7


  • Учителю
  • Разработка урока 'Башкирский костюм'

Разработка урока 'Башкирский костюм'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Методическая разработка открытого урока по теме «Особенности башкирского народного костюма» разработана для проведения комбинированного урока со студентами, изучающими дисциплину «Моделирование и художественное оформление национальной одежды». Учебная дисциплина
предварительный просмотр материала

Министерство образования Республики Башкортостан

государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональный лицей №10 им. А. Давлетова




Методическая разработка

урока по теме:

«Башкирский костюм»

Профессия 29.01.05 «Закройщик»


Подготовила:

преподаватель спец. дисциплин

Спиридонова Ирина Владимировна


Уфа - 2015

Структура методической разработки



Пояснительная записка…………………………………………………… 3

Введение…………………………………………………………………… 4

План - конспект урока по теме: «Особенности башкирского народного костюма»…………………………………………………………………….6

Технологическая карта урока………………………………………….… 10

Ход урока………………………………………………………………… 12

Список литературы……………………………………………………… 17

Приложения















Пояснительная записка

Методическая разработка открытого урока по теме «Особенности башкирского народного костюма» разработана для проведения комбинированного урока со студентами, изучающими дисциплину «Моделирование и художественное оформление национальной одежды».

Учебная дисциплина по профессии 29.01.05 «Закройщик» в ГБОУ НПО ПЛ №10 изучается на 3 и 4 курсе в количестве 50 часов.

В процессе проведения урока предусматривается изучение особенностей национального костюма башкир, приемов декоративно-художественного оформления мужской и женской одежды, культурно-этнических особенностей, отраженных в башкирском костюме, что позволяет воспитать уважительное отношение к культуре башкирского народа.


Введение


В современном мире народный костюм является одним из наиболее ярких выразителей национального своеобразия народа. Если традиционная архитектура, предметы быта и интерьера сегодня не находят должного применения, то национальный костюм используется широко и активно, начиная с торжественных мероприятий высшего уровня и заканчивая рекламными плакатами.

Моделирование одежды, являясь одним из видов искусств, связанных с человеком неотделимо от него. Декоративное искусство народов нашей страны является огромным достоянием нашей Республики. Сегодня как никогда актуальна проблема возрождения национальных традиций художественной культуры. Ясно, что без опоры на народное искусство и национальную культуру трудно воспитать настоящего человека - личность, обладающую духовными запросами, свободную и открытую миру, способную к эстетическому восприятию. Каждый понимает, что без корней не может существовать крона дерева, так же, как человек - без памяти о прошлом своего народа.

Целью и задачами методической разработки является:

- воспитание бережного отношения к культурному и историческому наследию и традициям национальной культуры Республики Башкортостан;

- развитие творческого потенциала учащихся, направленного на формирование любви к родному краю, гордости за его духовное, культурное наследие;

- выявление и поддержка учащихся, одаренных в области художественного творчества детей.

В разработке применялись основные теоретические положения композиций, материаловедения, конструирования, технологии и дизайна одежды, художественно-конструкторский анализ народной одежды, системный подход, методы статистического исследования. Новизна разработки заключается в следующем:

- исследованы конструктивно-композиционные решения башкирской народной одежды с позиций дизайна и введены в обиход новые творческие источники для возможных проектных разработок;

- выявлены закономерные взаимосвязи между элементами и средствами композиции, конструкцией и декором;

- разработана коллекция моделей национального башкирского костюма.

Объектом исследования явился башкирский народный женский костюм.

Предметом исследования - композиционно-конструктивные решения башкирской народной женской одежды.


Согласовано

председатель ПЦК

_____ Л.Т.Набиуллина


Утверждаю

Зам. директора по УПР

_____З.Р. Киньябулатова


План - конспект урока

Дата:

Место проведения: кабинет №41

№ группы:

УД: Моделирование и художественное оформление национальной одежды.

Тема раздела: Особенности башкирской народной одежды.

Тема урока: Особенности башкирского народного костюма

Тип урока: Комбинированный

Педагогические цели урока:

  1. Образовательные:

  • изучение особенностей национального костюма башкир;

  • формирование практических навыков при создании эскизов современных, стилизованных моделей женской одежды на основе башкирского костюма;

  • ознакомление с приемами декоративно - художественного оформления мужской и женской одежды.

2. Воспитательные:

  • привитие интереса к изучаемой дисциплине;

  • привитие добросовестного отношения к выполняемому заданию;

  • овладение навыками самоанализа;

  • воспитание творчески мыслящей личности.

3. Развивающие:

  • кругозор и предметную эрудицию;

  • творческие способности;

  • познавательную деятельность и уважение к человеческому труду.

Организационная форма урока: индивидуальная, групповая.

Технология обучения: ИКТ, элементы технологии проблемного обучения, элементы технологии развития критического мышления.

Междисциплинарные связи:

Обеспечивающие дисциплины: «Материаловедение», «История костюма», «Рисунок», «Графика».

Предпологаемый результат:

В ходе изучения нового материала обучающий должен

знать:

- особенности кроя мужской и женской башкирской народной одежды;

- особенности моделирования и художественного оформления башкирской народной одежды;

- дополнения к башкирскому костюму (головные уборы, обувь, украшения);

уметь:

- использовать особенности моделирования и художественного оформления башкирского народного костюма при проектировании современной стилизованной одежды;

- использовать элементы орнамента, отделки, дополнений народного костюма в текстильных изделиях.

В ходе изучения нового материала формируются новые компетенции: ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ( для специальностей ).

ОК2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей деятельности.

ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Изучение темы «Особенности башкирской народной одежды» заканчивается выполнением практической работы «Художественное оформление и моделирование современной одежды на основе башкирского народного костюма»

Обеспечение занятия:

1.Наглядные пособия: изделия - образцы стилизованных моделей современной одежды, выполненных в башкирском стиле, плакаты: «Варианты покроя штанов (ыштан)», «Конструкция мужской башкирской рубахи», альбом - раскладушка с зарисовками моделей в башкирском стиле, образцы башкирских украшений и головных уборов, образцы вышивки.

2.Раздаточный материал: логико - смысловая модель, инструкционная карта по выполнению практической работы по теме «Художественное оформление и моделирование современной одежды на основе башкирского народного костюма», сигнальные карточки красного и синего цвета для проведения рефлексивного теста, оценочный лист.

3.Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

  1. Организационный этап:

  • адаптация студентов к уроку;

  • сообщение темы и цели урока

Преподаватель:

В башкирском узоре - цвет меда, пшеницы,

Бескрайних лугов и степей красота,

Цвет синего неба, земли плодородной,

Цвет красных цветов, родников чистота.

Мы слышим протяжную песню курая

В сплетении цвета природы холста.

В башкирском узоре - сэсэна сказанье

И щедрость народа, его доброта.

Р.Б. Даутова


Так в своих стихах воспевали родной край чудесные башкирские поэты, край, полный красот, созданных самой природой, и красот, созданных руками человека. Башкирский народ издавна славился своими мастерами, чьи изделия являлись подчиненными памятниками народного творчества.
«После зарождения мира расселись люди в разных местах и стали жить - поживать. Каждому народу был дан свой определенный язык, своя одежда» - говорится в одном из башкирских преданий

В покрое и украшении одежды сказываются природная среда, национальные черты характера, хозяйственно - бытовой уклад, верование народа.

Тема урока: « Особенности башкирского народного костюма».

В ходе урока мы с вами изучим особенности моделирования и художественного оформления башкирской народной одежды, ознакомимся с дополнениями к башкирскому народному костюму.

На уроке вам предстоит самостоятельно создать эскизы современных, стилизованных моделей женской одежды на основе башкирского народного костюма, сделать анализ выбранных моделей

Башкирский костюм в основе своей сформировался под влиянием древнего и средневекового скотоводческого мира.

Сейчас ответим на несколько вопросов. За каждый правильный ответ вы получите «бонус», который можно будет предъявить в конце урока для выставления дополнительной оценки.

1. Какие материалы использовались для изготовления башкирской одежды?

ОТВЕТ: В основном использовали материалы животного происхождения, овечьи и конские шкуры, войлок, сукно, кожу. Из овчин шили теплую верхнюю одежду (шубы, тулупы). Снятая шерсть употреблялась для войлока и шерстяных тканей. Вырабатывалось домашнее сукно (тула) естественного белого и коричневого цвета. Тонкое сукно (бустау) использовалось для праздничной верхней одежды, грубое (мелле) - для повседневной. Кроме того , использовались ткани из растительных волокон (крапивы, конопли, льна).

2. Мех каких животных и зверей применяли при изготовлении шуб и головных уборов?

ОТВЕТ: При изготовлении шуб и головных уборов использовали мех рыси, лисицы, волка, молодого медведя, заячьи и беличьи шкурки. Бобром и выдрой оторачивали праздничные шубы и головные уборы. Наряду с домашними использовали покупные ткани (шелк, английское сукно, московские ситцы, парчу, атлас, бархат и т.д.). Одежда из покупных тканей считалась более престижной. Таким образом, волокнистые материалы были растительного и животного происхождения. Из натуральных волокон растительного происхождения применялись конопля, крапива, лен, а из волокон животного происхождения - шелк, шерсть. Из числа нетканых полотен использовали войлок. И третья группа - это натуральный мех и кожа.


Преподаватель: В состав мужского и женского национального костюма входили штаны, которые были распространенными в башкирских деревнях и долго сохраняли старый покрой. Различались штаны с « широким и узким шагом».

3. Дайте характеристику штанам с «широким и узким шагом».

ОТВЕТ: Штаны с «широким шагом» (ыштан) присутствовали и в мужских и женских комплектах одежды. А штаны с «узким шагом» (салбар) - только в мужских. Их шили из плотного материала. Штаны с «широким шагом» появились в кочевничьей среде. Простейшая конструкция представляла сложенный вдвое прямоугольник, к сторонам которого пришивали раструбы - штанины. Со временем между штанинами и основой стали вшивать клинышки. Салбар состояли из двух половин, соединенных треугольными или ромбовидными вставками.

Преподаватель: А сейчас остановимся на изготовлении женского платья и мужской рубахи. Женские платья и мужские рубахи в XIX веке кроили преимущественно по прямой нити. В рубахах этот покрой назывался «туникообразным».

4. В чем состоит особенность такого кроя? И как кроили мужские рубахи и женские платья?

ОТВЕТ: Его главной особенностью являлось отсутствие плечевых швов. Кроили рубахи (кулдәк) и платья, сложив полотнище вдвое, вырезали отверстие для головы, делали глубокий вертикальный разрез посередине грудки. Ворот скрепляли шнурком. К центральной детали пришивали прямые рукава. Подол расширяли за счет расклешенных боковин (сабыу). Между ними и рукавом вставляли квадратные ластовицы (кештәк).

Преподаватель: В будни поверх рубахи надевали камзол или казакин. Нередко, выходя из дома, на эту одежду набрасывали тканевый халат (елян, бишмет), а зимой - шубу или тулуп.

5. Что такое камзол? Дайте характеристику мужскому и женскому камзолу.

ОТВЕТ: Камзол - это короткая безрукавная одежда. Мужские камзолы шили из темных тканей, женские - более яркие (красные, зеленые, синие), иногда для них использовались среднеазиатские шелка. Силуэт приталенный. Кососрезанные полочки открывали грудку платья и закреплялись на талии фигурной пряжкой. Край одежды обшивали позументом. Мужские камзолы имели закрытый ворот, глухую застежку, застегивались они на пуговицы и навесные петли.

6. Дайте описание кроя женского и мужского елян.

ОТВЕТ по образцу: Женский праздничный халат-елян. Воротник имеет выступ, имитирующий концы шалевого воротника. В области талии слегка притален и расклешен внизу за счет маленьких клинышков. Рукав с полукруглой проймой, книзу сужен. В отличие от женского, мужской елян прямого силуэта, слегка расклешен книзу с боков.

7. Дайте характеристику меховой одежде башкир.

ОТВЕТ: Старый покрой шуб был прямым, цельнокроеным, с расширением к низу в боковых швах. Длинные закрывающие кисти рук рукава втачивались в округлые проймы. Тулуп, имевший назначение дорожной одежды, был более широким. Его огромный шалевый воротник защищал голову при сильном ветре. Приталенный покрой в XIX веке встречался в основном в праздничной меховой одежде.

  1. Изучение нового материала.

Преподаватель: Белые полотняные рубахи и платья украшали вытканный геометрический или вышитый растительный узор. В юго-восточных районах холщовые платья окрашивали в красный, зеленый, синий, реже в желтый цвета. На подол наносили минеральной краской полосы или нашивали две - три узкие цветные ленты. Кроме того использовалась вышивка, аппликация, орнаментировались также концы рукавов, ворот. Нередко воротники и ластовицы выкраивались из ткани другого цвета.

Женские платья белого и красного цвета вышивались бисером, стеклянными пуговицами, металлическими звездочками или крупинками позолоченными и серебряными, образующими на груди пластрон.

С конца XIX века женские платья все чаще были отрезные в талии, прямая юбка собиралась в сборку. Воротник выкраивался стойка, нагрудный разрез прикрывали планкой. Под влиянием города стали появляться суженные рукава, манжеты, буфы на плечах, складочки, защипы. Увеличилось число оборок на юбке.

В верхней одежде - камзолах край обшивали позументом. В начале ХХ века была распространена декоративная строчка по воротнику и вокруг карманов. В узор вкрапляли бисер, кораллы. Камзолы молодых женщин украшали монетами.

Женский халат - елян по краю борта, по низу был обшит позументом и монетами.

По краю шалевого воротника, низу рукавов, борту, низу мужского елян была выполнена отделочная строчка.

Кроме того использовались цветные полосы, вышивка, аппликация, бахрома, кисточки, пушки, пуговицы, раковины, цветные стекла.

Распространенными орнаментальными мотивами в вышивке на халатах были солнце, звезды. Солнце изображалось концентрическими кругами с разноцветными лучами, в середине нашивали кружок из цветного сукна и перламутровую пуговицу. Иногда солнце изображалось коралловыми нитями. Из кораллов и монет выкладывались треугольники, ромбы. В вышивку и обшивку полочек вводился белый бисер, стеклярус, слюдяные блестки. В некоторых юго-восточных халатах присутствовала такая декоративная деталь, как наплечники - эполеты.

В шубах ворот и борта оторачивали пушистым мехом.

Дополнением к башкирскому костюму являются головной убор, украшения и обувь. Являясь логическим завершением костюма, головной убор нес на себе особую смысловую нагрузку. Он информировал об имущественном, семейном, возрастном положении человека. Роль оберега играли нашитые на убор монеты, кораллы, раковины.

Комментарий: Рассказ преподавателя сопровождается слайдами.

Башкирское «покрывало невестки» сохранило традиционный красный цвет - символ огня, охраняющий молодую женщину от злых чар. К разряду головных уборов - покрывал относят тастар. Для него необходим кусок светлого ситца длиной около 2 метров. Материал накладывали на голову вроде шарфа, при этом нижний конец оставался на груди, а верхний, проведя под подбородком, прикрепляли булавкой на голове у левого виска. Головной убор покрывал не только голову, но и плечи женщины.

Показ образца: У мужчин самым распространенным головным убором, была тюбетейка. Преобладал покрой тюбетеек с круглым слегка выпуклым верхом из четырех клиньев и невысоким 6-7 см околышем. Верх простегивали вместе с подкладкой. Для пожилых они были черными, у молодых - цветными. Украшали бисером, тамбурным узором.

Показ образца: Украшения служили колоритным дополнением праздничного и повседневного костюма. Среди них были нагрудники, косники, серьги, браслеты, кольца, бусы, ожерелья.

Самым ярким украшением женского костюма были нагрудники. Несмотря на дороговизну этих вещей (некоторые из них в конце XIV в. приравнивались по цене к лошади или корове ), они были многочисленны. Назывались они по-разному: сəлтəр, яFа, сакал, hакал и др. Различались форма, соотношение кораллов и серебра, манера расположения нашивок ткани. Юго-восточный серлтяр был массивным, закрывал грудь и спускался ниже талии на 15-20 см. Плетенная из кораллов сетка занимала нижнюю половину украшения, она завершалась коралловой бахромой. Грудка плотно зашивалась кораллами, образующими круги, полукружья, ромбы. Между верхом и низом нагрудника располагалось несколько рядов монет. Верхний край вырезался по форме шеи. Украшение удерживалось лямками и притачным поясом.

В северо-западной Башкирии было распространенным ожерелье (hырFа, муйынса). Для них использовались ювелирные медальоны и подвески, серебряные монеты, соединенные металлическими кольцами и цепочками.

У башкир существовал обычай носить одинаковые «парные» браслеты на обеих руках.

Кольца надевали обычно на все средние пальцы рук, иногда по два кольца на палец. Встречались праздничные комплекты их двух или трех колец, соединенных с браслетом.

Кроме ожерелья носили бусы из янтаря, граненого стекла.

По обычаю, девушки заплетали волосы в две косы, но старались скрепить их вместе. Через основание кос пропускали длинный плетеный шнур из шерсти или конского волоса. Существовали специальные девичьи затылочные украшения, (елкəлəк), косники из бус - сасьмау. Семь нитей с бусами прикреплялись к кожаному треугольнику, внизу они заканчивались кистями.

Показ образца: Серьги были двух видов: маленькие (алка) в форме колечка или полумесяцы, и длинные (hырFа) с подвесками (сукла алка (сук-кисть)).

Длинные серьги считались праздничными, нарядными, иногда они соединялись под подбородком цепочкой.

У башкир существовал обычай носить одинаковые «парные» браслеты на обеих руках. Кольца надевали обычно на все средние пальцы рук, иногда по два кольца на палец. Встречались праздничные комплекты их двух или трех колец, соединенных с браслетом.

Самыми распространенными были пластичные браслеты (безəлек) с несомкнутыми закругленными концами, шириной 1,5-2,5 см, в северных районах до 4-5 см. Основной орнамент располагается полосой по средней линии пластины. Это мог быть растительный узор. Праздничным украшением являлись перстни. Простые кольца (балдак) носили девочки и пожилые женщины. У девушек и молодых женщин встречались изящные колечки со «звенящими» монетками.

Комментарий: Рассказ преподавателя сопровождается слайдами.

Теперь перейдем к рассмотрению следующего вопроса - это башкирская обувь. В старину сапоги делали из обработанной копчением кожи. Кроме сапог на твердой подошве, были различные варианты низкой кожаной обуви: башмаки и глубокие калоши. При выделке обуви использовали кожу, сукно, войлок, мех, шкуры а также материалы растительного происхождения: лыко, бересту. Нередко обувь была комбинированной.

Показ образца: Кожаные сапоги на твердой подошве - итек носили с шерстяными вязаными или суконными чулками, но чаще с портянками сылFау.

Праздничные сапоги шили из черной или подкрашенной кожи, с мягкими голенищами. Для башкирских сапог были характерны широкий нос, относительно прямое голенище, слегка приподнятое на колене. Шов располагается сзади. Обувь шили по одной колодке, одинаковую для обеих ног. Носок кроили отдельно. Задник в некоторых случаях вырезался вместе с голенищем. Праздничные сапоги для женщин были на высоком каблуке. Нередко каблук отсутствовал, но пятка укреплялась несколькими слоями кожи, на это утолщение заходила подошва.

К низкой кожаной обуви на твердой подошве относились туфли-башмаки (башмак, ката, кун, калуш); для них характерны прикрывающие подъем глубокий носок, низкий задник, каблук. Носили их мужчины и женщины на вязанный или суконный чулок и на сапожки - ситек.

Туфли - ката - праздничная женская обувь устойчивой формы, невысокий каблук. На заднике располагали узор, цветные кисточки, заклепки. Их надевали на белые суконные чулки.

Особенностью, присущей башкирам и татарам, было ношение мелких калош с сапожками ичигами. Пожилые люди использовали ее в торжественных случаях: в ней шли в мечеть, в гости. При этом, заходя в помещение, калоши оставляли у порога. Позже появились резиновые калоши.

Большое распространение получили глубокие башмаки - коты. Праздничные фабричные коты украшались цветным сукном, блестками, бусинами, бубенчиками.

Мягкие сапожки ситек носили пожилые люди (чаще мужчины) из зажиточных семей. Мужские были черными, женские - цветными (красными, зелеными, коричневыми.

Меховая обувь (кынйырак) делалась из шкуры лошади, коровы, оленя и была приспособлена к условиям тайги.

К обуви, вошедшей в быт башкир, относятся лапти (сабата). Для лаптей было характерно косое расположение полос лыка на подошве, прямое на «личике». Носили их с вязанными или суконными чулками.

В северо-западных башкирских деревнях молодые женщины носили «лапти на подставках» (кутəрмəле сабата).

К новым видам обуви, появившимся в последние века относятся валенки. Их покупали у русских, удмуртов, татар. Большой любовью пользовались валенки, украшенные цветными нашивками и кисточками.

Комментарий: Рассказ преподавателя сопровождается слайдами.

Вы внимательно слушали и поэтому правильно ответите на следующие вопросы.

Комментарий: Студенты отвечают на вопросы для закрепления теоретического материала представленные на слайде.

1.Самыми распространенными орнаментальными мотивами в вышивке на халатах являлись

Ответ: солнце и звезды

2.Как назывались мягкие сапожки, которые носили зажиточные башкиры?

Ответ: ситек

3. Чем был обшит женский халат - елян по краю борта и по низу?

Ответ: позументом и монетами.

4.Какие башкирские украшения вы знаете?

Ответ: нагрудники, косники, серьги, браслеты, кольца, бусы, ожерелья.


Преподаватель: Молодцы! Вы готовы к выполнению практической работы по созданию эскизов современных стилизованных моделей женской одежды на основе башкирского народного костюма (просмотр слайдов - коллекций современной одежды выполненных в башкирском стиле).

Комментарий: Преподаватель дает пояснения, как будет осуществляться выполнение практической работы.

ВНИМАНИЕ!

1. Для создания эскизов моделей необходимо разделиться на три подгруппы:

  • первая подгруппа - «Нарядная одежда»;

  • вторая подгруппа - «Повседневная одежда»

  • третья подгруппа - «Сценический костюм»

Задание для подгрупп. Необходимо придумать и выполнить эскизы современных моделей женской одежды в соответствии с названием своей творческой подгруппы, используя особенности кроя башкирской народной одежды, отделку и дополнения к костюму. После этого необходимо выполнить анализ выбранных моделей.

Комментарии: После объяснения порядка выполнения практического задания студентам предоставляется возможность внимательно прочесть инструкционную карту для выполнения работы.

При выполнении практической работы следуйте руководству по выполнению практических работ. (Приложение № 2).

На выполнение задания отводится 15 минут.

Комментарий: Студенты выполняют практическую работу, под музыку.

По окончанию работы каждый студент заполняет оценочный лист

и сдает его руководителям ( Приложение №3 ).

Вы выполнили практическую работу. Все три творческие подгруппы выполнили эскизы современных моделей, сделали анализ предложенных моделей одежды. Руководители творческих подгрупп демонстрируют эскизы и зачитывают анализ выбранных моделей.

Комментарий: Преподаватель комментирует результаты на слайде.

  1. Заключительный этап:

Преподаватель: Сегодня на уроке вы познакомились с ценнейшим памятником народного творчества - башкирским костюмом, который можно смело назвать «жемчужиной» творчества всех поколений.

Главным на нашем уроке было слово - костюм. И вы можете выполнить небольшую творческую работу. Напишите нерифмованное стихотворение СИНКВЕЙН.

Синквейн. Ключевое слово «Костюм».

(Каждая подгруппа зачитывают свои работы).

Подведение итогов. У каждого из вас есть оценочный лист. Проставьте в соответствующие строки оценочного листа оценки своей деятельности: как вы считаете, и как считает ваша подгруппа. Подпишите листы и сдайте руководителям. Руководители пройдите и соберите «бонусы», по результатам сделайте запись в оценочном листе.

Что нового вы узнали и чему научились сегодня на уроке? (Ответы студентов).

Комментарий: преподаватель проверяет оценочные листы и объявляет оценки за работу на уроке и проводит активизацию обучающихся на рефлексию (использование сигнальных карточек: красный цвет - да, синий - нет).

  1. Я узнал (а) много нового на уроке.

  2. На уроке было над чем подумать.

  3. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урок достиг.

Домашнее задание:

Предлагаю подготовить кроссворд по башкирской народной одежде. Прощаясь, дарю вам стихи поэта Геннадия Молодцова

Башкирия моя! Земля и небо!

Моя любовь, мой соловьиный край,

Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.

Мне жаль того, кому не пел курай!


Спасибо за работу на уроке!

Список литературы:


  1. Р.Г. Кузеев. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, Академия наук СССР, Башкирский филиал, институт истории, языка и литературы, 1979г.

  2. С.Н. Шитова. Башкирская народная одежда. Уфа, Китап, 1995г.

  3. С.Н. Шитова. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир. Уфа. Китап. 2006г.

  4. А.Г. Янбухтина. Декоративное искусство Башкортостана ХХв.: от Тамги до Авангарда. Уфа. Китап. 2006г.

  5. М.Н.Сахаутдинова. Башкирский народный орнамент. Уфа, 1984г.

  6. Р.Б. Ахмеров. Об истоках декоративно - прикладного искусства башкирского народа.Уфа, 1996г.

  7. Башкортостан: Краткая энциклопедия, Уфа, 1996г.

  8. М.Ф. Обыденнов. Древнее искусство Башкирии.Уфа, 1985г.

  9. Н.Х.Хисматуллина. Народное декоративно - прикладное искусство. Наглядное пособие. Уфа, 2001г.

Интернет ресурсы:


http://www.dissercat.com/content/tekhnologiya-proektirovaniya-natsionalnoi


Приложение 2


Инструкционная карта по выполнению практической работы

по теме «Художественное оформление и моделирование современной одежды на основе башкирского народного костюма»

Цель работы:


1. Закрепить знания по особенностям моделирования одежды на основе башкирского костюма.

2. Привить умения и навыки самостоятельного анализа молей одежды.

3. Воспитать эстетический вкус, стиль.

Содержание работы:


1. Рассмотрите модели современной женской одежды по журналам мод.

2. Изучите ассортимент, выявите наиболее характерные формы и силуэты, конструктивные и декоративные линии, цветовые решения, отделки и дополнения в женской башкирской одежде.

3. Сделайте анализ выбранных моделей (назначение, сезон, рекомендуемые материалы, формы и силуэты, отделки и дополнения в одежде).


Приложение 3


Оценочный лист

Ф.И.О. _________________________________________________________

Моя оценка _____________________________________________________

Оценка моей работы, поставленная группой _________________________

Оценка моей работы, поставленная преподавателем __________________

Критерии оценки

«5» - отлично

«4» - хорошо

«3» - удовлетворительно

«2» - неудовлетворительно



Приложение 3а


Критерии оценки работы обучающегося на уроке

1. Работа на уроке. Для оценки работы обучающихся критериями могут служить следующие умения:


Оценка «5»:

Обучающийся способен:

выделять главное и видеть смысл в информации;

устанавливать причинно-следственные связи и на основе этих связей делать умозаключения;

находить нужную информацию и анализировать ее;

отвечать на поставленные вопросы;

показать полное понимание информации;

творчески переработать информацию;


Оценка «4»:

Обучающийся способен:

выделять главное и видеть смысл в информации;

находить нужную информацию и анализировать ее;

отвечать на поставленные вопросы;

творчески переработать информацию;

Обучающийся не способен:

показать полное понимание информации;

устанавливать причинно-следственные связи и на основе этих связей делать умозаключения;


Оценка «3»:

Обучающийся способен:

находить нужную информацию;

видеть смысл в информации;

Обучающийся не способен:

выделить главное в информации;

творчески переработать информацию;

ответить на поставленные вопросы;

устанавливать причинно-следственные связи и на основе этих связей делать умозаключения;


Оценка «2»:

Обучающийся не стремится осмыслить новую информацию и не участвует в обсуждении изучаемого материала.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал