7


  • Учителю
  • Планирование 11 класс. Литература.

Планирование 11 класс. Литература.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Пояснительная записка        Данная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и опирается на программу по литературе 5-11 класс (авторы – составители:  С.А. З
предварительный просмотр материала




Пояснительная записка

Данная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и опирается на программу по литературе 5-11 класс (авторы - составители: С.А. Зинин, В.А. Чалмаев)

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:

1.Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).

2.Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).

3.Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е

Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2009.

4.Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века»

5.Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2007.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных

характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа


Программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников, критерии и нормы оценки ЗУН, содержание учебной дисциплины, практические занятия, контроль уровня обученности, источники информации и средства обучения.

Изучение курса литературы в 10-11 классах завершает школьное литературное образование. На завершающем этапе усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

Учебники «Литература 19 века. 10 класс» (авторы В.И. Сахаров, С.А. Зинин) и «Русская литература 20 века. 11 класс» (авторы В.А. Чалмаев, С.А. Зинин) базирутся на программе для старших классов С.А. Зинин и В.А. Чалмаев и завершают предметную вертикаль, выпущенную издательством «Русское слово» («Литература. Программа. 5-11 классы)

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

. Выразительное чтение.

. Различные виды пересказа.

. Заучивание наизусть стихотворных текстов.

. Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные

средства его воплощения; определение мотивов поступков героев

и сущности конфликта.

. Выявление языковых средств художественной образности и

определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания

произведения.

. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей

точки зрения с учетом мнения оппонента.

. Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе

и по мотивам литературных произведений.


Цели:

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного

и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного

вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Место предмета в базисном учебном плане: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105-35 недель (102-34 недели)) часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература на этапе среднего (полного) общего образования.

. Руководствуясь «Методическими рекомендациями по использованию учебников…при изучении предмета на базовом уровне (автор С.А. Зинин), учитель может использовать учебники по своему усмотрению.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и

др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица,

схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Результаты обучения:

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.


Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.


В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Федеральный компонент государственного стандарта образования

Обязательный минимум содержания

основных образовательных программ


Литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения


Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основного общего образования усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент основного общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Данный перечень включает три уровня детализации учебного материала:

- названо имя писателя с указанием конкретных произведений;

- названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю);

- предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения (выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю).


Литература XX века (102 часа)


Введение

Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них "вечных" проблем бытия.


Литература первой половины XX века

Обзор русской литературы первой половины XX века

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX.ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. "Социалистический реализм". Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема "художник и власть".


И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мною», «Христос воскрес, опять с зарёю.» (возможен выбор трех других стихотворений). Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (указанные рассказы являются обязательным для изучения).

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» (возможен выбор двух других рассказов).

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе "Антоновские яблоки". Исследование национального характера. "Вечные" темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

Сочинение по творчеству И. А. Бунина


А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет»,»Олеся», «Поединок» (возможен выбор другого произведения).

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.


М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения). Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне" как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького драматурга. Афористичность языка.

«Фома Гордеев».

Сочинение по творчеству М. Горького.


Л. Андреев

Рассказы «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского».


Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX в.

И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич (стихотворения не менее трех авторов по выбору)


Обзор

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея "творимой

легенды". Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).


В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений) Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.


К. Д. Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.


А. Белый

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений). Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.


Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к "прекрасной ясности", создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.


Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений). Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.


Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер "нового искусства". Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация "самовитого" слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).


И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.


В. В. Хлебников

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.


Крестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» (возможен выбор трех других

стихотворений) Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

Сочинение по творчеству поэтов конца XIX - начала ХХ в.


А. А. Блок

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы» (возможен выбор трех других стихотворений). Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы "страшного мира". Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле "На поле Куликовом" и стихотворении "Скифы". Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий

революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

Сочинение по творчеству А. А. Блока.


В. В. Маяковский

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о

поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор трех других стихотворений).

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность

строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского. Поэмы «Облако в штанах, «Про это», «Во весь голос»(вступление)


С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности

человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина. Поэмы «Анна Снегина», «Пугачёв»

Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина.

М. И. Цветаева

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.


О. Э. Мандельштам

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен выбор двух других стихотворений). Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А. А. Ахматова

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор двух других стихотворений). Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос "Реквиема". Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.


А. Толстой

Рассказ «День Петра», роман «Пётр Первый»


Б. Л. Пастернак

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…» (возможен выбор двух других стихотворений). Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его

роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл "Стихотворения Юрия Живаго" и его связь с общей проблематикой романа.


М. А. Булгаков

Жизнь и творчество.

Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из романов - по выбору).

История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.

Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов - по выбору).

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.


А. П. Платонов

Жизнь и творчество.

Рассказы «Возвращение», «Июльская гроза», «Фро», повесть «Сокровенный человек». Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения). Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в "Котловане". Утопические идеи "общей жизни" как основа сюжета повести. "Непростые" простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.


М. А. Шолохов

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение). История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Сочинение по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон".


Литература второй половины XX века


Обзор русской литературы второй половины XX века

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе

и литературах других народов России. Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).


А. Т. Твардовский

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.


В.Шаламов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов). История создания книги "Колымских рассказов". Своеобразие раскрытия "лагерной" темы. Характер повествования.


А. И. Солженицын

Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.


В. М. Шукшин

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века) Рассказы:»Одни», «Миль пардон, мадам», «Чудик», «Срезал», «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений). Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.


В. В. Быков

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века) Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения). Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две "точки зрения" в повести. Образы Петра, Демчихи и

девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.

Проза военных лет.(3час)


В. Г. Распутин

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века) Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения). Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.


Н. М. Рубцов

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений). Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.


Бардовская лирика

И. А. Бродский

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века) Стихотворения: «Воротишься на родину. Нучто ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») (возможен

выбор других стихотворений).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в "заселенном пространстве".


Б. Ш. Окуджава

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века) Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений).

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная,воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.


В.Высоцкий


А. В. Вампилов

(возможен выбор другого драматурга второй половины XX века) Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения). Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя.

Смысл финала пьесы.


В. Набоков «Защита Лужина», «Приглашение на казнь» и др.


Обзор литературы последнего десятилетия

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

Сочинение по русской литературе второй половины ХХ в.

.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

. Художественная литература как искусство слова.

. Художественный образ.

. Содержание и форма.

. Художественный вымысел. Фантастика.

. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ-ХХ веков.

. Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление.

Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

. Деталь. Символ.

. Психологизм. Народность. Историзм.

. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

. Стиль.

. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

. Литературная критика.


Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков

XIX-XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и

черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять роди жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты),

соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному

произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся


п/п

Форма контроля уровня

достижений учащихся



Сочинение

(примерный объем

классных сочинений

3- 4 страниц)

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

- Содержание работы полностью соответствует

теме

- Фактические ошибки отсутствуют

- Содержание излагается последовательно

- Работа отличается богатством словаря

- Достигнуто стилевое единство текста

- В целом в работе допускается 1 недочет в

содержании и 1 речевой недочет.

(1 орфографич.)

или

( 1 пунктуац.)

или

( 1 грамматич.)


«4»

- Содержание работы в основном соответствует

теме

- Имеются единичные фактические неточности

- Имеются незначительные нарушения

последовательности в изложении мыслей

- Лексический и грамматический строй речи

в целом достаточно разнообразен

- Стиль работы отличается единством

- В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов.

(2 орфограф. и

2 пунктац.)

или

(1 орфограф. и

3 пунктуац.)

или

(4 пунктуац.)

или

(2 грамматич.)

«3»

- В работе допущены существенные отклонения

от темы

- Работа достоверна в главном, но имеются фактические неточности

- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

- Беден словарь

- Стиль работы не отличается единством

- В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

(4 орфограф. и

4 пунктуац.)

или

(3 орфограф. и

5 пунктуац.)

или

(7 пунктуац.)

или

(4 грамматич.)

При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл. При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется.



2

Реферат

Оценка складывается из ряда моментов: учитываются формальные требования к реферату, грамотность раскрытия темы, защита работы, ответы на вопросы, заданные после защиты реферата.

В оформлении должен быть титульный лист, оглавление, сноски, источники.

Введение должно включать краткое обоснование актуальности темы, цель работы, задачи, краткий обзор изученной литературы.

Основная часть содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения темы, мнение учащегося по проблеме, должно быть разделение на параграфы с названием, логика изложения, правильно оформленные сноски.

Заключение - выводы о том, насколько удалось выполнить обозначенные во введении задачи и цели.

Защита проходит в течение 5-15 минут, во время которой рассказывается об актуальности темы, поставленных целях и задачах, изученной литературе, о структуре основной части, выводах.

3

Тест

В тестовых заданиях предусматривается 25 вопросов.

25-22 верных ответа - «5»

21-18 верных ответов - «4»

17-13 верных ответов - «3»

12 и менее верных ответов - «2»

4

Самостоятельная работа

Оценивается

Степень самостоятельности:

- без помощи учителя (3 балла)

- незначительная помощь учителя (2 балла)

- существенная помощь учителя (1 балл)

- не справился (0 баллов)

Правильность выполнения:

- работа выполнена верно или с незначительной ошибкой (3 балла)

- работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50 % от работы (2 балла)

- ошибки составляют 50-70 % работы (1 балл)

- ошибок в работе более 2/3 всего объема (0 баллов)

Оценка выставляется по количеству набранных баллов:

6-5 баллов - «5»

4-3 балла - «4»

2-1 балл - «3»

0 баллов - «2»


Практические занятия по предмету


Плановых контрольных уроков (развития речи) - 10* (в том числе 6 классных и 4 домашних сочинения), уроков внеклассного чтения - 6.

Формы уроков развития речи (презентации, эссе, творческие проекты, сочинения, сценарии и др.) учитель планирует по своему усмотрению.


Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

• Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

• Выразительное чтение.

• Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами

комментария, с творческим заданием).

• Заучивание наизусть стихотворных текстов.

• Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

• Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

• Составление планов и написание отзывов о произведениях.

• Написание изложений с элементами сочинения.

• Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных

впечатлений.

• Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

• Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом

мнения оппонента.

• Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.


Произведения для самостоятельного чтения учащихся

И.А. Б у н и н. «Петлистые уши», «Казимир Станиславович», «Чаша жизни», «Суходол».

А.И. К у п р и н. «Поединок», «Молох», «Олеся».

Л.Н. А н д р е е в. «Рассказ о семи повешенных», «Иуда Искариот», «Петька на даче».

Б.К. 3 а й ц е в. «Афон», «Анна».

А.М. Р е м и з о в. «Оля», «Образы Николая Чудотворца».

М. Г о р ь к и й. «По Руси».

И.С. Ш м е л е в. «Свет разума».

В.В. В е р е с а е в. «Порыв», «Звезда».

И.Ф. А н н е н с к и й. «Старые эстонки», «Старая шарманка», «Петербург».

В.Я. Б р ю с о в. «Творчество», «Кинжал», «Цепи», «К счастливым», «Весной», «Праздники»,

«Завет Святослава», «Круги на воде».

К.Д. Б а л ь м о н т. «Я вольный ветер, я вечно вею...», «Ангелы опальные», «Я в этот мир

пришел, чтоб видеть солнце...», «Тончайшие краски», «Безглагольность».

3.Н. Г и п п и у с. «Крик», «Пауки», «Песня», «Надпись на книге», «Все кругом», «Перебои».

В.С. С о л о в ь е в. «Бескрылый дух, Землею полоненный...», «Милый друг, иль ты не

видишь...».

А.А. Б л о к. «Душа молчит. В холодном небе...», «Фабрика», «Я вам поведал неземное...»,

«Холодный день», «О, весна без конца и без краю...», «Как тяжко мертвецу среди людей...»,

«Рожденные в годы глухие...», «Коршун», «Соловьиный сад».

Н.М. М и н с к и й. «Волна», «Художнику», «Как сон пройдут дела и помыслы людей...».

Д.С. М е р е ж к о в с к и й. «Парки», «Дети ночи», «Грядущий Хам».

С. Нилус. «На берегу священной реки».

Ф.К. С о л о г у б. «О смерть! Я твой...», «Из мира чахлой нищеты...», «Мы - плененные

звери...», «Чертовы качели», «Свет и тени».

Вяч. И в а н о в. «Поэты духа», «На башне».

М.А. В о л о ш и н. «Звездный венок», «К Вам душа так радостно влекома!..».

А. Б е л ы й. «Петербург», «Мои слова», «Объяснение в любви», «Тройка», «Отчаянье».

Н.С. Г у м и л е в. «Гондола», «У камина», «Невольничья», «Озеро Чад», «Помпеи у

пиратов», «Старый конквистадор», «Мои читатели», «Ослепительное».

А.А. А х м а т о в а. «Ты письмо мое, милый, не комкай...», «Сколько просьб у любимой

всегда...», "Широк и желт вечерний свет...», «Ведь где-то есть простая жизнь и свет...».

И. С е в е р я н и н. «Интродукция», «Эго-полонез», «В блестковой тьме».

В. Х л е б н и к о в. «Бобэоби пелись губы...», «У колодца расколоться...», «Свобода

приходит нагая...».

В.В. М а я к о в с к и й. «Нате!», «Вам!», «Война и мир».

С.А. Е с е н и н. «Пришествие», «Преображение», «Черемуха», «Осень», «Тебе одной плету

венок...», «Корова», «О верю, верю, счастье есть!..».

А.Т. Аверченко. «Осколки разбитого вдребезги».

Саша Черный. Стихотворения.

Теффи. «Маркита».

Ф.А. А б р а м о в. «Пряслины».

Ч. А й т м а т о в. «Белый пароход (После сказки)», «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий

краем моря».

Д.Л. А н д р е е в. «Роза мира» (фрагменты).

В.П. А с т а ф ь е в. «Последний поклон», «Царь-Рыба», «Печальный детектив».

А.А. Б е к. «Новое назначение».

В.И. Б е л о в. «Плотницкие рассказы», «Год великого перелома».

А.Г. Б и т о в. «Грузинский альбом».

М.А. Б у л г а к о в. «Бег», «Багровый остров».

В.В. Б ы к о в. «Облава», «Сотников», «Знак беды».

А.В. В а м п и л о в. «Старший сын», «Прощание в июне».

К.Д. В о р о б ь е в. «Это мы, Господи!», «Убиты под Москвой».

В.С. В ы с о ц к и й. Поэзия и проза.

Ю.В. Д а в ы д о в. «Глухая пора листопада».

Ю.О. Д о м б р о в с к и й. «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей».

Н.В. Д у м б а д з е. «Закон вечности».

С.П. З а л ы г и н. «На Иртыше».

М.И. И б р а г и м б е к о в. «И не было лучше брата».

В.Д. И в а н о в. «Русь изначальная», «Русь Великая».

А.А. К и м. «Отец-лес».

Б.А. М о ж а е в. «Мужики и бабы».

В.В. Н а б о к о в. «Защита Лужина».

В.П. Н е к р а с о в. «Маленькая печальная повесть».

Е.И. Н о с о в. «Красное вино победы», «Усвятские шлемоносцы».

Б.Ш. О к у д ж а в а. «Глоток свободы», «Путешествие дилетантов».

Б.Л. П а с т е р н а к. Лирика.

В.С. П и к у л ь. «Три возраста Акини-сан», «Баязет».

А.И. П р и с т а в к и н. «Ночевала тучка золотая».

В.Г. Р а с п у т и н. «Живи и помни», «Пожар».

В.М. С а н г и. «Время добычи».

А.И. С о л ж е н и ц ы н. «В круге первом», «Раковый корпус», Нобелевская лекция.

Стихотворения и поэмы Н. З а б о л о ц к о г о, А. Т в а р д о в с к о г о,

Л. М а р т ы н о в а, А. В о з н е с е н с к о г о, Н. Р у б ц о в а, Я. С м е л я к о в а,

В. С о к о л о в а, Е. Е в т у ш е н к о, Р. Г а м з а т о в а, Н. Г л а з к о в а,

Ч. Ч и ч и б а б и н а, Н. К а р т а ш е в о й, А. С о л о д о в н и к о в а,

Э. М е ж е л а й т и с а, Б. А х м а д у л и н о й и др.


Произведения для заучивания наизусть

1. И.А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащегося).

2. В.Я. Брюсов. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).

3. Н.С. Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).

4. А.А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…».

5. В.В. Маяковский. «А вы могли бы?», « Послушайте!»

6. С.А. Есенин. «Письмо к матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не

плачу…».

7. М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…» Стихи к Блоку («Имя твоё -

птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…».

8. О.Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».

9. А.А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был…». «Родная земля»

10. Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём

мне хочется дойти до самой сути…».

11. Н. Рубцов.1-2 стихотворения (по выбору учащегося).



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал