7


  • Учителю
  • Библиотечный урок для 5-11 классов 'Как появилась печатная книга'

Библиотечный урок для 5-11 классов 'Как появилась печатная книга'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МБОУ «Перовская школа-гимназия»











Зав.библиотекой

Ромашкина А.В.

Цель урока: Дать обучающимся знания о начале книгопечатания, как все начиналось.


Оборудование: монитор, слайды.


Люди мыслят - без этого они не могут существовать. Люди также должны передавать свои мысли друг другу. Человек хочет говорить не только с современниками, но и с потомками. Для этого люди давно научились передавать свои мысли сначала в рисунках, позже в письме.

Если бы они этого не сделали, их мысли умерли бы вместе с ними. Мы очень мало узнали бы об их делах. Многое пришлось бы открывать заново. Прогресс общества мог сильно затормозиться. В том, что это не случилось, - величайшая заслуга книги. «Наиболее сложным и великим чудом из всех чудес» называл книгу автор многих прекрасных произведений Максим Горький.

Но такая книга, какой мы ее знаем сегодня, возникла не сразу.

Вы уже знаете, что сначала книги изготовлялись вручную и были величайшей редкостью. Их передавали по наследству, закладывали, дарили, давали в приданое.

Были книги для богатых и для бедных. Богатые приобретали книги огромных размеров, в кожаных переплетах с золотыми и серебряными застежками, а бедные - скромные небольшие книжки и листки с грубо раскрашенными картинками.

Для невежественных проповедников была составлена даже так называемая «Библия нищих» из серии картинок с объяснительным текстом.

В то время, чтобы изготовить больше листков, мастера стали вырезать рисунки на пластинках.

В Китае еще в X в. печатали книги с деревянных досок. На них вырезали выпуклые буквы, покрывали их жидкой краской, накладывали лист бумаги и затем терли его мягкой щеткой. На бумаге получался отпечаток текста. С востока этот способ проник в Европу. В конце ХIVв. так стали печатать игральные карты, затем картинки, сначала без подписей. А потом с коротким текстом. Эти картинки продавались на ярмарках и находили широкий спрос у населения.

В XVв. появляются так называемые «блоковые» книги. На деревянной доске (блоке) вырезалась целиком страница книги с текстом и картинкой;

смазывали краской, а затем делали оттиск на увлажненной бумаге, сильно и равномерно проводя по ней валиком из конского волоса, зашитым в телячью или собачью кожу. Такой способ позволял печатать сразу много одинаковых книг, но для толстых книг он был не пригоден: вырезание каждой страницы требовало больше времени, чем переписка ее от руки. Деревянные доски быстро изнашивались, и тираж (количество) книг, изготавливаемых с них, не мог быть большим. С досок обычно печатали календари, настенные картинки-лубки, памфлеты, индульгенции.

К концу XIVв. просвещение в Европе двигалось семимильными шагами. В одной Германии, например, за 50 лет открылось семь университетов. Развитие промышленности, торговли, мореплавания, дипломатии нуждалось в быстром распространении знаний, все больше требовалось ученых и грамотных людей. Понадобилось много книг. Свершилось открытие книгопечатания.

Изобретатель был, конечно, превосходно образованным человеком, и великое дело потребовало всей его жизни.

Имя этого человека - Иоганн Гутенберг.

Он родился в 1400г. В Германии. В Майнце. В 1430г. он вместе с родителями переселился в Страсбург. Иоганн не смог там заниматься своей профессией шлифовщика и гранильщика драгоценных камней: это оказалось невыгодным.

Но Гутенберг не печалился: еще с юности он мечтал изобрести книгопечатание- «искусственное письмо», как его называли в тогдашних документах. Мечта создавать книги, более дешевые и в количестве, способном удовлетворить вех желающих, не покидала его никогда.

Пробы, опыты, поиски… На них ушли годы молодости и возмужания. Многим пришлось пожертвовать. И личным счастьем тоже: мастер так и не создал семьи.

Сначала Гутенберг сообразил сделать отдельные подвижные буквы (литеры). Он не только сделал их сам, но и вставил в ряд, в строчки, отделив друг от друга бортиками, и разместил эти строчки на общей доске. Теперь он мог составить страницу, рассыпать ее и набрать новую из тех же букв. Гениальное открытие совершилось.

Это было в 1440г. в маленькой душной комнате Гутенберг - один, углубленный и сосредоточенный - набирает строчки. Буквы вырезаны на конце деревянных столбиков. Столбики, просверленные с боков, связываются толстой ниткой в строчку. Оттиск получается ясный. Но деревянные литеры были слишком большими, набухали от краски, портились, отпечаток расползался. Литер требовалось очень много: только для одного печатного листа (16 страниц текста0 нужно 40 000 букв!

Тогда мастер начинает вырезать литеры из металла. Но это оказалось очень трудно и дорого. И Гутенберг приходит к мысли отливать буквы в форме. Для этого делает из твердого металла модель выпуклой буквы - пунсон (так она и сейчас называется).Затем пунсон вдавливается в мягкий металл, получается углубленная форма буквы - матрица, и , наконец, в этой форме отливает нужное количество букв (литер).

Литеры составляют типографский шрифт. Из букв набирались слова, из слов складывались предложения, которые вставлялись в специальную рамку. Так получалась форма - книжная страница из отдельных подвижных букв, закрепленных в рамке. Отпечатав страницу, набор можно было рассыпать, а буквы исшивались для просушки, затем сшивались и переплетались в книгу.

Теперь Гутенберг, наняв рабочих. Снимает помещение и открывает мастерскую. В 1445г. он отпечатал богослужебную книгу и астрономический календарь. Этот год считается началом книгопечатания.

Как всякий вдохновенный изобретатель, увлеченный своим делом, Гутенберг был непрактичен и в один горький день оказался без гроша в кармане. Все свое имущество он вложил в дело, полезное людям. Меньше всего он думал о богатстве. Ему хотелось достичь совершенства в книгопечатании. После долгих неудачных попыток добыть средства Гутенберг вынужден был вернуться в родной Майнц, где обратился за деньгами к одному из богатейших городских купцов - Иоганну Фаусту.

Купцы покупали все - и гениальные изобретения тоже. И часто плодами открытий пользовался не первооткрыватель, а тот, кто сумел купить открытие.

Ловкий и честолюбивый Фауст сразу оценил выгоду нового изобретения. Он задумал не только отнять у мастера за долги его типографию, но и присвоить себе славу его изобретения. Малосведущий в делах Гутенберг подписал с ним 22 августа1450г. кабальный договор. Фауст ссудил ему 800 гульденов, с тем чтобы Гутенберг вносил в год по 6% этой суммы. Фауст также обязался выдавать Гутенбергу по 300 гульденов в год на ведение дела. В случае несогласия между договорившимися или неудачи все дело должно перейти к Фаусту. В случае удачи Фауст должен был получить половину дохода.

Гутенберг со всем жаром отдался работе и не замечал времени. Два года ушло на подготовку типографии. В 1452г. он начал печатать роскошное издание библии. Увлеченный работой, Гутерберг брал все больше и больше денег у Фауста, влезал в новые долги. Доходы были ничтожны. Фауст дал в помощники Гутенбергу мастера Шеффера, который усовершенствовал шрифт, отливая матрицу из более твердого металла. Шрифт стал мелким и ровным.

От Гутенберга усовершенствование скрыли. Фауст выдал за Шеффера свою дочь. Оба они выжидали только, когда Гутенберг окончит печатать библию. В 1459г. Фауст обратился с иском на Гутенберга в суд. Почти все оборудование типографии вместе с тиражом отпечатанной книги отошло к нему в уплату за ссуду, некогда выданную им Гутенбергу. Великому изобретателю удалось сохранить только малую часть шрифта и оборудования.

Гутенбергу тогда уже исполнилось 60 лет, силы его были надломлены. Он еще боролся, нашел нового «покровителя», создал новую типографию. Но конкурировать с Фаустом и Шеффером он уже не смог. Он умер в нищете в 1468г.

Слава и признание к Гутенбергу пришли после его смерти. Спустя 30 лет. в 1498г. Немецкий гуманист Себастьян Брандт писал : «Книгу, прежде доступную лишь богачу и королевскому званию, ныне встретишь везде, даже в хижине». На протяжении XVв. книгопечатание чрезвычайно быстро распространялось в Западной и Центральной Европе. С 40-х гг. XVв. по 31 декабря 1500г. в 246 городах возникло 1099 типографий, выпустивших около 40 000 изданий общим тиражом почти 12 миллионов экземпляров. Эти книги называют инкунабулами ( по латыни- «колыбель», «пеленки»), как памятники раннего, «колыбельного» периода книгопечатания.

Церковь провела яростную борьбу против нового изобретения. Ведь появление светских книг большими тиражами вело к просвещению народа. Сочинения Данте и Боккаччо, Лютера и Мюнцера, Рабле, Томаса Мора, Эразма Роттердамского и др. мыслителей расходились теперь по всей Европе, сея сомнения в правоте и всемогуществе католической церкви. Типографы использовали печатную книгу для распространения знаний и борьбы с мракобесием и властью церкви. Некоторые из них кончили жизнь на костре. Например, по приказу короля Франции в 1546г. в Париже был сожжен еретик Этьен Доле, гуманист и лионский типограф. В костер были брошены и его книги.

В центре города Майнца стоит памятник Иоганну Гутенбергу, просветителю и изобретателю. Есть памятник в Лионе и мужественному типографу-ученому Этьену Доле.

В Москве, в шумном центре города, воздвигнут памятник русскому первопечатнику Ивану Федорову, который в 1564г. здесь отпечатал первую датированную книгу на древнерусском языке «Апостол».

Разные страны, разные народы… Но везде люди чтят память тех, чьими усилиями, трудом и борьбой книга вошла в каждый дом как близкий друг, учитель и наставник.

Случается, читатели небрежно обращаются с книгой, рвут, теряют ее. А ведь в каждой книге - труд многих людей.

Уважайте людей, создавших печатные книги, и знания, которые эти книги нам несут! Берегите книгу!



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал