7


  • Учителю
  • Беседа к национальному осетинскому празднику 'Джеоргуыба'

Беседа к национальному осетинскому празднику 'Джеоргуыба'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Б
еседа

к национальному осетинскому празднику

« Джеоргуыба»





В ноябре мы отмечаем самый значимый для осетин праздник, длящийся неделю, а в некоторых больших селах даже дольше. Как правильно называть этот праздник, что он означает и как отмечается? Боюсь не все молодые, а также и многие не очень молодые осетины дадут исчерпывающие ответы на эти вопросы.


О правилах празднования, которые появляются в последнее время. Мне доводилось видеть, например, взрослых людей собравшихся праздновать Уастырджийы Бæрæгбон с курицей, водкой и тремя пирогами на столе. Они даже не подозревали, что всю неделю блюда из птицы на стол не кладут вообще. Тоже самое касается и свинины. В прошлом и пиво, и араку, и все остальное готовили заблаговременно и специально для этого праздника. Кусæрттаг (бычок или баран) был всегда нывондгонд. К приготовлению подходили с большой ответственностью, заблаговременно очистив свое сознание от всего скверного и грязного. И когда сегодня за праздничным столом, кто-то, после очередной рюмки водки переходит на непристойные выражения и анекдоты, большего кощунства и придумать трудно. Такое праздничное застолье из сакрального общения с Дунесфæлдисæг æмæ йæ сконд зæдтимæ превращается в тривиальную пьянку.

Уастырджийы бонтæ начинаются в воскресенье, с забивания жертвенного животного, то есть с Галæргæвдæн. В этот день, а кто не смог на праздник забить бычка и в понедельник, каждая семья с тремя пирогами возносит молитву Богу и Уастырджи. После этого всю оставшуюся неделю соседи и близкие приглашают друг друга, собираются на совместные празднования. В следующий понедельник проходят проводы праздника.

Осетины, как известно, очень чтят своих дзуаров, но особо почётное место в пантеоне осетинских святых, да и в сердцах людей, занимает Уастырджи - покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных, наставник молодёжи Осетин, где бы он ни был, и что бы с ним ни случилось, обязательно заручиться поддержкой Уастырджи. А уж за пиршественным или свадебным столом второй тост непременно произносят во славу покровителя мужчин…

Образ Уастырджи пришёл к нам из нашего далёкого прошлого, от наших предков - Нартов. Уастырджи дал жизнь и счастье, героини Нартовского эпоса, являющейся олицетворением мудрости и красоты осетинской женщины.

Люди наделили любимое божество лучшими человеческими качествами, а чтобы показать своё доброе расположение, называют его «Золотой Уастырджи», «Доблестный Уастырджи», «Золотокрылый Уастерджи» и т.д. В их воображении он предстаёт высоким, стройным седобородым мужчиной, восседающим на белом коне. Женщины, не смея произносить его имя, обращаются к нему «Лагты - дзуар» - «Покровитель мужчин».


Наверное, в Осетии нет такого ущелья, такого селения, где бы не было святилища в честь Уастырджи. Особенно известны Рекам, Ныхас, Коб, Хурхор, Дзывгис, Роща Хетага, святилище Дигорского Уастырджи и святилище Джер.

Уастырджи - был так, почитаем нашими предками, что даже месяц, на который приходился его праздник, называли «Джеоргуыбайы май» - месяц Джеоргуыба. Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название «Неделя поклонения Уастырджи». Чаще всего праздник приходится на 19-21/XI. Начинается он с заклания быка, которого откармливают к этому дню.


Праздник, как мы уже отмечали, длиться неделю - с воскресенья по понедельник. В понедельник устраивают проводы Джеоргуыба, накрывают

стол, и глава семьи возносит молитву Уастырджи, поручает его попечительству свою семью, просит здоровья и счастья младшему поколению, высказывает пожелание встретить следующий праздник более достойно, с большими почестями.

Праздник в честь любимого святого приходиться на осень, когда собран хлеб и закончены все осенние работы, т.е. наступает время отдыха, время свадеб и кувдов.

В последние годы Джеоргуыба стал национальным осетинским праздником. Каждая семья готовиться к нему заранее. В каждом доме, в зависимости от материального достатка, приносят жертву в честь праздника, приглашают соседей, родственников, друзей.


Георгий - известный воин, служивший при римском императоре Диоклетиане. Он принял христианство и за веру свою был подвергнут долгим мучениям. Отважного воина колесовали: привязали к деревянному колесу, его крутили над доской с железными остриями. Но силы небесные не дали Георгию погибнуть. Наблюдая за многочисленными мучениями воина, всё больше и больше людей обращалось в христианство. После истязаний он был казнён.

В 324 году молодая римлянка Нина, по отцу родственница Георгия, направилась с благословением на Кавказ. Благодаря проповедям святой равноапостольной Нины народы Кавказа, в первую очередь иверы и аланы, были приобщены к учению Христа, в свих проповедях она рассказывала о мученичестве Георгия. Возможно, именно Св.Нина ввела среди иверов и алан день памяти колесования великомученика. Событие это относят к 10 ноября по юлианскому календарю (23 ноября - по новому стилю).



Старинная осетинская легенда об истории ноябрьских торжеств в Осетии зафиксирована в работе грузинского историка З.Чичинадзе «История

Осетии по грузинским источникам». Благочестивый осетин попросил у

Св.Георгия (Уастырджи) право отмечать праздник в его честь не весной, а осенью. Мотивировалось это тем, что во славу Уастырджи он хотел принести в жертву откормленного барана. По легенде Св.Георгий разрешил устраивать осеннее празднество. Празднование - это Джеоргуыба - обросло множеством традиций, преданий, легенд и обычаев.

В ноябре мы отмечаем самый значимый для осетин праздник, длящийся неделю, а в некоторых больших селах даже дольше. Как правильно называть этот праздник, что он означает и как отмечается? Боюсь не все молодые, а также и многие не очень молодые осетины дадут исчерпывающие ответы на эти вопросы.


О правилах празднования, которые появляются в последнее время. Мне доводилось видеть, например, взрослых людей собравшихся праздновать Уастырджийы Бæрæгбон с курицей, водкой и тремя пирогами на столе. Они даже не подозревали, что всю неделю блюда из птицы на стол не кладут вообще. Тоже самое касается и свинины. В прошлом и пиво, и араку, и все остальное готовили заблаговременно и специально для этого праздника. Кусæрттаг (бычок или баран) был всегда нывондгонд. К приготовлению подходили с большой ответственностью, заблаговременно очистив свое сознание от всего скверного и грязного. И когда сегодня за праздничным столом, кто-то, после очередной рюмки водки переходит на непристойные выражения и анекдоты, большего кощунства и придумать трудно. Такое праздничное застолье из сакрального общения с Дунесфæлдисæг æмæ йæ сконд зæдтимæ превращается в тривиальную пьянку.

Уастырджийы бонтæ начинаются в воскресенье, с забивания жертвенного животного, то есть с Галæргæвдæн. В этот день, а кто не смог на праздник забить бычка и в понедельник, каждая семья с тремя пирогами возносит молитву Богу и Уастырджи. После этого всю оставшуюся неделю соседи и близкие приглашают друг друга, собираются на совместные празднования. В следующий понедельник проходят проводы праздника.

Что принято и что нет во время праздничного застолья?






 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал