- Учителю
- Природа в детских рисунках
Природа в детских рисунках
Тема: «Природа в детских рисунках»
План:
-
Введение в тему. Актуальность темы.
-
Пейзаж - жанр изобразительного искусства, его особенности.
-
Особенности восприятия детьми пейзажной лирики.
-
Развитие творческих способностей детей в процессе изображения природы.
-
Методы и приёмы руководства рисованием на темы природы на занятиях и вне занятий.
-
Описание работы воспитателя с детьми по руководству рисованием на темы природы.
-
Заключение.
8. Приложение (конспекты занятий в средней группе, работы детей)
9. Используемая литература.
-
Введение в тему. Актуальность темы. Цель данной работы.
Пейзаж - жанр изобразительного искусств, в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. В пейзаже воспроизводятся реальные или воображаемые виды местностей, архитектурных построек, городов, морских видов и т.п.
Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных произведениях других жанров. Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и своё отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание.
Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает как знание о мире, так и изобразительное творчество маленького художника. Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях.
В процессе познания и изображения развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражение ее в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительное эмоциональное отношение к жизни и творчеству, формируются эстетические чувства.
Цель данной работы - проанализировать сущность и особенности изображения природы в детских рисунках.
-
Пейзаж - жанр изобразительного искусства, его особенности.
Пейзаж - сравнительно молодой жанр живописи. Веками образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, впоследствии для сцен жанровых сюжетов и портретов. В дальнейшем, с развитием научных и опытных знаний линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, общей композиции, колорита, рельефности изображения, природные виды стали вначале равноправным членом сюжетной композиции, а затем трансформировались в центральный предмет изображения.
Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём, как правило, представлено изображение водной и/или земной поверхности. В зависимости от направления - растительность, здания, техника, метеорологические (облака, дождь) и астрономические (звёзды, солнце, луна) образования. Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные), преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций.
В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный и индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии - морской пейзаж или марина. При этом пейзажи могут быть как камерными, так и панорамными. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.
-
Особенности восприятия детьми пейзажной лирики.
Художественные картины предают чувства и переживания языком искусства. И дело не только в том, что изображено, но и как изображено, насколько выразительно. Чтобы увидеть, что изображено, не требуется никакой художественной культуры. Но почувствовать поэзию картины, музыку ее художественно-образного содержания, проникнуть в смысл идеи можно, если понимаешь язык искусства, т.е. те выразительные средства изображения, которые использует художник, ибо только тогда произведение начинает действовать на нас в полную силу.
По словам психологов и педагогов, для полноценного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно-активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении разнообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой «накладывание» имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдений, тем глубже восприятие произведений искусства.
Моя задача - подготовить глаз ребенка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий, пространства.
В средней группе дети впервые знакомятся с пейзажем как жанром живописи. Задачи занятий с дошкольниками данного возраста:
- развивать у детей интерес к пейзажной живописи, желание ее внимательно рассматривать, ее красоту, получать радость от встречи с ней, осмысливать свое отношение к воспринимаемому пейзажу;
- подводить детей к пониманию того, что художественная картина есть отражение реальной жизни природы, изображая которую, художник выражает личные чувства и переживания. При этом он использует особый язык - средства выразительности живописи;
- познакомить с цветом (колоритом) как средством передачи времени года, состояния природы, погоды, настроения; рисунком, передающим характерные особенности формы, величины объектов природы; композицией - построением картины, выбором формата полотна в зависимости от содержания изображаемого, построением планов (близко-далеко), выделением главного; сочетанием цветов (на светлом-темным, на темном-светлым и т.д.) Обучить сопоставлять настроение пейзажа с настроением, выраженным в других искусствах - музыке, поэзии, танце и т.д.;
- на доступном для детей уровне дать представление о пейзаже как особом жанре живописи и о некоторых его видах: первозданном природном пейзаже с ярко выраженным сезоном и измененном человеком - городском и сельском; о некоторых средствах выразительности пейзажной живописи;
- обогатить словарь детей сенсорными, эмоционально-эстетическими и искусствоведческими терминами, которые ребята смогут использовать в своих оценках и суждениях о произведении. Употребление ребенком образной речи является показателем некоторой эстетической зрелости.
Ребенок дошкольного возраста имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства, его нужно многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение. В течение каждого года до подготовительного дошкольного возраста, дети осваивают на доступном им уровне способы изобразительной, конструктивной, декоративной деятельности и постепенно приобретают первичные навыки работы с гуашью, акварелью, углем, пластилином, тушью, восковыми мелками, пастелью и т.п. Восприятие будет более глубоким, если органично сольется с игровыми действиями дошкольников.
4. Развитие творческих способностей детей в процессе изображения природы.
На развитие и проявление творческих способностей дошкольника существенное влияние оказывают три основных фактора: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотром картин и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими образцами описания природы.
Поэтические произведения о природе являются наиболее эффективным и специфичным средством развития творческого подхода ребенка к изображению окружающего мира. Такое свойство поэзии, как изобразительность, обогащает и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми. Поэтическая характеристика цвета, формы предметов, композиции, индивидуальных особенностей образов, действий способствует отражению этих качеств и в детских пейзажных рисунках.
Дети могут создавать творческие рисунки и только на основе наблюдений природных явлений. Если проводить с ними целенаправленную работу по развитию воображения и знакомить их при этом с поэзией, то лирические образы природы обязательно будут присутствовать в любом детском рисунке, обогащая и дополняя его характерными деталями. На основе развивающихся эстетических чувств в рисунках начинает проявляться определенное отношение к природе. Только наблюдая природу, ребенок подчас не может найти изобразительные средства для передачи ее в рисунке.
Детские пейзажи всегда выразительны, хотя техника их исполнения подчас несовершенна. Это обусловлено тем, что возможности восприятия выразительных средств поэзии у детей выше, чем изобразительные умения, способствующие их передаче в рисунке. Поэтому дети своеобразно используют форму, цвет, композицию, колорит в своем творчестве. Форму, как правило, обобщенную дошкольники передают с помощью линейного контура, видимого с одной стороны. Так как образы природы чаще всего имеют симметричное строение, это облегчает изобразительную задачу.
Своеобразно, творчески передают дошкольники пространство: в виде фриза (одной линии), широкой полоски земли, двух-трех фризов; могут изобразить линию горизонта, рисуя дороги, реки, возвышенные места (пригорки, сугробы), широкое или узкое пространство неба. Располагая отдельные образы природы рядом, дети подчеркивают их различия в величине. Как правило, главный образ выделяется размерами (большими или маленькими), цветом. Вокруг него строится определенная композиция, подсказанная темой рисунка. Иногда предметы располагаются на всем листе бумаги, но могут быть оставлены и пустые места, а изображение сосредоточивается в одном каком-то направлении. Передача пространства в рисунке - наиболее трудная задача для дошкольника, поскольку для этого ему необходимо не только воспринять связи между предметами, но и понять условность их изображения на плоскости. Усвоив определенные программные навыки в передаче пространства, ребенок начинает чувствовать центр, стороны листа как плоскости. Свободное владение этими умениями служит показателем развития его творчества в рисунке о природе.
Умело руководя процессом развития художественного детского творчества, учитывая возможности и интересы каждого ребенка, обогащая его умственную и духовно-эмоциональную сферу, я стараюсь добиться высоких результатов в комплексном решении программных задач эстетического воспитания
-
Методы и приёмы руководства рисованием на темы природы
на занятиях и вне занятий.
В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы, которые условно можно подразделить на наглядные и словесные. Особую, специфичную для детского сада группу приемов составляют игровые приемы. В них соединяется применение наглядности и использование слова.
К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. Под натурой в изобразительном искусстве понимаются предмет или явление, которые изображаются при непосредственном наблюдении. Работа с натуры предполагает изображение предмета с определенной точки зрения, в том положении, в каком он находится по отношению к глазу рисующего. Эта особенность изображения с натуры обусловливает и своеобразие восприятия в процессе занятия. Основным здесь будет зрительное восприятие, причем при изображении на плоскости (рисунок, аппликация) предмет воспринимается только с одной стороны; при лепке и конструировании дети должны иметь возможность поворачивать натуру, анализировать объемную форму в различных поворотах.
Чтобы ребенок мог осознать использованный художником прием, нужно разъяснить его, так как на картине ребенок воспринимает лишь конечный результат. Подобное рассматривание и анализ картины целесообразнее проводить до занятия или в начале его. Картина, оставленная перед детьми в течение всего занятия, может привести к механическому перерисовыванию. Копирование в этом возрасте приносит большой вред - тормозит развитие изобразительных умений. Для дошкольника невозможно осознать все приемы и изобразительные средства, использованные художником, поэтому он будет срисовывать, не понимая, почему нарисовано так, а не иначе
Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель - сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т.д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы. Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в младшей группе продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла, и они лепят ей угощение: блины, пироги, печенье. В процессе этой работы малыши овладевают умением расплющивать шар.
В средней группе дети рисуют плюшевого мишку с натуры. И этот момент можно удачно обыграть. Мишка стучится в дверь, здоровается с детьми, просит их нарисовать его. В конце занятия он участвует в просмотре детских работ, выбирает по совету детей лучший портрет и вешает его в игровом уголке.
Даже с детьми шести лет возможно применение игровых приемов, конечно, в меньшей степени, чем в младшей группе. Например, во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, животных, «делают снимки», а придя в детский сад, «проявляют и печатают их», изображая воспринятое на рисунке.
В разных видах изобразительной деятельности приемы обучения специфичны, так как образ создается разными средствами. Ни один прием нельзя использовать без тщательного продумывания стоящих задач, программного материала занятия и особенностей развития детей данной группы. Отдельные методы и приемы - наглядные и словесные - совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии. Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого.
-
Работа воспитателя с детьми по руководству рисованием
на темы природы
Прежде чем учить детей, я должна сам овладеть способами работы с различными красками - гуашью, акварелью. Так, в гуашевую краску добавляю воду, разбавляя ее до нужной густоты, а, чтобы добиться различных оттенков цвета, смешиваю ее с белилами, которые создают более светлый тон различных оттенков. Очень часто использую такой прием, как накладывание краски на краску (после того как первая высохнет). Это помогает ребенку передать определенный колорит, разнообразные оттенки цветов, видеть их единство в одном рисунке. Для получения производных цветов (оранжевого, коричневого и т.д.) краску накладывают на другую прямо на рисунке. Так можно нарисовать небо в утренние часы и вечером, восход солнца, освещение зелени солнцем, изобразить землю, окрашенную разными оттенками.
Если гуашевые краски целесообразнее давать детям для изображения таких времен года, как зима, осень, то для летних и весенних пейзажей можно использовать акварель. Я учу детей разводить акварельные краски водой, получая нужные оттенки для окрашивания нежной весенней зелени, легких лепестков и т.д. Очень важно при изображении пейзажа избегать штампов в прорисовке неба, земли. В этом поможет способ накладывания краски на цветной фон, на другую краску и способ прорисовки цветных пятен, полученных путем размывки, мазков. Иногда даю для рисования готовый фон, используя цветную бумагу. Но большей выразительности достигают рисунки, на которых фон изображен самими ребятами в соответствии с темой и содержанием работы.
Цвет фона разной насыщенности создает определенное настроение у детей (например, воспитатель готовит 3-4 оттенка синего цвета бумаги, к которым дети должны соответственно подобрать краски). К такому занятию не нужно специально расставлять баночки с определенными цветами красок, дети выбирают их сами перед занятием. Если в средней группе цвет фона задается, то в старшей группе дети чаще самостоятельно подготавливают нужный фон, используя свои знания о смешивании цветов, высветлении или затемнении их, составлении нужных оттенков цвета.
Рисование по сырому фону акварелью уместно проводить при изображении осеннего или весеннего пейзажа. Переход одного цвета в другой во влажном мазке рекомендуется использовать для рисования цветов, листьев, а контрастные цвета используются для выражения разобщенности предметов в картине (осенняя листва на фоне голубого неба, яркая зелень в сочетании с темными стволами и т. д.).
При оценке детских рисунков воспитатель исходит из следующих критериев: передача цветом оттенков окраски образов природы, общего колорита, настроения маленького рисовальщика; разнообразие композиции (связь между предметами, их объединение, выделение главного образа); изображение формы, ее характерных признаков, деталей; передача пропорций предмета.
природа изобразительный искусство рисование
</ Заключение
Природа является средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности. Широко известно влияние природы на формирование различных сторон характера, индивидуальности ребенка. Природа пробуждает его любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Воздействуя на эмоции ребенка своими качествами - совершенством формы, разнообразным и изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы.
Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста, так же как и деятельность взрослого художника, передает объекты природы в образах, выполняет задачи эстетического оформления результатов естественнонаучного познания и всегда выражает отношение к объектам природы. Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако и эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. В связи с недостаточным развитием образной речи, дети более глубоко проявляют свои чувства и представления об увиденном в своих рисунках, нежели словами. Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.
Список литературы
-
Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 1981. - 240 с.
-
Бабаева В.В. Эстетическое воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 1982. - 55 с.
-
Левин С.Д. Ваш ребенок рисует. - М.: Советский художник, 1980. - 79 с.
-
Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. - М.: Педагогика, 1984. - 120 с.
-
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с.
-
Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1999. - 205 с.
-
Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1956. - 208 с.
-
Халезова Н.Б. О путях повышения выразительности рисунков дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 9. - С. 15-16.
-
Костерин Н.П. Учебное рисование. - М.: Искусство, 1984. - 140 с.
-
Сухинина О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 2. - С. 36-38.