7


  • Учителю
  • Сценарий литературно -музыкальной композиции.

Сценарий литературно -музыкальной композиции.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Это придуманный диалог двух великих женщин - поэтов Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Они расскажут о времени, о себе, о муках творчества, любви и предательстве. Этот сценарий поможет в работе классным руководителям, моим коллегам - библиотекарям и всем кто любит поэзию.
предварительный просмотр материала

Увы лирический поэт

Обязан быть мужчиной (литературно-музыкальная композиция для учащихся 11 классов.1)

Оборудование: стенд с фото из семейных альбомов А.Ахматовой и М. Цветаевой,книжная выставка «Равновеликие-рядом».

Участники:2 ведущих,2 девушки на роль Ахматовой и Цветаевой,цтецы.

Вступительное слово библиотекаря.

Мы коронованы тем,что одну с тобой

Мы землю топчем,что небо над нами то же.

Так вы свое время писала М. Цветаева об А.Ахматовой.

Поневоле закрадывается мысль,что может быть,им-

равновеликим попросту не было места рядом.Можно ли

короноваться обеим одновременно?Мы сегодня поговорим об

оих поэтах и найдем ответ на вопрос почему же лирический

поэт непременно обязан быть мужчиной?

Бывают странные сближебнья...

А.С.Пушкин

  1. вед. Среди блистательных поэтов серебряного века выделяются 2 женских имени:А.Ахматова и М.Цветаева.За всю вековую историю русской литературы это,пожалуй,лишь

  2. случая,когда женщина-поэт по силе своего дарования ни в чем не уступала поэтам-мужчинам.Не случайно обе они не жаловали слово «поэтесса»(и даже оскорблялись,когда их так называли).Они не делали никаких скидок на свою женскую слабость,предъявляя самые высокие требования к званию Поэт

-Увы Лирический поэт Обязан быть мужчиной-говорила Ахматова.

2вед.Что же позволило им стать в один ряд с крупнейшими лириками 20века:Блоком,Маяковским,Гумилевым,Пастернаком и другими. В первую очередь-это предельная искренность,отношение к творчеству как к «священному ремеслу»,тесная связь с родной землей,ее историей,культурой,виртуозное владение словом,безупречное чувство родной речи. Давайте представим себе,что обе эти великие женщины сегодня у нас в гостях и ведут они неспешный рассказ о времени и о себе.

А.Ахматова:я родилась 23 июня 1889года под Одессой.Мой отец был отставным механиком флота.Годовалым ребенком я была перевезена на Север в Царское село. Там я прожила16 лет.Читать училась по азбуке Льва Толстого.В 5 лет,слушая.как учительница занималась со старшими детьми,я тоже начала говорить по-французски.Первое стихотворение я написакла,когда мне было 11лет.Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова.а с Державина и Некрасова.Эти вещи знала наизусть моя мама. Она вела свой род по женской линии от татарского хана Ахмата.Быт нашей семьи мало чем отличался от образа жизниобеспеченных семей Царского села.Детство мое пришлось на самый конец 19 века.Впоследствии я всегда чуть наивно гордилась,что мне довелось закрыть краешек столетия в котором жил Пушкин и тем,что я жила в Царском селе.

М.Цветаева:К своим 18 годам я успела изведать в жизни немало печали.Будучи уже немолодым человеком мой отец похоронил горячо любимую жену,от которой остались сын и дочь.Мы с моей сестрой Анастасией этого не знали,но чувствовали.Впрочем отец был нежно привязан и к нашей маме-Марии Александровне-урожденной Мейн,женщине эсмантической,одаренной и самоотверженной.Моя с-;ачстливая невозвратимая пора детства была связана с эождественскими елками,с первыми книгами и рассказами матери,с «живыми картинками»,летние «золотые -еньки»протекали в старинном городе Тарусе на Оке.Благополучие покинуло нашу семью,когда мне исполнилось 10 лет.Мама заболела чахоткой,здорове ее -еплого мягкого климата и осенью 1902 года мы уехали за границу.Мама лечилась в Италии,Щвейцарии,Германии.Мы с Асей учились в тамошних частных пансионах.Папа разрывался между Москвой и заграницей.Я слишком рано познала одиночество на людях.Мать-единственная,которая могла бы внести гармонию в мое смятенное сердце не была рядом,долгие зимние месяцы она оставалась мечтой до каникул,когда мы .наконец, съезжались с родителями. Ахматова:Когда отец узнал что я пишу стихи,он выразил недовольство и назвал меня почему-то декадентской поэтессой.Он сказал: «Не срами моего имени». -И не надо мне твоего имени-сказала я. И только я -семнадцатилетняя -альная девчонка могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы.

М Цветаева: Мама умерла в1906 году в Тарусе.Осенью я по собственной воле пошла в интернат при Московской частной -имназии,предпочитая целый год жить среди чужих людей,но

в стенах осиротевшего Трехпрудного дома,где я появлялась лишь в конце недели.Спасаясь от депрессии я много читала,увлеклась французской поэзией,потом поехала в Париж и прослушала курс лекций по старофранцузской гитературе.Я уже писала стихи и рассказы,вела дневники,а в жизни была застенчива,замкнута в себе и жаждала узнать нитературный мир.В моей душе зрел честолюбивый замысел- зойти туда со своим миром,своим словом,рассказатьдругим -о.чтопережила я. И я собрала стопку стихов-исповедьдуши за последние 2 года,отнесла в Леонтьевский,заплатила за печатание пятисот экземпляров и через месяц держала в руках книгу в сине-зеленой картонной обложке под названием

Вечерний альбом»В1912 году я объвенчалась с Сергеем Эфроном в Палашевской церкви Рождества Христова. А.Ахматова: Начало 10-х годов было отмечено в моей судьбе важными событиями:я вышла замуж за Николая "умилева,обрела дружбу с художником Амадео Модильяни и выпустила первый альбом «Вечер». 1 вед. «вечерний альбом», «Вечер»-так похоже,не сговариваясь назвали они свои первые книги.Их творческая -ерекличка продолжается всю их жизнь.В их судьбах много зсхожего.Обе они могли бы сказать о себе словами боготворимого ими Блока: «Мы-дети страшных лет эоссии»,нотем не менее будучи женщинами отдали дань любоной лирике.

1 чтец: Слава тебе-безысходная боль!

Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,

Муж мой,вернувшись,спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,

Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву.Такой молодой!..

За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашел И на работу ночную ушел.

Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу.

А за окном шелестят тополя «Нет на земле твоего коропя...»

2 чтец:Сколько просьб у любимой всегда У разлюбленной просьб не бывает Как я рада,что нынче вода Под бесцветным ледком замирает. И я стану-Христос помоги!- На покров этот,светлый и ломкий, А ты письма мои береги,чтобы нас рассудили Потомки

Чтоб отчетливей ш ясней, Ты был виден им,мудрый и смелый, В биографии славной твоей Разве можно оставить пробелы? Слишком сладко земное питье, Слишком плотны любовные сети, Пусть когда-нибудь имя мое Прчитают в учебнике дети

И печальную повесть узнав, Пусть они улыбнуться лукаво... Мне любви и покоя не дав

Подари меня горькою славой. Зчтец: О тебе вспоминаю я редко

И твоей не пленяюсь судьбой, Но с души не стирается метка Незначительной встречи с тобой. Красный дом твой нарочно миную, Красный дом твой над мутной рекой, Но я знаю,что горько волную Твой пронизанный солнцем покой.

Пусть не ты над моими устами Наклонялся моля о любви Пусть не ты золотыми стихами Обессмертил томленья мои- Я над будущим тайно колдую, Если вечер совсем голубой, И предчувствую встречу вторую, Неизбежную встречу с тобой.

3 чтец: Я с вызовом ношу его кольцо !

-Да в вечности -жена,не на бумаге!-

Чрезмерно узкое его лицо подобно шпаге. Безмолвен рот его,углами вниз, Мучительно-великолепны брови В его лице трагически слились Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей. Его глаза-прекрассно-бесполезны! Под крыльями раскинутых бровей Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

-Всем нам,кто жил и умирал без страху!- Такие- в роковые времена-

Слагают стансы-и идут на плаху.

4 чтец: Откуда такая нежность? Не первые- эти кудри Разглаживаю,и губы Знавала темней твоих. Всходили и гасли звезды (Окуда такая нежность?), Всходили и гасли очи У самых моих очей. Еще не такие песни Я слушала ночью темной (Откуда такая нежность?)- На самой груди певца. Откуда такая нежность?

И что с нею делкать,отрок Лукавый певец захожий, С ресницами - нет длинней? Звучит песня «Мне нравиться,что вы больны не мной».

2 ведя:Тягчайшие испытания уготовила им судьба:стремительны взлет е вершинам поэзии серебряного века,обожание,поклонение,которыми они были окруженысменилосьжестоким, унизительным, полуголодным нищенским существованием после октября 1917года.

  1. вед. Отсутствие собственного угла,постоянная тревога за судьбу своих близких и

друзей, сплети и,травля, невозможность печататься.

  1. вед. Единственное,что спасало-творчество,осознание избранности своей судьбы.

Ахматова:Наше священное ремесло существует тысячи лет,

С ним и без света миру светло. Цветаева:-Ни на какое другое дела своего не променяла бы.

1вед. События этих лет вынудили Цветаеву отправиться за границу.Ведь ее муж-Сергей Эфрон-белый офицер.Ахматова остается на родине,но обеих преследует неустроенность быта.

2 вед. Живя в грозное время,не взирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни,буквально преследовавшие их,они видели смысл своего существования в служении поэзии.Бытиепроизроставшее из упорного подвижнеческого труда побеждало быт.Обе женщЭины писали о тайнах ремесла.

Ахматова: Бывает так:какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудяться и жалобы и стоны, Но в этой бездне шепотов и звонов Сужается какой-то тайный круг Встает один,все победивший звук. Так вкруг его неповторимо тихо, Что слышно как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо... Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки,- Тогда я на чинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложаться в белоснежную тетрадь

Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей. По мне в стихах все быть должно некстати, Не так,как у людей.

Когда б вы знали из какого сора Растут стихи,не ведая стыда, Как желтый одуванчи у забора, Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик,дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене... И стих уже звучит задорен,нежен, На радость вам и мне. Цветаева. Моим стихам,написанным так рано, Что и не знала я что я-поэт, Сорвавшимся,как брызги из фонтана, Как искры из ракет,

Ворвавшимся как маленькие черти в святилище, где сон и фимиам, моим стихам о юности и смерти -Нечитанным стихам!- Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!) Моим стихам как драгоценным винам Настанет свой черед.

Стихи растут как звезды и как розы, Как красота -ненужная в семье, А на венцы и на апофеозы- Один ответ: - Откуда мне сие?

Мы спим- и вот,сквозь каменные плиты, Небесный гость в четыре лепестка. О мир,пойми!Певцом -во сне открыты Закон звезды и формула цветка.

1 вед. Примечательно,что и кумиры у наших героинь одни и те же.Из классиков-Пушкин.Из современников у обеих был поэтический роман с А.Блоком.Стихи,посвященные Блоку- вершина поэтического наследия и М.Цветаевой и А.Ахматовой.

Ахматолва: Пора забыть верблюжий этот гам И белый дом на улице Жуковской. Пора,пора к березам и грибам, К широкой осени московской. Там все теперь сияет, все в росе, И небо забирается высоко, И помнит Рогачевское шоссе

Разбойный посвист молодого Блока Цветаева: Имя твое-птица в руке,

Имя твое-льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ. Имя твое -пять букв. Мячик,пойманный на лету, Серебряный бубинец во рту. Камень,кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так,как тебя зовут. В легком щелканье ночных копыт Громкое имя твое гремит. И назовет его нам в висок Звонко щелкающий курок. Имя твое,-ах,нельзя!- Имя твое поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век. Имя твое - поцелуй в снег. Ключевой,ледяной,голубой глоток. С именем твоим сон глубок.

2 вед. Не смотря на расхождение в политических настроениях обе отдали должное новаторским поискам и лирическому дару Маяковского,много им было близко в творчестве Бориса Пастернака.Говорит

Ахматова: Я тебя в твоей не знала славе, Помню только бурный твой рассвет, Но,быть может,я сегодня вправе Вспомнить день тех отдаленных лет. Как в стихах твоих крепчали звуки, Новые роились голоса...

Не ленились молодые руки,грозные ты возводил леса.

Все,чего касался ты,казалось

Не таким,как было до тех пор,

То,что разрушал ты,-разрушалось,

В каждом слове бился приговор.

Одинок и часто недоволен,

С нетерпеньем торопил судьбу,

Знал,что скоровыйдешь весел,волен

На свою великую борьбу.

И уже отзывный гул прилива

Слышался,когда ты нам читал,

Дождь косил свои глаза гневливо,

С городом ты в буйный спор вступал.

И еще не с лышанное имя

Молнией влетело в душный зал,

Чтобы ныне,всей страной хранимо

Зазвучать,как боевой сигнал.

Цветаева: Превыше крестов и труб, Крещенный в огне и дыме, Архангел-тяжелоступ- Здорово в веках.Владимир! Он-возчик и он же конь, Он-прихоть,и он же -право. Вздохнул,поплевал в ладонь: -Держись,ломовая слава! Певец площадных чудес- Здорово,гордец чумазый, Что камнем-тяжеловес Избрал,не прельстясь алмазом Здорово,булыжный гром! Зевнул,козырнул-и снова Оглоблей гребет - крылом Архангела ломового. Ахматова:он,сам себя сравнивший с конским глазом, Коситься, смотрит, вид ит, узнает, И вот уже расплавленным алмазом Сияют лужи,изнывает лед.

В лиловой мгле покоятся задворки, Платформы, бревна, листья,облака. Свист паровоза,хруст арбузной корки, В душистой лайке робкая рука. Звенит,гремит,скрежещет,бьет прибоем И вдруг притихнет,-это значит,он Пугливо пробирается по хвоям, Чтоб не спугнуть пространства чуткий сон И это значит,он считает зерна В пустых колосьях,это значит,он К плите дарьячльской,проклятой и черной, Опять пришел с каких-то похорон. И снова жжет московская истома, Звенит вдали смертельный бубинец... Кто заблудился в двух шагах от дома.где снег по пояс И всему конец?

За то что дым сравнил с Лаокооном, Кладбищеннский воспел чертополох, За то,что мир наполнил новым звоном В пространстве новом отраженных строф, Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и зоркостью светил,



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал