7


  • Учителю
  • Исследовательская работа 'Хакасское платье'

Исследовательская работа 'Хакасское платье'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Введение.



У каждого народа есть свои национальные особенности, традиции, обычаи, языки, культура и быт. Я хочу освятить вопрос об одном из сторон материальной культуры, а именно о женском платье (ипчi когенегi) этнических групп хакасов.

Я хочу выделить цель своей работы, которая заключается в том, что бы обратить внимание на женское национальное платье, которое является связующим звеном между природой и людьми; на эту связь которая выражается и в технике шитья, и в узорах, и в символики, и в цвете, и в философии платья, ведь связь человека с природой является особенностью мировоззрения хакасов.



Женское платье-часть природы




Народный костюм хакасов представляет собой исторически сложившийся комплекс. Он отличается национальным своеобразием.

Национальная одежда женщин прекрасно гармонирует с природой Хакасии. Суровая красота кроя, колорит и узор вышивки сливаются на юге с плавными ритмами степей, высоких холмов, далёких возвышенностей, а в подтаежных районах с: зелёными массивами тайги, с седыми каменными скалами.

Национальной одежда отображает образ жизни, в частности занятие скотоводством и охотничьим промыслом, принадлежность к тому или иному роду и имущественное различие. Национальная одежда хакасов была приспособлена к верховой езде, к местным климатическим условиям. Покрой одежды был свободный. Она не стесняла движение человека. В красочно оформленной одежде можно видеть этнические вкусы народных умельцев и мастеров по шитью. В зависимости от условий жизни и культурного влияния соседних народов, одежда может изменяться и обновляться.



Особенности женского платья.




Особенностью женских национальных платьев подтаежных районов Хакасии является то, что их нередко украшают цветочные полосы, кроме того, они более мягкого колорита. Здесь не встретишь ярких, насыщенных цветов, столь характерных для степных, южных районов, где всё горит искрится под солнцем. Рядом с такими оттенками красного, как киноварный, алый, терракотовый, розовый, рядом с жёлтым, оранжевым, тёплым фиолетовым и зелёными цветами мастера здесь используют синий, зелёный резких, открытых тонов. Нельзя представать их исключенными из степных пейзажей Хакасии с выжженной солнцем, с дымкой горячего зарева на фоне, словно выцветшей голубизны неба. Они ограничены здесь, и некоторая резкость, кажущаяся дисгармония цветовых отношений оказывается смягченной, оправданной и точно угаданной.





Номинация: Национальный костюм

Тема: Хакасское женское платье - часть материальной культуры хакасов

ФИО ученика: Чебодаева Мария Валентиновна

Класс: 5

ФИО руководителя: Бурнакова Надежда Леонидована

МБОУ Усть-Камыштинская СОШ



















С. Усть-Камышта












































У каждого народа есть свои национальные особенности, традиции, обычаи, языки, культура и быт. Я хочу освятить вопрос об одном из сторон материальной культуры, а именно о женском хакасском национальном платье.

Присматриваясь к старинным и стилизованным костюмам хакасов, я чаще ловила себя на мысли, что хочу узнать о их происхождении больше, проникнуть в ту философию, что заложена в них.

Исследование народной одежды представляет значительный интерес и само по себе , так как в ней отражается своеобразие национального быта.

Один из источников, а именно учитель истории Усть -Камыштинской СОШ, сообщил нам, что хакасское национальное платье было дано горными духами. «Хакасы -языческий народ, верят в духов и считают, что эту одежду подарили нам горные духи».

Национальная одежда женщин прекрасно гармонирует с природой Хакасии. Суровая красота кроя, колорит и узор вышивки сливаются на юге с плавными ритмами степей, высоких холмов, далёких возвышенностей, а в подтаёжных районах с зелёными массивами тайги, с седыми каменными скалами.

Особенностью женских национальных платьев подтаёжных районов Хакасии является то, что их нередко украшают цветочные полосы, кроме того, они более мягкого колорита. Здесь не встретишь ярких, насыщенных цветов, столь характерных для степных, южных районов, где всё горит, искрится под солнцем. Рядом с такими оттенками красного, алый, терракотовый, розовый рядом с жёлтым, оранжевым, тёплым фиолетовым и зелёными цветами мастера здесь используют синий, зелёный резких, открытых тонов. Нельзя представить их исключенными из степных пейзажей Хакасии с выжженной солнцем, с дымкой горячего зарева на фоне, словно выцветшей голубизны неба. Они гармоничны здесь, и некоторая резкость, кажущаяся дисгармония цветовых отношений оказывается смягченной, оправданной и точно угаданной.

Сборки наплечника прошивались полосками, зигзагообразными линиями, геометрическими фигурами или узорами восточного типа из шёлковых ниток.

У молодых женщин сложно было встретить рубаху с оборками. Женское платье никогда не подпоясывалось ( за исключением вдов).

На праздничном женском платье полики, обшлага и кайма украшались национальными узорами. По краю обшлагов и подола нашивались надставки из материи другого цвета.



Традиционное хакасское женское платье очень широкое - до 3 м (!) в подоле - и длинное: с обилием складочек и оборок. Подобный крой не сковывает движений и защищает от сглаза во время беременности

Хакасские красавицы издавна предпочитали яркие цвета, избегая, пожалуй, только желтого, который ассоциировали с болезнью. Воротник и подол в таком туалете должны быть асимметричными. Сзади платье удлинено по ряду практичных соображений. Рукава напоминают крылья. Поэтому соседи в древности называли хакасов "крылатыми людьми".

Во-первых, хакаски считались великолепными наездницами, и "шлейф" позволял не уронить женского достоинства и не обнажить лишнего, даже верхом на лошади. Во-вторых, такой подол можно было при необходимости подстелить на траву или камни и сесть на него - удобно и тепло.

Наплечники, обшлага рукавов, воротник и низ платья украшались многоцветной вышивкой, орнаменты которой копировали у природы, - каждый завиток и листик, любой элемент символизировал силу и красоту хакасской степи. Вышивка могла подсказать, где живет красавица. Ведь у каждого района был свой традиционный узорчатый код. И в принципе по праздничному одеянию и прическе незнакомки можно было узнать практически все. Волосы заплетены в две косы - перед вами замужняя дама. Сколько у нее сыновей, богата ли ее семья, вам подскажет вышитый нагрудник - пого. Прежде всего он прикрывает от недоброго взгляда женскую грудь, отвлекая внимание на яркие узоры. Но, похоже, придумали его хакаски от природной скромности. Сами о себе не любят много говорить, да и выспрашивать другую - кто она, да откуда - неудобно. Вот и решили наносить символические изображения на пого, которое почитай что настоящая визитная карточка. К слову, этому элементу хакасского женского наряда как минимум 2000 лет!



У нас в Хакассии в последнее время часто проводятся встречи родов. И естественно, туда нужно прийти в национальной одежде. Да и по праздникам хакаски даже в городе все чаще традиционно наряжаются. Вот потому и заказывают нагрудники. А раньше для своих дочерей пого мать вышивала. Это ведь охранные обереги. Когда шьешь, вкладываешь душу и словно зашифровываешь в рисунке свои пожелания: чтоб здоровы были, счастливы, чтобы суженный достойным был.






.





























































































Национальный костюм любого народа - сублимация его эстетических предпочтений, утилитарная вещь, очень точно адаптированная к условиям жизни, и вместе с тем надежный оберег от всего дурного.

























 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал