7


  • Учителю
  • «Использование визуальных дидактических материалов для развития навыков творческого фантазирования, импровизирования, комплексного творческого развития учащихся на уроке сольфеджио. На примере закрепления темы интервалы.

«Использование визуальных дидактических материалов для развития навыков творческого фантазирования, импровизирования, комплексного творческого развития учащихся на уроке сольфеджио. На примере закрепления темы интервалы.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


Администрация Курчатовского района


МКОУДОД «Курчатовская районная ДШИ»

Открытый урок

по сольфеджио


1 класс


Тема: « Использование визуальных дидактических материалов для развития навыков творческого фантазирования, импровизирования, комплексного творческого развития учащихся на уроке сольфеджио. На примере закрепления темы интервалы.


Преподавателя теории музыки

Капуста Ульяны Сергеевны








2015 год

Тема:


Использование визуальных дидактических материалов для развития навыков творческого фантазирования, импровизирования, комплексного творческого развития учащихся на уроке сольфеджио. На примере закрепления темы интервалы.


Цель:


  1. Закрепить образно-слуховое усвоение характера звучания интервалов и образное обозначение, соответствующее каждому интервалу (как методом внемузыкальных ассоциаций, который основан на ассоциативно-образном восприятии учащихся, так и с помощью метода конкретного представления характера звучания каждого элемента музыкального языка - интервала).


  1. Научиться узнавать, различать и сравнивать созвучия интервалов.

  1. Развитие творческих навыков фантазирования, импровизирования, развитие артистизма, опыт художественного перевоплощения (пантомима, вживление в образ, рассказ).

План урока:


  1. Образно-слуховое восприятие интервалов.


  1. Зрительное восприятие и осмысление интервалов.

  1. Интонирование интервалов.

  2. Игра интервальных «дорожек».

  3. Переход на интервальные диктанты.


  1. Закрепление звуковысотных представлений с опорой на зрительное восприятие нотного текста.


  1. Кроссворд по теме интервалы.


  1. Обобщение.


  1. Домашнее задание.

  1. Образно-слуховое восприятие интервалов.


  1. Ребята, давайте повторим интервалы, которые мы знаем. Я буду называть вам образ, исполнять интервал, а ваша задача внимательно слушать, показать этот интервал пластическим символом, затем сказать название.


(Не секрет, что сольфеджио - достаточно статичный урок. При этом все педагоги понимают важность «мышечной» активности для ребенка, знают о радости, которую ему доставляет движение даже в малых дозах. Ассоциативный образ, преобразившийся в пластический знак, дает детям возможность «подержать» интервал в руках, «поиграть» с ним и привносит в занятия элементы двигательной активности. К тому же восприятие интервалов с опорой на двигательные функции памяти в соединении с пластикой значимо с точки зрения понимания детьми музыкальной интонации. Она «телесна уже по своей форме: она промысливается дыханием, связками, мимикой, жестами - целостным движением человека» В. Медушевский).

«Жираф» У Жирафа длинная шея, она тянется-тянется-тянется…

/Проигрываю чистую октаву, заполняя ее по хроматизму и показываю, как тянется эта шея/.

Поднятые над головой и раскрытые в сторону руки.

Какой это интервал? (чистая октава)


Обезьянка Чи-Чи. (Ее обязательно нужно пропевать: «Я обезьянка Чи-Чи…»)

Веселая обезьянка поет о себе. Какой это интервал? (малая септима)


Волк. У него грозные глаза и он большой! Конечно, не такой большой, как Жираф, но тоже большущий! /Я играю большую септиму, и дети морщатся - некрасиво звучит/. Волк не очень-то хороший. Понятно, почему некоторые его даже боятся, а другие готовы сразиться с ним.

Какой интервал прозвучал? (большая септима).


Показываю символ: обе руки, соединенные подушечками четырех пальцев («домиком») со второго по пятый.

Если жест видоизменить - спрятать в кулачок первый, третий, и четвертый пальцы, оставить второй и пятый, то пальцы «покажут», как сыграть кварту и, скорее всего, рассмешить - ведь получится «коза рогатая», знакомая всем детям.


Тут же показываю еще один жестко звучащий интервал - кварту. Ворона - кварта некрасиво каркает и капризничает. Она топает ножкой: «Хочу мороженое! Купи мороженое!» Невоспитанная ворона… Но ее можно поучить и перевоспитать. И тогда она уже не топает ножкой и уже не так громко кричит - просто говорит: «Купи, пожалуйста, мороженое».

Какая ворона здесь изображена, которая некрасиво каркает и капризничает или которая уже научилась себя вести?



Еще один неблагозвучный интервал - Крыса. Что случилось с Крысой? Почему она такая скрюченная? В капкан попала? Как же звучит эта Крыса?


Что это за интервал? /Дети показывают сцепленные большие пальцы рук/. Это большая секунда.

Звучит так неприятно, - даже уши устали… Отдохнуть хочется.

/Играю чистую октаву с заполнением/.

А теперь, ребята, подумайте, какой звучит интервал?

/Играю «Болезнь куклы» П. И. Чайковского/. Будто у куклы слезки капают.

Учащиеся показывают кулачки с одним (вторым) выставленным пальцем.

Интервал - чистая прима.


Давайте вспомним веселые и грустные интервалы.

Мышка - жалобная интонация. Как она звучит? Почему мышка печальна?

Дети показывают сцепленные мизинцы. Это малая секунда.


Кролик живет в неволе. Это зайчик прыгает по солнечной полянке, а Кролика запирают в клетку, гулять не выпускают. / Играю для сравнения малую терцию и большую терцию/.

/м3/ Кролику грустно.

/б3/ И тут же Заяц!



Терция - сомкнутые в колечко первый и третий пальцы каждой руки.


Олениха-мама - самый красивый интервал. У нее красивые рога! Она живет в лесу, среди сосен и елочек.


Звучит песенка «В лесу родилась елочка»



Какой характер Оленихи-мамы, как она звучит?


Олениха бегает по лесу. А вот ее сыночку - маленькому Олененку грустно. У него рожки и так-то маленькие, а он еще и голову опустил. У мамы много дел - она убегает, а он остается один. Маленький, грустный.


Итак, ребята, шаг за шагом мы основательно прошлись по всем интервалам. Остался один «пустой». Чистая квинта - это Медуза, Одуванчик или радужный мыльный пузырь. Что-то невесомое, бесплотное, но красивое! Дунь - Одуванчик разлетится, мыльный пузырь лопнет и пустота…


Все интервалы повторили, теперь можно начинать игру.


Игра:

Ведущий выходит за дверь, перевоплощается, когда заходит в класс, остальные ученики угадывают, кто же это вошел. Я играю тот интервал, который показывает ведущий. Со временем ученик сам будет подходить к инструменту, и играть интервал.


Эта игра, это разыгрывание сценок - не только повторение пройденного материала, но и развитие артистизма в детях. Разрешается любое переодевание, пантомима, рассказы - все что угодно, но главное - надо сыграть роль, войти в образ, почувствовать и показать его! Урок на запоминание интервалов превращается в урок актерского мастерства. Это подготовка к сцене, более того - первый опыт художественного перевоплощения.

  1. Второй этап - зрительное восприятие и осмысление интервалов.


Игра: лото к теме интервалы.

Всем учащимся раздаются большие карты, на которых изображены образы интервалов. После игры педагога учащиеся должны как можно скорее узнать звучащий образ, поднять руку и получить фишку, которой закроется отгаданный интервал. Кто быстрее всех закроет все клеточки, тот выиграет.

Лото на тему интервалы

  1. Интонирование интервалов (закрепление слуховых представлений)


Интересно «построены» интервалы в этой пьеске. Сначала все интервалы звучат от V ступени вверх, а потом от этой же ступени вниз. Кварта, квинта, секста, септима - вверх. Вниз - все интервалы, кроме одного. Какого?

Чтобы сравнить звучание больших и малых интервалов, спойте их вверх и вниз от тоники в одноименных тональностях мажора и минора. При этом показывая пластические символы.


  1. Игра интервальных «дорожек»

От звуков «ми», «ре» играть интервальные «дорожки» двумя руками, называя каждый интервал в восходящем и нисходящем движении.


_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Переход на интервальные диктанты.


Учимся «рисовать» интервалы цветными фломастерами от всех нот. Учащиеся сами выбирают, от какой ноты мы пишем диктант. Играю интервалы в мелодическом и гармоническом расположении, сначала подсказывая образ. Учащиеся, определив интервал, записывают его.


Интервальный диктант


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мышка Жираф Капельки Ворона

  1. Закрепление звуковысотных представлений с опорой на зрительное восприятие нотного текста.


Это пропевание мелодии в пределах соответствующего интервала.

Играю, сольфеджируя детскую песенку «У кота, воркота», потом показываю в нотном тексте верхнюю и нижнюю ноты, мы учимся зрительно, по нотам, определять диапазон мелодии. Затем поем этот интервал.

Таким образом, учащиеся привыкают к тому, что каждая мелодия ограничена пределами какого-то интервала.


Давайте поиграем.

Достаем набор карточек с записанными на них песенками. Я поднимаю веер из карточек с мелодиями, и ребенок вынимает одну из них. Затем сольфеджирует, определяет встречающийся интервал, какому образу он соответствует. Один из учащихся, у которого рисунок образа этого интервала, поднимает и показывает е


  1. Кроссворд по теме интервалы.

Использую данную форму работы для закрепления и проверки полученных знаний.

Определяем встречающиеся мелодические интервалы и вписываем их в кроссворд.





  1. Обобщение

Ребята, сегодня мы с вами повторили все интервалы, вспомнили пластические символы интервалов, играли интервальные «дорожки», строили, пели интервалы, определяли на слух, находили в нотном тексте, разгадывали кроссворд. С этой работой вы справились хорошо, молодцы!


  1. Домашнее задание:

  1. Играть и петь интервальные дорожки от звуков «ля», «си».

  2. Баева, Зебряк петь упражнения стр. 23

  3. Номер 82, 83 петь с дирижированием.


На уроке работа проводилась по следующим пособиям:


  1. Н. Баева, Т. Зебряк. Сольфеджио 1-2 класс.- М., Кифара, 2005.

  2. Т. Камаева, А. Камаев. Азартное сольфеджио (метод. пос.).- ВЛАДОС.- М., 2004.

  3. Т. А. Боровик. Изучение итервалов на уроках сольфеджио (1-2 класс).- М., 2007.

  4. М. Андреева. От примы до октавы.- М., 1990.

12




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал