7


  • Учителю
  • Рабочая программа по курсу 'Церковное пение' 5 класс

Рабочая программа по курсу 'Церковное пение' 5 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: абочая программа по курсу "Церковное пение" рекомендована для учителей православных гимназий и школ. а так же для педагогов дополнительного образования и педагогов Воскресных школ. Программа рассчитана на 1 академический час в неделю.  Основным исходным документом для
предварительный просмотр материала

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ « ЗНАК»

___________________________________________________



Утверждаю

Директор АНО ЦО « Знак»

_______________ Е.В. Божедомова

«____» ___________20 г.



Рабочая программа

курса

« Церковное пение»

5 класс



Учитель: Соловьева Наталья Леонидовна



2014 - 2015 учебный год


Пояснительная записка


Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Примерная программа по предмету «Церковное пение» (начальная и основная ступень обучения). Стандарт православного компонента начального общего, среднего общего и среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации, Москва 2012г, Утверждена отделом религиозного образования и катехизации РПЦ.

Дополнительно использовались документы:

  • Авторская программа Володиной Е. Е.. «Церковное пение»для гуманитарных гимназий и общеобразовательных учебных заведений, утвержденная в учебно-методическом центре православной педагогики 2008 год

  • «Хор». Рабочая программа ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского,2007 год, утвержденная министерством культуры РФ

  • утвержденный приказом от 9 декабря 2008 г. № 379 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.


При создании этой программы учитывался возрастающий интерес современного российского общества к непреходящим духовным ценностям, и, в частности, к русской духовной музыке. Обиход церковного пения складывался в Русской Православной Церкви не одно столетие, и в настоящее время он является своеобразным сочетанием традиционных распевов, монастырских и местных традиций, а также некоторых авторских сочинений, прочно вошедших в богослужебную практику.

Критерии отбора материала в данную программу - соответствие духу богослужения; главенство слова, для выражения которого церковные творцы разных эпох находили соответствующие мелодии. По словам свт. Иоанна Златоуста, «ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто не отрешает его от земли и уз телесных, как пение стройное, как песнь священная…».

Выдающийся регент и церковный композитор XIX в. Г. Ф. Львовский писал: «Задача церковных певцов вовсе не в том, чтобы ласкать слух и действовать на чувственность, а в том, чтобы при исполнении всякого песнопения обращать внимание преимущественно на смысл и дух песнопений». Простые обиходные напевы легко запоминаются детьми, глубоко проникая в душу и помогая понять молитвенный язык богослужения.

Цель изучения данного предмета - приобщение учащихся к духовным ценностям Православия посредством церковного пения.

Задачи церковно-музыкального образования школьников:

  • воспитание интереса к православному богослужению, подготовка к практическому участию в богослужебном пении;

  • овладение традицией духовных песнопений, их видами и жанрами в соответствии с богослужебной практикой;

  • воспитание уважения к истории и традициям музыкальной культуры России;

  • развитие вокально-хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса учащихся;

  • развитие творческих способностей и художественного вкуса.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Предлагаемая программа предназначена для учеников 5 класса и рассчитана на один час в неделю. Всего 34 урока за год. Количество часов, отведённых на каждую тему, может меняться по желанию преподавателя.

Урок должен начинаться с дыхательных упражнений и распевки. Помимо практического освоения певческого материала на каждом уроке предполагается разъяснение текста исполняемых песнопений с тем, чтобы учащиеся могли по-русски передать его смысл. Перед началом пения рекомендуется читать хором текст на одной ноте с соблюдением правил орфоэпии. Особое внимание следует уделить подбору фонотеки для прослушивания образцов песнопений на занятиях (как изучаемого осмогласия и обихода, так и «золотого фонда» авторской духовной музыки). Вокальность духовных песнопений определяется певучестью церковнославянского языка, а тексты богослужебных песнопений, отличающиеся глубиной духовного содержания, настраивают душу поющих на такое состояние, в котором легко петь. Для церковного пения характерны умеренная сила голоса, так как «бесчинный вопль» на клиросе недопустим, как не соответствующий стилю церковного пения.

В изучении церковных песнопений должна соблюдаться определенная последовательность не только в отношении музыкального материала, но и постепенности перехода от одноголосного к многоголосному пению.

Сначала эти напевы изучаются детьми по слуху и одноголосно. Затем эти же мелодии необходимо интонационно осмыслить, следя по нотам при исполнении, поэтому для успешного изучения церковного пения необходимо параллельно заниматься музыкальной грамотой и сольфеджио.

Основная нагрузка в решении этих задач ложится на руководителя хора. Он должен привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые вокально-хоровые навыки, сделать участников хора активными исполнителями, понимающими процесс работы и добивающимися высокохудожественного исполнения.

На протяжении всех этапов обучения учитель должен следить за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков:

• певческой установки;

• певческого дыхания;

• звукообразования и звуковедения;

• певческой артикуляции и дикции;

• ансамбля и строя;

• выразительного исполнения произведений.


Предметом итоговой оценки учащихся должно быть достижение определенных результатов.

Личностные результаты должны отражать:

  • укорененность в православной традиции;

  • наличие исторической памяти как чувства сопричастности с Отечеством;

  • уважительное отношение к культурному наследию;

  • ответственность и прилежание в учебе, усвоение таких качеств, как добросовестность, трудолюбие, долг, доброжелательность;

  • наличие и практическая реализация навыков совместного творчества через участие в хоровом пении;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, умение видеть красоту православного богослужения.


Метапредметные результаты характеризуют:

  • правильное понимание отношений знания и веры;

  • совершенствование умственных способностей через опыт учебы, труда, творческой деятельности;

  • умение извлекать духовный и нравственный смысл из полученных знаний;

  • умение сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач;

  • овладение логическими действиями сравнения и обобщения в процессе анализа церковно-музыкальных произведений.

Предметные результаты должны отражать:

  • формирование представления о значении церковного пения в духовно-нравственном становлении и развитии человека;

  • овладение певческими основами осмогласия и основных неизменяемых песнопений православного богослужения;

  • развитие вокально-хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса;

  • наличие навыков клиросного пения через осознанное участие в богослужении.

По окончании курса выпускник средней школы должен:

  • отличать по слуху напевы разных гласов;

  • петь наиболее известные воскресные и праздничные гласовые песнопения по тексту без нот;

  • петь основные неизменяемые песнопения церковных служб по нотам или наизусть;

  • соблюдать правила орфоэпии при пении на церковнославянском языке;

  • понимать смысл исполняемых песнопений;

  • владеть основными вокально-хоровыми навыками - дыхание, атака звука, дикция, пение по руке регента;

  • знать и соблюдать правила поведения на клиросе.

Результатом усвоения данной программы будет являться сознательное участие детей в Богослужении и возможность их привлечения к клиросному послушанию.


Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

Продолжают освоение певческих навыков.

Запоминают гласовые мелодии.

Сравнивают стихирные и тропарные гласовые напевы.

Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык.

Разучивают и исполняют песнопения хором и индивидуально.

Учатся петь по партиям на два голоса.

Слушают аудиозаписи.

Понимают название жанра стихира и место стихир в богослужении

I.

Изучение стихирных гласов.


20 ч

II.

Избранные стихиры двунадесятых праздников

14 ч


Итого

34 ч.




Календарно - тематическое планирование.


Тема урока

Содержание урока

Музыкальные произведения


1.1.

История церковного богослужебного пения. Святые песнотворцы.

(повторение)

. Святые песнотворцы Иоанн Домаскин, Роман Сладкопевец, Иоанн Златоуст.

Книга «Октоих», т.е. «Осмогласник», созданный святым Иоанном Дамаскиным.

- «Песенная лестница»;

Слушание примеров церковного песнопения.


1.2.

Введение основных понятий богослужебного пения. Виды хоров. Их звучание.

(повторение)

Церковный хор и его значение в Православном Богослужении. Виды хора: смешанный (большой и малый), однородный (мужской, женский или детский) и монастырский /из альтов, теноров и басов/. Местонахождение церковного хора в Православном храме. Регент и его значение в хоре. (Регент - центр, в котором сосредотачивается всё внимание певцов). Некоторые особенности церковного пения.

Повторение изученных песнопений.

Детские духовные песни по желанию учащихся.


1.3.

Повторение тропарных гласов. Воскресные тропари 1, 4, 6, 8 гласов

Повторение строения 1, 4, 6, 8 гласов. Пропевание тропарей -подсказок («Спаси Господи» 1 глас, «Богородице Дево!» - 4 глас;

«Царю Небесный» - 6 глас;

«Достойно есть» - 8 глас.)

Исполнение воскресных тропарей .

«Спаси Господи» 1 глас, «Богородице Дево!» - 4 глас;

«Царю Небесный» - 6 глас;

«Достойно есть» - 8 глас.

Воскресные тропари.


1.4

Повторение тропарных гласов. Воскресные тропари 2.3,5,7 гласов

Повторение строения 2,3,5 и 7 гласов.

Исполнение молитв- подсказок.

2 глас - тропарь воскресный;

3 глас «Дево днесь» - кондак рождества

5 глас -«Благословен , еси Господи»

7 глас - Тропарь влскресный.

Исполнение воскресных тропарей.

2 глас - тропарь воскресный;

3 глас «Дево днесь» - кондак рождества

5 глас -«Благословен , еси Господи»

7 глас - Тропарь влскресный.

Исполнение воскресных тропарей.

11.5.


Развитие многоголосия на Руси. Знаменный распев и партесное пение.

Верую». Для чего поётся «Символ веры» на Литургии.

- «Богородице Дево». (Что на вечерни или всенощной напоминается пением молитвы «Богородице Дево»?)

Вопросы для закрепления пройденного материала с использованием нотного приложения.

Знаменный распев- основной распев древне-русской монодической музыки

Крюки, знамёна (славянский знамя - знак; латинский neuma),знаки древне-русской безлинейной нотации.

Партесное пение - пение по партиям


Богородице Дево" глас 4-й киевского распева, знаменного распева

"Достойно есть" глас 8-й киевского распева.

молитвы на 4 глас, разучивание напева Оптиной пустыни.

1.6.

История возникновения стихирного Осьмогласия

Знакомство с молебными песнопениями.

Разучивание стихир Благодарственного молебна.

Работа над унисонным звучании ем.

Вопросы по повторению пройденного материала.

Стихира глас1 разучивание слов и напева.

Тропарь глас 6 - «Ангелу хранителю»

Попевки, вокальные упражнения.

1.7

Тропарные и стихирные гласы - сходные по звучанию и строению

Общее понятие об осмогласии. Богослужебные книги: Октоих, Минея, Часослов. Песнопения из служб Миней месячных .


Пение тропарей 2-го и 6-го гласов. Тропарь Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня, глас 1


1.8.

Структурный разбор стихир 6 гласа на примере Воскресных тропарей

Разбор строения 6 гласа.

Исполнение воскресного тропаря и кондака.

«Воскресение Христово видевшее» - 50 псалом.

Стихиры воскресные


Пение тропарей 6-го гласа. Тропарь Ангелу Хранителю, Воскресная песнь по Евангелию.

«Даруй , Боже. Благодать» - разучивание песни


1.9

Бог Господь, Богородичен догматик 6 гласа


Гласовые песнопения. Понятие слова «глас».

Пение стихир на Бог господь 6 гласа.

Разбор текста, проговаривание на одной ноте. Пение со словами.

Богородичен Догматик - перевод текста, разбор сложных слов ми словосочетаний.

Проговаривание текста на одной ноте.

Пение на 6 глас.

Тропари 6 гласа - примеры.

Бог Господь 6 глас - слушание в исполнении сводного хопра, подпевание.

Исполнение Бог Господь 6 глас;

Богородичен Догматик

«Похвала пресвятой Богородице» - разучивание

2.4.

Глас 1-й - строение , распев. Тропарь воскресный. Воздвижение креста Господня.

Беседа о празднике.

Разбор и разучивание тропарного напева 1 гласа

Разучивание напева 1 гласа.

Разбор и исполнение Тропаря и кондака

Вокально-хоровоя работа над певческим дыханием.

Попевки.

Тропарь праздника - разучивание. Работа над правильным формированием звука, унисонным звучанием


2.5.

Глас 4-й - строение , распев. Тропарь воскресный, тропари Благодарственного молебна

Повторение звучания 4 гласа.

Беседа о празднике.

Разучивание тропарей Благодарственного молебна.

Исполнение духовных песен, посвященных Пресвятой Богородице

Глас 4-й разучивание напева.

Пропадание на слог и со словами молебна. Распевка. Работа над звуковедением.

2.6

Глас 6-й - строение , распев. Тропарь воскресный, тропарь ангелу хранителю.

Напевы6 гласа. Повторение «Царю небесный»,

Знакомство с молебными песнопениями.

Разучивание тропарей Благодарственного молебна.

Работа над унисонным звучании ем.

Вопросы по повторению пройденного материала.


Тропарь глас1 разучивание слов и напева.

Тропарь глас 6 - «Ангелу хранителю»

Попевки, вокальные упражнения.

2.7.

Глас 8-ой, тропарь воскресный с Богородичным и «Достойно есть.

Повторение звучания 4 гласа.

Разучивание строения 8 гласа

Разучивание тропарей Благодарственного молебна.

Исполнение духовных песен, посвященных Пресвятой Богородице

Попевки.

Тропарь праздника - разучивание. Работа над правильным формированием звука, унисонным звучанием

«Достойно есть…» - восьмого гласа

2.8.

Тропари двунадесятых праздников. Викторина по гласам

Тропари праздников - краткий обзор

Что такое тропарь.? Какие вы знаете тропари? Похожи ли тропари по звучанию?

Викторина.


Тропари 4 гласа - примеры.

Тропарь и кондак Введения во храм Пресвятой Богородицы.

«Пресвятая Дева» - разучивание песни

2.9

Великие праздники - Рождество Христово.

Тропари праздников - краткий обзор

Что такое тропарь.? Какие вы знаете тропари? Похожи ли тропари по звучанию?

О чем тропарь Рождества Христова?

Чтение и пение тропаря

Тропари 4 гласа - примеры.

Тропарь Рождества Христова - разучивание.

Рождественские колядки «Взошла звезда ясная»

2.10.

Урок-обобщение. Рождественские колядки.

Праздник православный и народный.

Традиции колядных песен

Разыгрывание песен-колядок, сочинение пожеланий "добрым людям".

Хоровое и сольное исполнение песнопений Рождества (тропарь, кондак)

Пение и инсценировка колядных песен

. Песня "Тихая ночь" Ф. Грубера (международный рождественский гимн)

. Рождественские колядки - "Рождество Христово", "Все идут, спешат на праздник"

Рождественские песни - "Пойдем вместе в Вифлеем" Е. Каверина, "Ночь тиха над Палестиной", "Поспешают к Вифлеему пастушки


2.11.

Тропари Водосвятного молебна

Работа над унисоном и дыханием. Распевание.

Повторение тропарного напева 4 гласа

Разучивание напева 1 гласа.

Разбор и исполнение Тропаря «Во Иордане…»

Тропарь праздника - разучивание. Работа над правильным звуковедением

3.1.

Святитель Николай, Архиепископ Мирликийский Чудотворец. Житие.

Знакомство с житием святого.

Разбор тропаря и кондака. Чтение и пение.

Народные песни о Святителе Николае

Тропарь - глас 4.

«Правило веры»

Преподобный Николае» - нар песня

3.2.

Тропарь и кондак. Величание.

Знакомство с житием святого.

Разбор тропаря и кондака. Чтение и пение.

Народные песни о Святителе Николае

Тропарь - глас 4.

«Правило веры»

Преподобный Николае» - нар песня

Величание. Обиходный напев

3.3

Свят ой Преподобный Сергий Радонежский. Житие, тропарь, кондак.

Знакомство с житием святого.

Разбор тропаря и кондака. Чтение и пение.

Народные песни о Святителе Сергие

Разучивание тропаря.

Работа над ансамблем и унисонным звучанием.

3.4.

Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. Житие, тропарь, кондак.

Знакомство с житием святого.

Разбор тропаря и кондака. Чтение и пение.


Знакомство с житием Святого.

Разучивание тропаря.

Работа над правильным хоровым дыханием, артикуляцией.

3.5.

Рассказ о святом, имя которого ты носишь.

Минеи. Знакомство ЧС содержанием. Слушание песнопений, просмотр фильма.

Повторение гласовых напевов 1 и 4 гласов киевского распева.

«Песня об Ангелах» - разучивание.

4.1.

Знакомство с основными песнопениями Литургии.

Понятие слова «Антифон» («противогласник»). Происхождение слова «антифон». (Антифоны введены святым Игнатием Богоносцем по подобию хвалебных песнопений, которые в ветхозаветном храме возглашали левиты (помощники священников) разделившись на два хора).


Антифоны изобразительные - пение на первый глас.

Работа над дикцией. Чтение основных статей антифонов.

4.2

Ектении. Виды и напевы.

Введение понятия Ектения Ектения мирная, сугубая, просительная.

Пение Великой ектении - обиходной и киевского распева.

Великая ектения;сугубая ектения;

Просительная ектения - знакомство с напевами.

Работа над унисоном.

Попевки.

4.3.

Литургия оглашенных. Антифоны.

Антифоны: «Благослови душе моя Господа»; «Хвали душе моя Господа»; «Блаженны».

(Понятие «антифоны»; вседневные антифоны; антифоны изобразительные (псалмы 102, 145 и Мф. 5, 3-12). Когда эти антифоны поются и чем могут заменятся?


Антифоны: «Благослови душе моя Господа»; «Хвали душе моя Господа»; «Блаженны».

Разучивание, пропевание по группам, работа над звуковедением.


4.4..

.

«Единородный сыне», Трисвятое.

Разучивание песнопений. Их место в богослужебном пении, их значение.

Историческое развитие Литургических песнопений на Руси. Знаменное и партесное исполнение молитв.

«Единородный сыне» - обиходного напева. Разучивание мелодии на слог, проговаривание и пение со словами.

Трисвятое - примеры песнопений. Разучивание знаменного распева.

4.5

Символ веры. Аллилуарий. Значения молитв.

Пропевание молитвы на 4 глас, разучивание напева Оптиной пустыни.

Беседа - знаменный напев.


«Верую» - разбор молитвы

«Мы построим дом» музыка А. Петрова

4.6

Литургия верных. Херувимская песнь. Примеры творчества русских композиторов

«Херувимская песнь». (Почему эта песнь называется «Херувимскою»?

Слушание записей - примеров Херувимской песни русских композиторов.

Разучивание Херувимской песни обиходного напева.


«Херувимская» обиходного напева. Разучивание на слог, со словами. Работа над чистым интонированием и правильным произношением текста. Развитие ладотонального слуха. Игра «Мажор-минор»

4.7.


Херувимская песнь - работа над текстом и музыкой.

Херувимская песнь». (Почему эта песнь называется «Херувимскою»?

Слушание записей - примеров Херувимской песни русских композиторов.

Разучивание Херувимской песни обиходного напева.


Херувимская» обиходного напева. Разучивание на слог, со словами. Работа над чистым интонированием и правильным произношением текста. Развитие ладотонального слуха. Игра «Мажор-минор»

4.8

Милость мира. Примеры творчества русских композиторов

«Милость мира». Разбор этого песнопения для понимания учащихся.

Разучивание «Милости мира» афонского напева.

Слушание примеров звучания этого песнопения.

«Милость мира» афонского напева. Разучивание на слог, со словами. Работа над чистым интонированием и правильным произношением текста.

4.9.

Хвалебная песнь пресвятой Богородице

«Достойно есть». «Задостойник». Когда эти песнопения заменяются одно другим и почему?

Вопросы для закрепления пройденного материала с использованием нотного приложения.


«Достойно есть»- киевского распева.

Задостойник Рождества - слушание.

Работа над дикцией

5.1.

Великий праздник Пасхи. Пасхальные песнопения

Цветная Триодь. Пасхальные песнопения. Это исполнение радостных обетований (обещаний) об избавлении людей от греха, проклятия и смерти.

Тропарь и кондак Пасхи. Знакомство с текстом разучивание.

Тропарь - глас 5.

Канон пасхи - знаменного распева.

5.2.

Духовные песни для детей.

Краткий обзор, разучивание и повторение ранее изученных песен.

Композиторы и исполнители (детские коллективы) - обзор.

Исполнение песен.

Вокально-хоровые упражнения

Тропарь и кондак Пасхи. Знакомство с текстом разучивание.

Тропарь - колокольчик. «Христос Анести - знаменный распев.

«Христос Воскрес» м Войнова, «Чудо чудное» м. Рокотовой.

Песни по выбору учеников и учителя

5.3.

Заключительный урок -концерт.

Концерт для родителей и учителей

Повторение молитв, обиходных напевов. Исполнение молитв»Отче наш», «Богородице Дево..», «Достойно есть».

Вопросы по обобщению пройденного материала.

Песнопения по выбору

Богородице Дево» - знаменного напева.

Кондак Пресвятой богородице. Акафист Пресвятой Богородице

Величание.


Список используемуемой литературы.


  1. Шелудякова О.Е. Азбука русского Православного богослужебного

пения. Словарь. - М.: Издательский Дом «Композитор», 2006.


  1. Школа Церковного пения. Церковный обиход: Учебное пособие

для учащихся воскресных школ и православных гимназий. -

Издательство Владимирской Епархии, 2001.


  1. Осмогласие. Употребительные напевы стихир, тропарей и ирмосов. -

Издательский Совет Русской Православной Церкви. - М., 2005.


  1. Мартынов В. История богослужебного пения. - М., 1994.


  1. Металлов В. Очерк истории Православного церковного пения. -

Сергиев Посад, 1995.


  1. Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и

песнопения греческой Церкви. - Сергиев Посад, Свято-Троицкая

Сергиева лавра, 1995.


  1. Шабалин Д. Певческие азбуки Древней Руси. - Кемерово, 1991.


  1. Праздники нотного пения.- Репринтное издание - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004 г.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал