7


  • Учителю
  • Сценарий вне классного мероприятия 'Народные промыслы России' 5 класс

Сценарий вне классного мероприятия 'Народные промыслы России' 5 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала







Коллективно-творческое дело Народные промыслы России

5 класс


Разработали:

Абрамова Е.Н. (воспитатель)

Веселова Е.В. (воспитатель)

Чикаренко Н.В. (кл. рук-ль)


2012 г.


Цель: воспитание гражданина своей страны

Задачи:

  • Познакомить ребят с географией народных промыслов России, историей их создания и художественной ценностью.

  • Расширить знания об обычаях русского народа.

  • Развивать образное мышление.

  • Воспитывать эстетический вкус.

Оформление зала.

Плакаты:

«Даже будни может труд

Сделать праздничными днями».

Я. Райнис.

«Где мысль сильна - там дело полно силы»

В. Шекспир.


«…едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить».

Н.В. Гоголь.


На столе, накрытом нарядной скатертью, приготовлены образцы народных промыслов:

Гжели, Жостова, Палеха, Хохломы, Павлово-Посада, ростовская финифть, Москва (матрешки), Берегиня.

Книги о народных промыслах.


Дети в русских народных костюмах.


Оборудование:

магнитофон, компьютер для показа презентации, экран, Флаг России, самовар, заварочный чайник, одноразовые стаканы, блины.

ХОД ЗАНЯТИЯ.


На экране название мероприятия.

Звучит песня «Вижу чудное приволье».


Ведущая:

Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными создавать и творить настоящую красоту. Через искусство нар. промыслов прослеживается связь прошлого с настоящим.

Ребята, а знаете ли вы, что такое «народный промысел? (дети отвечают)


На экране толкование термина «народный художественный промысел».

(Народные промыслы - это, своего рода, произведения искусства, выросшие из древних деревенских ремесел. Они являются неисчерпаемым источником знаний об истории, культуре, о характере наших предков).


- Вы хотите об этом поговорить?

- Для чего вы хотите это знать?

- Какие художественные промыслы вы знаете? (дети отвечают).


На экране перечень худ. промыслов России.


Народные промыслы России представлены производством фарфора, изделий из глины, керамики, папье-маше, дерева, кости, ниток, лозы, лыка…

В российских произведениях худ. промыслов живет душа народа.

- Как вы это понимаете?

- (красота природы родных мест, вдохновила мастеровых людей на задумку и изготовление этих красивых вещей. Неравнодушные люди вложили в них не только идею, труд и умения, но и всю душу.)

На одном занятии невозможно охватить все многообразие народного творчества нашей страны. Поговорим о некоторых из них.


Звучит мелодия песни «Во поле береза стояла».

На экране фото гжельской посуды с коротким текстом.


1. Даниил и Ваня выносят предметы гжельской посуды.


« Бело-синие узоры

Приковали наши взоры.

Эта гжельская посуда -

Просто сказка! Просто чудо!»


Ведущая:

Живописный подмосковный уголок Гжель расположен в 60 км от Москвы.

Гжель известна и популярна не только в России, но и далеко за пределами страны. Голубая сказка, воплощенная мастерами Гжели в изящных чайниках, чашках, кувшинах, вазах, тарелках, сувенирах радует глаз и греет душу. Издавна они делали посуду из белой глины. Даже название деревни было связано со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Даниил:

Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке курочка красуется.


Ваня:

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.


Даниил:

Третий мастер еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?


Ваня.

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.


Даниил:

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И все, что кисть рисует, становится синим и голубым. И животные, и птицы, и растения.


Ведущая:

Полюбилась нарядная посуда людям и стали называть её ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель».Удалось-таки гжельским мастерам свой любимый край прославить.

И по сей день трудятся там внуки и правнуки тех знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.


Звучит мелодия «Калинка».

На экране фото жостовских подносов.


Даша выносит поднос.

«Цветная роспись по металлу -

Все сплошь букеты дивных роз,

Пионов, ирисов, фиалок…

Предмет любой хозяйки грез».


Ведущая:

Промысел расписных металлических подносов возник в середине 18 в. на Урале. И только в первой половине 19 в. подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии - Жостове, Троицком, Новосельцеве. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в д. Жостово Мытищинского района.

Жостовская ф-ка ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 г.) откупившихся на волю крестьян - братьев Вишняковых. Через 100 лет несколько артелей объеденились в одну - «Металлоподнос» в д. Жостово, которая в дальнейшем была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.

О том, что изображено на подносах, говоря сами названия: «Букет с колосками», «Букет цветов в корзине», Венок», «Травы», «Сад»…

Роспись проводится в несколько этапов. Обратите внимание как интересно, легко, по-русски и весело они называются.


Даша:

Замалёвок.

Начало и основа композиции и будущего узора.

Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.


Ахмед:

Тенёжка.

Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка» созвучно слову «тень». У цветов появляется объем, обозначаются теневые места растений.


Ибрагим:

Прокладка цветом.

Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть - уточняются многие детали, подчеркивается объем.


Рамазан:

Бликовка.

Наложение бликов выявляет свет. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.


Даша:

Чертежка.

Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи - рисует прожилки и кружевные края на листочках, семена в центре чашечек цветов.


Ахмед:

Привязка.

Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.


Ибрагим:

Уборка краев подноса.

Украшение бортика подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.


Рамазан.

И, наконец, наводка зеркального блеска.

С помощью тончайшего мелового порошка поднос затирается ладонями до блеска, а затем натирается парафином, чтобы ещё больше блестел.


Ведущая:

Особенности жостовской росписи.

Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному), причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи - цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

Подносы бывают разной формы и по назначению делятся на 2 группы: для бытовых целей и как украшение.


Звучит мелодия «Светит месяц»

На экране палехская миниатюра.


Паша и Вова выносят картину и шкатулку.

«Под Иваново село -

Палех называют.

С давних пор там мастера

Дело свое знают.

Из папье-маше шкатулки

И картины делают.

Посмотрите, как творят

Руки их умелые.»


Ведущая:

Демонстрация иллюстраций из книги «Палех»


В 18 в. палехская иконопись была живой цветущей ветвью могучего искусства. Палехские иконописцы были крестьянами. С началом полевых работ они шли в поле. Так было до 20-х годов 20 века. К началу прошлого века драгоценная традиция оказалась на краю гибели. Перед палешанами встает проблема - как спасти потомственное мастерство. Сначала мастера пробовали расписывать деревянные изделия: точёную посуду, ларцы. Но это не соответствовало характеру палехского искусства.

И только в результате долгих поисков палешане обратились черному лаку с основой из папье-маше. Шкатулки, бисерницы, очешники превращались в подлинные драгоценности. Уже первые палехские произведения обратили на себя внимание и получили высокие награды на худ.-промышленной выставке в 1923 г.


Паша:

Изготовление предметов из папье-маше палешане позаимствовали в подмосковном селе Федоскино.

Проклеиваются листы картона до нужной толщины, навёртываются на деревянную форму (болванку), затем прессуются, просушиваются, пропитываются льняным маслом и сушатся в печи. Изделие приобретает прочность дерева. Поверхность выравнивают, зачищая шкуркой, грунтуют до 3-х раз и снова просушивают. Потом зачищают порошком пемзы.


Вова:

На эту основу в несколько слоев накладывается сажа на масляной основе и после очередной просушки покрывается лаком. Чтобы поверхность стала матовой и держалась краска, поверхность снова зачищают порошком пемзы.

Краски традиционно готовят на яичном желтке. Кисти используются очень тонкие.

Излюбленными сюжетами в палехской миниатюре были и есть мотивы крестьянского быта, труда и отдыха: сенокос, охота, хоровод, несущиеся тройки, сказки.


Звучит мелодия «Топотуха».

На экране фото хохломской росписи.


Сережа и Леша выносят предметы хохломской росписи.

«Хохломским мастерством

Каждый залюбуется!

На тарелках и на ложках

Ягоды красуются.

В деревянной той посуде

Русский дух и сила.

Пусть побольше б красоты

Такой в России было».


Сережа:

С древних времен люди стремятся украсить свое жилище и предметы быта. В Нижегородском крае издревле украшали росписью деревянную посуду. Так появилась «Золотая Хохлома» - искусство росписи красками по дереву. Технология росписи золотыми красками появилась еще в 17 в., и с тех пор на золотом фоне живут диковинные цветы - яркие алые и задумчивые черные. Золотой орнамент украшает деревянные изделия.


Леша:

Сегодня мастера предлагают не только расписную деревянную посуду, но и детскую мебель, подсвечники, декоративные блюда.

Нарядность и особую красочность изделиям из дерева придает специальная технология лакирования. Благодаря сушке лакированного изделия в печи при высокой температуре, изделие приобретает особый золотисто-медовый оттенок.


Звучит мелодия «Русский хоровод».

На экране фото Павлово-Посадского платка.


Настя Ч. И Настя К. танцуют под музыку с платками на плечах.

«А вот он павловский платок!

Ни бус не надо, ни серег.

Он сам как украшенье дорогое,

И красота, и все такое…»


Ведущая:

Рисунки шалей 1870-80х годов очень разнообразны и говорят о высоком профессионализме художников фабрики. Композиции платков тех лет решались пышно, торжественно или, напротив, легко и изящно. Как правило, использовались садовые розы и георгины.


Настя Ч.:

Во 2-й половине 19 в. стало модным изображение натуральных цветов. Предпочтение цветочным мотивам отдавалось и в вышивке, и в кружеве, и в тканях. Букетами цветов декорировали фарфор, жостовские подносы, расписывались интерьеры. Так что в украшении шалей цветами проявилось стремление павловских мастеров сделать свой товар модным, который будет пользоваться спросом у покупателей.


Настя К.:

Узор шалей набивался на черном или красном фоне. Изображение собранных в букеты или гирлянды цветов было объемным. Отличительной особенностью павловских платков была безупречная гармония в подборе цветовых сочетаний и отдельных элементов. Не случайно предприятие получает в 1896 г. Высшую награду промышленной выставки в Нижнем Новгороде: право изображения Государственного герба на своих вывесках и этикетках.


Ведущая:

В последнее десятилетие проводится работа по восстановлению рисунков старых павлово-посадских шалей.


Звучит мелодия «Вдоль по улице метелица метет»

На экране фото предметов из финифти.


Дейси выносит украшения.

«Украшенье из эмали

Все заковано в металле.

К любому платью прилагается.

Финифтью называется».


Ведущая:

Финифть (др. рус. Финипть, химипеть - смешиваю) - особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль в сочетании с металлом. Производится финифть в Ростове Великом. Ещё в 18 в. Изделия ростовских чародеев ценились необычно высоко и даже поступали на хранение в Московскую оружейную палату.

Ростовская финифть - жемчужина в уборе русского декоративного искусства.


Дейси:

Эмаль ювелирная представляет собой прозрачные огнеупорные краски, которые используются для декоративного покрытия изделий из золота, серебра, меди и медных сплавов.

В создании большинства произведений принимают участие два человека: художник - живописец и ювелир, обрамляющий изображение металлическим узором.

Образки, крестики, портреты, украшения, выполненные в технике финифти, отличаются особой долговечностью, декоративностью, яркостью и чистотой красок.

Звучит мелодия «Валенки».

На экране русские матрешки.


Саша и Макар выносят матрешки.

«Гордость русского народа -

Матрешка расписная.

Её со всем своим семейством

Вся заграница знает.

Откроешь куколку, а в ней

Ещё одна, поменьше…

Как символ матери она,

Красивой русской женщины».


Ведущая:

Знаменитая рус. Матрешка, известная далеко за пределами России, имеет более чем столетнюю историю. За этот, сравнительно небольшой исторический период, она стала одним из всеобъемлющих образов России, символом русского нар. Искусства.


Саша:

В 90-х годах 19 в. в московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание», которой владел крупный русский промышленник, прекрасный знаток искусства Савва Иванович Мамонтов, привезли из Японии фигурку лысого старика Фукурума. Она состояла из нескольких, вложенных друг в друга, фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин выточил из дерева похожие фигурки, которые вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девушек в русском стиле одежды.


Ведущая:

В недрах этой мастерской и зародилась идея создания рус. деревянной куклы. Матрешка Малютина представляла собой русскую круглолицую девушку в крестьянском наряде.

Матрешкой куклу назвали не случайно. В те времена на Руси имя Матрена, Матреша было очень распространено. В основе корня лежит латинское слово «матер», означающее «мать». Это имя ассоциировалось с матерью семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.

По сей день матрешка остается символом материнства, плодородия.


Макар:

Сейчас матрешки делают так:

Сначала подбирают подходящий вид древесины (липу, ольху или березу). Деревья срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не дала трещин. Затем бревна сушат в хорошо проветриваемом месте.

Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу - неразборную - делают первой.


Саша:

Когда малышка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдет первая. Потом процесс повторяется. Количество кукол может быть различным.

Макар:

В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком.

После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске, используя как гуашь, так и масляные краски.

Ведущая:

Это было ровно 20 лет назад. В популярной тогда передаче «Что? Где? Когда?» знатокам задали вопрос: «Кто я такая? У меня два отца и ни одной матери? Знатоки не смогли назвать имя «дочки». - А вы можете?

Звучит мелодия «А я по лугу»

На экране ситцевая кукла-травница Берегиня.


Макка выносит куклу.

«Куколка из ситца

Всякому сгодится.

Принося здоровье, счастье,

В каждый дом стучится».


Ведущая:

Берегиня - от слова «оберег», «оберегать».

К нам в интердом искусство шитья такой куклы-травницы принесла Монзырева Елена Петровна.

Это не тот промысел в традиционном его понимании. Но во все времена люди придумывали, изготавливали талисманы, обереги и украшали ими свои дома, свято веря в их добрую силу. Возможно, когда-нибудь это станет настоящим полноправным промыслом.


Макка:

Куколка выполняется в стиле русской крестьянки, обязательно из нового ситца. Объясняется это тем, что со старыми лоскутками можно принести в свой дом чужие несчастья. Внутрь куклы вкладываются разные засушенные лечебные травы, которыми так богата наша природа. Поэтому у каждой Берегини свой неповторимый аромат.

Считается, что такой оберег охраняет покой в доме и приносит здоровье его обитателям.


Ведущая:

Мастеровые люди на Руси умели не только хорошо трудиться, но и весело отдыхать. Приглашаем, гости, вас на веселый перепляс!


Звучит музыка «Казачок»


Ведущая:

Сейчас мы проведем для вас маленькую викторину.

Как вы уже знаете, промыслов в России богатое множество. Вот и проверим, как вы запомнили те, о которых мы сегодня говорили и знаете те, о которых не упомянули.

На экране поочередно показываются фото:


  1. Вологодское кружево (после ответа та же картинка, но с подписью),

  2. Дымковская игрушка,

  3. Красносельская скань,

  4. Холмлгорская резьба по кости,

  5. Богородская игрушка,

  6. Тульское оружие.

  7. Гжельская посуда.

  8. Жостовсие подносы.

  9. Хохломская роспись.

  10. Палехская миниатюра.

  11. Ростовская финифть.

  12. Русская матрешка.

  13. Павлово-посадские платки.


Ведущая:

Наш разговор о народных промыслах России подходит к концу.

- Так, что же такое «народный промысел»?

- Вам понравилось то, о чем мы сегодня говорили, что вы видели?

- Что особенно запомнилось, понравилось?

- О чем бы вы хотели еще узнать?

Много интересного можно найти в библиотеке, в интернете.


Все ребята встают, у каждого в руках предмет народного промысла. Дети читают стихотворение (каждый по 1-й строчке):


«Россия, милая Россия,

Богата ты великими людьми,

Умельцами с руками трудовыми.

Тебе все вместе признаемся мы в любви.


И Палехом, и Жостовом, и Гжелью,

И Павлово-Посадским мастерством

Гордиться нам пристало. В это верим.

А Берегинюшка прославит Интердом.


Мы скоро вырастем и многое сумеем:

Раскрасим, выпилим, и слепим, и сошьем…

Свой промысел придумаем, откроем.

И с честью титул «Мастер» пронесем».

На экране фото березовой рощи.

Звучит песня «Отчего так в России березы шумят».


Ведущая.

Всех, кто сегодня почтил нас своим вниманием, мы хотим угостить чаем из настоящего тульского самовара с русскими блинами.

(разносим угощение).


- Спасибо вам, гости дорогие. Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово! До новых встреч!




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал