7


  • Учителю
  • классный час на тему: '423-летие г. Саратова'

классный час на тему: '423-летие г. Саратова'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Классный час «Загадки старого Саратова» (путешествие в форме игры)

(Шабалдина Н.В.)

Цели и задачи:

  • обобщить и расширить полученные обучающимися знания по теме «История Саратовского края в XIX - начале XX века»;

  • продолжить формирование умений и навыков работы с историческими документами;

  • развивать логическое и ассоциативное мышление;

  • способствовать углублению знаний обучающихся в области наследия родного края;

  • формировать чувство причастности и уважения к истории родного края, гражданскую позицию;

  • воспитывать бережное отношение к памятникам истории и культуры;

  • способствовать сбережению здоровья учеников через применение учебных технологий, позволяющих создать психологически комфортные условия для работы на уроке.

Виды и формы деятельности учителя: создание сценария игры, организация игрового пространства.

Используемые технологии: игровая, технология ИКТ, развивающая, проектная, исследовательская, эвристическая, развития критического мышления, здоровьесберегающая.

Оборудование: печатный раздаточный материал для работы в группах, мультимедийная презентация, компьютерное оборудование, таймер.

Выдающийся русский писатель А.С. Грибоедов в Саратове, как известно, никогда не был. Однако именно ему суждено было создать ключевой образ нашего города, который на долгие времена отразился в сознании соотечественников. Кто не помнит фамусовскую угрозу, адресованную Софье, отправить ее «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов»? Образ далекой, беспросветной, скучной провинции, где жить − « горе горевать», оставался актуальным применительно к Саратову и в XIX веке, и в начале XX века. К слову сказать, и сегодня некоторые не очень образованные столичные снобы нет-нет да и произнесут, желая продемонстрировать свою просвещенность, крылатую грибоедовскую фразу о Саратове. Что ж, саратовцы − люди самокритичные и объективные, а потому зря хвалить родной город не станут, зато, если есть чем гордиться, сумеют об этом разными способами рассказать.

У каждого человека есть самое дорогое для него место - это место, где он родился и вырос. Многие из нас родились в Саратове. Для нас Саратов - наш родной город, который мы любим и которым гордимся. Нашему городу уже 424 года. У всех у нас есть один самый любимый день в году - это день рождения. А у городов тоже есть дни рождения. Саратов отмечает день своего рождения в сентябре.

Почему у нашего города такое название? От монголо-татарских слов: «сары»-жёлтый, «тау»-гора. «Сарытау» - жёлтая гора. Есть предположение, что имя городу дала Соколовая гора. Она глинистая жёлтая и возвышается над окружающей местностью. Город-крепость Саратов был основан в 1590 году князем Засекиным и боярином Туровым в нескольких километрах от современного города, там, где в Волгу впадает речка Гусёлка.

В 1674 году (почти через 100 лет) по приказу московского царя начали строить город на новом месте - на юге от Соколовой горы, около Глебычева оврага. Окружал город земляной вал, были сторожевые башни. Центром города стала Соборная площадь (теперь Музейная). На ней был построен деревянный Троицкий собор.

В городе было несколько улиц. Главная - Московская. На ней жили купцы, богатые люди, находились торговые ряды. Царицынская (Чернышевского) улица была местом, где жила городская беднота.

В 17 веке Саратов - один из центров волжской торговли. Его называли «рыбным городком» в документах тех лет. Город имел свой герб, который сохранился и сейчас: три стерляди, расположенные звездой на щите. Это означало, что город-крепость, поставленный для охраны, имеет большие рыбные богатства и торгует рыбой на Волге.

Наш город неразрывно связан с Волгой - красивейшей русской рекой.

Саратов богат старинными памятниками русского зодчества. Прежде всего это монастыри и храмы. До революции 1917 года в Саратове их было более 60. Самые известные из них: Троицкий собор на Музейной площади. Строился он около 40 лет.

В архитектурном облике Саратова второй половины XIX-начала XX веков сильно ощущалось влияние переселенцев - немецких колонистов, приехавших в Поволжье в годы правления Екатерины II, для того чтобы заселить, обжить, обратить на пользу окраины обширной Российской империи. Развитие капитализма в пореформенное время создало условия для роста состояний предприимчивых и трудолюбивых немцев Поволжья: они начинают строить солидные промышленные здания, храмы, особняки. В результате уже в конце XIX века Немецкая улица (ныне проспект Кирова) обрела вполне европейские черты, которые и вызвали у В.В. Розанова ассоциации с Ригой. В 1879 году здесь по проекту архитектора К.В. Тидена была построена лютеранская церковь святой Марии. После октября 1917 года в помещении церкви долгое время размещался кукольный театр. На рубеже 70-х годов XX веков здание было полностью разрушено, а на его месте, на углу улицы Радищева и проспекта Кирова, построен новый корпус СГАУ им. Н.И. Вавилова.

Перед вами храм «Утоли моя печали». Это весёлая, красочная, будто вылепленная из пластилина, церковь при архиерейском доме. Каждый, кто проходит мимо, обязательно задержит на ней взгляд. А это ещё один из самых известных соборов - Духосошественский.

Город - церквей не дочтешься!

Их колокольный напев

Слушая, к небу несёшься,

Душу молитвой согрев.

Радищевский музей - это богатейшая коллекция картин. Основателем музея был известный художник-пейзажист, профессор Академии художеств Алексей Петрович Боголюбов, внук великого писателя- революционера Александра Николаевича Радищева. Перед музеем находится памятник А.Н.Радищеву.

В Саратове насчитывается свыше 2000 скульптур, памятников и мемориалов. Памятники поставлены многим известным людям, чья жизнь связана с нашим городом.

  • Это памятник Николаю Гавриловичу Чернышевскому. Его бронзовая фигура на постаменте из красного гранита стала одним из символов Саратова.

  • Памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне «Журавли».

Он находится в парке Победы на Соколовой горе.

На Кавказе есть поверье, будто павшие на поле брани воины превращаются в журавлей. В 1968 году в свет вышла песня "Журавли " на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнёва и музыку Яна Френкеля. Исполнил песню Марк Бернес. Песня посвящена погибшим во время Великой Отечественной войны солдатам, которых авторы сравнили с клином летящих журавлей. Памятники "Журавли", благодаря известным стихам Расула Гамзатова (а потом и песне) стали символом памяти миллионов павших солдат.

Интересна судьба песни "Журавли" Вот как пишет об этом сам поэт:

"... Эта песня родилась у меня в 1965 году в городе Хиросиме. Увидев в Хиросиме проект памятника простой японской девочке с журавлем в руках, узнав ее историю, я испытал глубокое волнение, которое вылилось потом в стихи. Там же, я увидел впечатляющее зрелище - тысячи и тысячи женщин в белой одежде. Дело в том, что в трауре японские женщины носят белое одеяние, а не черное, как у нас. Случилось так, что когда я стоял в толпе в центре человеческого горя, в небе появились вдруг настоящие журавли. Их стая была небольшая, и в этой стае я заметил маленький промежуток".

Потом была телеграмма о кончине матери. По дороге домой, на всей воздушной трассе, поэт думал о матери, о погибших на войне двух братьях, о миллионах, не вернувшихся с войны, женщинах в белом одеянии, и о многом другом, но мысли поэта все время возвращались к белым журавлям. Он написал несколько вариантов стихов и один из них стал песней. Перевел стихи поэт - переводчик Наум Гребнев, музыку к словам песни написал композитор Ян Френкель, а первым исполнителем "Журавлей" стал певец Марк Бернес. По мотивам песни сняты картины и воздвигнуты десятки памятников.

Сегодня крик журавлиный продолжает звать всех нас, живущих на Земле к миру, братству и к единению.

Памятник, установленный в память 177 тыс. саратовцев, не вернувшихся с войны. Высота - 40 метров. Был установлен в 1982 году в мемориальном комплексе "" на в городе . Представляет из себя мраморную стелу со стилизованным изображением клина журавлей, символизирующего души погибших солдат.

9 мая 1982 года состоялось торжественное открытие памятника. Горожане и гости города проходят по брусчатке широкой дороги, символизирующей путь к бессмертию, смотрят на белокрылых птиц, летящих на запад - туда, откуда многие не вернулись с войны.

Архитектурная композиция состоит из пяти уровней - это пять огненных лет: столь долгою была война, такой далекою - Победа: Каждый уровень, - это города, за который сражались саратовцы. Как героические вехи встают в памяти их названия. От Бреста, Курска и Сталинграда, до Вены и Берлина.

Над всей горой главенствует основная часть комплекса - видная из многих точек Саратова, с моста через Волгу и с самой реки, - три 40-метровые пилона, вознесшие ввысь над городом двенадцать, серебристо-белых журавлей. Именно образ этой птицы, которую так любят повсеместно в России, пришёл в творческом поиске к автору монумента, главному архитектора Саратова того времени, Ю.И.Менякину - также участнику Великой Отечественной войны

  • Памятник первому космонавту Ю.А.Гагарину. Площадь, на которой стоит он, носит имя Ю.А.Гагарина.

  • Памятник героям фронта и тыла в Заводском районе.

В честь известных людей Саратова названы институты, музеи, консерватория. Это консерватория имени Леонида Витальевича Собинова, известного певца, народного артиста России. Консерватория - архитектурный символ Саратова.

Вот и закончилась наша необычная экскурсия по старому Саратову. Каким увидели мы его, глядя сквозь призму воспоминаний тех, кому он был не безразличен более ста лет назад? Саратов предстал перед нами отнюдь не образцом городской цивилизации. Но даже неистребимая саратовская пыль не остудила желания наших земляков сделать родной город аккуратным, «немецким», почти европейским, превратить его из «глуши» в театральную столицу русской провинции, родину русского цирка, в город, славящийся своим уникальным художественным музеем, породивший самобытную «школу» живописи, ставший одним из центров русского свободомыслия и университетского образования.

Все мы любим Саратов, гордимся им и хотим, чтобы он был ещё красивее и чище, чтобы было приятно пройтись по его улицам и площадям. Для этого мы должны беречь свой город, быть его хозяевами, то есть следить за чистотой своих дворов, улиц, площадей, не бросать мусор, где не положено; помогать взрослым в озеленении города.

Список использованных источников и литературы

  1. Валеев В.Х. Из истории саратовских церквей / В.Х. Валеев. − Саратов,1990.

  2. Лузина Е.С. По паркам и скверам Саратова / Е.С. Лузина. − Саратов, 1987.

  3. Максимов Е.К., Сафронов Ю.А. Старый Саратов на фотографиях и открытках / Е.К. Максимов, Ю.А. Сафронов. − Саратов, 2004.

  4. Малинин Г.А. Памятники и памятные места Саратовской области Г.А. Малинин. − Саратов, 1979.

  5. Мезин С.А., Ступина А.С. Старый Саратов в воспоминаниях деятелей культуры / С.А.Мезин, А.С. Ступина. − Саратов, 2005.

  6. Паркин А.В. Саратов на рубеже XIX-XX веков. История города на почтовых открытках / А.В. Паркин. − Саратов, 2004.

  7. Саратов на старых открытках / авт.-сост. Е.К. Максимов, В.Х. Валеев. − Саратов, 1990.

  8. Саратовской губернии черты. − Саратов, 1997.

  9. Твои четыре века, город. − Саратов, 1988.

  10. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). − Саратов, 2002.

3



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал