7


  • Учителю
  • «Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе нравственного воспитания»

«Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе нравственного воспитания»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

«Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе нравственного воспитания»


Кумпинас Лариса Николаевна

учитель начальных классов

КГУ«Камышинский комплекс

«Школа - детский сад»

Покинут счастьем будет тот,

Кого ребенком плохо воспитали.

Побег зеленый выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит»

Саади

Воспитание - самостоятельный процесс, вносящий ему свойственный вклад в становление личности. Он возник едва ли не с возникновением человека и является одним из важнейших условий дальнейшего его развития. Преобразование социальной среды и нравственное становление личности-единый, взаимосвязанный процесс. В процессе нравственного воспитания формируется единство сознания и поведения, основу которых составляют убеждения, позволяющие личности совершать тот или иной поступок сознательно, то есть с пониманием его целесообразности.

Обуславливая поведение личности, нравственное убеждение принимает форму мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности. Для подлинно нравственной личности характерно единство мотивов и действий.

Нравственные знания, понятия, представления.


Поступки, поведение.


Мотивы поступков.


Нравственные убеждения


Элементарная моральная культура

Актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций младшего школьника, его нравственного облика продиктована социальными запросами, предъявленными к школе обществом.

Сегодня, в условиях социальной нестабильности, крайнего обострения национальных отношений, отсутствия идеологической доктрины, нам навязывается иной образ жизни; потоки зарубежной псевдокультуры, иностранная одежда, еда, реклама, иностранные слова и термины в устной и письменной речи- все это создает чужую среду обитания, корёжит историческую память, обрывает преемственность национальной культуры, всю жизнь окрашивает в несвойственные нам тона. Происходит массовая криминализация молодежной культуры, которая во многом смыкается с девиантной. Наблюдается массовая дегуманизация в межгрупповых и межличностных отношениях молодежи. Причины этого лежат не внутри личности, а вовне её - это социально-культурные условия, приводящие к деградации общества. Принципиально изменилась нравственная атмосфера, когда не просто ниспровергнуты все идеалы, но и отсутствуют общественные силы, утверждающие привлекательные для молодёжи нравственные нормы. Возник вакуум духовности, который заполняется сегодня агрессивным национализмом, экстремизмом, обращением к мистике, чисто утилитарной, прагматической идеологией.

Сегодня, когда обществу требуется человек с возросшим чувством собственного достоинства, раскрепощенный, с высоким уровнем самосознания школа вынуждена изменять свои педагогические ориентации. Время поставило нас перед необходимостью пересмотреть во многом свои педагогические позиции, внести изменения в содержание, формы и методы работы со школьниками. Сегодня на первое место встает вопрос о гуманизации воспитательно - образовательного процесса. Конечная цель такого образования - сформировать у человека потребность к самовоспитанию и самообразованию.

В настоящее время складывается система воспитания, объединяющая в себе организацию работы по девяти важным направлениям. Каждое из этих направлений предполагает наличие элементов духовного, нравственного воспитания.

В районной программе «Обучение» сформулировано новое главное требование, стоящее перед школой - подготовка ученика как субъекта учебной, профессиональной и личной жизнедеятельности, воспитание гуманной, культурной, саморазвивающейся личности. Перед педагогами стоят следующие задачи по формированию нравственных качеств личности:

- формирование нравственного сознания;

- воспитание и развитие нравственных чувств;

- выработка умений и привычек нравственного поведения;

- культура поведения;

- формирование видения расхождения между сущим и должным

Образование учащегося в школе осуществляется главным образом на уроках. Воспитательный потенциал и качество урока оцениваются по взаимосвязи дидактических целей с воспитательными задачами.

Нравственно-духовное образование, позволяющее личности достичь гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии, реализуется в реальной образовательной практике различными путями и прежде всего через предмет «Самопознание»

С учётом специфики предмета, его целей и задач применяю различные виды нестандартных уроков, обладающих здоровьесберегающим потенциалом, использую ряд методических приёмов обучения. «Круг радости», Круг «От сердца к сердцу», которые вовлекают ученика в проблему урока, он принят коллективом и сам позитивно воспринимает коллектив. Развитию мышления, эмоционально волевой сферы, эмоционально-образное восприятие учебного материала, расширение знаний и представлений о ценностях и нравственных качествах человека достигается применением таких методов как «Чтение», «Цитата урока», «Беседа», «Размышление над ситуацией», «Творческая деятельность» (слайд)

Важная проблема, над которой работают многие педагоги- совершенствование урока на основе внедрения таких форм обучения, которые, с одной стороны, способствуют осознанному и прочному усвоению материала, а с другой стороны - развивают творческую активность учащихся, их любознательность и формируют патриотическое мировозренние. На мой взгляд, наиболее полно этой цели отвечают различного рода интегрированные уроки с использованием регионального компонента. Региональное своеобразие образовательной среды позволяет формировать эффективное воспитательное пространство в начальных классах.

Духовный, нравственный и интеллектуальный образ человека отвечает тезису: «Человеческий разум базируется главным образом на могущественной силе слов» Способность эффективно, культуросообразно оперировать словами- ярчайший признак воспитанности и одновременно высокий уровень уяснения сущности познаваемых объектов. Чем больше времени мы уделяем развитию вербального интеллекта учащихся, тем более воспитывающим оказывается потенциал обучения.

Особое место в духовно- нравственном становлении личности имеет литература, которая «всегда воспитывает своего читателя на положительных примерах, представляя в рамках традиционных для данной литературы жанров варианты жизненного пути индивида, отвечающие нравственным нормам поведения человека в обществе» - по мнению Кутейниковой Н.Е.

Обратимся к авторской сказке. Цель чтения таких сказок - дать детям образец поведения, рассмотрев последствия поступков героев для него самого и для его души, а уж потом сравнивать действия ребёнка с этим образом. Обратимся к сказке Е.Л. Шварца «Два брата». Данное произведение выбрано не случайно, так как в нем нет сухой дидактичности, он не поучает, а будит и развивает воображение, формирует нравственные нормы и основы духовности. Произведение пронизано общей нравственной идеей любить каждого, у кого в груди бьётся обыкновенное человеческое сердце.

После изучения произведения, провожу его разбор, где выявляю личное отношение ребенка к героям сказки:

- О чем думал Старший, когда брат его бесследно пропал? (Он сожалел о том, что так жестоко поступил с Младшим. Искал его повсюду, звал, плакал) - сочувствие попавшим в беду.

- Что думал Старший брат, находясь в плену у Прадедушки Мороза. (единственной его мыслью было освобождение своего бедного брата). - великая сила братской любви.

- Кто и почему помог братьям? (белки, зайцы, птицы, которых отогрел Старший) - добро всегда возвращается сторицей к тому, кто его совершил, чувство благодарности за совершённое добро.

Итогом работы по изучению произведения было написание мини-сочинения «Письмо брату», в котором учащиеся выразили свое отношение к поступкам героев. Приведу несколько цитат из работ учащихся:

Н. Сташко: «Здравствуй, Старший брат! Мне было очень жалко Младшего, когда ты его выгнал из дома. Ты был не прав, но вовремя понял это и исправился. Нужно быть добрым к людям и не обижать их.»

Э. Вибе: «Старший брат, мне было стыдно за твой поступок, ведь ты взрослее и должен помогать родителям воспитывать Младшего брата. Ты не заботился о нём и был невнимательным. Но ты исправил свою ошибку и я думаю, что больше не будешь совершать необдуманных поступков».

М. Шевченко: «Я понимаю, что ты, Старший, поступил плохо, но ты добрый мальчик, потому что ничего не боясь, бросился на поиски Младшего. Ты совершал добрые дела - отогревал животных. И они тебе помогли найти и спасти брата. Несчастье помогло тебе стать умнее и отзывчивее».

Использование образцов народной культуры в процессе обучения и воспитания показала, что этим образцам с точки зрения формирования устойчивых показателей духовного здоровья личности, нравственности и художественной обработки мысли равных нет. «Совесть в ушах», «историческая память народа», «свод правил жизни», «золотые зёрна» - все это сказано о пословице. Пословицы и поговорки используются мною в работе, это краткие народные изречения с назидательным смыслом позволяющие оживить урок, повысить его познавательное и воспитательное значение. Важно продумать их объяснение детям, ситуации и случаи применения их в речи.

В учебнике «Русский язык» для начальных классов, использовано значительное количество пословиц и поговорок о труде, чести, дружбе. Они способствуют возникновению у детей светлых мыслей, тонких чувств, учат ценить мудрость и справедливость.

Колоссальное воспитательное значение даёт использование упражнений с выражениями-перёвертышами. Их можно использовать как дидактический материал: «Не имей сто друзей, а имей сто рублей», «Никогда не делай сегодня то, что завтра сделаешь лучше»», «Глупые сочиняют поговорки, а умные их повторяют». Народная мудрость учит жить по совести, ненавязчиво открывает правила жизни.

Воспитательная работа классного руководителя - работа творческая. Успех её зависит от педагогического мастерства учителя, от знаний им индивидуальных особенностей своих воспитанников. Я являюсь классным руководителем 2 класса. Мною был проведен мониторинг по определению уровня воспитанности учащихся. Задача мониторинга заключалась в:

  • определение состояния уровня воспитанности учащихся;

  • по результатам мониторинга наметить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся;

  • отследить траекторию развития учащихся в процессе воспитательных работ.

Динамику изменений в уровнях воспитанности учащихся можно увидеть на мониторинге (см. приложения). Отслеживание результатов воспитания позволяет мне своевременно вносить изменения в воспитательный процесс и использовать в качестве основы для анализа результатов учебно-воспитательного процесса и планирования воспитательной работы. Всю воспитательную работу в начальной школе можно условно разделить на несколько направлений. Их содержание представлено в моей модели воспитательной системы. Модель предусматривает воспитание творческой личности через сотворчество классного руководителя и учащихся, их родителей, через систему уроков и внеурочных воспитательных мероприятий, кружков по интересам (слайд)

В системе нравственного воспитания важное место занимает вовлечение учащихся в коллективную жизнь класса, школы и разнообразную общественную деятельность. В дружном, работоспособном ученическом коллективе формируются коллективизм и товарищеская взаимопомощь, гуманизм и взаимное уважение, в нём воспитывается общественная активность и самостоятельность, интерес к большим и малым, общественным делам.

В нашем классном коллективе царит оптимизм и бодрая, приподнятая атмосфера. Ребята часто обсуждают понравившиеся школьные мероприятия и классные. Участвуют в планировании коллективно-творческих дел. Так, поводом для проведения классного часа «О гуманном отношении к животным» послужил рассказ одной ученицы о бездомном котенке. Была проведена большая предварительная работа: учащиеся предоставили для выставки фотоснимки и рисунки своих питомцев, подготовили рассказы о своих домашних животных, стихи, сценки, в подборе художественных произведений, рассказывающих о безжалостном отношений людей к животным. Классный час не оставил равнодушным ни одного учащегося, потому что представления о добре и зле, являющееся основой нравственности должны быть эмоционально окрашены. Добро должно вызывать у детей радостную взволнованность, восхищение, стремление следовать нравственной красоте. Способность переживать может быть развита в человеке, к этому чувству детей нужно подводить, побуждать, а для этого необходимо переживание эмоциональных ситуаций каждым ребенком, отзывчивость, человечность могут быть воспитаны тогда, когда ребёнок что-то или кого-то «приручает», что-то одухотворит, во что-то вложит свою душу. Развивается такое нравственное отношение постепенно. Начинается оно с заботы ребёнка о цветке, вещах, о живом и живущих потом- это уже забота о людях.

Наш класс часто называют артистичным. Не случайно, если требуется провести массовые праздники и мероприятия, наши ребята сразу же включаются в их подготовку. Они приняли активное участие в праздниках «Наурыз», «8 марта», «День учителя» и др.

Сам процесс учения, представляющий собой напряженную трудовую деятельность, создаёт тем самым нравственную основу жизни и поведения учащихся. В этом процессе закаляется воля, развивается чувство личной и коллективной ответственности за выполнение своего трудового долга, за честь класса, школы. Нравственный облик молодого поколения формируется и совершенствуется в труде на общую пользу. Труд и воспитание неотделимы, они составляют две стороны единого процесса становления личности. В посильном для школьников общественно-полезном труде - «трудовые десанты», акция «Мой школьный двор», субботники по благоустройству села - формируются и укрепляются дисциплина, организованность, ответственность и чувство долга и другие важнейшие нравственные качества.

Долг начинается с умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать другого человека, согласовать свои поступки с его человеческим достоинством.

Как учитель и классный руководитель, я понимаю, что каждый день работы с детьми даёт мне возможность научить их чему-то хорошему, поэтому стараюсь воспитывать в них Личность, сформировать самые лучшие человеческие качества: бережное отношение к общечеловеческим ценностям, гражданственность, патриотизм, ощущение ответственности за прошлое, настоящее и будущее отечества, приверженность общечеловеческим духовным идеалам.









Список используемой литературы:


  1. «Административное управление воспитательным процессом» Н.П. Кузнецова, Е.В. Мейенер, 2006 г.

  2. Воспитание школьника № 2, 2005, № 8-9, 2009 г.

  3. ИКТ

  4. «Литературное чтение» - 2 класс, Методическое руководство В.К. Павленко, Т.К. Абенова, 2009 г.

  5. Начальная школа Казахстана №4, 2005 г, № 6, 2004 г.

  6. Начальная школа плюс до и после № 11, 2007 г.

  7. Начальная школа № 4, 2009 г; № 6 2007 г.

  8. Преподавание в начальных классах по всем предметам № 3, 2010 г.

  9. Районная программа «Обучение»

  10. «Русский язык» методическое руководство, С.А. Никитина, Л.П. Якунина 2009 г. - 2 класс

  11. Учебная программа по предмету «Самопознание»

Цель педагогического процесса школы- это развитие нравственной и творческой личности в процессе усвоения основных закономерностей и методов культуры…

из программы «Обучение»

Модель работы учителя Кумпинас Л.Н. по воспитанию нравственной и творческой личности





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал