7


  • Учителю
  • Вне классное мероприятие 'Святыни русского народа' (7-8 классы)

Вне классное мероприятие 'Святыни русского народа' (7-8 классы)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа №36 г.Орла

СЦЕНАРИЙ

внеклассного мероприятия

для обучающихся 7-8 классов

«Святыни русского народа»



Составитель:

педагог-библиотекарь

Н.В.Пережогина




Орел, 2015

Цель мероприятия: познакомить обучающихся с главными церковными иконами и историей их возникновения, а также сохранившимися церквями и храмами города Орла.

Задачи: 1. Познакомить с понятиями «икона», «евангелие», «церковь», «храм», «собор».

2. Развивать интерес к духовной истории русского народа и православию.

3. Воспитывать уважительное отношение к духовному наследию русского народа.

Оборудование: мультимедийный проектор для презентации; аудиозаписи: «Колокольный звон», Павел Чесноков «С нами Бог»; книжная выставка «Мы все равны пред небесами»; иконки «Сергия Радонежского» (по количеству присутствующих обучающихся).

Предварительная работа: 1. Выбор учащихся из 10-11 классов для исполнения ролей историка и искусствоведа.

2. Подбор материала для выступлений.

3. Разработка презентации к мероприятию.

4. Подбор документов и оформление книжной выставки.

5. Составление вопросов для викторины.

Ход мероприятия

Ведущая: Добрый день! Сегодня мы собрались с вами здесь, чтобы поговорить о святынях русского народа.

(слайд 1)

Многие современные философы и литературоведы говорят, что трагедия современной жизни состоит в том, что из-под ног человека выбиты твёрдые основы нравственности и духовности.

(слайд 2)

Верно сказано Ф.Тютчевым: «Не плоть, а дух растлился в наши дни, и человек отчаянно тоскует».

Вот почему так важно сегодня знать какого мы рода-племени, сердцем воспринимать русскую культуру, неотъемлемой частью которой является православие.

Влияние религии на человечество так велико, что даже годы своей истории оно отсчитывает от даты рождения Иисуса Христа. Во всех мировых цивилизациях религия являлась основой всей системы духовных и нравственных ценностей.

Молодёжи, подрастающему поколению православие даёт возможность почерпнуть уроки милосердия, нравственности и благочестия, помогает узнать как избавиться от гнева, зависти и лености, как научиться не осуждать ближнего и многое другое.

И сегодня мы поговорим о самых главных святынях русского народа - иконах и церквях. А помогать нам будут наши гости - историк... и искусствовед...

(Звучат колокола, торжественный звон, на фоне музыки - текст)

Ведущая: Храм и икона - это два важнейших, основополагающих феномена культуры Древней Руси. Соборы и церкви - большие и маленькие, каменные и деревянные, городские и сельские - были не только наиболее красивыми и торжественными постройками, но и предназначались для очищения души, были окном в мир прославления Бога. Иконы же наглядно представляли Бога и святых, служили посредниками между человеком и Богом. На протяжении многих столетий именно иконы и храмы формировали народное мировоззрение, были его духовной основой.

Древнерусская живопись - иконопись христианской Руси - играла в жизни общества очень важную роль. Взятая за основу иконопись византийского православного мира позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.

«Образ» по-гречески - икона. И уже с глубокой древности слово «икона» стало употребляться как самостоятельное изображение, написанное на доске. Но в широком смысле иконой, т.е. образом воплотившем слово, является все созданное этой живописью: мозаика, фрески, миниатюры украшающие страницы рукописных книг.

А теперь я передаю слово нашим гостям...

Искусствовед: Центрами иконописи были села Палех, Мстера и Холуй. В написании иконы была особая живописная техника. Доска, на которой должна быть написана икона, покрывалась загрунтованной тканью - паволокой, само изображение наносилось на паволоку темперой, т.е. минеральными красками. А сверху изображение покрывалось прозрачной олифой. Олифа хорошо проявляет цвет и прекрасно предохраняет живопись от повреждений. Но при этом олифа обладает свойствами со временем темнеть, и через 70-100 лет она темнела настолько, что почти совсем скрывала находящуюся под ней живопись.

Иконою или образом называется изображение Самого Бога, или Божие Матери, или ангелов, или святых угодников. Изображение это непременно освящается святой водою: через это освящение иконе сообщается благодать Святого духа, и икона чтится уже нами, как святая. Бывают иконы чудотворные, через которые пребывающая в них благодать Божия проявляется даже чудесами, например, исцеляет больных.

Сам Спаситель дал нам Свое изображение при жизни - икону Нерукотворный образ Спасителя.

Образ Божией Матери, написанный учеником Господа Лукою, сохранился до нашего времени. Есть предание, что Матерь Божия, увидев Свое изображение, сказала: «Благодать Сына Моего будет с этой иконою».

Главный, центральный образ всего древнерусского искусства - образ Иисуса Христа, Спасителя как его называли на Руси - Сына Божия, принесшего спасение человеческому роду.

Основой этих представлений является Евангелие. (Само слово «евангелие» означает «благая весть»).Составляющие его четыре книги, написанные апостолами, учениками Иисуса Христа, несут «благую весть» о Спасителе, о принесенном им в мир спасении.

(слайд 3)

Чтобы создать образ Иисуса Христа, эти изображения должны были отвечать двум требованиям, которым они всегда и отвечали в искусстве Византии и Древней Руси: передавать со всей возможной точностью реальный облик человека Иисуса, о земной жизни которого повествует евангельский рассказ, и одновременно раскрывать в его облике то таинственное, божественное начало, на присутствие которого этот рассказ также постоянно указывает.

Историк: Но само Евангелие никаких сведений о внешности Иисуса Христа не содержит. Источником представлений о нем служат его прижизненные изображения. Действительно, есть исторические свидетельства, что в первые века новой эры в Палестине и Сирии существовали прижизненные изображения Иисуса Христа. В городе Панеаде есть статуя, воздвигнутая исцеленной им женщиной («кровоточивой женой» из Евангелия).

В г. Эдессе находился образ, созданный не только при жизни, но и по воле Иисуса Христа, - так называемый «Спас Нерукотворный». В малоазиатском г. Эдессе во время земной жизни Иисуса Христа правил царь по имени Авгарь, который был болен проказой. До него дошли слухи, что в Иудее исцеляет и учит Иисус Христос. Царь отправил к нему слугу - художника с поручением пригласить Иисуса в Эдессу, а если он откажется придти, написать и привезти с собой его портрет. Анания, встретив Иисуса Христа, решил написать его портрет, но свет идущий от Иисуса Христа, мешал художнику уловить его черты. Тогда Иисус Христос попросил чистый плат (по-древнерусски - «убрус») и, умыв лицо, отер его платом, на котором чудесно отпечатался его лик.

Так возник «Нерукотворный Образ». Плат с «Нерукотворным Образом» слуга привез Авгарю, и царь исцелился. Он приказал набить плат на «доску негниющу» и поместить его в нише над вратами города, убрав оттуда языческого идола. Через столетия изображение Иисуса Христа на плате спасает город Эдессу от нашествия персов. Поэтому «Спас Нерукотворный» часто на Руси помещали над вратами крепостей, на воинских стягах.

(слайд 4)

К глубочайшей древности восходят и те обязательные знаки, которыми обозначается высокая, таинственная и божественная суть Спасителя. Традиционно расположены на любом его изображении по обеим сторонам от головы буквы IX ХС - обозначение словом его личности, сокращённое обозначение его имени - Иисус Христос («Христос» по-гречески - помазанник, посланник Божий). Окружает голову Господа нимб - круг, чаще всего золотой, - символическое изображение исходящего от него света, света вечного, потому и обретающего круглую, безначальную форму. Нимб этот в память о принесенное им за людей крестной жертве всегда расчерчен крестом, и на его перекрестии располагаются греческие буквы, означающие «вечно сущий», утверждающие предвечное существование принесшего эту жертву.

Искусствовед: Еще одним очень важным и распространенным типом изображения Господа в древнерусской иконописи был тип, получивший название «Спас Вседержитель». В этом наименовании воплотилось твердое представление о нем как о вершителе судеб, представление о том, что Иисус Христос, принесший в мир спасение, во всем равен и единосущен Отцу-Творцу и Создателю этого мира. «Спас Вседержитель» - это поясное изображение Иисуса Христа в левой руке с Евангелием - знаком принесенного им в мир учения - и с правой рукой, десницей, поднятой в жесте обращенного к этому миру благословения.

До нас дошло выполненное мозаикой изображение Господа Вседержителя в куполе одного из древнейших русских храмов - собора Святой Софии в Киеве.

(слайд 5)

Многочисленны были и иконописные изображения Спаса Вседержителя. И среди них, пожалуй, самое знаменитое - икона, написанная в начале ХУ века русским иконописцем святым Андреем Рублевым. Ее называют сейчас по месту находки в г.Звенигороде «Звенигородским Спасом».

У древнерусских иконописцев был обычай: изображать Евангелие Спаса Вседержителя открытым и на его страницах помещать тот отрывок евангельского текста, то «слово», которому наиболее полно соответствует созданный ими образ. Андрей Рублев последовал этому обычаю, и на открытом Евангелии «Звенигородского Спаса» был написан евангельский текст, которому удивительно точно отвечает смысл созданного им образа Вседержителя и Судии: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы» («Придите ко Мне, трудящиеся и обремененные, и я успокою Вас»).

(слайд 6)

Ведущая: Спасибо нашим экспертам. Хочется добавить, что кроме основных упомянутых здесь икон изображений Спасителя, в древнерусской иконописи существуют и другие иконописи, существуют и другие иконы Иисуса Христа. «Во всем нам подобен, кроме греха», говорит о Иисусе Христе древняя философская богословская мысль. Твердо хранила древнерусская иконопись это представление. И любой созданный древнерусским иконописцем образ Господа представляет ту духовную высоту и силу, которую может обрести освобожденная от греха, свободная от зла человеческая личность.

(Звучит музыка: Павел Чесноков «С нами Бог»)

Ведущая: Рядом с образами Спаса в древнерусском искусстве по своему смыслу и значению, по тому месту, которое они занимают в сознании и в духовной жизни людей, стоят образы Богоматери- Девы Марии.

Историк: Предание гласило, что первые иконы Богоматери были созданы ещё при её жизни и написал их один из апостолов, автор Евангелия, врач и художник Лука. Произведением художника - евангелиста является икона Божией Матери Владимирская, которая считается покровительницей России. Существует летописное известие, что икона эта была привезена в начале XII века в Киев из Царьграда (так называли на Руси столицу Византии Константинополь). Имя «Владимирская» она получила на Руси: её забрал с собой из Киева, отправляясь в северо-восточные земли, князь Андрей Боголюбский. И здесь, в городе Владимире, икона обрела свою славу.

С привезенной князем Андреем Боголюбским иконой соединялось и перенесение им столицы из древнего Ростова в более молодой Владимир. Предание гласит: когда Андрей решает везти икону в Ростов, лошади останавливаются и не идут дальше, запрягли новых, но и эти не двинулись с места. А ночью князю Андрею приснился сон, в котором Богородица велела идти с иконой в г.Владимир. А на том месте, где являлась Богородица князь построил церковь, теперь знаменитую по своей красоте, церковь Покрова на р. Нерли.

(слайд 7)

«Богоматери Владимирской» приписывают все последующие победы русских. В моменты опасности ее переносят в Москву, и с 1480 г. она навсегда остается здесь, теперь уже в московском Успенском соборе, став главной святыней объединившегося вокруг русского государства.

(слайд 8)

Ведущая: Итак, мы познакомились с одной из святынь русского народа - иконами. А теперь давайте обратим свой взор к церквям, в частности, к тем, что находятся на территории нашего города.

Русское слово «церковь» происходит от греческого «кириакос» - Божий, Господень, то есть Божий Дом. Слово «Храм» - исконно русский синоним слова «церковь», они полностью взаимозаменяемы, хотя изначально «храм» происходит от советского слова «хоромы».

Главный городской или монастырский храм, где по торжественным дням служит собор (собрание) священников, называется «собором».

Историк: Христианские храмы появились в IX веке, сначала в Римской империи. К этому времени уже выработались определённые требования к их строительству. Так они должны были ориентироваться на восток, потому что на востоке родился Христос и оттуда ожидалось его возвращение на землю - второе пришествие. К востоку обращалась его самая святая часть-алтарь. В Византии к IX веку сложился особый тип храма, названный крестовокупольным. Крест ставится и на куполе храма.

Искусствовед: На русских церквях 17-18 вв. можно увидеть очень красивые кресты из просечной (прорезной) меди, украшенные лучами, звёздочками («репьями»), с полумесяцем и металлическим шаром («яблоком») под крестом. Согласно христианским преданиям крест Христов был сделан из древа познания добра и зла, плод которого по научению дьявола вкусили Адам и Ева. Поэтому орудие греха стало и орудием искупления. Подкрестное яблоко означает весь мир, над которым властвует Бог. Полумесяц - это изображение лап якоря, а крест в целом- образ якоря, античный символ надежды, осмысленной как надежда на спасение человечества в загробной жизни. Помимо креста, никакие внешние формы храма не получили символического истолкования. Это объяснялось тем пренебрежением ко всему внешнему, которое проповедовало христианство. Зато внутри храма всё было пронизано смыслом. Основное пространство церкви обозначает собой землю. Купол храма означает собой небо. Поэтому он имеет форму полусферы, и в нём изображается Христос как Царь Небесный.

Ведущая: Нигде в мире нет такой любви к сверкающим золотом куполам и маковкам церквей. Не исключение и жители нашего города, в котором столько удивительно красивых старинных церквей и соборов. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Итак, Богоявленский собор...

(слайд 9)

Деревянная церковь была построена в 1641-1646 годах как церковь Богоявленского мужского монастыря, существовавшего здесь до 1680 года. После пожара 1680 года для церкви построено каменное здание. В 1822 году на колокольне с курантами был установлен большой колокол весом около 9 тонн, до 1830 года его звон служил началом благовеста всех церквей города Орла. С 1901 года священником, а с 1903 года настоятелем храма служил духовный писатель, краевед и библиофил, законоучитель в различных учебных заведениях города - Илья Васильевич Ливанский (1854-1920).
В 1921-1922 годах на колокольне жил орловский Христа ради юродивый Афанасий Андреевич Сайко (1887-1967). Храм был закрыт в 1938 году, через год снесена звонница, разрушена ограда. В 1939-1941 годах в нем размещался антирелигиозный музей. С 1962 года по 1993 год в ней располагался кукольный театр. В 1993 году передана общине верующих и после ремонтно-восстановительных работ освящена в 1996 году.

Историк: Самой крупной жемчужиной в драгоценном ожерелье храмов, украшающих наш город, является кафедральный собор Смоленской иконы Божьей Матери.

(слайд 10)

Храм, выполненный в русско-византийском стиле, самое большое церковное здание города. Первая Смоленская церковь была заложена жителями Стрелецкой слободы в 1767 г. Строилась она под руководством старосты Ивана Еленина на средства прихожан, и на их же добровольные пожертвования украшалась. В 1869 г. в этой церкви венчался орловский летописец Г. М. Пясецкий. В 1938 году храм был закрыт, а в период немецкой оккупации использовался под бомбоубежище. До 1995 г. в храме размещался хлебозавод. 10 августа 1995 г. после торжественного богослужения и крестного хода церковь снова стала действующей, и, по решению светских и духовных властей, ее было предложено превратить в храм-памятник защитникам Отечества и разместить здесь зал воинской славы Орловщины. Церковь упоминается в произведениях Н. С. Лескова «Мелочи архиерейской жизни» и «Соборяне».

Ведущая: Иверская церковь...

(слайд 11)

Иверская церковь заложена в 1899 году в память о коронации императора Николая II. Строилась три года на средства орловских железнодорожников в так называемом «русском стиле». Церковь сооружена из красного кирпича и была одной из самых красивейших в городе Орле. Закрыта в 1923 году и передана под железнодорожную школу. В последующие годы в ней размещались поликлиника и детский сад. Здание церкви сильно пострадало в годы войны. После освобождения города от немецко-фашистских захватчиков полуразрушенное здание церкви использовалось как складское помещение под керосиновую лавку, пункт приема стеклотары. В 1990 году передана общине верующих, в 1992 году после капитального ремонта и реконструкции освящен главный престол.

Искусствовед: Кафедральный собор Ахтырской иконы Божией Матери...

(слайд 12)


Церковь построена в 1773-1786 годах орловским купцом К.С. Пастуховым на месте деревянной Никитской церкви. Первоначально была кладбищенской, а в 1786 году церковь стала приходской. 5 августа 1943 года на ее колокольне был водружен один из первых красных флагов в честь освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. В 1962 году Ахтырскому храму был присвоен статус кафедрального собора. Храм является памятником классицизма. В его объемной композиции доминирует высокая четырехъярусная колокольня со шпилем. Ее силуэт и масштаб рассчитаны на восприятие не только вместе с храмом, но и выдерживают роль центра застройки большого района города. Наиболее чтимой святыней этого храма является чудотворная Ахтырская икона Божией Матери. Одной из главных святынь прихожанами почитается Кисть святителя Тихона Задонского. Почитаемыми являются также святые мощи и иконы с частицами святых мощей многих Великомучеников.

Ведущая: И последняя церковь, с которой мы хотели бы вас познакомить -Успенский (Михаило-Архангельский) собор.

(слайд 13)

Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами - Св. Архистратига Михаила и Св. Иоанна Воина был заложен 19 сентября 1801 года. Окончательно работы были завершены в 1817. В сентябре 1823 года Орел посетил Император Александр I, в честь которого здесь было совершено богослужение. В январе 1826 в ней же покоилось тело умершего Государя, когда его везли из Таганрога в Петербург. С церковью Св. Михаила Архангела связаны жизнь и творчество Леонида . В разное время собор посещали Лесков, Бунин и другие писатели, неоднократно упоминавшие его в своих произведениях.

Красота и величественность этого собора вдохновили меня на написание стихотворения, которое я хотела бы вам сейчас прочесть.

Гордый профиль старого собора,

Золотом блистают купола.

Величаво, оглушая город,

Вновь звонят твои колокола.

Мне бы в эту тайну окунуться,

Постоять у каменной стены,

Чтоб на миг душой соприкоснуться

С памятником русской старины.

Ты, крестами упираясь в вечность,

Тонешь в красках утренней зари...

И на части разрывают вечер

Колокольным звоном звонари...

Над тобою проплывают низко,

Засмотревшись, стайки облаков.

У дороги стройным обелиском

Вырос ты из глубины веков.

Гордый профиль старого собора,

Жизнь тебя для нас сберечь смогла.

Пусть под вечер, оглушая город,

Вновь звонят твои колокола.

(Н.В.Пережогина)

Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие по святыням русского народа. А сейчас вас ждет викторина по сегодняшнему мероприятию.

(слайды 14 - 19)

ВИКТОРИНА

1. С глубокой древности слово «икона» стало употребляться как самостоятельное изображение написанное на доске. Какое слово применяли греки для обозначения иконы? (Образ)

2. На Руси традиционно создавались центры иконописи. Назовите села, в которых трудились иконописцы? (Палех, Мстера)

3. Как называется золото" круг вокруг головы Иисуса Христа, Божией Матери и святых? (Нимб)

4. Кто из иконописцев создал икону «Звенигородский Спас»? (Андрей Рублев)

5. Первые иконы Богоматери были созданы еще при ее жизни автором Евангелия, врачом и художником. Назовите первого иконописца? (Евангелист Лука)

6. Князь Андрей Боголюбский, отправляясь в северные земли российские, взял с собой икону Божией Матери. Как в дальнейшем стала именоваться икона Божией Матери? (Владимирская икона Божией Матери)

7. В какой церкви одно время жил орловский Христа ради юродивый Афанасий Андреевич Сайко? (В Богоявленском соборе)

8. Какая церковь упоминается в произведениях Н. С. Лескова «Мелочи архиерейской жизни» и «Соборяне»? (Кафедральный собор Смоленской иконы Божьей Матери).

9. Какая церковь заложена в память о коронации императора Николая II? (Иверская)

10. В какой церкви хранится святыня - Кисть святителя Тихона Задонского? (В Кафедральном соборе Ахтырской иконы Божией Матери).

11. В какой церкви покоилось тело умершего Государя, когда его везли из Таганрога в Петербург? (В Успенском (Михаило-Архангельский) соборе)


Ведущая: Молодцы! Вы все ответили правильно. Давайте скажем «спасибо» нашим экспертам за интересные рассказы. А я на память о нашем мероприятии хочу подарить вам иконы «Сергия Радонежского» - покровителя всех учеников. Пусть ваши знания прибавятся, пусть вам будет легко учится и пусть в ваших сердцах никогда не гаснет святой огонь веры, надежды и милосердия!


Список использованной литературы

1. История России для детей и юношества: в 6 т. Том первый. Древняя Русь. С древнейших времен до 1462 года /Авт. Ю.Н. Лубченков, авт.-сост. Г.В. Клокова.- М.: «Рипол Классик», 1998.-400с.: ил.

2. Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры / Г.Н. Скляревская .-Санкт-Петербург: Наука, 2000.- 278с.

3. Щеголева, Е. В православном храме./ Е.Щеголева. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.- 304с.:ил.

(слайд 20)

Список литературы для обучающихся

Грабарь И.Э. Андрей Рублев. - В кн.: Игорь Грабарь. О древнерусском искусстве.- Москва: Искусство, 1986

Ромашов В., Неделин В. Архитектурные древности Орловщины.- Орёл: Издательство «Вешние воды», 1998.

Катанский А. Сказание о Нерукотворном образе Спасителя восточные и западные // Христианское чтение.- 2006 - №12.- С. 471-516.
Лидов А. М. Святой мандилион. История реликвии.- Москва: Русский фонд, 2008.

Попов О.Н., Реуцкая Р.И., Сидоров В.Г. Церкви и монастыри города Орла: Библиографический справочник.- Изд. 2-е, дополненное. - Орёл: Фолиант, 2007.

Спас Нерукотворный в русской иконе / Авт.-сост. Л.М. Евсеева, А.М. Лидов, Н.Н.Чугреева.- Москва: Искусство, 2005.

orel - eparhia.ru

sobory.ru

(слайд 21)



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал