- Учителю
- Программа по православию 6 класс
Программа по православию 6 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного историко-культурологического курса «История религиозной культуры» для 6 класса общеобразовательной школы разработана на основе программы учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий А. В. Бородиной. Курс используется как средство повышения качества базового образования по русскому языку, литературе, истории, а также для систематического духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях различного типа.
Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.
К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.
С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина - снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования, в том числе путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.
Следующая причина - это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории - определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.
Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся с 90-х гг. в России на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.
Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творчески одарённых школьников, для верующих детей. Реализация авторского проекта «Религиоведческое образование в государственной школе» позволило убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры.
И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.
Курс «История религиозной культуры» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.
Полный курс рассчитан на 11 лет обучения по 1 часу в неделю. На такой объём рассчитаны все учебные и методические пособия по годам обучения.
Концептуальные стратегические (образовательные и общекультурные) и психолого-адаптационные задачи курса:
- изучение православной религиозной традиции;
- изучение истории христианства;
- изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;
- изучение православной этики;
- ознакомление с православным календарём;
- знакомство с агиографией;
- ознакомление с особенностями церковного искусства;
- изучение устроения православного храма;
- ознакомление с особенностями православного богослужения;
- изучение церковнославянского языка;
- ознакомление с мировыми религиями и сектами;
- ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;
- ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;
- ознакомление с основными видами православного богослужения;
- формирование целостного восприятия мира;
- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
- формирование культуры общения;
- предупреждение возможных тупиков личностного развития;
- воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
- выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;
- предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
- воспитание патриотизма;
- формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
- духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
- приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
- расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
- оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре;
- возрождение православных основ семьи;
- пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
- творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
- формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.
Условия реализации программы и основные методические рекомендации
Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:
- учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и православный духовный опыт русского и других народов России;
- педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;
- педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;
- необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);
- необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;
- учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;
- используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;
- основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;
- теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.
При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:
• приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
• единства образовательного и воспитательного процессов;
• рефлексивного обучения;
• принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.
Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока; 2) комментированное чтение; 3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 4) сократический урок; 5) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 6) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием; 7) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 8) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.
Знания, умения и навыки,
которыми должен овладеть школьник по окончании курса
По окончании изучения курса «История религиозной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.
Учащиеся должны знать содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, уметь читать и понимать церковнославянские тексты, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.
Оценка результатов изучения курса
Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путём устного опроса, обсуждения темы. Предполагается также выставление отметок за ведение тетради, выполнение домашнего задания, творческих работ.
Исходя из оценки знаний, умений и навыков, учащихся можно квалифицировать как:
- овладевших основным содержанием, основными сведениями и умеющих работать со справочной литературой и первоисточниками, отметка «4»;
- овладевших материалом и достаточно глубоко его анализирующих, отметка «5».
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема урока
Кол - во
часов
Дата провидения
Примечание
план
факт
Тема № 1. «Предмет истории религиозной культуры»
4
1
О чем рассказывает история религиозной культуры.
2
03.09
2
Для чего нужно изучать историю религиозной культуры.
2
04.09
Тема №2 «Что мы знаем о православии»
48
3
Роль Православия в жизни российского общества.
2
05.09
4
Понятие о культурообразующей религии.
2
10.09
5
Государство и Церковь.
2
11.09
6
Возникновение Православной Церкви.
2
12.09
7
Значение слов «православие» и «ортодоксия».
2
17.09
8
Апостольский, Поместные и Вселенские Соборы.
4
18.09,19.09
9
Борьба с еретическими учениями.
2
24.09
10
Символ веры.
2
25.09
11
Отделение Римской Церкви.
2
26.09
12
Возникновение протестантской традиции.
2
01.10
13
Истоки и традиции православного вероучения: суть учения, догматы.
4
02.10,03.10
14
Понятие о тринитарном учении и христологии.
2
08.10
15
Источники знаний о Боге: Священное Писание.
2
09.10
16
Священное Предание и окружающий мир.
2
10.10
17
Понятие религиозного чуда.
2
15.10
18
Туринская плащаница.
2
16.10
19
Славянское язычество.
2
17.10
20
Появление первых христиан на Руси.
2
22.10
21
Святая равноапостольная княгиня Ольга и её сын Святослав.
2
23.10
22
Первые христиане-мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн.
4
24.10,29.10
23
Святой равноапостольный князь Владимир. Крещение Руси.
2
30.10
Тема №3 «Священное писание»
26
24
Библия: история создания, композиция.
2
31.10
25
Книги Ветхого Завета и книги Нового Завета.
2
05.11
26
Канон.
2
06.11
27
Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека.
2
07.11
28
Грехопадение.
2
12.11
29
Каин и Авель.
2
13.11
30
Всемирный потоп.
2
14.11
31
Содом и Гоморра.
2
19.11
32
Авраам и явление Троицы.
2
20.11
33
Пророк Моисей.
2
21.11
34
Получение Моисеем Заповедей Божиих.
2
26.11
35
Пророки Ветхого Завета и Мессии.
2
27.11
36
Книги Нового Завета. Содержание Евангелия.
2
28.11
Тема №4 «Храм - Дом Божий!»
58
03.12
37
Храм как явление общественной жизни россиян.
2
04.12
38
Назначение храма.
2
05.12
39
Разновидности храмов.
2
10.12
40
Прообраз храма - ветхозаветная Скиния собрания и откровения.
2
11.12
41
Устроение Скинии в книге «Исход».
2
12.12
42
Древнее культовое зодчество на Руси.
2
17.12
43
Первые христианские храмы, развитие зодчества после крещения Руси.
4
18.12,19.12
44
Древнейшие из сохранившихся храмов в России.
2
24.12
45
Особенности строительства храмов; используемые материалы.
2
25.12
46
Крестово-купольная система.
2
26.12
47
Шатровый стиль в России.
2
14.01
48
Название основных частей храмового здания.
2
15.01
49
Внутреннее устроение храма.
2
16.01
50
Символическое значение и назначение частей храма.
2
21.01
51
Алтарь.
2
22.01
52
Его устроение.
2
23.01
53
Иконостас: расположение икон на иконостасе, Царские врата, диаконские врата, ярусы (чины).
8
28,29,30.01,04.02
54
Храмовые предметы и их назначение.
2
05.02
55
Святыни-храмы православного мира.
2
06.02
56
Храм Воскресения Господня в Иерусалиме.
2
11.02
57
Благодатный Огонь над Гробом Господним.
2
12.02
58
Доставление Благодатного огня, в мае 1992 г. в Россию.
2
13.02
59
Новый Иерусалим.
2
18.02
60
История возникновения выражения «сорок сороков» (о московских храмах).
2
19.02
61
Храмы Московского Кремля.
2
20.02
Тема №5 «Религиозное искусство»
58
62
Религиозная тематика в искусстве разных народов.
2
25.02
63
Истоки и своеобразие русской культуры.
2
26.02
64
Творчество русских художников и поэтов на религиозные темы.
2
27.02
65
Церковное искусство.
2
04.03
66
Назначение и особенности православного искусства.
2
05.03
67
Русская икона, её назначение, содержательные и изобразительные особенности.
6
06.03,11,12.03
68
Иконопись на Руси: творческая переработка русскими мастерами византийских традиций.
4
13.0318.03
69
Предание о первой иконе: Спас Нерукотворный.
2
19.03
70
Русские иконописцы: Алипий, Феофан Грек, Андрей Рублёв и другие.
6
20,25,26.03
71
Особенности иконотворчества.
2
27.03
72
Представление об исихазме.
2
01.04
73
Разнообразие Богородичных икон.
2
02.04
74
Первые иконы Богоматери.
2
03.04
75
Иконография Богородичных икон.
2
08.04
76
Иконографические типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса, Панахранта, Агиосаритисса.
4
09.0410.04
77
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Владимирская, Казанская, Новгородская и Курская Коренная икона «Знамение», Державная, Донская иконы Божией Матери.
8
15,16,17,22.04
78
Иные виды православного искусства: фреска, мозаика, церковное пение.
6
23,24,29.04
79
Символы православного искусства.
2
30.04
Тема №6 «Агиография»
8
80
Что такое «агиография»? Жития святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца.
4
06.07.05
81
Жития святого благоверного Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского.
2
08.05
82
Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского.
2
Итого
204
Тема 1 «ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ» 4 часа
О чем рассказывает история религиозной культуры.
Для чего нужно изучать историю религиозной культуры.
Тема 2. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИИ» 48 часа
Роль Православия в жизни российского общества. Понятие о культурообразующей религии. Государство и Церковь.
Возникновение Православной Церкви. Значение слов «православие» и «ортодоксия». Апостольский, Поместные и Вселенские Соборы. Борьба с еретическими учениями. Символ веры.
Отделение Римской Церкви. Возникновение протестантской традиции.
Истоки и традиции православного вероучения: суть учения, догматы, понятие о тринитарном учении и христологии.
Источники знаний о Боге: Священное Писание, Священное Предание и окружающий мир. Понятие религиозного чуда. Туринская плащаница.
Славянское язычество.
Появление первых христиан на Руси.
Святая равноапостольная княгиня Ольга и её сын Святослав.
Первые христиане-мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Святой равноапостольный князь Владимир. Крещение Руси.
Тема 3. «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» 26 часов
Библия: история создания, композиция.
Книги Ветхого Завета и книги Нового Завета. Канон.
Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и Гоморра, Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение Моисеем Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета и Мессии.
Книги Нового Завета. Содержание Евангелия.
Тема 4 «ХРАМ - ДОМ БОЖИЙ» 58 часов
Храм как явление общественной жизни россиян.
Назначение храма. Разновидности храмов.
Прообраз храма - ветхозаветная Скиния собрания и откровения. Устроение Скинии в книге «Исход».
Древнее культовое зодчество на Руси. Первые христианские храмы, развитие зодчества после крещения Руси. Древнейшие из сохранившихся храмов в России. Особенности строительства храмов; используемые материалы. Крестово-купольная система. Шатровый стиль в России. Название основных частей храмового здания.
Внутреннее устроение храма. Символическое значение и назначение частей храма. Алтарь. Его устроение. Иконостас: расположение икон на иконостасе, Царские врата, диаконские врата, ярусы (чины). Храмовые предметы и их назначение.
Святыни-храмы православного мира. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Благодатный Огонь над Гробом Господним. Доставление Благодатного огня, в мае 1992 г. в Россию.
Новый Иерусалим.
История возникновения выражения «сорок сороков» (о московских храмах). Храмы Московского Кремля.
Тема 5. «РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО» 58 часов
Религиозная тематика в искусстве разных народов.
Истоки и своеобразие русской культуры. Творчество русских художников и поэтов на религиозные темы.
Церковное искусство. Назначение и особенности православного искусства. Русская икона, её назначение, содержательные и изобразительные особенности.
Иконопись на Руси: творческая переработка русскими мастерами византийских традиций.
Предание о первой иконе: Спас Нерукотворный.
Русские иконописцы: Алипий, Феофан Грек, Андрей Рублёв и другие. Особенности иконотворчества. Представление об исихазме.
Разнообразие Богородичных икон. Первые иконы Богоматери.
Иконография Богородичных икон. Иконографические типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса, Панахранта, Агиосаритисса.
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Владимирская, Казанская, Новгородская и Курская Коренная икона «Знамение», Державная, Донская иконы Божией Матери.
Иные виды православного искусства: фреска, мозаика, церковное пение.
Символы православного искусства.
Тема 6 «АГИОГРАФИЯ» 8 часа
Что такое «агиография»? Жития святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца.
Жития святого благоверного Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского.
Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНЫЕ ПОСОБИЯ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 6 раздел. Учебное пособие для учащихся. - Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е, испр., 5-е. - М.: ОПК, 2005, 2006, 2007. Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московского Патриархата Русской Православной Церкви для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и воскресных школ.
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
2. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Раздел 6. Пособие для учителей. - Изд. 2-е, испр. и доп., 3-е. испр. - М.: ОПК, 2006, 2007.
3. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. - М.: ОПК, 2009.
4. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. - Изд. 1-е, 2-е, испр. - М.: ОПК, 2006, 2007.
Справочная литература
5. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. - М.: ОПК, 2008.
Демонстрационные пособия для работы в классе
6. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 5-9 классы: «Православная культура и история христианства». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). - М.: Экзамен, Спектр, 2008.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
-
Александр Шаргунов, протоиерей. Евангелие дня: В 2 т. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.
-
Артемий Владимиров. Учебник жизни. - БФПЦ Православное видео, 1997.
-
Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая скрижаль или объяснение о церкви, литургии и о всех службах и утварях церковных. - М., 1992.
-
Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия. - М., 1891.
-
Библейская энциклопедия: Путеводитель по Библии. Пер. с англ. - Российское Библейское общество, 1995.
-
Бородина А. В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. - М.: ОПК, 2007.
-
Бородина А. В. Византинизм и русский национальный стиль. - М.: ОПК, 2006.
-
Бородина А. В. История образования на основе традиций отечественной культуры. - Изд. 1-е, 2-е, - М.: ОПК, 2006, 2007.
-
Бородина А. В. Культурное влияние Византии и формирование русского национального стиля. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). - М.: Чистые пруды, 2006.
-
Бородина А. В. Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона. - Изд. 1-е, 2-е, испр. - М.: ОПК, 2006, 2007.
-
Бородина А. В. Славянско-языческие традиции и эстетика православия в русской культуре. // Искусство. - 2006. - № 5 (341). - С. 6-7.
-
Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа "Преступление и наказание" как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. - М.: Прав. пед., 2004.
-
Бородина А. В. Шатровый храм в русской культуре. - М.: ОПК, 2006.
-
Бородина А. В. Шатровый храм. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). - М.: Чистые пруды, 2005.
-
Бородина А. В. Иконостас. - М: Искусство. - 2008. - №5 (389). - С. 10-11.
-
Бородина А. В. Исаакиевский собор. М.: Искусство. - 2008. - №5 (389). - С. 18-19.
-
Бородина А. В. Княжеская архитектура. //Искусство. - 2006. - № 6 (342). - С. 5-6.
-
Бородина А. В. Материалы к уроку. //Искусство. - № 6 (342), 16-31 марта, 2006. - С. 7.
-
Бородина А. В. О воспитывающем потенциале творчества Ф. М. Достоевского. // Образование. - 2005. - № 1. - С. 47-63.
-
Бородина А. В. Раскол в сознании. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - 2002. - 28 ноября. - №№ 48-51.
-
Бородина А. В. Собор Василия Блаженного. - М.: Искусство. - 2008. - №5 (389). - С. 14-15.
-
Бородина А. В. Храмы Московского Кремля. - М.: Искусство. - 2008. - №5 (389). - С. 16-17.
-
Бородина А. В. Церковь Покрова на Нерли. - М.: Искусство. - 2008. - №5 (389). - С. 12.
-
Василиадис Н. Библия и археология. - Афины - М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003.
-
Великие духовные пастыри России. - М.: Владос, 1999.
-
Громыко М. М., Буганов А. В. О воззрениях русского народа. - М.: Паломник, 2000.
-
Дунаев М. М. Своеобразие русской религиозной живописи. Очерки русской культуры XII-XX вв. - М.: Филология, 1997.
-
Евсеева Л., Комашко Н., Красилин М. и др. История иконописи. - М.: АРТ-БМБ, 2002.
-
Ерёмина Т. С. Предания о русских иконах. - М.: Владос, 1994.