7


  • Учителю
  • Информация по шахматам для Шахматного клуба (7 класс)

Информация по шахматам для Шахматного клуба (7 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Описание фигур



КИнформация по шахматам для Шахматного клуба (7 класс)ороль

Ходит на одно поле по вертикали, горизонтали или диагонали. Кроме того, может участвовать в рокировке. Важнейшая фигура, поскольку невозможность защитить короля от атаки противника (эта ситуация называется «мат») означает проигрыш партии. В комплекте шахматных фигур король обычно самая высокая фигура, либо одна из двух самых высоких фигур (вторая - ферзь).





Ферзь

ХИнформация по шахматам для Шахматного клуба (7 класс)одит на любое число полей по вертикали, горизонтали или диагонали - сочетает в себе качества ладьи и слона. В общем случае сильнейшая фигура на шахматной доске. Изначально (в старом арабском шатрандже) ферзь ходил лишь на одно поле по диагонали и был слабой фигурой. Превращение ферзя в наиболее сильную фигуру произошло уже в европейских шахматах. В современной шахматной теории ферзь является «тяжёлой фигурой» (наряду с ладьёй). Внешний вид фигуры в традиционных «стаунтоновских» шахматах аналогичен королю, но фигура увенчана небольшим шариком и, в отличие от короля, обычно несколько ниже (король, как правило, выше ферзя и увенчан крестом).





ЛИнформация по шахматам для Шахматного клуба (7 класс)адья

Ходит на любое число полей по вертикали или горизонтали. Может участвовать в рокировке. В начале партии у каждого игрока по две ладьи, расположенные на крайних полях первой или восьмой горизонталей - белые ладьи на a1 и h1, чёрные на a8 и h8 . Как и ферзь классифицируется теорией как «тяжёлая фигура». Фигура обычно имеет вид стилизованной круглой крепостной (или осадной) башни (что соответствует европейскому её названию, - «тура» - с разных языков переводящимся именно как «крепостная башня»). В старых русских шахматных комплектах имела вид стилизованного корабля (ладьи). По некоторым предположениям, различные наименования данной фигуры связаны с её первоначальным названием и видом. В чатуранге она называлась «колесница», то есть «ратх». В арабском шатрандже название превратилось в «Рух» (имелась в виду Птица Рух). Её стилизованные изображения, по предположениям шахматных историков, на Руси были приняты за изображения визуально похожей русской ладьи, от чего и произошло русское название фигуры. В Европе же изображение фигуры было связано с названием, созвучным с «rook» (утёс, башня), в результате соответствующая европейская шахматная фигура стала изображаться в виде крепостной башни.

Слон

ХИнформация по шахматам для Шахматного клуба (7 класс)одит на любое число полей по диагонали. В чатуранге и шатрандже ходил через одно поле по диагонали, являясь, как и конь, «прыгающей» фигурой (при ходе перешагивал через свои и чужие фигуры, стоящие на пути). В силу геометрии шахматной доски, слон перемещается только по полям одного цвета. В зависимости от цвета полей диагоналей, по которым ходит эта фигура, слон называется белопольным или чернопольным. В начале игры у каждого игрока имеется два слона - белопольный и чернопольный, белые c1 и f1, чёрные c8 и f8. Относится к классу «лёгких фигур» (вместе с конём). В шахматном комплекте слон по высоте обычно ниже короля и ферзя. Его верхняя часть имеет вид капли (или капюшона) с заострением вверх, представляет собой стилизацию одеяния католических и англиканских епископов. Английское название слона - «bishop» («епископ»).









Конь

ХИнформация по шахматам для Шахматного клуба (7 класс)одит русской буквой «Г» (или латинской буквой «L») - сначала на два поля по вертикали и далее на одно поле по горизонтали или на два поля по горизонтали и на одно вертикали. Единственная фигура в современных шахматах, которая ходит не по вертикали, горизонтали или диагонали и является «прыгающей» - может «перепрыгивать» через свои фигуры или фигуры противника. Одна из двух фигур (вторая король), ход которой не изменился со времён чатуранги. В начале партии у каждого игрока два коня, расположенные рядом с ладьями - белые кони b1 и g1, чёрные b8 и g8. Относится к «лёгким фигурам». В шахматном комплекте имеет вид конской головы на круглой подставке. Английское название «knight» - рыцарь.

Пешка

ХИнформация по шахматам для Шахматного клуба (7 класс)одит на одно поле по вертикали вперёд. Из исходного положения может также сделать первый ход на два поля вперёд. Бьёт на одно поле по диагонали вперёд. При выполнении хода на два поля может быть следующим ходом взята на проходе пешкой противника. Единственная фигура в шахматах, у которой обычный ход и ход со взятием различаются. Если в процессе игры пешка достигает последней горизонтали, она превращается в любую фигуру по желанию игрока, кроме короля и пешки. Как правило, пешка превращается в самую сильную фигуру - ферзя, однако существуют исключения. В начале игры у каждого игрока по восемь пешек, которые расположены на второй от игрока горизонтали, прикрывая фигуры. Фигура самая маленькая из всех в комплекте. Несмотря на слабость, пешки очень важны в шахматной партии, так как зачастую составляют основу оборонительной структуры игрока, являясь и «наполнителем» поля, и «пушечным мясом». В эндшпиле роль пешек многократно возрастает, обычно за счёт потенциальной способности достигнуть последней горизонтали и превратиться в сильную фигуру.



Сравнительная сила фигур

Проблема сравнительной силы и ценности тех или иных групп фигур постоянно возникает в шахматных партиях, когда стоит вопрос о размене. В шахматной теории силу фигур принято измерять в пешках. Общеприняты следующие примерные соотношения:Фигуры

Пешка

Конь

Слон

Ладья

Ферзь





Символ

Информация по шахматам для Шахматного клуба (7 класс)

Информация по шахматам для Шахматного клуба (7 класс)

Информация по шахматам для Шахматного клуба (7 класс)

Информация по шахматам для Шахматного клуба (7 класс)

Информация по шахматам для Шахматного клуба (7 класс)

Ценность

1

3

3

5

9

















Шахматные термины

Рокировка представляет собой одновременный ход короля и ладьи с перемещением короля на два поля в сторону одной из ладей с одновременным перемещением ладьи на поле, пройденное королём. Рокировка на королевский фланг называется короткой рокировкой (обозначается 0-0), рокировка на ферзевый фланг - длинной рокировкой (обозначается 0-0-0).

Рокировка допустима при соблюдении следующих условий:

  • король и данная ладья находятся на первой горизонтали и ещё не сделали ни одного хода;

  • между королём и данной ладьёй нет фигур;

  • король не находится под шахом, не проходит через атакуемые поля и не попадает на атакуемое поле (под шах).





Шах - ситуация, когда после хода противника король атакован фигурой противника (оказался «на линии огня» противника). Вскрытый шах - ситуация, когда после хода одной фигурой противника король оказался атакован другой фигурой. Двойной шах - ситуация, когда король атакован сразу двумя фигурами противника (часто обычный и вскрытый шах одновременно).

В случае, если королю объявлен шах, необходимо следующим ходом вывести его из-под шаха. Защититься от шаха можно одним из трёх способов - сделать ход королём на поле, не атакуемое фигурами противника, загородить короля своей фигурой, побить атакующую короля фигуру. Защититься от двойного шаха можно только сделав ход королём.





Мат - ситуация, когда после хода противника король атакован фигурой противника, и при этом игрок не может своим ходом защититься от шаха.

При объявлении мата партия заканчивается поражением игрока, который не может защитить своего короля, независимо от того, какие еще фигуры остаются на доске и сколько времени на часах у стороны, объявившей мат. В спортивной практике до мата обычно доходит редко, и игрок, понимая, что мат при правильной игре противника неизбежен, обычно сдаёт партию. По единым правилам передвижения фигуры король не может сближаться с другим королём. Король не может объявить другому королю мат.



Пат - ситуация, когда после хода противника игрок не имеет возможности сделать допустимый ход, поскольку при любом ходе короля он оказывается под шахом, а другие фигуры отсутствуют или заблокированы, и при этом король не атакован. Пат означает завершение игры вничью. (Нередко пат также называют «взаимным матом», что неверно, так как одновременный мат обоим королям невозможен.)







Стадии шахматной партии:



1. Дебю́т (фр. début - начало) - начальная стадия шахматной партии, характеризуется мобилизацией сил играющих.

Основные принципы дебюта:

  • быстрое развитие фигур;

  • контроль центра;

  • обеспечение безопасности короля;

  • противодействие планам соперника;

  • связь плана игры с миттельшпилем и эндшпилем.

2. Миттельшпиль (от нем. mittelspiel - середина игры) - следующая за дебютом стадия шахматной партии, в которой, как правило, развиваются основные события в шахматной борьбе - атака и защита, позиционное маневрирование, комбинации и жертвы. Характеризуется большим количеством фигур и разнообразием планов игры. Иногда шахматная партия минует эту стадию игры и сразу переходит в эндшпиль.

Борьба за центр

Центром на шахматной доске называют квадрат d4-e4-d5-e5. Многовековой опыт показывает, что игрок, занявший и контролирующий центр, имеет ощутимое позиционное преимущество.

  • Игрок, занявший центр, обычно контролирует большую часть доски. Его фигуры свободны, имеют возможности для разнообразных манёвров, не мешают друг другу. В то же время фигуры соперника, как правило, стеснены, мешают и блокируют друг друга.

  • Любая фигура, надёжно закреплённая в центре, часто угрожает сразу несколькими взятиями или опасными ходами вглубь позиции противника. Кроме того, она становится серьёзным подспорьем при фланговой атаке, причём на любом из флангов.

В связи с такой важностью центра рекомендуется уже в дебюте, с первых же ходов, приступать к борьбе за центр. Она может состоять из следующих элементов:

  • выдвижение центральных пешек («d» и «e») вперёд и занятие ими центра. Противник может выбрать либо аналогичную стратегию, либо позволить занять сопернику центр, а затем подорвать его пешками «c» и «f»;

  • развитие коней на «c3» и «f3» (для чёрных - на «c6» и «f6»), так что они сразу держат центральные пешки соперника под угрозой взятия;

  • размен центральных пешек и занятие центральных клеток своими фигурами, защищёнными пешками «c» и «f».

Борьба за открытые линии

Открытые линии - это вертикали, свободные от пешек. Открытая линия является очень удобной для ладей и ферзя во вражеский тыл и дальнейшего подрыва позиции противника изнутри.

Для получения контроля над какой-либо открытой линией часто используются следующие приёмы:

  • сдваивание ладей по вертикали, часто с подстраховкой ферзём. После хода ладьёй вглубь позиции соперника и одного-двух разменов последняя тяжёлая фигура остаётся в тылу противника;

  • занятие полуоткрытой линии, построение тяжёлых фигур, а затем подрыв пешки или фигуры противника.

Создание у противника слабостей

Позиционные слабости у противника создаются не с целью непосредственной выгоды, а с расчётом на поздний миттельшпиль и эндшпиль. Наиболее часто встречаются слабости пешечной структуры, в частности, сдвоенные и изолированные пешки, а также отсталые и заблокированные пешки. Их слабость заключается в том, что они находятся под огнём фигур противника и защищать их приходится не пешками, а своими же фигурами. Эти слабости проявляются в полную силу в эндшпиле, когда игра в основном идёт королями и лёгкими фигурами.

Атака на короля



3. Э́ндшпиль (от нем. Endspiel - «конец игры») - заключительная часть шахматной партии.

Провести границу, отделяющую середину шахматной партии (миттельшпиль) от конца (эндшпиля), возможно не всегда. Обычно игра переходит в эндшпиль, когда разменяно большинство фигур и нет характерных для середины игры угроз королям.

Для эндшпиля характерны следующие основные особенности. Король в эндшпиле - фигура активная. Не опасаясь, как правило, угрозы мата, он может покинуть укрытие и принять участие в борьбе наравне с другими фигурами; он способен атаковать фигуры и пешки соперника и первым вторгаться в неприятельский лагерь.

При малом числе фигур на доске в эндшпиле возрастает ценность каждой из них. В середине игры создание решающего перевеса сил на каком-либо участке доски часто является достаточным для выигрыша; правильно разыграть эндшпиль - значит обеспечить максимальную активность и чёткое взаимодействие фигур.

Стратегическая цель эндшпиля - проведение одной из пешек в ферзи - определяет возрастающую роль пешек.

Если в середине игры перевес одного из партнёров в одну пешку обычно решающей роли не играет, то в эндшпиле он во многих случаях достаточен для выигрыша.

В середине игры план часто определяется не только особенностями позиции, но и стилем игры соперников, психологическим расчётом и т. п. В окончании приходится избирать путь, характерный для того или иного типа эндшпиля, поскольку только он ведёт к достижению цели.

В эндшпиле стратегия (выбор правильного плана) во многом определяется такими особенностями позиции, как:

  • материальное преимущество;

  • наличие проходных пешек или возможность их образования;

  • дефекты в пешечной структуре;

  • степень активности фигур, включая короля</</font>;

  • и другое.









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал