7


  • Учителю
  • Доклад 'Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании'

Доклад 'Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: В докладе рассказывается о том, как с помощью игровых технологий можно научить ребенка любить, ценить и беречь окружающую природу. Игры проводятся как во время занятий, как во внеурочной деятельности, а так же как само занятие в игровой форме. Игры разного рода мотивируют
предварительный просмотр материала

Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании


Педагог дополнительного образования

Нетребенко Людмила Александровна


Современное состояние окружающей среды заставляет активизировать работу по осуществлению непрерывного экологического образования.

Учить детей видеть удивительное, красивое и неповторимое в природе и бережно ко всему живому относиться необходимо уже с раннего возраста. Работать в этом направлении помогают игры на занятиях, на экскурсиях, в походах, в экспедициях. С особой увлеченностью в играх принимают участие дети всех возрастов, независимо от эмоционального настроя, подготовленности, интеллекта.

Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников).

Игра может проводиться как часть занятия, а также на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат игровых ситуаций и заинтересованность детей в игре зависит от того, какие цели и задачи педагог предъявляет к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога.

Если проводишь экскурсию с детьми 6 - 7 лет «Природные явления осенью», реализуются цели: вспомнить с детьми природные признаки осени, любоваться красотой этого времени года, вспомнить названия деревьев, произрастающие на территории учреждения или того места, где проходит экскурсия. Здесь возможно провести игру «C какого дерева упал лист?».

Дети, подняв упавший лист, подходят к тому дереву, которому, по их мнению, принадлежит этот лист. Пройдя по отделенной территории учреждения, отмечаем с детьми все признаки осени, увидели вдалеке даже птиц, которые собирались в стаи. Здесь возможно провести игру «Кто больше назовет перелетных птиц?»

В заключение экскурсии можно провести подвижную игру по теме. Очень нравится игра воспитанникам того же возраста «Осенний урожай» или «Волшебный мешочек».

В процессе обучения и воспитания любая интересная игра помогает решить сразу несколько задач:

Позволяет закрепить отдельные понятия и навыки;

Совершенствует коммуникативные способности;

Расширяет кругозор воспитанников;

Способствует сплочению детского коллектива.

Итак, практика показывает, что игра является наиболее свободной, эмоциональной, желаемой деятельностью ребенка. Более того, игры разного рода мотивируют к познанию, творчеству, формированию позитивного образа в процессе экологического воспитания.

С детьми среднего звена на занятиях много тем, которые возможно реализовать в форме занятия - игры. Например, воспитанники увлеченно воспринимают тему «Ориентирование на местности» в виде экскурсии с игровыми технологиями.

Цель данной экскурсии:

формировать навыки ориентирования на местности: учить определять стороны горизонта разными способами;

учить работать с компасом;

измерять расстояние на местности;

определять азимут;

интегрировать знания географии, биологии, экологии, формируя основы эко - культуры поведения в природе.

I. Блок экскурсии: объяснения педагога с элементами беседы о методах ориентирования на местности «работа с компасом».

II. Блок: закрепление полученных знаний в виде игровых ситуаций «Разбить» группу на 4 подгруппы. Каждой раздают задания:

определить азимут направления;

отмерить определенное расстояние;

в данном пункте получит экобиологическое задание - конверт, в котором листья и семена;

определить с какого они растения.

Кто первый выполнит, тот выиграл коллекцию орехов (знать названия этих орехов: фундук, грецкие, кедровые).

По ходу экскурсии необходимо обратить внимание на состояние газонов территории учреждения, отметить их эстетическое и экологическое значение.

С большим успехом и интересом проводим обобщающие занятия в форме занятия - игры.

Итак, занятие по теме: «Царство грибы» проводится в форме игры: «Знаешь ли ты грибы». Можно группу разбить на несколько команд. В каждой команде назначить «Лесовичка», который контролирует и оценивает выполнение задания.

Цель занятия-игры:

повторить и уточнить о грибах, сборе грибов;

учиться доброжелательному общению, здоровому соперничеству, взаимной помощи;

формировать основы экологической культуры поведения в лесных экосистемах.

Накануне этого занятия рекомендовать детям посмотреть энциклопедии, другую литературу о грибах или побывать в лесу.

1-е задание игры:

«Грибное лото» ответить на вопросы за 1 минуту.

  • как называется «дружба гриба с корнем дерева?»

  • могут ли плесневые грибы улучшить качество продуктов?

  • какие животные «дружат с грибами»?

  • за какими грибами идут либо с собаками, либо с дрессированным поросенком?

2-е задание: В течение 5 минут. Собрать в корзину только съедобные грибы (рисованные грибы в корзину).

За одну минуту кто больше соберет и назовет грибов. А с Лесовичком перечислить несъедобные грибы. Лесовичок, чьей команды перечислит за минуту несъедобные грибы, той команде прибавляется еще по баллу.

3-е задание: каждой команде за 10 минут написать правила сбора грибов.

В результате:

1-е задание: каждый ответил по баллу;

2-е задание: 1 балл - команде, 1 балл - Лесовичку;

3-е задание: если выполнение его состоит из 5 - 6 пунктов, то оно оценивается в 5 баллов.

В оставшееся время (5 - 7 минут) подведение итогов.

На занятии используются таблицы: «Плесневые грибы», «Грибы паразиты», «Шляпочные грибы».

Более сложные занятия - игры проводятся с детьми старшего звена. На каждом 2, 3 - ем занятии можно использовать игровые технологии. Например, темы «Экосистемы», можно начать с объяснения - беседы о понятиях экосистема и функциональных группах организмов в экосистеме. Объяснить понятия «продукты», консументы и редуценты. Построить схему пищевых и энергетических связей в экосистеме.

Затем можно использовать различные игровые технологии разноуровнего плана с учетом индивидуальных способностей воспитанников.

Допустим, I уровень 2 группы по 3 ребенка играющих выполняет следующее: дописывает конкретные представителей органического мира по всем трем функциональным остальным группам экосистемы.

Кто больше и правильнее подберет представителей каждой функциональной группе за 3 минуты. Затем обмениваются обе группы своими результатами, проверяют правильность и оценивают объективно свои результаты.

Задание II уровня: отбираем несколько групп по 3, 4 человека подбирают соответствующих представителей органического мира для:

экосистеме болото

экосистеме реки

экосистемы луга

экосистемы хвойного леса.

Все эти живые организмы в виде картинок разложены на столах играющих и чем полнее будет представлена живыми организмами каждая экосистема, тем лучше результат у обучающихся. И для закрепления новых понятий темы: один из воспитанников называет любой организм, а другой называет функциональную группу экосистемы, которую представляет этот организм: например, плесневые грибы - редуценты, береза, осина - продуценты; майский жук - консумент.

А для обучающихся I уровня: вопросы прикладного характера: перечислить мероприятия по сохранению экосистем:

река

поле зерновых

смешанный лес.

Подводим результаты работы на занятии.

Современное воспитательно-образовательное пространство любого образовательного учреждения требует, по моему мнению, активное использование игровых технологий буквально в каждом объединении.

Хорошо продуманная игра, интегрирующая в себе знания многих предметов реально увлечет обучающихся и даже может сыграть роль в профессиональной ориентации отдельных воспитанников.

Игровые моменты на занятиях формируют активную жизненную позицию обучающихся, учат доброжелательному общению между собой, активизирует познавательную деятельность детей.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал