дров для семей фронтовиков.
Его «угораздило» родиться в год зайца, и поэтому поначалу он немного робок, но парнишка самоотверженно выполняет обязанности мужчины. Отправившись вместе с Мунко за дровами, по доброте душевной раздаёт их семьям фронтовиков, оставшихся без кормильцев. Эта же доброта делаед его и смелым: когда табунщик соседнего колхоза пытается угнать его лошадей, он не раздумывая бросается в схватку с вором, не только из-за личной ответственности за колхозный табун, но и из-за собственного понимания справедливости. Но вместе с тем он пока играет во взрослость: «... лезу в карман, достаю кисет, не торопясь, демонстративно сворачиваю цигарку - закуриваю. Во дворе наступает тишина. Сэрэн-Дулма усмехается, мать смотрит пытливо и холодно, Жалма со взрослым укором, Дондой - с завистью, Барас - зачарованно на тающий дымок из моего рта.
Но постепенно Батожаб на этой взрослой работе осознаёт себя по-настоящему взрослым, и ему уже скучно среди своих бывших школьных товарищей. Он уже и объясняется степенно, по-мужски. Когда председатель военной комиссии, приехавший выбирать лошадей, задаёт Батожабу вопрос: «Сколько лет коню?», он отвечает рассудительно: «Ведь у нас и малышу ясно, что если жеребёнком зовут, - значит, и года не исполнилось. Если лончаком, - значит двухлетка. На третье лето - гунаном ... А если уж говорим « жеребец », « конь », «кобыла », значит, взрослым стал, больше пяти лет на свете прожил. Так сказать, всё равно, что спросить: сколько лет пятилетнему?» В романе «выборные», « фрагментные» события автор подаёт через «монологическое» сознание Батожаба.
Основная разница между маленьким школьником и подростком, легко обнаруживаемая даже самым поверхностным наблюдением над их поведением, общеизвестная склонность подростка и юноши к рассуждениям. Роман Ц-Ж. Жимбиева - это искренний и взволнованный монолог мальчика-подростка. Естественно, что при этом многие важные события жизни улуса остаются вне поле зрения героя. Подростковый возраст - возраст проблем, рассуждений и споров. Находящаяся в разгаре своего созревания функция - мышление начинает проявлять себя с большой энергией, и огромное место занимает мышление в жизни подростка и юноши.
Трудно согласиться с упрёком писательницы Р. Белоглазовой в том, что представление Батожаба о мире и людях ограничиваются «только жизнью улуса». Помыслы, дела бурят-сельчан тесно связаны с жизнью всей страны - фронту предназначилось всё самое драгоценное, вот и Батожаб отдаёт впервые в жизни заработанные трудодни. Он скорбит по людям, которым придётся погибнуть, и его скорбь, полная поэтичности, обнимает весь мир: «Срываются звёзды, прорезают небосклон и гаснут, и от этого становится ещё темнее...» Как ни интенсивно развивается мышление Батожаба, как ни сильно оно вышло за пределы личных, ограниченных местом и временем, восприятий, как ни активно проявляет оно себя по отношению к восприятию и памяти, всё же оно недостаточно всесторонне.
В этом возрасте Батожаб воспринимает этот мир глазами взрослого человека. Это сопровождается с одной стороны с прощанием с детством, от игр детских фантазий, сказочности мира, семейного очага ко взрослому труду, погружению в реальную взрослую жизнь. Одна из причин - жизненные затруднения и т. п., при прочих равных условиях, побуждают Батожаба усиленно думать.
Ключом ко всему проблем развития мышления в переходном возрасте является тот установленный рядом исследований факт, что подросток впервые овладевает процессом образований понятий, что он переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности - к мышлению в понятиях.
Размышления Батожаба, данные в форме внутренних монологов, нередко перемежающихся с авторским повествованием, эволюционируют от простого желания оправдать доверие старшего друга к осознанному пониманию своего долга. По мере духовного роста героя внутренний монолог приобретает чёткость, глубину осмыслений и дум героя вносит исповедательную интонацию в повествование. В проникновении во внутреннюю действительность, в мир собственных переживаний опять решающую роль играет возникающая в переходном возрасте функция образования понятий. Слово есть настолько средство понимать других, насколько есть средство понимать себя. Благодаря этому только с образованием понятий наступает интенсивное развитие самовосприятия, самонаблюдения, интенсивное познание внутренней действительности, мира собственных переживаний. Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка. Во-первых, мышление в понятиях приводит к вскрытию глубоких связей, лежащих в основе действительности, к упорядочению воспринимаемого мира с помощью набрасываемой на него сетки логических отношений. Речь есть могущественное средство анализа и классификации явлений, средство упорядочения и обобщения действительности. Слово, ставшее носителем понятия, является настоящей теорией предмета, к которому оно относится. Познавая с помощью слов, являющихся знаками понятий, конкретную действительность, человек раскрывает в видимом им мире заключённые в нём связи и закономерности. Но понятие не только приводит в систему и служит основным средством понимания другого, адекватного усвоения исторически сложившегося социального опыта человечества. Только в понятиях подросток впервые систематизирует и постигает мир общественного сознания.
Поскольку в романе повествование ведётся от первого лица, события, описываемые в произведении, передаются через восприятие Батожаба. Характерно для прозы Жимбиева стремление к созданию «эффекта присутствия», постоянно ощущается слияние авторского голоса с мнением героя. Внутренний мир других персонажей в романе выражается через внешние поступки, движения, жесты, ибо повествующий герой-подросток лишён возможности описать их переживания и настроения во всех подробностях.
В начале романа мальчик ещё играет в войну, а в конце уже полон решимости отправиться на фронт, чтобы отомстить за смерть отца. Быстро происходит его взросление, но это не может ему навредить, потому, как в его сознании заложена шкала нравственных ценностей традиционным воспитанием в семье. Как любой деревенский ребёнок, он рано приобщился к труду. Главное, автор не упускает из виду внутреннюю сторону содержания труда - его целевую направленность. Такое добросовестное отношение к труду, установленное и освещенное житейским и нравственным опытом поколений, воспринято от предков.
Главный герой романа Ц-Ж. Жимбиева - Один из тех, «чьё детство война огнём опалила».
Дни Батожаба - это радостное детство до войны, а ночи -трудная «взрослая» жизнь в военное время. В мальчике сочетается это: обострённое чувство ответственности и ребяческая наивность, непосредственность. Внутренний контраст «прежде-теперь» проходит через всю книгу. Уважительно разговаривают теперь с Батожабом взрослые, как с равным приходил беседовать с ним кузнец Гарма. Что было прежде? Беззаботные детские игры, набеги на колхозный огород... Теперь - нелёгкий, ответственный труд. Он пробуждает в душе мальчика уважение к себе, любовь к другим. Мальчик думает теперь не только о родном колхозе, родном улусе. Любовь к Родине, как торжественная, волнующая до слёз песня, возникает в душе подростка. Родина, начинаясь с крошечного улуса, сливается в сознании Батожаба со всей огромной страной. «Я должен отмстить за отца..., за горе, захлёстывающее наш улус, всю нашу страну». Право стать защитником родины завоёвано Батожабом: « Я справлялся со взрослой работой, справлюсь и с работой солдата». Батожаб стал солдатом, прошёл через Польшу и Германию, брал Берлин. Это логическое завершение становления героя. В начале романа Батожаб собирается в дальнюю дорогу. Это далёкая и почётная дорога - дорога защитника Родины.
У романа как бы два автора - мальчик, от имени которого ведётся повествование, и сам писатель, в зрелом возрасте, вспоминающий и оценивающий прошлое, знающий то, чего не мог знать пятнадцатилетний подросток в год начала войны. «На далёкие города падают бомбы, а это значит - беда пришла к нам, на нашу землю, в наши дома . Старые и молодые бурятки с мокрыми от стирки руками слушают первое известие с фронта. Самое первое! Четыре года изо дня в день им придётся слушать эти известия ...» Таких собственно писательских вторжений в романе немного. Голос умудрённого жизнью человека слышится порой во «взрослых» рассуждениях мальчика: «Я сердит сейчас на весь улус, развесивший над крышами белые флажки; сердит на человеческую глупость, при которой так хорошо живётся Хурле. Не кони, а страх парит над улусом». Быстрое взросление подростка - примета военного времени. Можно отметить сцены, где взрослость Батожаба подаётся с мягким юмором. Вот, не торопясь, солидно шагает мальчик по центральной улице улуса. По родительски строго наставляет он младших. Не ввязывается в драку. Ему неудобно, ведь он - взрослый. Эти эпизоды сменяются сценами, написанными взволнованно, порою с пафосом, но всегда скупо, сдержанно, набросанными трогательными, мягкими красками. Юношеское восприятие мира - обнажённое, обострённое, временами восторженное, иногда горькое - диктует стиль произведения, определяя его эмоциональность и приподнятость.
Автору романа в сорок первом было не больше, чем Батожаб в книге. В его романе - правда, личного переживания, непосредственного свидетельства.
Роман о пятнадцатилетнем подростке, его возмужании в год огненной змеи - свидетельство поисков бурятской прозы. А поиски всегда плодотворны.
Заключение
Трудности подросткового возраста неизбежны. Но далеко не для всех он становится тяжелым и травматичным периодом. Многое зависит от того, насколько благополучно был предшествующий опыт человека, какая у него группа поддержки - друзья, семья, его круг общения. Но многое зависит и от самого подростка, от пути который он выбрал сам для себя.
События времен Великой Отечественной войны, с одной стороны, - вроде бы уже несомненная история, но в то же время все происходившее тогда совершенно не отделимо от того, чем мы живем сегодня. Художестенно воплощая трудовой героизм в суровые дни Великой Отечественной войны, авторы повествуют о патриотических мыслях и чувствах, делах и заботах колхозниц, подростков. Создавая этот интересный, реалистически правдивый, жизненно-убедительный образ, писатели того времени подробно описывают трудовые будни подростковой молодежи в тылу, ее реальное участие в патриотической борьбе против немецко-фашистских захватчиков.
Бурятские писатели любят художественно анализировать своих героев в социально-стрессовой ситуации. Писатели не случайно творчески разрабатывают одну и ту же тему, одну и ту же ситуацию. Причиной и социальный смысл этого имеют три аспекта. Во-первых, дело, видимо, в том, что у этих писателей общие судьбы людей одного поколения, переживших военное детство в бурятской деревне, во-вторых, сказывается желание передать современным ребятам более благополучного поколения, сытым и ухоженным, опыт отцов, желание отвадить современную благополучную молодежь от бездумного, легкого и легкомысленного отношения к жизни, в-третьих, это военная экстремальная ситуация помогает полнее раскрыть характеры героев.
В произведениях, изображающих жизнь бурятского села в годы Великой Отечественной войны, пока что показывается основными героями, подростки, дети. Все же можно подтверждать, что тема бурятского села активно осваивается писателями, хотя широкое многоплановое полотно о селе еще впереди. Чем более зрелыми творчески становятся бурятские писатели, тем увереннее они осваивают тему улуса военного времени. И эта высота литературы социалистического реализма будет взята писателями. Взята будет в память о великом подвиге бурятского народа в Великой Отечественной войне.
Быстрое взросление детей в годы войны, мужание в труде, приобретение ими общественной жизни легли в основу произведений.
Список использованной литературы:
1. Балданов С.Ж. Художественная деталь в бурятской прозе, У-У: 1987.
2. Дугар Нимаев. Тема войны в бурятской прозе // Литература и современность, У-У, 1978
3. История бурятской литературы Т. 3, У-У, 1978.
4. Найдаков В.Ц. Становление, развитие и распад бурятской литературы (1917-1955), У-У, 1996
5. Найдаков В.Ц. Заметки о современной бурятской литературе. Статьи. У-У, 1962-с. 105
6. Осорова С.Г. Психологизм в бурятской прозе, Н., 1992
7. Рец. ТыхешкинаЕ. "Дни и ночи Батожаба" //Байкал, 1975 №1 с. 125-126
8. Уланов Э. "Возмужание" // Байкал 1976 №3 - с.109-112
9. Ц-Ж. Жимбиев "Год огненной змеи" Перевод с бур. Н. Асмоловой и В. Тендряковой, М., 1980.