- Учителю
- Программа элективного курса 'Традиции воспитания в хакасской семье'
Программа элективного курса 'Традиции воспитания в хакасской семье'
Пояснительная записка
Одним из важнейших элементов самосознания каждого народа является знание этим народом особенностей этнической культуры, традиций, исторических и генеологических корней. А главной задачей каждого человека и каждой семьи является рождение и воспитание как можно большего числа детей, которые будут главной ценностью традиционного мировоззрения хакасов, гарантом незыбленности закона вечности жизни и бессмертия души в бесконечной цепи перевоплощений.
И на современном этапе развития человеческого общества нам следует сделать акцент на воспитание достойного гражданина своей Родины. В процессе глобального изменения жизни, к сожалению, мы часто забываем о нашем традиционном воспитании, которое присуще именно хакасскому народу .Здесь уместны слова великого педагога А.С. Макаренко : « Наши дети - это наша гордость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной».
Я считаю, что данная тема «Традиции воспитания в хакасской семье» в настоящее время является одной из самых актуальных. Современные хакасы «подзабыли» традиции и принципы воспитания детей, которые станут нашей «заменой», современными хакасами. Конечно же, у традиционного воспитания детей есть свои «плюсы» и «минусы». Например, хакасских детей с детства учили смиренности, послушанию, что в современном обществе приносит свои минусы. Но так же есть много плюсов: учили уважению к старшим, к труду, милосердию, уважительному отношению к природе, почетание духов.Курс рассчитан на 8 часов.
Цель : пробудить интерес современных детей к традиционному воспитанию, привить уважение к традициям.
Задачи :
1. Знать и сохранить традиционное воспитание в хакасской семье;
2. Углубить знания о духовной культуре хакасского народа;
3. Способствовать сохранению национальных традиций.
Литература:
1. Анжиганова, Л.В. Мировоззренческие основания этнопедагогики хакасского народа // Этнопедагогика в современной школе. - Абакан, 2011;
2. Боргоякова, В.Г. Воспитание детей в хакасской семье // Хакасский детский праздник Тун пайрам. - Абакан, 2011;
3. Бутанаев, В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Хакасское книжное издательство.- Абакан, 1996 ;
4. Кустова, Ю.Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов. - Санкт - Петербург, 2000.
Тематическое планирование
№
Тема
Кол-во часов
Форма учения
Форма контроля
Дата
1
Введение. Рождение и воспитание ребенка.
2
Обзорная лекция
2
Имя наречение детей
1
Лекция
3
Воспитание девочек и мальчиков
1
Лекция и практическое занятие
4
Взгляд на детство
2
Лекция
5
Табу (запреты)
1
Лекция - беседа
6
Свадебные обряды
1
Лекция и практическое занятие
Тема № 1 Введение. Рождение и воспитание ребенка. Забота о будущем поколении и его воспитания является главным долгом человеческого общества. Многодетная семья почиталась у хакасов. Как гласят пословицы : «Мал азыраан харынuа тох, пала азыраан паарuа тох» - «У вырастившего скот сыт желудок, у вырастившего детей сыта душа». Во время беременности для женщины существовали особые запреты. Ей нельзя было перешагивать через аркан или веревку, иначе пуповина перевьется вокруг шеи ребенка…
Тема № 2 Имя наречение детей. На именинах ребенку давали имя. В некоторых случаях младенца нарекали еще при родах. Повитуха при перерезании пуповины произносила: «Айнадаy пурун адабызим» - «Назову вперед дьявола». Однако окончательное закрепление имени происходило на именинах…
Тема № 3 Воспитание девочек и мальчиков. С малолетства детей приучали пасти скот, выполнять несложную домашнюю работу. Половозрастные критерии в детстве не были актуальными. Это отразилось в соответствующей терминологии. Термин «пала» означал и девочку, и мальчика. Девочки до 12 лет носили такие же прически, как и мальчики.
Тема № 4 Взгляд на детство. Первые три года от рождения ребенка считались колыбельными, и в этот период на ребенка законы обустроенного мира не распространялись. Он воспринимался как существо природное, чуждое взрослому миру, прочными узами связанное с изначальной природной стихией, где полновластной хозяйкой была богиня Умай.
Тема № 5 Табу (запреты). При воспитании детей существовало множество различных суеверных запретов. Ребенка никогда не ставили на порог, иначе останется малорослым. Нельзя сидеть, опираясь двумя руками о землю (чир чeктенме) - будешь печальным.
Тема № 6 Свадебные обряды. Свадебная церемония, наряду с рождением и уходом в другой мир, является одним из важнейших событий жизненного круга в хакасском обществе. Заключение брака сопровождались появлением для молодых новых социальных, правовых и имущественных отношений. Возраст вступления в брак в среднем ровнялся 16 - 20 годам.
Тема № 1 Введение. Рождение и воспитание ребенка.
Забота о будущем поколении и его воспитании является главным долгом человеческого общества.
Многодетная семья почиталась у хакасов. Как гласят пословицы : «Мал азыраан харынuа тох, пала азыраан паарuа тох» - «У вырастившего скот сыт желудок, у вырастившего детей сыта душа». Женщине, которая родила и воспитала девять сыновей, даже разрешали ездить верхом на ызыхе, т.е. священной лошади. Во время беременности для женщины существовали особые запреты. Ей нельзя было перешагивать через аркан или веревку, иначе пуповина перевьется вокруг шеи ребенка. Беременной запрещалось прясть шерсть, перешагивать оглобли и конскую снасть, заходить в дом, где лежит покойник, находиться в юрте другой беременной женщины. Нельзя смазывать жиром обувь, иначе на теле ребенка будут черные родинки. Ее мужу в это время нельзя при колке дров переворачивать топор и бить обухом, иначе голова ребенка хорошо не срастется.
Беременной запрещали пинать собаку. В противном случае на нижней части спины ребенка будет синее пятно (кjк миy). Этим объясняли наличие монгольского пятна у хакасских детей.
Сразу после рождения ребенка, отмерив ширину двух пальцев (iкiлiг), повитуха перевязывала пуповину шелковой ниткой (чiбек) и, немного отступая, перерезала ее на березовой палочке (ах тахпай). Мальчику пуповину перерезали ножом (кистiк) или складником (ах тоyарах), а девочке ножницами. В связи с тем, что хакасы обязательно пуповину режут на растительном материале (травинка, березовая щепочка), то поэтому якобы у них мягкая душа.Если бы они резали ее на камне, как, по их представлениям, у русских то стали бы жестокими, с каменным сердцем. Повитуха, перерезая пуповину, должна произнести : «Я не режу, а режет мать Умай. Живи долго!».
Хакасы верили,что если ребенок родится на молодой месяц (ай наазы) - то будет счастливый, в последние дни старой луны (ай иргiзi) - несчастный, в полнолуние (ай толызы) - долговечный, на новолуние (ай аразы) - очень удачливый. Рожденный весной будет хилым, осенью - крепким. Если в нечетный день недели родится девочка - будет счастливая, если мальчик - несчастный.
Если рождались близнецы, то разделяли целую березовую веточку пополам и на одной ее части резали пуповину первому младенцу, а на другой - второму. Если обрезать пуповины на одной березовой веточке или не разделит их пополам, то в случае смерти одного из близнецов, умерший якобы мог забрать душу другого. Вероятно, их души считались единым целым.
Если один из близнецов умирал, то по их росту отрезали березовый брусок и раскалывали пополам. Одну часть березового бруска вместе с пуповиной умершего хоронили с покойным, а другую часть клали в колыбель оставшегося в живых. Близнецов, согласно обычаю, не разлучали. Но если все же одного из них отдавали родственникам на воспитание, то также отмеряли по их росту березу. Одну часть разрубленного пополам березового бруска отдавали вместе с ребенком через решетку юрты или окно дома воспитателям, а другую оставляли в колыбели вместе с оставшимся дитем. На этот березовый брусок одевали такую же одежду, в какой находился ребенок.
На третий день после рождения проводили «кiн тойы» - празднование отпавшей пуповины. Собирались соседи и пожилые люди. Забивался баран и делалась сметанная каша «потхы». До этого дня ничего не выносили из юрты (даже мусор), ничего не давали посторонним (даже воду из колодца). Отпавшую пуповину торжественно заворачивали и клали в шкатулку, где хранились «рубашка» и ножик, которым ее обрезали. Отпавшая пуповина считалась счастьем и притягивала душу ребенка. В случае смерти человека его душа должна была прийти к своей пуповине. Поэтому ее всегда клали вместе с умершим.
Колыбель (пизiк,пубай,орай) делали только после рождения ребенка и объязательно на новолуние. Ее нельзя было ломать и выбрасывать. Следующие дети также росли в ней. Однако если ребенок умирал в грудном возрасте, то его колыбель считалась нечистой («хара пизiк» - букв.черная люлька). Ее обычно относили в горы и бросали в нещерах со всеми принадлежностями.
После того, как окрепнут ребенок и мать, обычно месяца через три, проводились именины - «пала тойы». К этому торжеству готовились тщательно, т.е. согласно народной традиции, в жизни человека считалось всего три личных праздника - именины, свадьба и той по случаю кончины. На мясо резались овцы и изготавливалась молочная водка - арака. Ее наливали в большой казан, установленный на женской половине юрты. Повитуха на именинах исполняла роль виночерпия. Гости взамен полученной от нее чашки араки бросали в казан с молочной водкой монету, кольцо, перстень или перламутровые пуговицы. Это были подарки на зубок (тiс), чтобы у малыша зубы быстрее прорезались. Затем после осушения казана, их привязывали к колыбели или делали браслетик на руку младенца. На именинах родственники дарили скот : лошадей, коров или овец. За крупный скот существовал обычай отдаривания «харо», т.е. ребенок, став взрслым, должен был отплатить сторицей. За овец подарка не требовалось. Прежде, чем садиться за стол, перед очагом поднимали блюдо с горячим мясом и брызгали аракой домашним духам. Затем, отрезав три куска жирного мяса от сердца, от правого верхнего ребра (поuана) и от грудинки, бросали их в огонь. Только затем приступали к трапезе. Пожилые старцы пили чай и желали ребенку взять их долю долголетия.
Первые три года ребенок считался еще тесно связанным с Верхним миром. За ним присматривала богиня жизни Умай. Поэтому неукоснительно соблюдались следующие правила:
-
На ребенка нельзя было кричать, наказывать его.
-
Ребенок содержался в сытости и чистоте, его одежда всегда должна быть целой.
-
Для защиты от внешних сил ребенка окружали многочисленными оберегами, осуществляли защитные обряды и ритуалы.
Если в семье часто умирали дети, шаманами проводились специальные обряды, чтобы души умерших детей вновь возвращались к матери (рождались). Похороны и поминки по маленькому ребенку были скромными и неполными, т.к. верили, что он очень быстро возвратится, поскольку его душа минует Нижний мир, сразу попадая в Верхний.
Первые именины проводились в три года, т.е. считалось, что с этого времени ребенок начинает входить в человеческое сообщество, а значит, имеет право на знаки принадлежности к нему: имя, коня, традиционную одежду. К двенадцати годам ребенок уже умел делать все, что должен уметь взрослый человек, был готов к самостоятельной жизни.
Тема № 2 Имя наречение детей
У хакасов была разработана своя система имен, количество которых сейчас трудно учесть. В какой - то степени это объясняется тем, что, во - первых, младенцев не называли по именам умерших, а во - вторых, почти любое слово могло стать антропонимом ()
На именинах ребенку давали имя. В некоторых случаях младенца нарекали еще при родах. Повитуха при перерезании пуповины произносила : «Айнадаy пурун адабызим» - «Назову вперед дъявола». Однако окончательное закрепление имени происходило на именинах. До этого обычно называли часпаxах - младенец, падас - краснотелый, пурханах - безгрешный, ыyааxах - младенец и т.д. Человек, собравшийся дать имя, освещал свои уста молоком белой коровы и садился на почетное место, на белый войлок. Девочке давали имя пожилые женщины, а мальчикам - старцы. За это их одаривали одеждой. Они в свою очередь девочке подвязывали семь голубых бусин, а мальчику - три стрелы. Если при рождении ребенка заходил пожилой человек, то часто его имя давали младенцу, чтобы он был таким же долговечным, как и вошедший. Старец вырывал из своей бороды три волоска, клал их под мышку новорожденного и говорил : «Оставляю тебе свое имя! Живи так же, как я, до старости, будь с такой же большой бородой!». Согласно поверьям, хакасы считали, что человек, отдавший свое имя, может лишиться жизни на каждый девятый год. Ребенок якобы забирал часть его доли.
Детей называли по этнической принадлежности Хоорай (старинное самоназвание хакасов), Тадар (современное самоназвание хакасов), Хырuыс (т.е. киргиз), Саат (т.е. сибирский татарин), Моолах (т.е. монгол), Сойан (т.е. тувинец)