7


  • Учителю
  • Использование медиатехнологий при конструировании аудиокниги со сказками

Использование медиатехнологий при конструировании аудиокниги со сказками

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: В данной статье рассказывается о аудиокниги в целом, о её основных качествах и свойств, о применении её в современном мире. А также записи аудиокниги по пунктам. Какое оборудование использовать, какое программное обеспечение, а также разнные тонкости этого дела, от правил
предварительный просмотр материала

Кобяков А.А

ЛПИ-филиал СФУ

Использование медиатехнологий при конструировании

аудиокниги со сказками

Науч. рук. З.У.Колокольникова



Современный мир характеризуется активной трансформацией медиакультуры в медиасреду, то есть семантическое пространство, в котором связь человека с миром осуществляется посредством различных медиа, что позволяет говорить о становлении нового миропонимания, основанного на признании новой особенной «реальности», определяющей стратегии восприятия и понимания мира человеком. С развитием технологий появляются новые способы сохранения и воспроизведения информации: книга, виниловые пластинки, магнитная пленка, а сейчас есть цифровые средства записи, позволяющие не только хранить любую информацию, а также с ней взаимодействовать. В связи с этим существенно меняются взгляды и подходы к организации образовательного процесса как в школе, так и в вузе. Внедрение ФГОС на всех этапах обучения, Профстандарта педагога, выдвигают новые требования к школе. Все большее распространение получают новейшие технические средства обучения. Современные медиасредства открывают новую страницу в организации образования. Медиаобразование все активнее входит в жизнь современного школьника и отражено как требование в ФГОС всех уровней. Становление глобальной медиасреды, использование медиатехнологий в жизни человека, реализация идей медиаобразования позволяет расширить границы социализии человека и активно в этот процесс включаются люди, имеющие ограничения в своих возможностях. Важным средством инклюзивного образования становятся медиатехнологии и медиаобразование. Необходимо отметить, что в этом контексте важная роль отводится педагогу (андрагогу) и его готовности не только работать с этой категорией людей, но и эффективно использовать медиатехнологии для этой работы, научить человека с ограниченными возможностями использовать медиатехнологири в собственной жизни. Актуальность данной темы заключается в том, что возможности использования медиатехнологий при создании медиасреды, в том числе для людей с ограниченными возможностями в настоящее время изучены недостаточно и разнообразные практики использования медиатехнологий мало освещены в педагогической литературе.

В последние годы защищены диссертации, посвященные отдельным аспектам медиа: Галченков А.С. (Таганрог, 2014), Константинова А.П. (Санкт-Петербург, 2011), Кортиева Д.В. (Пятигорск, 2009), Соколова И.Б. (Санкт-Петербург, 2009) и др. Нужно отметить, что их число не насколько велико, как можно было бы ожидать. Разработке идеи медиаобразования и различных форм медиаобразования, медиакультуры, медиасреды, медиаобразованности посвящены исследования И.В. Жилавской, Л.С. Зазнобиной, Н.В. Змановской, Л.А. Ивановой, Н.Б. Кирилловой, С.Н. Пензина, Т.А. Стефановской, А.В. Спичкина, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, И.А. Челышевой, А.В. Шарикова и др.

Одним из направлений использования медиатехнологий в современном мире является прослушивание аудиозаписей музыки, звуков природы, художественных произведений, мантр и т.д. Возможно это наиболее востребованный вид использования медиатехнологий и медиасреды в обыденной жизни человека. В современном мире обычная книга как источник информаций устаревает, темп жизни ускоряется и из-за отсутствия времени на вдумчивое чтение более привлекательной становится аудиокнига, её можно включить и слушать в любой свободный момент. Для детей с ограниченными возможностями зрения, звук и доступность прослушивания звуковой составляющей мира имеет огромное значение для формирования картины мира и мировоззрения и прослушивание аудиокниг становится способом знакомства с сокровищницей мировой литературы и культуры. Аудиокнига, можно сказать, появилась достаточно давно с появлением радиостанций, в программе которых были литературные передачи и радиоспектакли, многие люди ждали, когда начнётся программа где будут читать классику (Достоевского, Пушкина, Гоголя) и современные произведения. Все вышесказанное показывает актуальность использования медиатехнологий при создании и прослушивании такого медиапродукта как аудиокнига, причем роль медиатехнологий возрастает если идет речь о людях с ограниченными возможностями зрения. Нами (ЛПИ-филиал СФУ) был разработан проект по конструированию аудиокниги с детскими сказками, ее записи и передаче в семьи, где имеются дети с ограничениями зрения. Основные позиции, связанные с конструированием аудиокниги со сказками стали предметом исследования в этой статье. Необходимо отметить, что поисковые системы глобальной сети на запрос «конструирование аудиокниги» не дают необходимого алгоритма.

В современной науке используется целый спектр терминов, связанных с медиа: медиакультура, медиасреда, медиатехнологии, медиапедагогика, медиаобразование, технологии медиаобразования, медиатекст, медиапродукт, медиаобразованность, медиаграмотность, медиакомпетенность и др. Чаще всего под медиа понимаются предметы и технологии, обеспечивающие передачу социального опыта за счет создания специфических форм взаимодействия, основанных на передающих механизмах культуры. Рассмотрим подробнее термин «медиатехнологии». Многие авторы активно используют термин «медиатехнологии» не определяя сущность этой категории. З.И. Исламова утверждает, что это «инструменты», средства информационно-методического обеспечения и сопровождения воспитательного процесса, основанные на использовании информационно-коммуникативных технологий[3]. А.В. Федоров считает, что это совокупность методов, приемов, способов создания педагогических условий для эффективного медиаобразования различных возрастных групп населения[1:46]. Обобщив и проанализировав все определения термина «Медиатехнологии» других авторов, мы даем собственное трактование. Под педагогическими медиатехнологиями в нашем исследовании мы будем понимать технологии медиаобразования, использующие основные средства мультимедиа (звук, анимацию и графические изображения), средства поиска и обработки информации (СМК и СМИ). В свою очередь медиатехнологии включают в себя работу с программным обеспечением (Adobe Premier Pro, Photoshop, Audacity и др.), работу с материально-техническим обеспечением (компьютер, микрофон, видеокамера и др.), через образовательные технологии и средства массовой коммуникации (СМИ).

В ходе реализации проекта по конструированию аудиокниги с детскими сказками помимо проектной задачи по ее созданию нами решался целый спектр задач по формированию медиакомпетентности и медиаграмотности будущих педагогов, развитию их речи и навыков выразительного чтения. Методика медиаобразования студенческой (как, впрочем, и школьной) аудитории, как правило, базируется на реализации разнообразных творческих заданий. Создание аудиокниги с детскими сказками выступило в качестве творческой задачи, которая встала перед проектной командой, которую составили студенты телестудии «Новости FM» ЛПИ-филиала СФУ. Роль педагога сводится к вводной демонстрации азов функционирования медиатехники (видеосъемки, видеозаписи и видеопроекции, работы с компьютером), к тактичной коррекции хода выполнения заданий и участию в обсуждении полученных результатов. Иными словами, проектной команде предоставляется как можно больший простор для фантазии, воображения, формальных поисков, выражения индивидуальности своего мышления, творчества.

Перед проектной командой в ходе реализации проекта были поставлены следующие задачи:

- «режиссерские» (общее руководство процессом записи аудиокниги согласно режиссерской разработке минисценария: выбор «актеров», определение главных «актерских», «оформительских», «звуко-музыкальных, решений, учет жанрово-стилистических особенностей произведения и т.д.);

- «звукооператорские» (запись начитки, использование шумов, музыкального сопровождения и т.д.);

- «актерские» (исполнение ролей в произведении);

- «декоративно-художественные» (дизайн обложки и диска, компьютерной анимации и т.д.);

- «монтажные» (выполнение функций монтажера, способного с помощью перезаписи существенно изменить форму записанного с «эфира», созданного на компьютере материала и т.д.);

Работа по конструированию аудиокниги проходили в специализированной телестудии, имеющей необходимую аппаратару и звукоизоляцию для записи звука. Рекомендуется использовать техническое обеспечение с системными требованиями: процессор: Intel Core i3 2.30GHz 2 ядра по 2 потока, оперативная память: 4 ГБ, операционная система: Windows 7, видеокарта: 1 ГБ, жесткий диск: 500 ГБ и программным обеспечением:, Audacity (Монтаж и запись), Линейка Adоbe версии 5.5 и выше, Офисные пакеты (например, Microsoft Office), архиваторы, антивирусы, интернет-браузеры, Download Master. Также необходимо наличие технических приспособлений: диктофонов, микрофонов, и т.д.

Реализация проекта позволила нам адаптировать технологию конструирования аудиокниги со сказками, которая вполне может быть использована в условиях медиаобразования школьников и студентов (телестудии, факультативы и др.), непрофессиональной работы, например, при записи сказок в семье. Можно выделить следующий алгоритм конструирования аудиокниги со сказками:

  1. Отбор литературного материала, сказок для записи. В нашем проекте были использованы авторские сказки Л.Рычковой (циклы «Цветочные сказки», «Мастер говорящих игрушек», «Необыкновенные приключения Светика и Лучика»). Выбор сказок определяется литературными предпочтениями проектной команды и педагогическими задачами.

  2. Подготовка оборудования для записи. Достаточно подробно требования изложены выше, но хотелось бы обратить внимание на качество микрофона и возможности компьютера, который планируется использовать при записи и монтаже аудиокниги.

  3. Репетиционный период, который включает отбор актеров-чтецов, чтение ими сказок, репетиции, где обращается внимание на выразительность чтения и правильность произношения звуков и ударений в словах. При необходимости при работе с текстом проводится работа со словарем ударений. Важно сохранять средний темп чтения, не спешить и не тараторить.

  4. Запись звуковых дорожек с помощью программы Audacity. Начитать сказку целиком непрофессиональным актерам (студентам) достаточно сложна, поэтому ее делят на части, затем эти части обрабатывают, убирают ненужные звуки (шумы, вдохи и т.д.) и 2склеивают» в единый звуковой файл.

  5. Подбор музыки и шумов, необходимых для усиления эмоционального воздействия на слушателя.

  6. Монтаж аудиокниги с помощью программы Audacity, включающий в себя наложение звуковых дорожек с текстом и музыкой, создание необходимых звуковых пауз между названием сказки и основным текстом, между финалом сказки и обозначением чтеца сказка. Прослушивание и проверка звукового файла на наличие «брака».

  7. Создание макета оформления диска и конверта для диска.

  8. Запись готовой аудиокниги на диски, оформление дисков и конвертов для дисков.

  9. Презентация аудиокниги. Передача дисков с аудиокнигами в библиотеки города и в семьи, имеющие детей с ограничениями зрения.

Реализованный нами проект по использованию медиатехнологий при конструировании аудиокниг со сказками, позволяет сделать следующие выводы: определена сущность понятия «медиатехнологии в образовании»; выявлены возможности использования медиатехнологий и алгоритм конструирования аудиокниги. Студент, включаясь в проектную работу по конструированию аудиокниги со сказками для детей с ограничениями зрения, не только качественно готовится к вступлению в профессиональную педагогическую деятельность, но и «входит в новую ситуацию развития», поднимается на новые ступени нравственного и профессионального совершенствования. Реализация проекта является одним из способов освоения медиатехнологий во внеучебной деятельности студентов через создание медиапродукта (аудиокниги) что позволяет освоить студентам медиматехнологии на основе деятельностного и компетентностного подходов.

Список литературы

  1. Федоров, А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. - М.: МОО «Информация для всех», 2014. - 64 c.

  2. Федоров, А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. - Таганрог, 2004, - С. 312.

  3. Федоров, А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня,- М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. - 234 c.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал