7


  • Учителю
  • Фольклор и декоративно - прикладное творчество. Из опыта.

Фольклор и декоративно - прикладное творчество. Из опыта.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МАОУ СОШ №4



Из опыта



Выполнила:

учитель нач. классов

Сиротина И. А.



г. Усть-Катав

2006 г.



ВВЕДЕНИЕ

Духовная культура - это прежде всего, мир науки и искусства. Наука отражает мир в виде логических законов и понятий. А какова же роль искусства? Является ли оно инструментом познания мира? Обратимся к фактам далёкого детства человечества. Наскальные росписи палеолита, ритмический рокот барабанов, сопровождающий ритуальные танцы, декоративный орнамент на черепках глиняной посуды в археологических раскопках. Всё это свидетельство того, что искусство не только украшало жизнь, но и помогало познать загадочный, часто враждебный мир. Оно формировалось на протяжении десятков тысяч лет.

Поэтому мир искусства богат и сложен. Для того, чтобы человек вступил в него не как в тёмный неведомый лес, полный всяких неожиданностей, его нужно постепенно вводить в этот прекрасный мир с самых первых лет жизни.

А для чего нужно человеку искусство? Как известно, искусство является средством формирования человека, искусство помогает творить и созидать, затрагивает глубину души - чувства и эмоции.

Задача педагогов начальной школы, в широком смысле, поднимать средний слой до художественной элиты, чтобы не произошла катастрофа - полностью отказа или утраты своей культуры, упадка нравственности и духовных ценностей. Поэтому «воспитание искусством» и есть выход из данной ситуации. Но не следует искусство рассматривать так же, как науку, то есть делать опору, только на познавательную сторону. Если же очень настойчиво уделять внимание воспитательной функции, то это приводит к тому, что герой или художественное произведение теряет свой художественный навет. Искусство многофункционально и, кроме познавательной, воспитательной

/когда герой - образ для подражания/, есть и другие (если уделять

внимание только на воспитательную функцию, то герой становится символом, целиком теряет связь с жизнью, действительностью)

функции: пророческая /кассандровская/ - умение интуитивно увидеть, коммуникативная /функция общения/, оценочная /приобщение к нравственному , эстетическому, этическому всего человеческого/, и, наконец, удовольствие / донистическая задача свободного выбора в жизни/. Но, прежде чем, давать систему искусства, нужно сначала пережить, осознать факт искусства, потом уже давать понятия, определения. При этом основные понятия вводятся опосредственно, с установкой на непроизвольное запоминание.

Так постепенно достигаются цели исследования:

  • Создание представления о развитии культуры русского народа.

  • Нравственное и эстетическое воспитание через традиции

народа, установленными веками.

  • Создание базы для воспитания мировой художественной культуры в более старшем возрасте.

Основными задачами исследования являются:

  1. Развитие умственных, физических, музыкальных, изобразительных способностей.

  2. Развитие образного и логического мышления: речи учащихся, трудовых; и физических навыков, поэтических способностей.

  3. Развитие у детей художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного.

  4. Развитие самостоятельности, творческого отношения к выполнению практических работ.

  5. Воспитание интереса и любви к искусству, бережного отношения к памятникам культуры, понимания роли искусства в жизни общества.

  6. Формирование у детей любви к родному краю, ощущения исторической преемственности.

Для выполнения поставленных задач, можно использовать следующие виды занятий:

  • Знакомство и запоминание художественных произведений /показ репродукций, слайдов, прослушивание какого-либо музыкального произведения, чтение художественного литературного произведения/.

  • Творческие работы по данной теме /рисование, лепка, конструирование, сочинение, музицирование/.

  • Посещение театров, музеев, выставок народного творчества.

  • Встречи с творческими людьми.

Изучение предлагаемой программы в школе возможно традиционным путём:

1 Передача знаний и умений, где познавательный интерес ставим на первый план.

2 Передача духовных ценностей.

Но, при передаче знаний возникает проблема: дети поставлены только в поглощающий объект, нет обратной связи.

И, поэтому, у детей интерес постепенно угасает (Коган «Мир общения» 1988 г.). В данном случае отношения «Учитель-ученик» субъектно-объективные. Учитель - это субъект: передаёт информацию ученику /объект/. Способ такой передачи - монолог /рассказ/.

Нужно организовать так, чтобы дети были поставлены в активную позицию. В этом случае ребёнок должен находиться между какими-либо проблемами /формы - диалог, дискуссия/.

Именно при передаче духовных ценностей, механизм общения между учителем и учеником позволяет добиться постоянного интереса ученика, потому что принцип передачи духовных ценностей совершенно иной.

Учитель - это человек, который имеет некую мысль, истину, содержащую разные точки зрения /учитель - субъект/. Он передаёт духовную ценность, которая имеет оценку - хорошо это или плохо, и ученик / объект также имеет свою оценку и, следовательно, тоже становится субъектом. Связь между учителем и учеником субъектно-субъектная, то есть, взаимно-обратная. И цель этой связи не в получении информации, а в умении выработать свой взгляд на нечто, /то есть, происходит выработка духовных ценностей/. В этом случае можно сказать словами Б. Шоу «Обменяемся идеями, станет две идеи, а если обменяемся яблоками, то у каждого всё равно по одному».

Следует помнить, что авторитарная система данного предмета обречена на провал. Главное условие - учить искусству через эмоции, чувства.

Главная задача учителя - это организовать общение ученика с искусством.

Основные требования к уроку:

  1. Это урок, где «не учат», не назидают.

  2. Это проблемный урок, на котором размышляя, переживаем или разрешаем проблему.

  3. Урок должен быть коллективно-личностным /например, посещение театра/, межличностным.

  4. На каждом уроке необходимо дать первое знакомство с произведением искусства, наметить пути решения, отправить с вопросом, заставить задуматься.

  5. Главный источник знаний на уроке - само искусство. Учитель - это посредник между искусством и учеником.

Цель таких уроков: через эмоции и чувства возбудить желание решить проблему, конфликт, ситуацию, поставленную на уроке.

Поэтому, планируя урок, прежде всего, планируются вопросы к классу, пытаясь выяснить главную проблему урока, разделив её на несколько небольших проблем, которые ставятся перед детьми.

Каждый момент урока всегда связан с главной проблемой урока. Необходимо включить детей в постоянную напряжённую интеллектуальную деятельность на уроке.

Программа имеет следующие принципы:

  • От простого к сложному, от конкретного к абстрактному.

  • Опора на ранее приобретённые знания и умения.

  • «Всё познаётся в действии» /то есть неразрывность теории и практики/…

  • Учитываются возрастные особенности детей.

  • «Повторение - мать учения» /принцип возврата на более сложном уровне/.

  • Принцип историзма.

  • Опора на творческий метод /выбор мировоззрения/. Творческий метод позволяет говорить о традициях и о новаторстве, а так же позволяет объединить, найти что-то общее в группе произведений.



ОБЩИЕ ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Знакомство с искусством разумно начинать с того, что ребёнок знает, умеет /по принципу - опора на раннее приобретённые знания/. Именно произведения народного творчества известны ребёнку с детского сада: считалки, дразнилки, сказки, скороговорки, пословицы, загадки, детские игры. Возникает общая тема, на которую можно поговорить. Особое место на этих уроках отводится музыке - дети непосредственно поют.

У многих младших школьников артикуляционный аппарат ещё не сформирован в полной мере. И поэтому разумно вводить скороговорки, дразнилки, считалочки, маленькие стихотворения. Работа над дикцией и интонацией может осуществляться на монотонных колыбельных песнях - закличках, колядках. Всё это также развивает память и слуховое восприятие материала. Учитывая синкретический характер /танец, песня, рассказ/ фольклора на одном уроке можно менять различные виды деятельности. Частая смена деятельности позволяет добиться постоянного интереса и желания учиться. Поэтому считаю вводить ученика в мир искусства нужно по принципу от простого к сложному, не обременяя незнакомыми понятиями и опираясь на уже имеющиеся знания.

Для этого предлагаю дать детям:

1 Знания о праздничной культуре русского народа: будние праздники, народный, праздничный календарь, приметы и обычаи, обряды - их роль в жизни народа.

2 Представление о фольклоре, как национальном явлении: общие образы и сюжеты мирового фольклора. Народное творчество на Урале.

3 Знания и навыки по прикладному искусству: домашняя утварь, её отделка, игрушки, инструменты. Народные умельцы.

4 Знания о традиционном национальном костюме, разновидности национальной одежды. Смысловое значение костюма.

5 Дом, выбор места для жилья. Жилище, внешнее и внутреннее убранство. Дом в произведениях фольклора, литературы, изобразительного искусства. Деревня, её обычаи и нравы.



МНОГОУРОВНЕВЫЙ ХАРАКТЕР ПРОГРАММЫ

Начинать работу по программе «Фольклор и декоративно-прикладное творчество» возможно с любого класса начальной школы. В разных условиях возможны разнообразные вариативные формы сотрудничества в освоении обширного содержания программы. Так, учителя начальных классов могут распределить материал на уроки труда, музыки, изобразительного искусства, чтения, развития речи. Педагоги могут подключать к своей работе учащихся старших классов, родителей для общих занятий - праздников. Не забывайте, что светлое, радостное общение детей и взрослых во время подготовки и проведения милых сердцу и уму народных праздников - одна из главных задач в работе по программе. Только через неформальное, искреннее общение возможно настоящее освоение народной культуры, творческое

(а не подражательное) возрождение народных традиций в новых условиях, жизненно важное для развития национального самосознания восстановление культурной, духовной преемственности между поколениями.

Такое сотрудничество может объединить общим смысловым стержнем классную и внеклассную работу; помочь общению учащихся младших классов и средних; дать духовный импульс взаимоотношениям семьи и школы.

Объём содержания программы предполагает широкую вариативность и разные возможности в способах и формах его освоения и региональной корректировки.

Это не просто уроки, проведённые в классе за партой, с монологом учителя у доски, а занятия - видеопутешествия и реальные экскурсии по городу, посещения музеев, выставок, концертов, мастерских народных мастеров. Это - углубленное домашнее общение с родственниками, близкими. Общение, позволяющее очень многое узнать об истории семьи, о её участии в общенародной жизни.

И ещё об очень важном. Эта программа совершенно необходима, потому что недопустимо на занятиях по освоению народной культуры живописать лишь словом. Нужно «думать» руками. Погрузиться в предметный мир: создавать его в своём воображении и мастерить самостоятельно при опоре на внимательное рассматривание неповторимых по красоте и теплоте предметов крестьянского быта. Следовательно, такую программу мне пришлось создать самой, по крупицам собирая народный опыт нашего края, обдумывая, как его можно использовать в школьных занятиях, вспоминая свой собственный опыт детства - игры «в дом», мобилизуя свой опыт преподавателя - фантазируя, придумывая вместе с детьми.

При любой выбранной форме работы хлопот, конечно, много. Нужна хорошая организация, общая увлечённость целью, но дело стоит того. В любом случае вы должны заранее договориться с детьми, что они будут не только слушать былички, притчи, сказки, ваши рассказы. Что всё, о чём они будут узнавать, начнёт постепенно создаваться их руками. Да не для одного занятия.

Заранее, пока хорошая осень, надо заготовить «строительный» материал. Лоскутки разноцветной ткани, нитки, иголки, бисер, тесёмки. Многое нужно будет приготовить с помощью родителей. Зато всё это потом поможет вам доходчиво, в игровой зримой форме, с участием всегда привлекательных для детей кукол рассказать об обычаях и обрядах традиционной семейной жизни.

Нужно помнить, что совсем не обязательно добиваться полной похожести на настоящий предмет. Не нужно имитировать. Можно создать художественный образ скромными средствами. Допустим, макет деревни из бумажных трубочек-брёвен, кукол из растительных материалов. Остальное в игре и созидании довершит разбуженное воображение ребёнка.

Не надо навязывать всем детям, делать что-либо одно и единообразно, по шаблону. Надо дать им возможность выбирать дело по душе. Необходимо обратиться к народному традиционному быту и прикладному творчеству своего края.

Выберите те виды творческой деятельности, которые вам больше нравятся, доступны в ваших условиях или соответствуют общему замыслу воплощения в зримых образах игрового мира вашей будущей к р е с т ь я н с к о й В с е л е н н о й .



ПРОГРАММА ФОЛЬКЛОРНОЙ ,

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Тема 1. Необычная страна.

Земля, солнце, небо - как они представлялись нашим предкам. Природа родного края. Влияние природы на жизнь людей. (Рисование по представлению).

Тема 2. Возникновение обрядов.

Как возникли обряды? Почему они стали праздниками?

Три цикла календарно-обрядовых праздников в году.

1. Зимне-весенний. 2. Весенне-летний. 3. Летне-осенний.

Тема 3. Жильё простого человека,

Где быть деревне? Где быть дому? Куда смотреть окнам? Где быть двери и печи? Конструктивно-эстетические приёмы строительства крестьянского дома. Строим макет крестьянского дома (из бумажных трубочек - брёвен, спичек и других материалов). Встреча с Вычиковым Г.Е. лауреатом областного фестиваля художественного творчества инвалидов, победившего в номинации «Спичечная архитектура». Рисуем. Экскурсия по улицам посёлка Шубино, посещение библиотеки. Шьём. Создаём презентации.



Тема 4. Искусство в быту народа.

Праздничное и повседневное убранство дома. Утварь: деревянная, глиняная, плетёная, металлическая. Мастерим и расписываем модели утвари. Материал: папье-маше, глина, пластилин, тесто. (Посещение горницы-музея в МДОУ № 13, музея г. Усть - Катава. )

Тема 5. Мир крестьянского дома.

Игровая культура детства и отрочества. Органическая связь

с традиционной народной культурой взрослых. Детский игровой фольклор (игры для разных периодов года, в доме и вне дома). Разучиваем детские игры.

Народная детская игрушка (кукла), её замечательные эстетические качества и роль в становлении и всестороннем

развитии личности ребёнка. Мастерим игрушки и лоскутные тряпичные куклы. Показ кукольного спектакля для детей младшего звена. (Посещение выставок в ЦДТ

«Мадонны синего Урала» художницы Мельник В.И. и

«Народная кукла» мастерицы Ольги Ивановой (мастер-класс)) .

Встреча с Усть-Катавской рукодельницей Вернигоровой Н.Ф.

которая « даёт вторую жизнь» старым, сломанным куклам.

Русская народная проза о мифических существах, населяющих крестьянскую Вселенную. Читаем сказки, рассказываем былички и поверья, сочиняем, инсценируем,

рассуждаем над поступками и поведением героев.

Гармоничное соотношение игры и труда в детстве - этическая и эстетическая нормы в народной пед.практике,

которая является важной частью народной культуры.

Творческое задание детям по выбору - выполнение в качестве домашнего задания любого образца их собственной изобразительно-прикладной или «поварской»

деятельности.

Тема 6. Жизнь человека в доме и мире.

« Вся семья вместе, так и душа на месте ».

Внутренний строй большой крестьянской семьи.

« Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых деток ».

Рождение ребёнка и сопутствующие этому событию семейно-бытовые обряды.

« Воспитывай лаской, а не таской ».

Поэзия пестования и её роль в становлении эмоционально-эстетической сфере ребёнка, его физического и психического здоровья.

« Добрые дети дому венец, злые дети - дому конец ».

Игровая культура детства. Детский игровой фольклор.

« На что и клад, коли в семье лад».

Обычное течение жизни в семье : с вечера - распределение работ и обязанностей на следующий день. У каждого своё место и своё дело.

« Поле красно стогами, а изба - пирогами ».

Будни и праздники крестьянской семьи. Роль женщины в семье. Традиции русского гостеприимства.

« Сама болезнь скажет, что хочет ».

Заговоры, как необходимость в семейной жизни и быте. Народная медицина. Травники. Лечебники.

« Корми деда на печи, сам будешь там ».

Народные представления о нравственных обязанностях младших перед старшими в сказках, пословицах и поговорках.

« Живые родители - почитай, померли поминай ».

Кончина человека в народных представлениях - кульминация и итог его жизни. Высокая красота и мудрость похоронных и поминальных обрядов и обычаев русского народа.

« Корни старые - ветки новые ».

Возрождение ушедшего человека в лице потомков.

( Встреча с творческими людьми. Посещение концертов в музыкальной школе, выступлений народных коллективов

во Дворце Культуры).





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал