7


  • Учителю
  • Разработка открытого урока фортепиано 'Развитие навыков педализации'

Разработка открытого урока фортепиано 'Развитие навыков педализации'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Технологическая карта открытого урока на тему "Развитие навыков педализации на начальном этапе обучения игре на фортепиано" с презентацией - дополнительным материалом к уроку. Возраст обучающегося - второй класс. Цели урока: 1.)Содержательные:_введение нового материала,
предварительный просмотр материала

Технологическая карта с методической структурой урока фортепиано

1. Ф.И.О. учителя: __Ряховская Кира Сергеевна_____

2. Ученик: второй год обучения_______Дата: __ __Предмет:__специальное фортепиано__

3. Тема урока:__Развитие навыков педализации на начальном этапе обучения игре на фортепиано _

4. Тип урока:__комбинированный __

5. Цели урока:

1.) Содержательные:_введение нового материала, закрепление новых знаний на практическом материале

2.) Предметные:_

  • овладение первичными навыками прямой и запаздывающей педализации на примере переложения песни И.Шварца «Ваше благородие»,

  • формирование навыка чтения с листа произведения уровня сложности, соответствующего году обучения,

  • закрепление умения слушать и слышать себя в процессе исполнения,


3.) Воспитательные:_развитие интереса к занятиям, воспитание эстетического вкуса


Планируемые результаты:

1.) Предметные:_учащийся понимает происхождение фортепианного звука, владеет первичными навыками запаздывающей педализации, хорошо слушает себя, анализирует своё исполнение _

2.) Личностные:_учащийся мотивирован на творческую деятельность, активен в процессе работы, эмоционально воспринимает музыкальный материал, мотивирован на получение знаний и навыков для достижения цели, на дальнейшее развитие полученных навыков

3.) Метапредметные: учащийся способен к творчеству, умеет анализировать свою деятельность, применять полученные знания на практике, осуществлять выбор методов самостоятельной работы

Используемые ресурсы:



  1. Методическая литература:

  • Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М., 1978.

  • Голубовская. Н. О музыкальном исполнительстве. - Л.: Музыка, 1985.

  • Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». Классика - XXI -М. 2002.

  • Секреты фортепианного мастерства. Мысли и афоризмы выдающихся музыкантов. - М.: КЛАССИКА - XXI, 2001.

  • Щапов. А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. - М.: Классика - XXI, 2002.

  • Энциклопедия для юного музыканта. /Авторы -составители И.Ю.Куберский, Е.В.Минина- С.Пб.: ДИАМАНТ, ЗОЛОТОЙ ВЕК, 1997.


  1. Вид используемых на уроке средств ИКТ:

  • Видео с сайта Yutube, ссылка:

  • Презентация

3. Необходимое аппаратное и программное обеспечение: выход в Интернет, мультимедийный компьютер.

Методы и приемы:


- наблюдение,

- прослушивание музыкального произведения,

- нескучные способы разучивания,

- практический,

- наглядный,

- показа,

- игра в ансамбле

Реализуемые педагогические технологии:

- развивающего обучения,

- художественные,

- информационно-компьютерные

Оборудование:

- фортепиано,

- ноты,

- дидактический материал: информационные карточки,

- компьютер.



Содержание занятия



Основные этапы урока, продолжительность

Задачи

Планируемый результат

Деятельность педагога

Деятельность учащегося

Музыкальный материал

Оборудование

Организационный



1 минута

Создание условий для включения учащегося в активную познавательную деятельность

Готовность учащегося к занятию. Создание необходимого эмоционального настроя.

Проверяет готовность обучающегося к уроку, настрой учащегося на занятие, посадку за инструментом

Приветствие, правильная посадка за инструмент.


Фортепиано, подставка



Проверка выполнения домашнего задания:

1. Игра гаммы, 5 минут

2. Исполнение песни «Ваше благородие», 5 минут




Установление правильности и осознанности выполнения Д.З.

Создание ситуации по применению знаний учащегося. Овладеть навыком игры гаммы. Закрепление знаний и умений.

Учащийся пользуется знаниями на практике, закрепляет аппликатуру минорной гаммы, исполнение пьесы И.Шварца «Ваше благородие» отдельно каждой рукой.




Проверяет пройденный материал: игра гаммы отдельными руками. Предлагает поиграть разными штрихами.

Слушает исполнение пьесы, определяет дальнейшую перспективу в работе над ней.


Учащийся контролирует аппликатуру гаммы.

1) Играет штрихами staccato, legato, сочетая их в различных вариант ах,

2)играет аккорды (трезвучие с обращениями) в гамме ля-минор, оценивает свою игру.

3)определяет дальнейшую перспективу в работе над гаммой.

4)Исполняет «Ваше благородие» И.Шварца каждой рукой отдельно

1.Минорный звукоряд, гамма ля - минор, аккорды (трезвучие с обращениями)

И.Шварц «Ваше благородие» (фортепианное переложение)


Фортепиано, информационные карточки (дидактический материал)

Актуализация знаний.

2 минуты

Формулирование темы урока.

Выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.

Исполняет пьесу двумя руками с педалью.

Слушает. Анализирует игру учителя.



Постановка учебных задач.



7 минут

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

Принятие учащимся цели и задач урока.

Понимание и принятие цели занятия, наличие мотивации. Намечается и обсуждается план предстоящей работы.

1)исполняет аккомпанемент двумя способами: с педалью и без педали, просит на слух сравнить варианты исполнения 2)включает учащегося в определение цели и задачи, уточняет понимание учащимися поставленных целей урока;


1)слушает два варианта аккомпанемента, сравнивает их на слух, 2)отвечает на вопросы педагога, демонстрирует мотивацию на освоение нового вида фортепианной техники - педальной, 3)формулирует цель учебного занятия, 4)смотрит видео-ролик с песней из фильма

И.Шварц «Ваше благородие» (фортепианное переложение)


Фортепиано, ПК, видео-ролик из фильма «Белое солнце пустыни»

Творчески-познавательный

Сообщение нового материала.



8 минут

Поиск решения учебной задачи.

Освоить игру аккомпанемента с прямой педалью. Узнать новое понятие «запаздывающая педаль»

Учащийся имеет представление о функциях синтезатора, сформированы первоначальные навыки игры аккомпанемента.

предлагает учащемуся выполнить задание, которое поможет освоить и закрепить теоретический материал: 1)работа педалью без музыки, 2)игра басов с прямой педалью 3)показывает принцип запаздывающей педализации

Учащийся читает «Музыкальный словарик» (Энциклопедия для юного музыканта», стр.173), играет аккомпанемент, пользуясь педалью: 1)одни басы, 2)с прямой педалью, 3) с запаздывающей педалью.

4) Формулирует выводы наблюдений. Объясняет свой выбор.


И.Шварц «Ваше благородие»: аккомпанемент левой рукой с педалью.

Фортепиано,

«Энциклопедия для юного музыканта» (Педаль)

Физкультпауза



2 минуты

Создать условия для переключения видов учебной деятельности в режиме здоровьесбережения

Эмоционально- физическая разрядка

Педагог исполняет произведения для выполнения упражнений.

Учащийся выполняет упражнения на исправление осанки («Мельница», «Вытряхивание», «Дерево на ветру»)

«Анна-полька» И.Штрауса, «Медленный вальс» С.Цфасмана

Иллюстрации на ЦОР (презентация)

Закрепление нового материала.



5 минут

Обучить первоначальным навыкам чтения с листа с педальной поддержкой.

Учащийся играет с листа упражнение с применением педали разных видов: прямой и запаздывающей.

Педагог предлагает прочитать с листа упражнение, ставит задачу применить полученные знания и навыки.

Учащийся : 1)читает с листа упражнение, 2)анализирует музыкальный материал с помощью словарика эмоционально-образного содержания музыки

Чтение с листа «Педальной прелюдии» С.Майкапара №2 (фрагмент)


Фортепиано, карточки с обозначениями эмоционально-образного содержания музыки.




Расширить кругозор, расширить эмоционально- чувственное восприятие.

Учащийся имеет краткие сведения о жанре кантилены, учится анализировать свою игру, умеет эмоционально откликаться на информацию, исполнение более осмысленно, эмоционально.

Педагог предлагает просмотреть видеозапись (работа педалью), объясняет понятие «Кантилены»

3) оценивает свою игру, что получилось, что нет; 4)читает «Музыкальный словарик», находит определение кантилены; 5)читает высказывания о педализации великих пианистов (презентация)

Фортепиано, ПК,мультимедиа, видео с сайта Yutube, Презантация, Словарь музыкальных терминов («Энциклопедия для юного музыканта», стр.68)

Заключительный этап работы над произведением

3 минуты

Применение учащимся полученных знаний и навыков на практике.

Учащийся способен исполнить пьесу в жанре кантилены с применением запаздывающей педали.

Педагог предлагает исполнить Прелюдию с учётом усвоенной информации, слушает

Учащийся исполняет пьесу в ансамбле с педагогом в контексте услышанной информации.

С.Майкапар «Педальная прелюдия №2


Рефлексия



1 минута

Самооценка, осознание учащимся значимости учебной деятельности, ситуация успеха.

Создать условия для оценки собственной познавательной деятельности.

Педагог организует беседу, связывая результаты урока с его целями: -Чему мы научились? - что больше всего понравилось делать? -Легко ли было? - Доволен ли собой учащийся?

Отвечает на вопросы учителя.

Подведение итогов

Домашнее задание

1 минута

Качественная оценка работы учащегося

Совместно наметить цели домашней работы и методы их достижения.

Создание ситуации успеха

Развитие самостоятельности, осознанности учащегося в домашней работе.

Положительно оценивает деятельность учащегося. Чётко обозначает конкретные Д.З.: играть аккомпанемент «Педальной прелюдии» с запаздывающей педалью, выучить мелодию, соединить обе партии; Продолжать работу над пьесой И.Шварца «Ваше благородие»: учить аккомпанемент левой рукой с педалью.

Слушает, дополняет.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал