7


  • Учителю
  • Исследовательская работа: «Схиархимандрит Иустин(Соломатин) и восстановление отношений Пантелеимонова монастыря с Русской Православной Церковью»

Исследовательская работа: «Схиархимандрит Иустин(Соломатин) и восстановление отношений Пантелеимонова монастыря с Русской Православной Церковью»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тумская средняя общеобразовательная школа № 46

















Исследовательская работа:









«Схиархимандрит Иустин(Соломатин) и восстановление отношений Пантелеимонова монастыря с Русской Православной Церковью»













Автор работы:

Учащаяся 11 класса

МОУ Тумская СОШ №46

Коблова Анастасия

Преподаватель:

учитель ОПК

Волошина Е.П.





Октябрь, 2016-2017 уч.год.

Содержание.





1.Введение.

Актуальность темы.

Цели и задачи и методы исследования.

Практическая значимость исследовательской работы.

2.Основная часть.

  • Свято- Пантелеимонов монастырь- уголок Руси на Афоне;

  • Схиархимандрит Иустин(Соломатин) и восстановление отношений Пантелеимонова монастыря с Русской Православной Церковью;

  • Святыни Пантелеимонова монастыря.

3.Заключение и выводы.

4.Приложения.

5. Список используемых источников и литература.





















.













Введение.

В 2016 году исполняется 1000 лет от первого письменного упоминания о существовании и деятельности на Святой Горе Афон древнерусского монастыря, через который осуществлялись духовные и культурные взаимосвязи между Русью и центром православного монашества и духовности на Афоне. Несмотря на все трудности, которые сегодня переживает наше Отечество, этот юбилей имеет очень важное значение. Ведь подлинное возрождение общества возможно только через обращение к собственному духовному наследию и первоисточникам, где русское святогорское монашество всегда занимало одно из важнейших мест.

Изучая материал по данной теме, я задумалась над вопросом: «Есть ли отношение исследуемой темы к истории родного края?»

Прочитав статью в газете «Благовест», которая называется: «Три афонских игумена- рязанца», я выяснила, что монахи нашего края тоже пребывали на Святой горе Афон. Меня заинтересовал этот вопрос, и я решила собрать весь материал по данной теме. Исследовательская работа вносит свой вклад в решение актуального вопроса изучения истории родного края. В районе нет исследовательских работ, в которых бы тщательно исследовалось пребывание рязанских монахов на горе Афон..

Новизна и практическая направленность исследовательской работы обусловлена тем, что данный материал позволяет расширить знания о пребывании Рязанских монахов на Святой горе Афон и может использоваться на уроках истории, краеведения, Основ Православной культуры.

Цель исследования: знакомство с жизнью и деятельностью игумена- рязанца о.Иустина(Соломатина) и его заслуге в восстановлении отношений Пантелеимонова монастыря с Русской Православной Церковью.

Были определены задачи исследования:

  1. Изучить материал о пребывании русских монахов на Святой горе Афон;

  2. Найти сведения о Свято-Пантелеимоновом монастыре- единственном уголке Руси на Афоне- и его святынях;

  3. Познакомиться с жизнью и деятельностью рязанского игумена О.Иустина(Соломатина); выяснить, какова его заслуга в восстановлении отношений Пантелеимонова монастыря с Русской Православной Церковью.

Методы исследования:

  • Чтение и анализ специальной литературы;

  • Работа с медиаресурсами.

Считаю, что данная исследовательская работа может служить материалом для уроков истории, Основ Православной культуры, проведения классных часов.





Как справедливо отмечает духовник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонах Макарий «Русская земля связана со Святою Горою непосредственным духовным родством, поскольку русская монашеская традиция является отростком святогорского монашества, пересаженным на русскую землю Божией, а не человеческой рукою. В силу этого духовного родства Русь искони имела пристанище, богодарованный уголок в Уделе Пречистой Девы Богородицы - русскую обитель, которую, видимо, хранил на протяжении веков Промысел Божий, судивший и определивший быть ей достоянием и отчиною наших соотечественников, ищущих спасения на Святой Горе».

Свято-Пантелеимонов монастырь - уголок Руси на Афоне

Монастырь святого Пантелеимона на Афоне (греч. Μονή Αγίου Παντελεήμονος); также известен как Ро́ссикон (греч. Ρωσσικόν) или Но́вый Ру́ссик - один из 20 «правящих» монастырей на Святой Горе Афон в Греции....

В этом названии легко угадать связь с Россией. И действительно, обитель - уголок Руси на греческой земле, единственный русский монастырь на Святой горе. Неудивительно, что его очень любят отечественные паломники и туристы: они почитают долгом помолиться в кафоликоне монастыря, который так напоминает владимирские храмы, поклониться мощам святого целителя Пантелеимона и побеседовать с русскими насельниками обители. Свято-Пантелеимонов - старинный и крупный монастырь, некогда владевший подворьями по всей Российской империи.

История Свято-Пантелеимоновой обители восходит к 11 веку, однако первоначальный монастырь назывался Фессалоникийским, хотя и был освящен во имя святого Пантелеимона. Первая русская община появилась в этой области еще раньше, в 10 веке. Насельники обитали тогда в Богородичном ските, и лишь в 12 столетии переехали в тогдашний Фессалоникийский монастырь, который с тех пор стал называться Свято-Пантелеимоновым. В то время здесь подвизался святой Савва Сербский. Во времена турецкого владычества обитель испытывала трудности с финансированием, а количество русских монахов уменьшилось. В 18-19 веках под руководством преподобного Герасима монастырь вновь переживает расцвет, и число русских послушников доходит до тысячи. Сегодня здесь живут 50 монахов.

Свято-Пантелеимонов монастырь расположен на юго-западном побережье полуострова Афон, прямо у береговой линии. Впервые увидев его каменные крепостные стены, за которыми возвышаются нарядные белоснежные храмы и церкви, невольно вспоминаешь о граде Китеже: кажется, так же некогда отражался сказочный город в водах Светлояра, как дрожат на синей глади моря монастырские купола. В отличие от большинства прибрежных монастырей Афона, Свято-Пантелеимонова обитель практически не поднимается над уровнем моря, словно приглашая путешественника сойти с лодки прямо под ее гостеприимные своды.

Кафоликон монастыря был построен в начале 19 века и освящен в честь великомученика Пантелеимона. В его стройном классическом облике перекликаются черты северных русских храмов и византийские традиции: в частности, приземистые луковки посажены на световой барабан с узкими и высокими окнами. В интерьерах обязательно стоит увидеть фрески и резной иконостас (здесь также явно прослеживаются русские черты) и поклониться древней иконе и мощам целителя Пантелеимона.

Свято-Пантелеимонов монастырь особенно славится своим колокольным ансамблем, составленным из подаренных обители русскими царями колоколов. Крупнейший из них весит 13 т и достигает в диаметре 2,7 м.

В границах монастыря располагаются целых 15 церквей - рекордное число для Афона. Здесь хранятся особо почитаемые реликвии, в числе которых чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская» и мощи многочисленных апостолов, святых и мучеников: ступня Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки, мощи Иоанна Крестителя и другие святыни. Ценнейшая библиотека обители содержит более 20 тыс. печатных книг и около 1300 манускриптов, почти половина из которых написана на старославянском языке.

Игумены Пантелеимонова монастыря на Афоне:

  1. Игумены: игумен Савва (1803-1821)

  2. игумен Герасим (1821-1874)

  3. архимандрит Макарий (Сушкин) (1875-1889)

  4. схиархимандрит Андрей (Верёвкин) (1889 - †12 ноября 1903) схиархимандрит Нифонт (Четвериков) (1903 - †24 октября 1905) архимандрит Мисаил (Сопегин) (ноябрь 1905 - 31 мая 1909)

  5. архимандрит Иакинф (Кузнецов) (31 мая 1909-1940)

  6. схиархимандрит Иустин (Соломатин) (1 апреля 1940 - †17 августа 1958) схиархимандрит Илиан (Сорокин) (1958 - 18 января 1971)

  7. схиархимандрит Гавриил (Легач) (26 апреля 1971-1975)

  8. архимандрит Авель (Македонов) (11 июля 1975-1978)

  9. схиархимандрит Иеремия (Алёхин) (с 9 июня 1979 года)





В этом году отмечается юбилей - 1000-летие присутствия русских на Афоне. В рамках празднования юбилея Пантелеимоновым монастырем предпринят издательский проект 25-томной серии «Русский Афон XIX - XX веков». Часть томов уже вышла. Второй том называется «Монахологий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне», где собраны сведения о насельниках за два столетия. Монахологием называется книга регистрации иноков в монастырях Святой Горы. В этой книге даны краткие биографические сведения, откуда кто родом, когда поступил на Афон, даты постригов и рукоположений, послушания, даты смерти. Рязанцев за этот период времени подвизалось в Пантелеимоновом монастыре более ста человек. Именно благодаря «Монахологию» теперь известно о трёх игуменах - рязанцах, которые пребывали на Святой горе Афон. Это архимандрит Мисаил(Сопегин), схиархимандрит Иустин(Соломатин) и архимандрит Авель(Македонов).





Хочется подробнее рассказать о схиархимандрите Иустине(Соломатине)





Исследовательская работа: «Схиархимандрит Иустин(Соломатин) и восстановление отношений Пантелеимонова монастыря с Русской Православной Церковью»

Схиархимандрит Иустин (в миру Иван Семенович Соломатин) родился в 1878 году в крестьянской семье деревни Студенец прихода села Старая Дубрава Пронского уезда Рязанской губернии. К сожалению, в Государственном архиве Рязанской области о рождении схиархимандрита Иустина запись за 1878 год не найдена. Есть запись за 1884 год о том, что в семье Соломатиных родился сын Иван. Но он ли это или его младший брат, пока неизвестно. Таким образом, о его жизни до поступления в монастырь ничего не известно.

23 декабря 1896 года 18-летним юношей Иван приехал на Святую Гору и был принят в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. Старцы обители определили ему послушание в серебряной мастерской, где он так усовершенствовался в своем ремесле, что впоследствии стал старцем этой мастерской и руководил производством в продолжении 41 года до избрания его в наместники обители.

Каков же монашеский путь о.Иустина?

28 марта 1900 года он принял постриг в рясофор с именем Иаков, а 24 февраля 1906 года - в мантию с именем Иустин.

Отец Иустин вел тихую жизнь. Он никогда не выделялся среди братии. Почти всегда молчал и работал на послушаниях с полной отдачей. Только его духовник отец Агафодор (Буданов) знал глубину его души. Ни один брат не ведал ничего ни о его прошлой жизни, ни о нынешних переживаниях. С редким самообладанием нес он свой монашеский крест. И если бы не его духовник, он так и остался бы никем не замеченным среди сотен братий. Но отец Агафодор знал, что этот колодец духа очень глубок, поэтому, по его представлению, отец Иустин 14 сентября 1913 года епископом Досифеем был рукоположен в иеродиакона.

После смерти отца Агафодора его духовником стал отец Кирик (Максимов), который тоже должным образом оценил глубину души отца Иустина и попросил отца игумена рукоположить его.

8 мая 1924 года Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Антонием (Храповицким) Киевским и Галицким отец Иустин был рукоположен в иеромонаха. Его служение в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре протекало в очень сложное и противоречивое время.

Следует отметить, что октябрьский богоборческий переворот 1917 года имел крайне трагические последствия для всего русского монашества на Святой Горе Афон. Отныне сюда прекратила поступать всяческая помощь из России, а русские монахи оказались отрезанными от своей Родины. Незначительное пополнение братии шло лишь за счет русских белоэмигрантов, проживавших в Западной Европе. Вот, что писал по этому поводу русский писатель Б. Зайцев: «... Однако приток все-таки есть. Он идет теперь не из России, а из эмиграции. Русский Париж, русская Сербия дают пополнение Афону. Многое меняется на наших глазах. Если прежде на Афон шли преимущественно из купечества, мещан, крестьянства, то теперь я вижу молодого иеромонаха - офицера Добровольческой Армии, вижу бывшего художника, сына министра, знаю инженера и т. д.».

В этот период попечение над русскими обителями на Святой Горе Афон по мере сил принимают на себя представители Русской Православной Зарубежной Церкви (РПЦЗ), первоиерархи которой - митрополит Антоний (Храповицкий) и митрополит Анастасий (Грибановский) пытались поддержать русское монашество на Афоне. Однако этих усилий было явно недостаточно.

12 декабря 1937 года умер наместник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря отец Иоаникий (Кутирев) и были назначены новые выборы. Отец Иустин (Соломатин) был одним из трех кандидатов. Именно ему, по жребию, и выпало стать наместником Свято-Пантелеимоновой обители. Через год, а именно 5 марта 1938 года, его постригли в схиму.

В 1940 году, после смерти игумена Мисаила (Сапегина), 1 апреля митрополитом Ерофеем отец Иустин был возведен в сан игумена и архимандрита Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. 17 декабря 1937 года он был награжден набедренником, палицею и наперсным крестом.





Отцу Иустину досталось тяжелое наследство. Трагические годы Второй мировой войны окончательно подорвали силы и ресурсы монастыря. Материальное положение русской святогорской обители пошатнулось, людские ресурсы все убывали - все это достаточно скоро могло довести монастырь до крайнего оскудения. Поэтому отец Иустин понимал, что надо что-то делать... Но никаких возможностей изменить положение практически не было. Тогда отец Иустин пошел на неимоверно мужественный шаг - попытался установить контакты с Русской Православной Церковью. Этот поступок многими воспринимался как «самоубийство», учитывая, в каком положении пребывала тогда Церковь в СССР, а также то давление, которое оказывалось на монастырь со всех сторон - своих и чужих. Но отец Иустин преодолел страх и сделал верный шаг - по окончании Второй мировой войны попытался восстановить контакты с Церковью на Родине.

В своем послании на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия I игумен Иустин в 1945 г.

писал:

«Ваше Святейшество, милостивейший Архипастырь и Отец, благословите! Русский монастырь Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона на Святой Горе Афонской сыновне шлет настоящим письмом свои искреннейшие и теплейшие поздравления Вашему Святейшеству по случаю избрания Вас на древний Московский Патриарший престол и торжественного поставления Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Недавнее восстановление патриаршества в России, избрание на Патриарший престол сначала Вашего приснопамятного предшественника - блаженно о Господе почившего Патриарха Сергия, а теперь и Вашего Святейшества наполнили наши сердца, русских православных людей, чувствами глубокой радости и благодарности Богу. Отрадно думать, что святая Православная вера, как и в древние времена, вновь сияет на Святой Руси, что в эти тяжелые годы войны с исконным внешним врагом-завоевателем Святая Православная Церковь в лице Святейшего Патриарха Сергия и Вашем воодушевляла и наставляла (как и во все трудные времена истории России) верующий русский народ на святое дело защиты Родины. Еще с большею радостью слышим мы отовсюду, что Православная вера и Церковь в России обладают сейчас полной свободой и что правители державы Российской относятся к Церкви Христовой с подобающим ей уважением и доброжелательством. Радостно также, что Русская Православная Церковь вновь занимает подобающее ей почетное место среди других Автокефальных Церквей и что в Москве обсуждаются и решаются во благо Православия важнейшие вопросы, касающиеся всей Православной Церкви в целом.

Пользуясь случаем этого первого после многих лет перерыва письменного общения с Русской Церковью, мы обращаемся от имени нашего Русского монастыря святого Пантелеимона и всех русских монахов Святой Горы к Вашему Святейшеству с нижеследующей просьбой: вот уже 30 лет, как Святая Гора Афонская перешла без согласия на то России во власть греков. С этих пор наш монастырь и все русские обители на Афоне начали подвергаться тяжелым притеснениям со стороны греческого правительства. Негреческие обители Святой Горы обречены на верное и сравнительно быстрое вымирание и уничтожение, за которыми последует общая гибель Святой Горы как особой монашеской автономной области. Мы вместе с тем сознаем, что в нашей беде, беде русских людей на далеком Афоне, нам может помочь одна лишь Россия. Поэтому мы умоляем Ваше Святейшество: взять нас под свое отеческое духовное покровительство.

Почтительнейше испрашивая святых молитв Ваших и благословения, честь имеем быть Вашего Святейшества нижайшими послушниками и смиренными богомольцами.

Игумен Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря Архимандрит Иустин со всею о Христе братией».

По результатам этого обращения, в письме председателю Совета по делам РПЦ ген. Г.Г. Карпову от 21 августа 1946 г., Патриарх Московский и всея Руси Алексий I сообщал: «...настроение афонских иноков интересно в том отношении, что, будучи в большинстве своем вне политики, они не поддались доходившим до них обрывкам пропаганды против Советского Союза, шедшим со стороны эмигрантских кругов, и не прониклись симпатией к «крестовому походу» против Советского Союза».

Правда, вследствие обращения о. Иустина давление на русский монастырь на Афоне усилилось как со стороны греческого правительства, так и со стороны Афонского Протата. Кроме того, обитель и лично ее игумен подверглись очень сильной критике со стороны представителей русской эмиграции. Поступок отца Иустина был воспринят многими как предательство русских интересов и измена Православию. В результате, благодетели из числа русских эмигрантов, посещавшие до этого обитель и покровительствовавшие ей, в знак протеста прервали с ней отношения и фактически прекратили помощь. По сути, Русская обитель на Афоне оказалась в полной изоляции.

С усилением «холодной войны» между СССР и странами Запада усилилось давление и со стороны Вселенской Патриархии и Греческого правительства, опасавшегося проникновения на Афон и в Грецию агентов КГБ. Это и стало причиной того тяжелого положения, в котором оказался Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь с конца 40-х годов.

Но в результате мужественного поступка отца Иустина стало возможным постепенное восстановление отношений с Московской Патриархией и впоследствии, грандиозными усилиями последней, была спасена Русская обитель на Афоне.

Результаты письма отца Иустина не заставили себя ждать: уже 7 октября 1954 года монастырь посетил посол СССР в Греции, а 25 апреля 1955 года на Афон прибыла делегация Московской Патриархии в составе митрополита Никодима (Ротова) и епископа Мелхиседека. Так, через 27 лет разлуки была восстановлена связь между афонским русским монастырем и Церковью на Родине, сохраняемая и доныне.

Преставился схиархимандрит Иустин (Соломатин) 3/17 августа 1958 года.

Таким образом, рязанские игумены, которые пребывали на Афоне, внесли огромный вклад в возрождение Свято-Пантелеимонова монастыря и его отношений с Русской Православной Церковью.

  1. архимандрит Мисаил (Сопегин) (ноябрь 1905 - 31 мая 1909)

  2. схиархимандрит Иустин (Соломатин) (1 апреля 1940 - †17 августа 1958)

  3. архимандрит Авель (Македонов) (11 июля 1975-1978)





Святыни монастыря

Русский Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь является многовековой бесценной духовно-национальной сокровищницей русского народа, его национальной гордостью и духовно-культурной твердыней, олицетворяющий 1000-летнюю историю пребывания русских монахов на Святой Горе Афон.

Но, кроме этого, обитель ценна еще и тем, что в ней издревле хранятся многочисленные чудотворные и целебные святыни всеправославного значения, к которым может свободно приложиться и помолиться любой из паломников.

Так в главном соборе русского Свято-Пантелеимонова монастыря в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона паломникам на богослужении открыт доступ для поклонения и молитв к честной главе этого великого святого - бесценному украшению и сокровищу как храма и русской обители, так и всей Святой Горы Афонской. Как известно, многочисленные паломники многократно получали и получают исцеления и чудотворения от главы святого Пантелеимона Целителя, глубоко чтимого как в Греции, так и на Руси.

Также в этом храме можно приложиться к части Древа Креста Господня и св. мощей св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, главе св. преподобномученика Стефана Нового, главе св. преподобномученицы Параскевы, ребру св. великомученицы Марины, частице мощей св. Иосифа Обручника, св. Апостола Фомы, преподобного Симеона Столпника, св. мучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского и многих других. Здесь же пребывает значительная часть от камня, отваленного от гроба Господня, из которого сделан седмисвещник.

Второй собор русского святогорского монастыря - Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь пребывают части Животворящего Древа Креста Господня, части мощей св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, св. Апостолов Петра, Андрея Первозванного, Матфея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея, Варнавы, Иоакова Алфеева, Тимофея, Прохора, Фаддея, св. Анны - матери Пресвятой Богородицы, св. равноапостольной Марии Магдалины, св. первомученика Архидиакона Стефана, св. Архидиакона Лаврентия, св. праведного Иосифа Обручника, св. Дионисия Ареопагита, св. равноапост. царей Константина и Елены, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Афанасия Александрицского, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского, Амвросия Медиоланского, Иоанна Милостивого, Григория Паламы и многих других.

Всего в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре хранятся части мощей более 300 греческих, русских, грузинских святых, к большинству из которых каждый из паломников может свободно приложиться, помолиться и испросить помощи.

Особо почитаемы хранящиеся здесь главы и части глав св. вмч. Пантелеимона Целителя, прп. Силуана Афонского, верхняя часть главы св. Апостола и Евангелиста Луки, сщмч. Анфима Никомидийского, прпмч. Игнатия Афонского, Евфимия Афонского и Акакия Афонского, часть от левой ноги св. aп. Андрея Первозванного в серебряном ковчеге, часть правой руки св. прав. Иоанна Русского и многие другие святыни.

В русском Афонском монастыре доступны для поклонения чудотворная икона Матери Божией, именуемая "Иерусалимскою", икона Матери Божией «Казанская», икона Матери Божией «Игумения Святой Горы Афонской», икона св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеимона, икона св. священномученика Харалампия и другие. Пред ними каждый из паломников может молиться все дни пребывания в обители.

Как отмечает один из паломников Игорь Михайлов: «Паломничество в Пантелеимонов монастырь, участие в богослужениях и поклонения его многочисленным целебным и чудотворным святыням и мощам оставляют неизгладимый след, преображая как духовно, так и физически… Кроме того, приятно ощутить в Пантелеимоновом монастыре традиционное славянское гостеприимство, открытость и радушие, а еще - русский язык, как в общении, так и на богослужении. На Афоне это ощущается особенно остро… Так что Пантелеймонов монастырь воистину является твердыней и оплотом Святой Руси на Афоне».





Заключение и выводы.





Таким образом, проанализировав и изучив материалы по данной теме, я пришла к следующим выводам:



  1. Русский Афон является неразрывной и важной составляющей наследия Святой Горы как вселенской православной сокровищницы.

  2. Тесными и плодотворными были традиционные связи с Отечеством у Русского на Афоне Свято- Пантелеимонова монастыря, который остался на сегодняшний день единственным островком Святой Руси на Афоне.

  3. Историческая заслуга о. Иустина состоит в том, что он впервые с момента богоборческой революции 1917 г. в России восстановил после Второй мировой войны отношения с Русской Православной Церковью.

  4. Духовное значение для верующих Святынь Пантелеимонова монастыря очень велико.





Список используемых источников и литература.





1.Библиотека и архив Русика. Источник: afonit.info/biblioteka/istoriya-russkogo-monastyrya/russkij-afon-1000-letie-stoyaniya-v-molitve

2.Портал «Русский Афон». www.afonit.info/

3.Газета «Благовест» - «Три афонских игумена- рязанца»

4. Источник: www.nashasreda.ru

5.Источник:afonit.info/biblioteka/podvizhniki-monastyrya/skhiarkhimandrit-iustin-solomatin</</u>













 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал