7


  • Учителю
  • Рабочая программа по православной культуре 10 -11 класс

Рабочая программа по православной культуре 10 -11 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вислодубравская средняя общеобразовательная школа»

Губкинского района Белгородской области



«Согласовано»

Руководитель МС

МБОУ «Вислодубравская СОШ»

________Дорохина Л.Л.



Протокол № ___ от

«____»_________2015 г.



«Согласовано»

Заместитель директора

МБОУ«Вислодубравская СОШ»

___________Дорохина Л.Л.





«____»___________2015 г.



«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета МБОУ «Вислодубравская СОШ»

Протокол № 1 от 31 августа 2015 г.



«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Вислодубравская СОШ»

________ Фомина Т.В.

Приказ № ___

от «___» ____ 2015 г.









Рабочая программа

по православной культуре

для 10 - 11 класса (базовый уровень).





Составитель: Фомина Татьяна Викторовна.





Срок реализации данной программы - 2 года















2015 г.



Пояснительная записка



Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области" от 3 июля 2006 г. N 57.

Рабочая программа по православной культуре для 10-11 классов составлена на основе авторской программы Л. Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). Программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. 5-е изд. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012, в соответствии с программно-методическим обеспечением УМК Шевченко Л.Л. по православной культуре.

Преподавание предмета строится на основе учебно-методического комплекса:



1 Л.Л Шевченко Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения / Шевченко Л.Л.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012 г.- 185 с.

2 Чернова С. С. Духовное краеведение Белгородчины (Учебная программа) Белгород, 2005

3 Краткий словарь по духовному краеведению Белгородчины: Методическое пособие/ Составитель: С.С. Чернова. - Белгород. - 2005.

4 Методические рекомендации к урокам по курсу «Духовное краеведение Белгородчины»: Методическое пособие/ Автор-составитель: С.С. Чернова. - Белгород. 2005.

5 Л. Л. Шевченко. Православная культура. 11 класс. Учебное пособие для средних и старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.- М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.

6. Л. Л. Шевченко. Духовно-нравственная культура. Православная культура. Методическое пособие для учителя. 11 класс. Православная культура и религиозные культуры мира.- М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012

7. Шевченко Л.Л. Православная культура. 11 класс. Православная культура и религиозные культуры мира / Мультимедийное пособие. - М,: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.

Изменения в программе: на основании рекомендаций Инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2015-2016 учебном году» и в связи с тем, что в авторской программе Л.Л. Шевченко в 10 классе изучается региональный курс «Духовное краеведение Подмосковья», ОГАОУ ДПО «БелИРО» рекомендует при составлении рабочей программы в 10 классе использовать УМК Черновой С. С. «Духовное краеведение Белгородчины».

Курс «Духовное краеведение Белгородчины» позволяет осуществлять межпредметные связи с такими учебными предметами, как история России, обществознание, мировая художественная культура. Духовная культура Белгородчины является составной частью отечественной культуры, а также частью диалога культур народов мира. Реализация данной программы предполагает использование самых различных методических приемов, направленных на формирование и развитие самостоятельного творческого мышления учащихся, раскрытие их интеллектуального потенциала, духовно-нравственное воспитание личности.

Целью программы «Духовное краеведение Белгородчины» является воспитание духовности, уважение к прошлому своей страны, к ценностям отечественной культуры (светской и духовной) на основе местного краеведческого материала.

Программа «Духовное краеведение Белгородчины», как и другие программы образовательных областей «История», «Обществознание», строится на основе психолого-педагогических принципов современной науки

Принципы программы

  • Приоритет духовно-нравственных ценностей

  • Единство образовательного и воспитательного процессов

  • Гуманизация образования

  • Научная системность

  • Рефлексивное обучение

Задачи:

Ознакомление учащихся с событиями духовной истории Белгородчины, фактами, биографиями исторических деятелей, представителей духовной культуры нашего края, процессом ее развития;

Cоздание представлений об исторических источниках духовно-краеведческого характера, их особенностях;

Развитие способностей к самостоятельному анализу событий истории Белгородчины в ее духовно-краеведческом аспекте, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, полученных в ходе изучения курса;

Формирование системы ценностей и убеждений, основанных на православных традициях, воспитание патриотизма, уважения к прошлому и настоящему своей малой Родины - Святого Белогорья.

Программа «Духовное краеведение Белгородчины» является авторской, не имеет аналогов в системе образования региона. Она предполагает интегрированный, комплексный подход к изучению истории Белгородчины, в отличие от исторического, литературного или художественного краеведения. Программа подразумевает использование элементов разных видов краеведения, сочетание их в духовно-нравственном аспекте.

Программа предполагает культурологический подход к изучению духовного краеведения Белгородчины, так как предназначена для светской школы.

Программой определены смысловые узлы, позволяющие представить феномены православной культуры в проблемной форме через систему понятий, отражающих основной смысл христианства. Учитывая особенности христианской веры, как системы иерархических отношений человека к Богу, к ближним, к миру, к себе (отношений радости, любви, ответственности, милосердия и других), выстроенных на основе системы христианских ценностей, определены ведущие понятия православной культуры для основной школы: счастье - ценности жизни христиан (в христианской терминологии «блаженства»), позволяющие раскрыть их применительно к возрастным возможностям школьников старших классов.



Цели и задачи изучения предмета «Православная культура»

11 класс

В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ «Об образовании» и обозначенными в «Примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура»», программой определяются следующие общие задачи обучения и воспитания:

• Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.

• Воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.

• Передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности. В соответствии со спецификой предмета, имеющего многокомпонентную структуру содержания, конкретизируются задачи воспитания детей.

Задачи духовно-нравственного воспитания:

• Развитие понимания смысла творческого действия Бога-Творца.

• Развитие нравственного чувства сопереживания.

• Развитие чувства ответственности за другого человека.

• Развитие чувства благодарения.

• Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали

Особенности данного курса:

  • Универсальность тематического содержания;

  • Системность;

  • Историко - культурологический принцип в подборе учебного материала и в преподавании;

  • Светский характер организации изучения курса.



На изучение предмета «Православная культура» в 10-11 классах отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.



Формы организации учебного процесса:

  • письменная самостоятельная работа

  • творческий проект

  • устный опрос

  • сообщение

Требования к уровню подготовки учащихся

10 класс

Знать:

  • основные источники по истории Белгородчины;

  • основные даты и события истории Белгородской епархии с древнейших времен до наших дней;

  • основные даты развития духовной культуры Белгородчины (годы основания главных храмов Белгорода и области, монастырей, памятников скульптуры, годы жизни композиторов С.А. Дегтярева и Г.Я. Ломакина, белгородских художников и скульпторов, авторов произведений на православную тематику, их основные работы).

  • значение Русской Православной Церкви в истории Белгородчины.

  • как утверждалась христианская вера в мире;

  • пути Промысла Божьего в утверждении Церкви земной и Небесной;

  • утверждение христианских ценностей в жизни людей;

  • пути спасения как движение человека к святости;

  • духовное возрастание человека (внутренний человек), процесс его рождения через доступную средним классам ценность - героизм: как человек преодолевал себя (свои страсти), духовно возрастал - (воспитывал волю, мужество, возрастал в любви).

уметь:

  • использовать исторические источники;

  • обобщать и анализировать информацию, содержащуюся в различных исторических источниках;

  • обосновывать собственную позицию по отношению к событиям истории Белгородчины в ее духовно-краеведческом аспекте;

  • раскрывать причинно-следственные связи духовной истории края;

  • отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях;

  • выявлять связи между изучением курсов истории России и историей Белгородчины в ее духовно-краеведческом аспекте, духовным краеведением и курсом мировой художественной культуры.

  • объяснять, раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры;

  • сопоставлять лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия;

  • характеризовать предметы, события, явления;

  • раскрывать содержание события, явления

11 класс должен:

  • знать и уметь охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане;

  • уметь оценивать и анализировать духовно-нравственные явления и категории, как в общем историческом. Так и в конкретном социокультурном контексте:

  • уметь организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нормами духовно-нравственной культуры

  • знать русские православные традиции устроения семейной жизни;

  • знать духовный и нравственный смысл библейских сюжетов;

  • знать содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения;

  • уметь выделять особенности русской православной культуры;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру.



Учебно-тематический план 10 класс

Учебно-тематический план 11 класс





Содержание программы учебного предмета



10 класс

Введение (1 час)

Введение в предмет. Понятие «краеведение». Виды краеведения (историческое, литературное, художественное и др.). Духовное краеведение, его особенности. Хронологические рамки курса «Духовное краеведение Белгородчины» (X-XXI вв.), его пространственная характеристика. Задачи, содержание и структура курса. Основные источники.

История Белгородской епархии с древнейших времен до начала ХХI в. (15 часов)

Крещение Руси. Святой Равноапостольный князь Владимир. Возникновение Белгородской епархии (Х в.). Особенности новой религии - христианства - по сравнению с язычеством. Значение крещения Руси в истории России и Белгородчины. Основание г. Белгорода (1596г.). Белгородская засечная черта. Белгородская епархия в XVII в. Первый митрополит Белгородский и Обоянский Феодосий. Строительство новых храмов и монастырей в нашем крае. Государство и Русская Православная Церковь в начале XVIII в. Реформы Петра I. Белгородская епархия в эпоху Петра Великого. Возникновение Белгородской губернии (1727г.). Создание системы светского и духовного образования на территории Белгородчины. Святитель Иоасаф Белгородский: жизнь и прославление, его роль в истории Белгородчины. Духовные подвиги и чудотворения святителя Иоасафа. Первое и второе обретения нетленных мощей святого. Духовное наследие святителя Иоасафа Белгородского. Государство и Русская Православная Церковь в конце XVIII - начале XIX в. Основание Белгородской духовной семинарии. Белгородские архиереи Епифаний Тихорский и Феоктист Мочульский, их роль в духовном просвещении края. Белгородская епархия в середине XIX - начале ХХ вв. Выдающиеся выпускники Белгородской духовной семинарии: митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) - великий русский богослов, историк, церковный писатель, академик медицины И.А. Енохин, протоиерей А. Иванцов-Платонов, заслуженный профессор Московского университета. Архимандрит Анатолий (Ключарев) - известный церковный историк-богослов, краевед. Государство и Русская Православная Церковь в первой половине ХХ в. 20-30-е гг.. ХХ в. - время гонений и тяжелых испытаний в жизни Русской Православной Церкви. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Прохоровское танковое сражение (12 июля 1943 г.), освобождение г. Белгорода от немецко-фашистских захватчиков (5 августа 1943 г.) - важнейшие события истории Белгородчины, в том числе в духовно-нравственном краеведческом аспекте.

Русская Православная Церковь на Белгородчине во второй половине XX в.(середина 40-х - 80-е гг.). Взаимоотношения государства и церкви в послевоенный период, в годы «оттепели» (середина 50-х - начало 60-х гг.), во времена застоя (середина 60-х - начало 80-х гг.). Святые подвижники земли Белгородской (архиепископ Лука (в миру Валентин Войно-Ясенецкий) и архимандрит Серафим Ракитянский (в миру Дмитрий Тяпочкин). Величайшее событие в истории Русской Православной Церкви и российской истории в целом - 1000-летие Крещения Руси. Торжества в г. Белгороде по случаю этой знаменательной даты (май-июнь 1988 г.). Духовное возрождение и преображение Белгородчины на рубеже веков (XX-XXI вв.). Второе обретение нетленных мощей св. Иоасафа Белгородского и его значение в истории Русской Православной Церкви (1991г.). Возрождение Белгородско-Старооскольской епархии (1995г.). Строительство новых и реставрация существующих храмов на Белгородчине в 90-е гг. ХХ в. и в начале XXI в. Начало издания печатного органа Белгородско-Старооскольской епархии - ежемесячной православной газеты «Белгородские епархиальные ведомости» и приложения к ней «Свет Христов». Торжества в г. Белгороде, посвященные 2000-летию Рождества Христова.

Белгородско-Старооскольская епархия и ее роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Система православного духовного образования на Белгородчине (Белгородская духовная семинария, православные гимназии в Белгороде и Старом Осколе). Открытие социально-теологического факультета БелГУ (2001 г.). Сотрудничество Белгородско-Старооскольской епархии с медицинским колледжем БелГУ по подготовке сестер милосердия, его значение в возрождении духовно-нравственных ценностей русского народа, основанных на Православии. Святые новомученики и подвижники земли Белгородской (ХХ в.): архиепископ Онуфрий (Гагалюк), епископ Никодим (Кононов), епископ Антоний (Панкеев), архимандрит Серафим (Тяпочкин), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Их жизнь и прославление (по выбору учителя).

Зачет по разделу I «История Белгородской епархии с древнейших времен до начала XXI в.».

Духовная культура Белгородчины (архитектура, изобразительное искусство, музыка) (17 часов)

Православное зодчество Белгородчины. Храмы Белгорода: история и современность. Спасо-Преображенский кафедральный собор - главный храм Белгородско-Старооскольской епархии. Смоленский собор - один из старейших храмов г. Белгорода. Крестовоздвиженский храм и его святыня - Кошарский Крест. Другие храмы г. Белгорода.

Православное зодчество Белгородчины. Храмы Старого Оскола и Губкина. Кафедральный собор Александра Невского в г. Старый Оскол. Спасо-Преображенский собор г. Губкина и его значение в истории Белгородчины. Другие храмы Старого Оскола. Православное зодчество Белгородчины. Храмы малых городов и сел различных районов Белгородской области. Утраченные святыни православной архитектуры нашего края. Восстановление храмов Белгородчины на рубеже веков (к. XX - нач. XXI вв.). Храмовая православная архитектура Святого Белогорья в начале нового тысячелетия (XXI в.). Монастыри города Белгорода: тернистый путь от прошлого к настоящему и будущему. Свято-Троицкий мужской монастырь, Рождество-Богородицкий женский монастырь - утраченные святыни Белгородчины. Марфо-Мариинская обитель города Белгорода. Монастыри Белгородчины: история и современность. Холков-Царев-Николаевский (ныне Свято-Троицкий Холковский) мужской монастырь в селе Холки Новооскольского уезда (ныне Чернянского района) Белгородской области, Воскресенский женский монастырь - ныне действующие монастыри Белгородчины. Борисовская Богородицко-Тихвинская обитель - одна из утраченных святынь Белгородчины. Светочи духовной жизни нашего края (храмы и монастыри Белгородчины, как ныне существующие, так и утраченные). Город Белгород и его храмы. Белгородские монастыри. Православное зодчество Белгорода в конце XX - начале XXI вв. Православное зодчество Святого Белогорья в прошлом и настоящем (храмы и монастыри). Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь. Воскресенский женский монастырь. Православие и изобразительное искусство Белгородчины. Первый православный памятник в г. Белгороде. Творчество известного российского скульптор, автора многих работ на православную тему В.М. Клыкова. Памятник Святому Равноапостольному князю Владимиру (скульптор В.М. Клыков) - символ духовного возрождения Белгородчины. Скульптор А.А. Шишков и его работы (памятники Святителю Иоасафу Белгородскому и митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию (Булгакову); Ротонда в честь Рождества Христова, скульптура Св. Архангела Гавриила и др.). Православие и изобразительное искусство. Иконопись Белгородского края (п. Борисовка). Иконописный и другие промыслы (дощечный, киотный, позолотный, иконообдельческий) на территории нашего края. Современные художники - иконописцы на Белгородчине (В.Н. Кутявин, А.С. Работнов и другие). Православие и музыка Белгородчины: С.А. Дегтярев. Жизненный и творческий путь композитора, его основные произведения: патриотическая оратория «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» (1810 г.), духовные сочинения («Тебе поем», «Отче наш», «Милость мира» и др.). Православие и музыка Белгородчины. Г.Я. Ломакин. Жизненный и творческий путь композитора Г.Я. Ломакина, его духовные сочинения («Всенощное бдение и литургия», «Духовно-музыкальные сочинения Г.Я. Ломакина»). Русское многоголосное пение (знаменный распев). «Октоих» и его переложение для современного 4-голосного хора композитором Г.Я. Ломакиным. Православная тематика в изобразительном и музыкальном искусстве Белгородчины (скульптура, иконопись, музыка). Темы по выбору учителя. Учебно-тематические экскурсии по разделу:

1. Православный Белгород (храмы, памятники).

2. Спасо-Преображенский кафедральный собор - главный храм Белгородско-Старооскольской епархии.

3. Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь (с. Холки Чернянского района Белгородской области).

4. Храмы моего родного города (села).

Зачет по разделу «Духовная культура Белгородчины (архитектура, изобразительное искусство, музыка).

Итоговое повторение. Зачет по курсу.(1 час)

Резерв учителя. (Встреча с настоятелем храма Владимирской иконы Божией Матери) (1 час)



11 класс

Цель жизни. (6 часов)

Самоопределение. Христианские ценности. Нравственная культура православия.

Практикум «Азбука духовная». (8часов)

Самопознание. Какой я? Узнаем о страстях и добродетелях души. Как развиваются страсти? Духовная борьба. Сражение со страстями. Самопроверка.

Итоговый проект «Наследие. Диалог культур и поколений» (20 часов)

Как подготовить проектную работу. Проект 1. «Кто я? (Мир. Бог. Человек. Теория происхождения)». Проект 2. «Какой я? Что мы знаем о себе?» (Антропология. Аскетика)». Проект 3. «Откуда я? » (Историческая память)». Проект 4. «Сохраняем святыни России» (Маршруты духовного краеведения)». Проект 5. «Цель жизни» («Для чего жизнь дана?»)». Проект 6. «Духовные завещания наших предков». Проект 7. «Духовное завещание сверстникам» (Самоанализ)».





Формы и средства контроля

Отдельных уроков для контроля не выделяется. Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений: как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтам и учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т.д.).



10 класс

Формы контроля знаний, умений и навыков учащихся по Православной культуре в курсе «Духовное краеведение Белгородчины могут быть различными: тестирование, письменные контрольные работы, зачеты как по разделам, так и итоговые, подготовка докладов, рефератов, исследовательских проектов и творческих работ.



Тестирование по разделу I «История Белгородской епархии с древнейших времен до начала XXI в.»

1.Князь Владимир крестил Русь:

а) в 986 г.

б) в 987 г.

в) в 988 г.

г) в 989 г.

2.Русь приняла крещение от представителей страны:

а) Венгрия

б) Болгария

в) Германия

г) Византия

3.Белгородская епархия была учреждена:

а) в 991 г.

б) в 992 г.

в) в 993 г.

г) в 994 г.

4.Первым белгородским епископом был:

а) Леонт

б) Никита

в) Мисаил

г) Авраамий

5.Город Белгород был основан по повелению царя:

а) Ивана III

б) Ивана IV Грозного

в) Федора Иоанновича

г) Бориса Годунова

6.Дата основания города Белгорода:

а) 1593 г.

б) 1594 г.

в) 1595 г.

г) 1596 г.

7.Город Белгород стал центром Белгородской епархии:

а) в 1665 г.

б) в 1666 г.

в) в 1667 г.

г) в 1668 г.

8. Белгородская засечная черта служила защитой от нападения на Россию:

а) турок-сельджуков

б) казанских татар

в) крымских татар

г) немцев

д) шведов

9. Патриаршество в России было отменено во времена правления:

а) Михаила Федоровича

б) Бориса Годунова

в) Алексея Михайловича

г) Петра I

10 Успенско-Николаевский собор в г. Белгороде был основан в

правление

а) Алексея Михайловича

б) Петра I

в) Екатерины I

г) Анны Иоанновны

11. Белгородская губерния была учреждена:

а) в 1727 г.

б) в 1728 г.

в) в 1729 г.

г) в 1730 г.

д) в 1731 г.

12. В состав Белгородской губернии не входил город:

а) Курск

б) Старый Оскол

в) Валуйки

г) Брянск

д) Калуга

13. Святитель Иоасаф, епископ Белгородский, родился:

а) в 1703 г.

б) в 1704 г.

в) в 1705 г.

г) в 1706 г.

д) в 1707 г.

14. Мирское имя св. Иоасафа, епископа Белгородского:

а) Иоанн

б) Иоанникий

в) Иоаким

г) Иосиф

15. Святитель Иоасаф был главой Белгородской епархии во времена правления:

а) Екатерины I

б) Анны Иоанновны

в) Елизаветы Петровны

г) Екатерины II

16. Первое прославление святителя Иоасафа, епископа Белгородского состоялось в царствование:

а) Александра I

б) Александра II

в) Александра III

г) Николая II

17. Второе обретение нетленных мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского произошло:

а) в 1990 г.

б) в 1991 г.

в) в 1992 г.

г) в 1993 г.

18. Одна из святынь Белгородчины - нетленные мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского - находится:

а) в Смоленском соборе г. Белгорода

б) в Кафедральном соборе во имя св. Александра Невского в Старом Осколе:

в) в Николо-Иоасафовском соборе г. Белгорода

г) в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Белгорода

19. Белгородская епархия была разделена на две части (Белгородско- Курскую и Харьковскую епархии) в годы правления:

а) Екатерины II

б) Павла I

в) Александра I

г) Николая I

20. Секуляризация церковных земель в России проводилась

царствование:

а) Екатерины II

б) Павла I

в) Александра I

г) Николая I

21. Основание Словено-российской школы в г. Белгороде связано с

именем преосвященного:

а) Петра Смелича

б) Иоасафа Горленко

в) Епифания Тихорского

г) Феоктиста Мочульского

22. Создателем Белгородской духовной семинарии был преосвященный:

а) Петр Смелич

б) Иоасаф Горленко

в) Епифаний Тихорский

г) Феоктист Мочульский

23. Язык, который не изучали в Белгородской духовной семинарии:

а) греческий

б) латинский

в) немецкий

г) французский

д) арабский

24. Один из выдающихся выпускников Белгородской духовной семинарии, великий богослов и церковный историк, автор «Истории Русской Церкви»:

а) митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков)

б) архиепископ Черниговский Нафанаил (Савченко)

в) архиепископ Новгородский Иаков (Вечерков)

г) епископ Саратовский и Царицынский Евфимий (Беликов)

д) епископ Калужский Владимир (Никольский)

25. В 1833 г. епископская кафедра была перенесена из Белгорода в город:

а) Курск

б) Воронеж

в) Орел

г) Харьков

26. Автор исторических трудов «Белгород и его святыня», «Городские поселения в Российской империи», «Упраздненные монастыри»:

а) митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков)

б) архиепископ Онуфрий (Гагалюк )

в) епископ Никодим (Кононов)

г) архимандрит Анатолий (Ключарев)

27. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви был

подписан):

а) в 1917 г.

б) в 1918 г.

в) в 1919 г.

г) в 1920 г.

28. В первой половине ХХ в. правящим архиереем на Белгородчине не был преосвященный:

а) Илиодор (Чистяков)

б) Никодим (Кононов)

в) Антоний (Панкеев)

г) Панкратий (Гладков

29. «Безбожная пятилетка» в СССР была проведена :

а) при В.И. Ленине

б) при И.В. Сталине

в) при Н.С. Хрущеве

г) при Л.И. Брежневе

30.Монашествующие, пострадавшие за Христа - это:

а) великомученики

б) священномученики

в) преподобномученики

г) исповедники

31. В число новомучеников и исповедников Белгородских не включено имя:

а) Никодима (Кононова)

б) Онуфрия (Гагалюка)

в) Антония (Панкеева)

г) Панкратия (Гладкова)

32. Прохоровское танковое сражение (12 июля 1943 г.) произошло в день памяти святых:

а) Петра и Февронии

б) Петра и Павла

в) Косьмы и Дамиана

г) Константина и Елены

33. Белгородская кафедра перешла в подчинение Курско-Белгородскому епископу:

а) в 1941 г.

б) в 1942 г.

в) в 1943 г.

г) в 1944 г.

д) в 1945 г.

34. Курско-Белгородская епархия в 1954 г. включала территории, ранее входившие в состав областей:

а) Курской

б) Орловской

в) Воронежской

г) Харьковской

д) Сумской

35. Знаменитый врач-хирург, лауреат Сталинской премии, преосвященный:

а) архиепископ Онуфрий (Гагалюк)

б) архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

в) епископ Никодим (Кононов)

г) епископ Антоний (Панкеев)

36. Архимандрит Серафим (Тяпочкин) был настоятелем Свято-Никольского храма :

а) в пос. Ивня

б) в пос. Ракитное

в) в пос. Пролетарском

г) в г. Короча

37. 1000-летие Крещения Руси отмечалось на Белгородчине:

а) в 1985 г.

б) в 1986 г.

в) в 1987 г.

г) в 1988 г.

38. В 1961 - 1991 гг. Белгородский областной краеведческий музей располагался в здании:

а) Смоленского собора

б) Успенско-Николаевского собора

в) Преображенского собора

г) Николо-Иоасафовского собора

39. Возрождение Белгородской епархии произошло:

а) в 1992 г.

б) в 1993 г.

в) в 1994 г.

г) в 1995 г.

40.Печатный орган Белгородско-Старооскольской епархии - ежемесячная православная газета «Белгородские епархиальные ведомости» впервые вышел в свет:

а) в 1995 г.

б) в 1996 г.

в) в 1997 г.

г) в 1998 г.

д) в 1999 г.

41. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II епископ Иоанн (Попов) был возведен в сан архиепископа Белгородского и Старооскольского :

а) в 1995 г.

б) в 1996 г.

в) в 1997 г.

г) в 1998 г.

д) в 1999 г.

42. Белгородская Православная Духовная семинария с миссионерской на-правленностью была открыта:

а) в 1995 г.

б) в 1996 г.

в) в 1997 г.

г) в 1998 г.

43. К направлениям деятельности Белгородско-Старооскольской епархии не относится следующее:

а) политическое

б) духовно-просветительское

в) миссионерское

г) социальное

44. Для подготовки бакалавров теологии и социальных работников в БелГУ был открыт факультет:

а) исторический

б) юридический

в) социально-психологический

г) социально-теологический

Ключ к тесту по разделу I

1.в; 2.г; 3.б;. 4.б;. 5.в; .6.г; .7.в; .8.в; .9.г; .10.б; .11.а; 12.д; 13.в; 14.в; 15.в; 16.г; 17.б; 18.г; 19.б; 20.а; 21.в; 22.г; 23.д; 24.а; 25.а; 26.г; 27.б; 28.а; 29.б; 30.в; 31.г; 32.б; 33.в; 34.а, в; 35.б; 36.б; 37.г; 38.в; 39.г; 40.б; 41.д; 42.б; 43.а; 44.г.



Тестирование по разделу II «Духовная культура Белгородчины (архитектура, изобразительное искусство, музыка)»

1.Храмы г. Белгорода, восстановленные в конце XX - начале XXI вв.:

а) Успенская (Михайловская) церковь

б) Тихвинская (Георгиевская) церковь

в) Успенско-Николаевский собор

г) Свято-Троицкий храм

2.Храм, построенный в 2001 г. при БелГУ:

а) Храм Корсунской иконы Пресвятой Богородицы

б) Храм св. великомученика Георгия Победоносца

в) Храм во имя святителя Иннокентия

г) Храм во имя Архангела Гавриила

3.Храм во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого) расположен в Белгороде:

а) в Духовной семинарии

б) в Православной гимназии

в) в 1-й городской клинической больнице

г) в 7-й поликлинике (2-я городская больница)

4.Храм в честь блаженной Матроны Московской основан в г. Белгороде: а) в 2000 г.

б) в 2001 г.

в) в 2002 г.

г) в 2003 г

д) в 2004 г.

5.Одна из святынь Белгородчины - икона свт. Николая «Николай Ратный» - находится в г. Белгороде :

а) в Смоленском соборе

б) в Спасо-Преображенском соборе

в) в Успенско-Николаевском соборе

г) в Николо-Иоасафовском соборе

6.Чудотворный Кошарский Крест находится в г. Белгороде:

а) в Спасо-Преображенском соборе

б) в Смоленском соборе

в) в Николо-Иоасафовском соборе

г) в Крестовоздвиженском храме

д) в Покровском храме

7.Спасо-Преображенский кафедральный собор Белгородско-Старооскольской епархии был основан:

а) в 1812 г.

б) в 1813 г.

в) в 1814 г.

г) в 1815 г.

д) в 1816 г.

8.Кафедральный собор в г. Старом Осколе основан во имя:

а) свт. Николая Чудотворца

б) св. Луки

в) св. Иннокентия

г) св. Александра Невского

9.Одна из святынь Белгородчины - икона Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» находится в г. Старом Осколе:

а) в Свято-Троицком храме

б) в Свято-Никольском храме

в) в Крестовоздвиженском храме

г) в Вознесенском храме

д) в Ильинском храме

10.Один из главных храмов Белгородчины, второй по величине после храма Христа Спасителя в г. Москве:

а) Спасо-Преображенский кафедральный собор в г. Белгороде

б) Спасо-Преображенский собор в г. Губкине

в) Смоленский собор в г. Белгороде

г) Николо-Иоасафовский собор в г. Белгороде

11.Икона Божией Матери Казанская - одна из святынь Белгородчины - находится в г. Старом Осколе:

а) в Свято-Троицком храме

б) в Крестовоздвиженском храме

в) в Вознесенском храме

г) в Ильинском храме

д) в Свято-Никольском храме

12.Богоявленский храм в с. Подсереднем Алексеевского района - один из старейших памятников деревянного православного зодчества Белгородчины был основан:

а) в 1756 г.

б) в 1757 г.

в) в 1758 г.

г) в 1759 г.

д) в 1760 г.

13.Никольский храм в с. Слоновка Новооскольского района - один из старейших памятников каменного православного зодчества Белгородчины - был основан:

а) в 1771 г.

б) в 1772 г.

в) в 1773 г.

г) в 1774 г.

д) в 1775 г

14.Среди архитектурных стилей храмового зодчества Белгородчины не существуют следующие:

а) романский

б) готический

в) барокко

г) классицизм

д) эклектика

15. Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов», основанный в 2003 г. в Белгородском районе, находится:

а) в пос. Майском

б) в пос. Разумном

в) в пос. Дубовом

г) в пос. Северном

16. Часовня в честь Почаевской иконы Пресвятой Богородицы находится в г. Белгороде:

а) в Парке Победы

б) в Парке Памяти

в) в парке им. В.И. Ленина

г) на Свято-Троицком бульваре

17.Рождество-Богородицкий женский монастырь в г. Белгороде был открыт в царствование:

а) Федора Иоанновича

б) Бориса Годунова

в) Михаила Федоровича

г) Алексея Михайловича

18.Свято-Троицкий мужской монастырь в г. Белгороде был основан

а) в 1832 г.

б) в 1833 г.

в) в 1834 г.

г)в 1835 г.

д) в 1836 г.

19.На территории Марфо-Мариинской обители в Белгороде находится храм:

а) Крестовоздвиженский

б) Смоленский

в) Свято-Троицкий

г) Успенско-Николаевский

д) Николо-Иоасафовский:

20.Воскресенский женский монастырь в с. Зимовеньки Шебекинского района был основан:

а) в 1996 г.

б) в 1997 г.

в) в 1998 г.

г) в 1999 г.

21.Среди утраченных святынь Белгородчины находятся монастыри:

а) Богородицко-Тихвинский женский монастырь

б) Воскресенский женский монастырь

в) Рождество-Богородицкий женский монастырь

г) Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь

д) Знаменский Хотмыжский мужской монастырь

22.Женский монастырь на Белгородчине, основанный графом Б.П. Шереметевым в память о Полтавской битве (1709 г):

а) Рождество-Богородицкий

б) Рождественский

в) Богородицко-Тихвинский

г) Николо-Тихвинский

23. Иконописание на Белгородчине возникло в связи с основанием женского монастыря:

а) Богородицко-Тихвинского

б) Рождество-Богородицкого

в) Рождественского

г) Николо-Тихвинского

24.Холков-Царев-Николаевский (ныне Свято-Троицкий Холковский)

мужской монастырь был основан:

а) в 1618 г.

б) в 1619 г.

в) в 1620 г.

г) в 1621 г.

25.Холков-Царев-Николаевский (ныне Свято-Троицкий Холковский) мужской монастырь был упразднен в царствование:

а) Екатерины I

б) Анны Иоанновны

в) Елизаветы Петровны

г) Екатерины II

26 Икона Пресвятой Богородицы Иверской (1882 г.), написанная на святой горе Афон в русском православном Свято-Пантелеймоновом монастыре, находится на территории:

а) Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря

б) Марфо-Мариинской обители

в) Воскресенского женского монастыря

27.Уникальный фарфоровый иконостас, единственный в Белгородско-Старооскольской епархии, находится на территории:

а) Воскресенского женского монастыря

б) Марфо-Мариинской обители

в) Свято-Троицкого мужского монастыря

28.Первый православный памятник в г. Белгороде (1915 г.) был посвящен:

а) св. равноапостольным Кириллу и Мефодию

б) свт. Николаю Чудотворцу

в) св. Иоасафу, епископу Белгородскому

г) прп. Серафиму Саровскому

д) прп. Сергию Радонежскому

29.Скульптор В.М. Клыков не является автором:

а) памятника Святым Равноапостольным Кириллу и Мефодию в г. Москве

б) памятника преподобному Серафиму Саровскому у реки Тускарь в Курско-Коренном монастыре

в) «Звонницы» на Прохоровском поле

г) памятника митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию (Булгакову) в г. Белгороде

30. Памятник Святому Равноапостольному князю Владимиру, созданный скульптором В.М. Клыковым в г. Белгороде, был открыт:

а) в 1996 г.

б) в 1997 г.

в) в 1998 г.

г) в 1999 г.

31.К православной теме не относятся скульптурные работы А.А. Шишкова:

а) памятник М.С. Щепкину

б) памятник С.С. Косенкову

в) памятник святителю Иоасафу Белгородскому

г) скульптура ангела (Ротонда в честь Рождества Христова)

32.Скульптура Святого Архангела Гавриила (автор - А.А. Шишков), открытая 8 апреля 2005 г. в г. Белгороде, находится:

а) на Свято-Троицком бульваре

б) на Соборной площади

в) у здания Духовной семинарии

г) у главного корпуса БелГУ

33.Иконопись на Белгородчине не существовала:

а) в слободе Борисовке

б) в слободе Томаровке

в) в слободе Супруновке

г) в слободе Ютановке

34. 24 июля 1902 г. была открыта иконописная мастерская с 4-летним сроком обучения, выпускники которой получали звание мастера-иконописца. Это произошло:

а) в слободе Борисовке

б) в слободе Томаровке

в) в слободе Супруновке

г) в слободе Алексеевке

35.Иконообдельческий промысел существовал в женских монастырях Белгородчины

а) Богородицко-Тихвинском (сл. Борисовка

б) Рождество-Богородицком ( г. Белгород)

в) Николо-Тихвинском (с. Пятницкое , ныне Волоконовский район)

36.Заслуженный художник России, автор многих работ на православную тему:

а) А.П. Мамонтов

б) А.С. Работнов

в) Г.А. Кудрявцев

г) Б.М. Пупынин

37. Творческая бригада художников-иконописцев во главе с А.С. Работновым выполнила роспись храма в г. Белгороде. Это:

а) Спасо-Преображенский кафедральный собор

б) Смоленский собор

в) Николо-Иоасафовский собор

г) Успенско-Николаевский собор

38.Родина белгородского композитора С.А. Дегтярева:

а) слобода Борисовка

б) слобода Томаровка

в) слобода Супруновка

г) слобода Алексеевка

39.Оратория С.А. Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» (1810 г.) посвящена освободительной борьбе русского народа:

а) с монголо-татарским нашествием

б) с немецкими рыцарями

в) с польской интервенцией

г) с армией Наполеона Бонапарта

40.К духовной вокальной музыке не относятся:

а) опера

б) романс

в) мюзикл

г) литургия

д) знаменный распев

41. «Октоих» - книга песнопений Русской Православной Церкви - был переложен для современного 4-голосного хора русским композитором и хоровым дирижером:

а) Д.С. Бортнянским

б) А.С Даргомыжским

в) М.И. Глинкой

г) С.А. Дегтяревым

д) Г.Я. Ломакиным

42.К духовной музыке С.А. Дегтярева не относится произведение:

а) «Отче наш»

б) «Тебе поем»

в) «Милость мира»

г) « Всенощное бдение и литургия»

Ключ к тесту по разделу II

1.в.; 2.г; 3.в; 4.д; 5.; 6.г; 7.б; 8.г; 9.в; 10.б; 11.а; 12.д; 13.д; 14.а,б; 15.в; 16.б; 17.в; 18.б; 19.г; 20.г; 21.а, в, д; 22.в; 23.а; 24.в; 25.г; 26.в; 27.а; 28.в; 29.г; 30.в; 31.а, б ; 32.г; 33.г; 34.а; 35.а, б; 36.б; 37.а; 38.а; 39.в; 40.а, б, в; 41.д; 42.г.



Примерный перечень вопросов для аттестации по разделу I

«История Белгородской епархии с древнейших времен до начала XXI в.».

1. Крещение Руси и его значение в духовной истории края.

2. Белгородская епархия в XVI-XVII вв.

3. Русская Православная Церковь на Белгородчине в первой половине XVIII в.

4. Государство и Русская Православная Церковь в Белгородском крае в конце XVIII - начале XIX вв.

5. Белгородская епархия в конце XIX - начале ХХ вв.

6. 20-30-е гг. ХХ в. в истории епархии.

7. Белгородская епархия в 1941 - 1945 гг.

8. Государство и Русская Православная Церковь на Белгородчине во второй половине ХХ в.

9. Белгородско-Старооскольская епархия на рубеже веков (XX-XXI вв.).

10. Святое Белогорье в лицах (Святитель Иоасаф Белгородский, митрополит Макарий (Булгаков), архиепископ Онуфрий (Гагалюк), архимандрит Серафим (Тяпочкин), их жизнь и прославление.



Примерный перечень вопросов для аттестации по разделу II «Духовная культура Белгородчины (архитектура, изобразительное искусство, музыка)».

1. Храмы Белгорода.

2. Храмы Старого Оскола и Губкина.

3. Храмы малых городов и сел Белгородчины.

4. Монастыри Белгородского края.

5. Православная скульптура на Белгородчине.

6. Православие и изобразительное искусство родного края.

7. Творчество С.А. Дегтярева.

8. Духовная музыка композитора Г.Я. Ломакина.



Примерный перечень вопросов для итоговой аттестации по курсу

«Духовное краеведение Белгородчины».

1. Краеведение, его виды. Особенности духовного краеведения. Временные и пространственные характеристики курса «Духовное краеведение Белгородчины».

2. Белгородская епархия во времена Киевской Руси.

3. Московская Русь и Белгородская епархия.

4. Белгородская епархия в XVIII в.

5. История епархии на Белгородчине в XIX в.

6. Первая половина ХХ в. в истории Белгородской епархии.

7. Белгородская епархия во второй половине ХХ в.

8. 90-е годы ХХ в. в истории Белгородской епархии.

9. Святое Белогорье в конце ХХ - начале ХХI вв.

10. Белгород - один из центров российского православия.

11. Храмовая архитектура Белгородчины (по выбору).

12. Православие и скульптура Белгородского края.

13. Православие и изобразительное искусство на Белгородчине.

14. Духовная музыка С.А. Дегтярева и Г.Я. Ломакина.

15. Святые земли Белгородской (по выбору).



Примерные темы рефератов и творческих работ.

1. Святой Равноапостольный князь Владимир - Креститель Руси.

2. Святитель Иоасаф Белгородский и его духовное наследие.

3. Митрополит Макарий (Булгаков) и его духовное наследие.

4. Новомученики Русской Православной Церкви на Белгородчине (архиепископ Онуфрий (Гагалюк), епископ Никодим (Кононов) - по выбору.

5. Святые подвижники земли Белгородской (архимандрит Серафим (Тяпочкин), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).- по выбору.

6. Храмы Белгорода, Старого Оскола, Губкина.- по выбору.

7. Святыни Белогорья (чудотворные иконы).

8. Светочи духовной жизни (православные монастыри Белгородчины).

9. Белгородская духовная семинария: история и современность.

10. Паломничество по святым местам Белогорья.

11. Моя родина - Святое Белогорье.

12. Моя дорога к Храму.



Контроль за уровнем достижений учащихся по православной культуре в 11 классе проводится в форме промежуточной самостоятельной работы, творческих проектов.

Проект 1. «Кто я?» Индивидуально-групповое исследование.

Проект 2. «Какой я?» Индивидуально-групповое исследование.

Проект 3. «Откуда я?» Индивидуально-групповое исследование.

Проект 4. «Сохраняем святыни России». Индивидуально-групповое исследование.

Проект 5. «Цель жизни». Индивидуально-групповое исследование.

Проект 6. «Духовные завещания наших предков». Индивидуально-групповое исследование.

Проект 7. «Духовное завещание школьникам 22 века». Индивидуально-групповое исследование.

Проект 8. «Наследие. Диалог культур и поколений».



Материально-техническое обеспечениеНаименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Количество

Оснащённость %

Учебно-методические комплекты по предмету православная культура





1 Л.Л Шевченко Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения / Шевченко Л.Л.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012 г.- 185 с.

2 Чернова С. С. Духовное краеведение Белгородчины (Учебная программа) Белгород, 2005



К

100

Методические пособия для учителя





3 Краткий словарь по духовному краеведению Белгородчины: Методическое пособие/ Составитель: С.С. Чернова. - Белгород. - 2005.

4 Методические рекомендации к урокам по курсу «Духовное краеведение Белгородчины»: Методическое пособие/ Автор-составитель: С.С. Чернова. - Белгород. 2005.

5 Л. Л. Шевченко. Православная культура. 11 класс. Учебное пособие для средних и старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.- М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.

6 Л. Л. Шевченко. Духовно-нравственная культура. Православная культура. Методическое пособие для учителя. 11 класс. Православная культура и религиозные культуры мира.- М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013

7

Д

100

Медиатека





Шевченко Л.Л. Православная культура. 11 класс. Православная культура и религиозные культуры мира / Мультимедийное пособие. - М,: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см

Ф

100

Дополнительная литература





Белгородская и Старооскольская епархия Храмы Святого Белогорья Белгородская и Старооскольская епархия 2011

Д

100

Крупенков А. Н. Белгородские святыни Белгород 1995

Д

100

Коренная пустынь чудесные знамения в прошлом и настоящем 2007

Д

100

Осыков Б. Родное Белогорье Белгород 1997

Д

100

Торих А. Воцерковление Москва 2008

Д

100



Технические средства обучения





Экран

Д

100

Системный блок

Д

100

Монитор

Д

100

Проектор

Д

100

Клавиатура

Д

100

Колонки

Д

100

МФУ

Д

100



информационно-коммуникативные средства





Православные мультиедиа-ресурсы: pravmedia.com, www.rushill07.narod.ru/ Электронная библиотека, Министерство образования РФ mon.gov.ru;

Московская Патриархия Русской Православной Церкви

www.patriarchia.ru;

образовательно-методический центр «Преображение»

omcbelgorod@mail.ru; информационно-образовательный православный портал

www.pravoslavie.ru;

официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии

blagиovest.bel.ru;

официальный сайт департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области

www.beluno.ru ;

сайт Белгородской Православной Духовной семинарии с миссионерской направленностью www.bpdsmn.orthodoxy.ru ;

сайт Белгородского института развития образования www.ipkps.bsu.edu.ru ;

Музеи, галереи и художественные каталоги: Каталог Музеи России (www.museum.ru/); Эрмитаж (www.hermitage.ru/); Русский музей (www.rusmuseum.ru/); Музей им. Пушкина (www.museum.ru/gmii/); Государственный исторический музей (www.shm.ru/); Третьяковская галерея (www.tretyakov.ru/); Галерея визуального искусства (www.artni.ru/); Галерея русских художников 20 века (www.artline.ru/); Музей Архитектуры им. Щусева А.В. (www.muar.ru/); Русская культура (www.russianculture.ru/</).













 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал