- Учителю
- Конспект интегрированного занятия в рамках ФГОС в младшей группе театра-студии 'Ключ', 5 класс
Конспект интегрированного занятия в рамках ФГОС в младшей группе театра-студии 'Ключ', 5 класс
Конспект интегрированного занятия в младшей студийной группе театра-студии «КЛЮЧ» МБОУ «СГГ».
Венгерович М.И., Родина Е.В., педагоги дополнительного образования.
В коллективах театра-студии «Ключ» и фольклорного ансамбля «Прялица» на протяжении 10 лет проводятся совместные интегрированные комплексные занятия.
Концепция таких занятий - интеграция в основное образование.
Такая концепция отвечает целям ФГОС нового поколения: внутренняя интеграция основного и дополнительного образования в условиях общеобразовательной средней школы для обеспечения полноты и целостности образовательной системы.
Интегрированные занятия дают возможность дополнительному театральному и фольклорному образованию дополнить базисное образование, повышают мотивацию школьников к изучению базовых учебных предметов (на примере предлагаемого занятия - литературы, изобразительного искусства и технологии).
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 11-12 лет.
ПРЕДМЕТ: сценическая речь (с элементами поморской говори) в комплексе с другими учебными дисциплинами.
Тема занятия: «Разнообразие жанров в русском северном народном творчестве».
Цели учебные:
-
закрепление ЗУН (знаний, умений и навыков) по технике речи с применением элементов «северного говора» и ЗУН, полученных на уроках литературы, ИЗО, технологии;
-
развитие УУД (универсальных учебных действий) различных видов (логические, познавательные, общеучебные, проблемные, регулятивные, коммуникативные).
Цель воспитательная: повышение интереса учащихся к северному народному творчеству.
тип занятия: практическое, комплексное, интегрированное.
ФОРМА занятия: дидактическая сюжетная игра «Сеня Малина раздвоился»
с элементами дидактической бессюжетной игры.
Методы и приемы работы:
-
творческие задания,
-
сценические этюды,
-
пластические импровизации,
-
речевой тренинг.
Вид деятельности студийцев на занятии:
-
коллективный,
-
групповой,
-
работа в парах,
-
индивидуальный.
Задачи занятия (учебные):
-
вырабатывать живые, органичные, яркие интонации в речи с применением элементов «северного говора»;
-
формировать чёткую дикцию;
-
вызвать импровизационное самочувствие;
-
развивать воображение, фантазию, внимание, память, внутреннее зрение (цепочка "видений");
-
развивать чувство сценической свободы, сценической правды и веры;
-
вырабатывать сценическое отношение к объекту, партнёру, месту действия и обстоятельствам действия;
-
вырабатывать фонационное дыхание, чувство опоры дыхания, чувство опоры и атаки звука, перехода из одного голосового регистра в другой;
-
развивать рече-двигательную и вокально-двигательную координацию движений.
Задачи занятия (воспитательные):
-
повысить уровень мотивации студийцев к участию в творческих работах по северному фольклору;
-
формировать навыки коллективного творческого общения, элементов диалогической и монологической речи;
-
развивать способность к коллективному творческому действию в сценических этюдах и в песенно-игровом материале.
Занятие включает в свою структуру элементы следующих учебных тем по дополнительному образованию в комплексе:
I. По сценической речи и Народному пению:
-
Интонирование.
-
Дикция.
-
Фонационное дыхание.
-
Голосовые регистры.
-
Опора звука.
-
Атака звука.
II. По актёрскому мастерству.
1. Сценическое отношение к предмету, объекту, партнёру, к месту действия.
2. Предлагаемые обстоятельства.
3. Сценическое внимание, цепочка "видений".
4. Текст, "подтекст".
5. Сценическая вера, сценическая правда.
III. По сценическому движению и Элементам народной хореографии.
1. Мизансцена тела в пространстве.
2. Рече-двигательная координация.
3. Вокально-двигательная координация.
4. Хоровод.
5. Ручеёк.
6. Стенка.
Занятие включает в свою структуру элементы следующих учебных тем по литературе, ИЗО, технологии в комплексе:
-
по литературе.
-
ИЗО
-
технологии.
Обязательное условие для проведения занятия: доброжелательная творческая атмосфера.
Ход занятия.
ВСТУПЛЕНИЕ (загадочная корзинка - что в ней? определение понятия «жанр», проблемное задание); какой жанр вам больше всего нравится? 3мин.
СКАЗКА, ей нигде не загорожено.
ЗАВЯЗКА. Выход ведущих (к нам пришли ребята в образах сказочных героев. Отгадать. 2 Сени Малины! Из какой они сказки? «На артель распался». Помочь Малинам. 3 мин.
КРАТКИЙ ИНСТРУКТАЖ. Формирование артелей. Что такое северная говóря? Признаки? 2 мин.
(ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ) СКАЗКА. ПОКАЗ. 4 мин.
ДРАЗНИЛКИ Интонирование. 3 мин.
1-ая артель:
Сеня, Сеня, простота
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперёд
И поехал в огород! (раз в огород, два в огород….)
2-ая артель:
Едет Сеня на быке,
Балалаечка в руке,
Балалаечка упала,
Быку ноженьку сломала! (раз сломала, два сломала…)
Стенка на стенку с дразнилками (речедвигательная координация) 3 мин.
1-й Малина. Поссорились. Мириться нать!
2-й Малина. Давайтё устроим угошшение и за один стол сядём.
Что будем на стол подавать?
ЗАГАДКИ ПРО ЕДУ (по артелям). 3 мин.
1-й Малина. Дики, сидитё? Дров нать нарубить, распилить, печь растопить. Две артели хорошо, но одна большая в работе лучше!
2-й Малина. Соединимся в одну артель, робята!
УПРАЖНЕНИЯ - дрова (скороговорка), рубка (ух! на выдохе) 2 мин.
Пирог испечь. С капустой.
УПРАЖНЕНИЕ ТЕСТО. пых, шшш. 1 мин.
НАЧИНКА, Капустка. 2 мин.
ПОДАРКИ 2-3 мин.
ИГРА «КОГО ТЕБЕ НАТЬ?» 2 мин.
В ОДНОГО СДВИНУЛСЯ.
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА.
РЕФЛЕКСИЯ: какие жанры были у нас сегодня? ()
Д.З.
Оценка урока.
ДО СВИДАНЬЯ.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ (для студийцев):
при выполнении творческих заданий
активно использовать элементы «северного говора».
ЗАДАЧИ (для студийцев):
-
быть внимательным;
-
при необходимости быстро, без лишней суеты, объединяться в группы и пары для выполнения творческих заданий;
-
тексты произносить чётко, внятно, достаточно громко, искать яркие интонации речи;
-
в творческих заданиях импровизировать.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: 3мин.
-
творческое задание группе по организации рабочего пространства;
-
организация рабочего пространства
(пантомима, пристройка, рече-двигательная координация, интонирование).
Особенности «поморьской говОри» (эвристическое задание) -
назвать некоторые из особенностей самостоятельно
после просмотра видео фрагментов с элементами северного говора из материалов фольклорной экспедиции ПГУ на Пинегу,
и прослушивания отрывка из дневниковых записей Б.Шергина «Село Сура на Пинеге». 5 мин.
Поморский говор, как изобразительное средство,
в произведениях северных писателей (,
, , ) - привести примеры.
Примеры использования современными писателями поморского говора. 4-5 мин.
творческие задания подгруппам (речевой поступок, действие): 5 мин.
-
по тексту С.Писахова («Северно сияние»);
-
по этнографическому тексту из репертуара М.Д.Кривополеновой («Алёша Поповиц и сестра Петровицей»);
-
по этнографическому тексту из репертуара северных скоморохов («Кисель»).
РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ. 3-4 мин.
Упражнения:
-
ситуативные цепочки;
-
интонация;
-
сила голоса;
-
дикция;
-
фольклорные рефрены;
-
скороговорки.
СтАрины, былины, «виногрАдьё». 4 мин.
Музыкально-речевые моменты 14 мин.
(посиделки, игры, скоморошьи забавы, масленичные угощения).
ДЕМОНТАЖ РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА 1 мин.
(вокально-двигательная координация).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 15 сек.
сочинить небольшую сказку или рассказ с элементами северного говора
на тему: «Пляшут, кажна кость ходит».
Оборудование:
музыкальный центр и аудио-CD-диски;
ноутбук и видео-DVD-диски;
бумага и карандаши;
наглядные пособия (учебные карточки с заданиями и карты-надписи);
декорации и реквизит: стулья (трансформация).
Литература:
-
Мастер и народная традиция Русского Севера; сб. научных докладов - Петрозаводск, 2000;
-
Земцовский И.И. «Мария Дмитриевна Кривополенова», Архангельск, 1993;
-
Мосеев И.И. «Особенности поморского говора», Архангельск, 2005;
-
Мосеев И.И. «ПомОрьска ГовОря», краткий словарь поморского языка, Архангельск, 2005;
-
Писахов С.Г. «Месяц с небесного чердака», сказки - Л.: Дет. Лит., 1991;
-
Шергин Б.В. « Изящные мастера», Москва, «Молодая гвардия»,1990;
-
Нерассказанные сказки Сени Малины; сб., Архангельск, 2007.
5