7


  • Учителю
  • Сказочные мотивы в романе В. Орлова «Альтист Данилов»

Сказочные мотивы в романе В. Орлова «Альтист Данилов»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Сказочные мотивы в романе В. Орлова «Альтист Данилов»

В конце XX века в отечественной литературе возникает интерес к способам отражения действительности и, как следствие, поиск новых форм и средств художественной выразительности. Так на рубеже веков актуализируется мифологическая архаика жанра сказки. Отдельные сказочные мотивы, формы и образы появляются в произведениях Л. П. Петрушевской, Т. Толстой, А. Кима, Н. Галкиной, Д. Липскерова, В. Орлова и др. К авторам, в художественном пространстве произведений которых значительное место занимают сказочные мотивы, относится и В. Орлов. Сказочные мотивы в его романе «Альтист Данилов» и являются предметом нашего анализа.

«Альтист Данилов» (1980) - четвертый роман В. Орлова - принес ему наибольшую известность. Если все предшествующие произведения писателя были выдержаны в строго реалистическом ключе, то в «Альтисте Данилове» вольные фантазии В. Орлова решительно взламывают привычную плоскость бытового правдоподобия. Так, выведенный в качестве главного героя получеловек-полудемон Данилов живет среди простых смертных в столичном районе Останкино в 1972 г. (точная датировка - характерная особенность этого и всех последующих романов В. Орлова). Стремясь всецело реализовать себя как личность, герой сознательно отказывается от своих «демонических» возможностей и действует лишь исходя из своей собственно человеческой сущности.

Несмотря на точную датировку само произведение является острой сатирой на современную действительность. Широкая мотивировка текста позволяет выявить все многообразие нравственных задач, которые решает автор. Это и человеческие отношения, любовь, и место человека в творчестве, и творческое начало в человеке, и социальные отношения, и карьера, и дружба, и зависть, и философские проблемы бытия, и соотношение внутренних потребностей с возможностями человека.

Ключевой фигурой повествования является Владимир Алексеевич Данилов - «демон на договоре». Он служит в театре и играет на альте. Как у обычного человека у него есть друзья, бывшая жена, командировки и долги. Появляется и новая любовь - Наташа. Обыкновенность Данилова сочетается с избранностью. Демоническая сущность, поставленные перед ним задачи наблюдения и активного отрицательного влияния на жизнь людей не дают раскрыться положительным чертам характера Данилова-человека.Он получает за некоторое свое «гусарство» по отношению к одному нахальному домовому «черную метку». Полученная метка заставляет его ждать времени Ч., сыграть великолепную симфонию молодого композитора Переслегина, поспорить с Земским, скрипачем и коллегой по театру, о тишизме (новом «направлении» в музыке) и вообще о творчестве, вызвать своего друга Кармадона, прилетевшего с далекой-далекой планеты в отпуск, на дуэль… Попутно он умудряется заниматься по просьбе бывшей жены ее «мелкими заботами», знакомится с хлопобудами (Обществом хлопот о будущем).

Подобный авторский ход - обнаружение в главном герое произведения демонической сущности - открыл возможность затронуть целый ряд проблем, из которых важнейшей стала проблема творчества и творческой личности в современную эпоху. Музыканта Данилова как личность творческую бытовые обстоятельства то и дело удручают, но «абстрагироваться» от них он не в состоянии: ведь условиями своего существования он ни в коем случае не должен отличаться от окружающих его обычных людей. Однако, категорически запрещая себе пользоваться (как в творчестве, так и в быту) демонической силой, альтист Данилов непрерывно бьется над мучительной проблемой: как соотнести духовные устремления с чисто материальными потребностями. Всей логикой повествования автор с неизбежностью подводит читателя к выводу о том, что истинно творческая личность обязана подниматься над бытом, преодолевать его, а не пытаться уходить от собственно житейских проблем.

Как видим, в основу художественной ткани «Альтиста Данилова» В. Орлова положен прием метаморфозы и сказочный мотив превращения, детально изученные исследователем А. А. Гаджиевым. Сказочный мотив «демона на договоре» - известный в русской и мировой классике. По мнению ученого, «в процессе художественного "превращения", в творительном метаморфозы, напротив, определяемый предмет (основной субъект) как бы исчезает, сохраняется его двойник, "оборотень" и, таким образом, указывается на частное совпадение субстанций» [1, с. 56]. Поэтому метаморфоза воспринимается как реальность, а не как вымысел, что свидетельствует о мифологичности этой образной фигуры.

При этом само превращение в произведении имеет глубокую философскую основу: в романе В. Орлова «Альтист Данилов» фольклорная фантасмагория использована для художественного моделирования коллизий современной цивилизации. Безысходность и неразрешимость этих коллизий приводит к тому, что человек уходит от действительности в свой внутренний мир. Выражаются ощущение бессмысленности и жестокости бытия, чувства одиночества и обреченности человека в незаинтересованном в нем абсурдном мире. Личность утрачивает свою индивидуальность, обстоятельства и вещи правят людьми, человек растворяется в них и постепенно сам становится вещью. В опредмеченном художественном мире текста начинаются смысловые трансформации персонажей.

Из человека в демона превращается Альтист Данилов, которого «демоническая канцелярия» наделяет мистической силой и обязывает всеми доступными ему способами вредить землянам. Однако в высших сферах, надзвездном мире он много размышляет о смысле жизни и человеческого счастья, тоскует по земле и начинает чувствовать свою привязанность к ней, осознавать себя частью человечества. Благодаря таким чувствам и переживаниям, любви и страданиям, которые он способен испытывать, в Данилове формируется талантливый музыкант, отзывающийся на проблемы людей и выражающий самые сокровенные чувства и ощущения: «Данилов пребывал в состоянии, какое он бы не мог сам назвать, в нем были сейчас и любовь, и злость, и отчаяние, вызванные гибелью инструмента, он бы и в сражение теперь же бросился куда-то, и утих бы на Наташиной груди, он непременно желал рассказать людям о судьбе скрипача Коренева и о своем несогласии с ней, само желание рассказать уже и было частью этого несогласия, он жаждал выразить свои понятия о жизни, о любви, о музыке и снова утвердиться в них. Он играл. Он ощущал такую свободу в выражении своих мыслей, переживаний, того, что было с ним или будет, какая к нему пока не приходила. И этот незнакомый ему инструмент, как Альбани, стал продолжени­ем его самого, его голосом, его разумом, его сердцем... Когда Данилов понял, что высказал все, что должен был сегодня высказать, он кончил» [2, с. 444].

Таким образом, по ходу развития сюжета происходит его обратная трансформация главного героя - из демона в человека. В результате символический образ демона становится связующим звеном между земным (эмпирическим) и вечным (духовным), где преобладает земное начало.

Сказочные элементы, переосмысленные писателем и встроенные в художественную канву рассуждений о человечности, параллельны обычной реальности, описанной в романе. Например, в начале произведения читаем: «Данилов считался другом семьи Муравлевых. Он и был им. Он и теперь остается другом семьи… Теперь Данилов бывает у Муравлевых не часто. А преж­де по воскресеньям, если у него не было дневного спектакля, Данилов обедал у Муравлевых. Приходил он с инструментом, имел для этого причины. Вот сейчас я закрою глаза и вспомню одно из таких воскресений… Но опять скажу: так было. Сейчас Данилов обедает у Муравлевых редко. Раз в месяц. Не чаще... Не бывает теперь Данилов и в собрании домовых. А раньше Данилов после спектаклей иногда приходил в дом с башенкой на Аргуновской улице, где по ночам при жэке встречались останкинские домовые. Сам Данилов не домовой, но был прикреплен к домовым» [2, с. 7-10].

Домовой - еще один сказочно-мифологический образ: «в религиозных верованиях славянских и некоторых других народов «дух», живущий в доме. Согласно поверьям, домовой - не только хранитель дома. Он иногда наказывает людей за нарушение обычаев и непочтение, душит их во сне, пугает. Персонифицированные Домовые буквально населяют Москву в романе, и их присутствие - знак нездоровой духовной атмосферы современного времени.

Сказочный мотив превращения и метаморфозы демонической канцелярии, происходящие с главным героем альтистом Даниловым - неотъемлемые черты художественной системы, выстроенной В. Орловым-прозаиком. При этом автор прибегает к двойному использованию мотива превращения: из человека - в демона и из демона - в человека. Если первая метаморфоза объясняется несовершенством современной социальной жизни, которая приводит к интроспективному мировосприятию творческой личностью объективной действительности, то второе - обусловлено одухотворяющим и очищающим воздействием музыки, искусства на человека. Фантасмагоричность внутренней атмосферы произведения, сказочные элементы вызваны здесь смятениями во внутреннем мире героя и катаклизмами в изображаемой среде. Данилов сталкивается с каноническими коллизиями, которые принципиально неразрешимы, что становится причиной напряженных нравственных поисков. Герой реальное бытие воспринимает как мучительное бремя и, озабоченный в первую очередь внутренней неустроенностью, в своих нравственно-философских поисках ориентируется на преобразование самого себя. Поэтому повествовательно-смысловую основу произведения составляют рефлексии, ассоциации отчужденного и самоуглубленного одинокого человека, чье мировосприятие и сегодня не укладывается в типичные рамки социальных предписаний и здравого смысла, но понятно и близко любой творческой натуре.

Литература

1. Гаджиев, А. А. Метаморфозы демонической канцелярии (фантасмагории А. Кима и В. Орлова) / А. А. Гаджиев // Известия Уральского государственного университета. - Серия «Филология» (гуманитарные науки). - 2009. - № 1/2(63). - С. 56-69.

2. Орлов, В. Собрание сочинений («Альтист Данилов»): в 6-ти т. / В. Орлов. - М.: Терра: Книжный клуб, 2001. - Т. 3. - 446 с.

6



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал