- Учителю
- Рабочая программа по курсу 'Церковное пение' 2 класс
Рабочая программа по курсу 'Церковное пение' 2 класс
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ « ЗНАК»
___________________________________________________
Утверждаю
Директор АНО ЦО « Знак»
_______________ Е.В. Божедомова
«____» ___________20 г.
Рабочая программа
курса
« Церковное пение»
2 класс
Учитель: Соловьева Наталья Леонидовна
2014 - 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
-
Примерная программа по предмету «Церковное пение» (начальная и основная ступень обучения). Стандарт православного компонента начального общего, среднего общего и среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации, Москва 2012г, Утверждена отделом религиозного образования и катехизации РПЦ.
Дополнительно использовались:
-
Авторская программа Володиной Е. Е.. «Церковное пение»для гуманитарных гимназий и общеобразовательных учебных заведений, утвержденная в учебно-методическом центре православной педагогики 2008 год
-
«Хор». Рабочая программа ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского,2007 год, утвержденная министерством культуры РФ
-
утвержденный приказом от 9 декабря 2008 г. № 379 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
-
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
В системе музыкального воспитания хоровое пение занимает значительное место. Наполненное глубоким духовным содержанием, оно расширяет кругозор учащихся, развивает музыкальные способности и художественный вкус, способствует формированию личностных качеств.
Цель курса: Приобщение детей к культуре церковного пения являющейся неотъемлемой частью музыкальной и духовной культуры России; формирование и закрепление понятий и связей с другими предметами: Литургика, Закон Божий, церковнославянский язык и др.; практическое освоение детьми навыков церковного пения.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
- расширение эстетического кругозора учащихся;
- развитие творческого потенциала учащихся;
- формирование исполнительской культуры учащихся.
- формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
- развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования -
Расширение эстетического кругозора происходит в процессе знакомства учащихся с широким кругом хоровых произведений церковной музыки.
Формирование исполнительской культуры осуществляется через приобретение знаний по вокально-хоровой грамоте, хоровому сольфеджио и практическому их освоению на материале хоровых сочинений. Приобретение опыта творческой деятельности может быть осуществлено посредством реализации системы творческих заданий. Основными темами курса являются: история богослужебного пения, история нотации, история гласовой системы, систематика жанров, основные песнопения, песнописцы Церкви.
Для полного осмысления проблем певческого искусства необходимо практическое участие в клиросной практике: лишь опытное знание может стать сердечным, позволит взойти к духовным высотам, скрывающимся в богослужебных молитвах. Лишь воцерковленная, исполненная искания Бога душа ощутит, что «в песнопениях Церковных по всему их пространству движется Святой Дух Истины» (прав. Иоанн Кронштадтский).
Вокальность духовных песнопений определяется певучестью церковнославянского языка, а тексты богослужебных песнопений, отличающиеся глубиной духовного содержания, настраивают душу поющих на такое состояние, в котором легко петь. Для церковного пения характерны умеренная сила голоса, так как «бесчинный вопль» на клиросе недопустим, как не соответствующий стилю церковного пения.
В изучении церковных песнопений должна соблюдаться определенная последовательность не только в отношении музыкального материала, но и постепенности перехода от одноголосного к многоголосному пению.
Сначала эти напевы изучаются детьми по слуху и одноголосно. Затем эти же мелодии необходимо интонационно осмыслить, следя по нотам при исполнении, поэтому для успешного изучения церковного пения необходимо параллельно заниматься музыкальной грамотой и сольфеджио.
Основная нагрузка в решении этих задач ложится на руководителя хора. Он должен привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые вокально-хоровые навыки, сделать участников хора активными исполнителями, понимающими процесс работы и добивающимися высокохудожественного исполнения.
На протяжении всех этапов обучения учитель должен следить за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков:
• певческой установки;
• певческого дыхания;
• звукообразования и звуковедения;
• певческой артикуляции и дикции;
• ансамбля и строя;
• выразительного исполнения произведений.
Предлагаемая программа предназначена для учеников 2 класса и рассчитана на один час в неделю. Всего 34 урока за год. Количество часов, отведённых на каждую тему, может меняться по желанию преподавателя.
Результатом усвоения данной программы будет являться сознательное участие детей в Богослужении и возможность их привлечения к клиросному послушанию.
Формирование универсальных учебных действий:
Посадка певца: прямое положение головы, прямое свободное положение корпуса, свободно лежащие на коленях руки.
Свободно опущенные руки при пении стоя.
Естественное состояние гортани и мышц шеи, свободная работа артикуляционного аппарата.
Состояние внутренней и внешней готовности к пению.
Дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало и окончание пения. Понимание дирижерских жестов и адекватное реагирование на них.
Три элемента певческого дыхания: вдох, задержка, выдох. Активный, бесшумный, небольшой по объёму певческий вдох и равномерный выдох. Дыхательные упражнения, направленные на единовременный вдох, на постепенное распределение воздуха при выдохе. Единый тип певческого дыхания с одновременным вдохом по руке дирижёра.
Мягкая атака звука.
Выработка ощущения сильной и слабой долей. Выделение сильной и слабой долей. Определение направления движения мелодии.
Унисон.
Дублирование ритмического рисунка мелодии хлопками и на ударных инструментах. Синхронное исполнение ритмического рисунка всей партией.
Исполнение одноголосия с сопровождением.
Выразительное чтение и пение текста. Ритмодекламация.
Мимическое выражение настроения.
Речевое, пространственное, двигательное и графическое моделирование элементов музыкального языка.
Звукоподражание. Подбор звукоизобразительных элементов в соответствии с содержанием произведения.
Создание шумового кластера.
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны знать:
элементарную певческую установку;
три элемента певческого дыхания: вдох, задержка, выдох;
дирижёрские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание;
иметь представление об унисоне.
Учащиеся должны уметь:
выделять сильную и слабую доли;
определять движение мелодии;
дублировать ритмический рисунок мелодии хлопками или на ударных инструментах;
откликаться на музыку различного характера;
петь эмоционально, выразительно, исходя из содержания и характера музыки;
использовать преимущественно мягкую атаку звука;
реагировать на дирижёрские жесты.
Предметом итоговой оценки учащихся должно быть достижение определенных результатов.
Личностные результаты должны отражать:
-
укорененность в православной традиции;
-
наличие исторической памяти как чувства сопричастности с Отечеством;
-
уважительное отношение к культурному наследию;
-
ответственность и прилежание в учебе, усвоение таких качеств, как добросовестность, трудолюбие, долг, доброжелательность;
-
наличие и практическая реализация навыков совместного творчества через участие в хоровом пении;
-
развитие музыкально-эстетического чувства, умение видеть красоту православного богослужения.
Метапредметные результаты характеризуют:
-
правильное понимание отношений знания и веры;
-
совершенствование умственных способностей через опыт учебы, труда, творческой деятельности;
-
умение извлекать духовный и нравственный смысл из полученных знаний;
-
умение сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач;
-
овладение логическими действиями сравнения и обобщения в процессе анализа церковно-музыкальных произведений.
Предметные результаты должны отражать:
-
формирование представления о значении церковного пения в духовно-нравственном становлении и развитии человека;
-
овладение певческими основами осмогласия и основных неизменяемых песнопений православного богослужения;
-
развитие вокально-хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса;
-
наличие навыков клиросного пения через осознанное участие в богослужении.
По окончании курса выпускник средней школы должен:
-
отличать по слуху напевы разных гласов;
-
петь наиболее известные воскресные и праздничные гласовые песнопения по тексту без нот;
-
петь основные неизменяемые песнопения церковных служб по нотам или наизусть;
-
соблюдать правила орфоэпии при пении на церковнославянском языке;
-
понимать смысл исполняемых песнопений;
-
владеть основными вокально-хоровыми навыками - дыхание, атака звука, дикция, пение по руке регента;
-
знать и соблюдать правила поведения на клиросе.
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Характеристика деятельности учащихся
Примечание
Учатся правильному певческому дыханию, правильной посадке при пении, звукоизвлечению.
Привыкают петь по руке регента.
Разучивают и исполняют песнопения хором и индивидуально.
Знакомятся с элементами нотной записи.
Приобретают навыки коллективной работы.
Развивают координацию слуха и голоса, чистоту интонации.
I.
Изучение тропарных гласов.
17 ч.
II.
Тропари и кондаки двунадесятых праздников.
17 ч.
Итого
34 ч.
Календарно - тематическое планирование.
№
Тема урока
Содержание урока
Музыкальные произведения
1.1.
История церковного богослужебного пения. Святые песнотворцы.
Вводный урок
Почему о церковном пении нужно говорить? Немало объёмистых книг, которые содержат церковные песнопения. Для каждого дня года строится своя последовательность песнопения и все они составляют духовное богатство, из которого можно черпать без конца не боясь, что оно истощится. Святые песнотворцы Иоанн Домаскин, Роман Сладкопевец, Иоанн Златоуст.
Книга «Октоих», т.е. «Осмогласник», созданный святым Иоанном Дамаскиным.
- «Песенная лестница»; «Земные ступеньки»; «Небесные ступеньки».
Слушание примеров церковного песнопения.
1.2.
Введение основных понятий богослужебного пения. Виды хоров. Их звучание.
Вводный урок
Церковный хор и его значение в Православном Богослужении. Виды хора: смешанный (большой и малый), однородный (мужской, женский или детский) и монастырский /из альтов, теноров и басов/. Местонахождение церковного хора в Православном храме. Регент и его значение в хоре. (Регент - центр, в котором сосредотачивается всё внимание певцов). Некоторые особенности церковного пения.
Примеры звучания «Отче Наш»,
«Богородице Дево , радуйся»
Нотные приложения с вопросами.
«Положи свой камень» муз М. Потапова.
1.3.
Основные напевы Русской православной церкви. (Повторение)
«Отче наш», «Верую», «Царю небесный», - исполнение молитв, их значение для православных, их место в богослужениях
Исполнение молитв.
"Отче наш" - обычный напев. "Царю Небесный"на глас 6-й киевского распева.
1.4
Тропари - повторение знакомых тропарей 4 глас, 6 глас, 8 глас.
"Богородице Дево" глас 4-й киевского распева, знаменного.распева.
"Достойно есть" глас 8-й киевского распева
«Царю Небесный», тропарь Ангелу хранителю - 6 глас
Богородице Дево" глас 4-й киевского распева, знаменного распева
"Достойно есть" глас 8-й киевского распева.
«Царю Небесный», тропарь Ангелу хранителю - 6 глас
11.5.
Обобщение понятия - Осьмогласие
Книга «Октоих», т.е. «Осмогласник», созданный святым Иоанном Дамаскиным. История осьмогласия.
Богородице Дево" глас 4-й киевского распева, "Достойно есть" глас 8-й киевского распева.
Пение духовных песнопений
11.6
Воскресные тропари гласов.
Тропари праздников - краткий обзор
Что такое тропарь.? Какие вы знаете тропари? Похожи ли тропари по звучанию?
О чем тропарь Рождества Христова?
Чтение и пение тропаря
«Богородице Дево» - знаменного напева.
пропевание молитвы на 4 глас, разучивание напева Оптиной пустыни.
Тропари 4 гласа - примеры.
1.7
Тропарь и кондак, Глас 4.- примеры тропарей.
Тропари 4 гласа - разбор строения, молитва - подсказка «Богородице Дево».
Мелодия и ее строение.
«Богородице Дево» - знаменного напева.
Кондак Пресвятой богородице. Акафист Пресвятой Богородице
Величание.
1.8.
Воскресный тропарь 4 гласа.
Примеры тропарей 4 гласа
Разбор и перевод текста, проговаривание текста, пение мелодии на слог, со словами.
Примеры тропарей 4 гласа, воскресный тропарь 4 гласа.
1.9
Тропарь и кондак, Глас 6.- примеры тропарей.
Разбор и перевод текста, проговаривание текста, пение мелодии на слог, со словами.
Работа над унисонным звучании ем.
Вопросы по повторению пройденного материала.
Воскресный тропарь глас 6 разучивание слов и напева.
Тропарь глас 6 - «Ангелу хранителю»
Попевки, вокальные упражнения.
1.10
Тропарь Ангелу хранителю, глас 6
Введение в молебное пение.
Беседа об Ангеле Хранителе - примеры из литературы.
Работа над правильным певческим дыханием.
Тропарь Глас 6,
попевки,
Повторение пройденного песенногоматериала
1.11
Глас 8 - воскресный тропарь.
Строение 8 гласа, «Достойно есть» - молитва подсказка 8 гласа.
Разучивание воскресного тропаря 8 гласа. Разбор и перевод текста, проговаривание текста, пение мелодии на слог, со словами.
Тропари 8 гласа - примеры.
«Достойно есть» - Опьтиной пустыни - повторение.
Рождественские колядки «Взошла звезда ясная»
1.12.
Глас 1. Воскресный тропарь.
Строение 1 гласа, «Спаси, Господи» - молитва подсказка 8 гласа.
Разучивание воскресного тропаря 8 гласа. Разбор и перевод текста, проговаривание текста, пение мелодии на слог, со словами.
Воскресный тропарь 1 гласа. Тропарь кресту (повторение).
«Утренняя молитва» - разучивание.
1.13.
Глас 3. Воскресный тропарь.
Строение 3 гласа, «Дева днесь» (кондак Рождества) - молитва подсказка 3 гласа.
Разучивание воскресного тропаря 8 гласа. Разбор и перевод текста, проговаривание текста, пение мелодии на слог, со словами.
Воскресный тропарь 3 гласа, подпевание звучанию хора.
«Утренняя молитва» - исполнение
1.14.
1.15.
1.16.
1.17.
Обобщающий урок
Музыкальная викторина - узнать тропарь по звучанию. Исполнение воскресных тропарей 1, 4, 6, 8 гласов.
Пение и инсценировка колядных песен
Примеры звучания воскресных тропарей. Рождественские песни - "Пойдем вместе в Вифлеем" Е. Каверина, "Ночь тиха над Палестиной", "Поспешают к Вифлеему пастушки
2.1.
Богоявление и Крещение Господне. Тропарь праздника.
Повторение тропарного напева 4 гласа
Разучивание напева 1 гласа.
Разбор и исполнение Тропаря «Во Иордане…»
Тропарь праздника - разучивание. Работа над правильным звуковедением
2.2.
Сретение Господне. Глас 1 . тропарь праздника.
Повторение тропарного напева 1 гласа
Разучивание напева 1 гласа.
Разбор и исполнение Тропаря и кандака
Тропарь праздника - разучивание. Работа над правильным формированием звука, унисонным звучанием.
2.3.
Воздвижение Святого животворящего Креста Господня.
Глас 1 . тропарь праздника
Беседа о празднике.
Повторение тропарного напева 1 гласа
Разучивание напева 1 гласа.
Разбор и исполнение Тропаря и кондака
Вокально-хоровоя работа над певческим дыханием.
Попевки.
Тропарь праздника - разучивание. Работа над правильным формированием звука, унисонным звучанием
2.4.
Успение Пресвятой Богородицы. Глас 1 . тропарь праздника.
Беседа о празднике.
Повторение тропарного напева 1 гласа
Разучивание напева 1 гласа.
Разбор и исполнение Тропаря и кондака
Вокально-хоровоя работа над певческим дыханием.
Попевки.
Тропарь праздника - разучивание. Работа над правильным формированием звука, унисонным звучанием
2.5.
Вход господень в Иерусалим. Глас 1. Тропарь праздника.
Беседа о Вербном воскресении. Обращение к литературным источникам. Разучивание тропаря и кондака праздника. Пропевание и чтение слов.
Работа над дикцией.
Тропарь праздника.
Глас 1.
«Вербное Воскресение» - разучивание песни.
2.6.
Тропарь праздника Рождества Богородицы. Глас 4.
Что такое тропарь? Чтение и пение слов.
Гласовые песнопения. Понятие слова «глас». Количество гласов используемых в Православном Богослужении.
Тропари 4 гласа - примеры.
Тропарь и кондак Рождества Богородицы.
«Пресвятая Дева» - разучивание песни
2.7.
Тропарь праздника Введения в храм Пресвятой Богородицы.
Повторение звучания 4 гласа.
Беседа о празднике.
Исполнение духовных песен, посвященных Пресвятой Богородице.
Тропари 4 гласа - примеры.
Тропарь и кондак Введения во храм Пресвятой Богородицы.
«Пресвятая Дева» - разучивание песни
2.8.
Тропарь праздника Благовещения Всесвятой Богородицы. Глас 4.
Повторение звучания 4 гласа.
Беседа о празднике.
Исполнение духовных песен, посвященных Пресвятой Богородице
Тропари 4 гласа - примеры.
Тропарь и кондак Благовещения Всесвятой Богородицы.
«Пресвятая Дева» - исполнение песни
2.9.
.
Тропарь праздника Вознесения Господня
Повторение звучания 4 гласа.
Беседа о празднике.
Исполнение духовных песен.
Работа над ансамблем в песне.
Тропари 4 гласа - примеры.
Тропарь и кондак Вознесения господня.
«Если ты в каждом видишь Христа» - разучивание песни
2.10.
Великие праздники - Рождество Христово.
Тропари праздников - краткий обзор
Что такое тропарь.? Какие вы знаете тропари? Похожи ли тропари по звучанию?
О чем тропарь Рождества Христова?
Чтение и пение тропаря
Тропари 4 гласа - примеры.
Тропарь Рождества Христова - разучивание.
Рождественские колядки «Взошла звезда ясная»
2.11,
2.12
Тропари и кондаки двунадесятых праздников 3 гласа.
Разбор тропаря и кондака. Чтение и пение.
«Преподобный Сергий» - разучивание песни
Знакомство со звучанием з гласа. Подпевание тропарей .
Разучивание тропаря.
Работа над ансамблем и унисонным звучанием.
2.13
Тропари и кондаки двунадесятых праздников 2 и 7 гласа.
Знакомство с тропарями, перевод, разбор текста.
Работа над звуковедением и дикцией.
Прослушивание в записи звучания тропарей 2 и 7 гласов.
Разучивание тропаря.
Работа над правильным хоровым дыханием, артикуляцией.
2.14.
Тропарь Святого, имя которого ты носишь.
Исполнение тропарей на знакомый напев.
Знакомство с житием Святого.
Разучивание тропаря.
Работа над правильным хоровым дыханием, артикуляцией.
2.15.
Праздников праздник!
Тропарь и кондак Пасхи
Торжественное исполнение богослужебных песнопений. Особенности исполнения Пасхального тропаря.
Разучивание песен. Работа над правильным звуковедением, унисоном. Работа с солистами
Тропарь и кондак Пасхи. Знакомство с текстом разучивание.
Тропарь - колокольчик. «Христос Анести - знаменный распев.
«Христос Воскрес» м Войнова, «Чудо чудное» м. Рокотовой.
2.16.
Духовные песни для детей.
Краткий обзор, разучивание и повторение ранее изученных песен.
Композиторы и исполнители (детские коллективы) - обзор.
Исполнение песен.
Вокально-хоровые упражнения
Тропарь и кондак Пасхи. Знакомство с текстом разучивание.
Тропарь - колокольчик. «Христос Анести - знаменный распев.
«Христос Воскрес» м Войнова, «Чудо чудное» м. Рокотовой.
Песни по выбору учеников и учителя
2.17.
Заключительный урок -концерт.
Концерт для родителей и учителей
Повторение молитв, обиходных напевов. Исполнение молитв»Отче наш», «Богородице Дево..», «Достойно есть».
Вопросы по обобщению пройденного материала.
Песнопения по выбору
Богородице Дево» - знаменного напева.
Кондак Пресвятой богородице. Акафист Пресвятой Богородице
Величание.
Список используемуемой литературы.
-
Шелудякова О.Е. Азбука русского Православного богослужебного
пения. Словарь. - М.: Издательский Дом «Композитор», 2006.
-
Школа Церковного пения. Церковный обиход: Учебное пособие
для учащихся воскресных школ и православных гимназий. -
Издательство Владимирской Епархии, 2001.
-
Осмогласие. Употребительные напевы стихир, тропарей и ирмосов. -
Издательский Совет Русской Православной Церкви. - М., 2005.
-
Мартынов В. История богослужебного пения. - М., 1994.
-
Металлов В. Очерк истории Православного церковного пения. -
Сергиев Посад, 1995.
-
Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и
песнопения греческой Церкви. - Сергиев Посад, Свято-Троицкая
Сергиева лавра, 1995.
-
Шабалин Д. Певческие азбуки Древней Руси. - Кемерово, 1991.
-
Праздники нотного пения.- Репринтное издание - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004 г.