7


  • Учителю
  • Выступление к презентации Музыкальный мир Н.А.Римского-Корсакова

Выступление к презентации Музыкальный мир Н.А.Римского-Корсакова

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Слайд 1

Сказочный мир музыки Н.А. Римского-Корсакова

Мой род - это сказка, былина и непременно русские

Н.А. Римский-Корсаков

Слайд 2

Сказка… Ее образы сопутствуют человеку с раннего детства, создавая основы для развития воображения и фантазии. Сказка закладывает в человеке и нравственный фундамент: именно в ней ребенок учится различать добро и зло, ему открывается справедливость, милосердие и жестокость, коварство. Причудливый мир сказки привлекал многих композиторов, но величайшим сказочником среди них по праву называют Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844 - 1908 гг.). Языком сказки этот музыкант, педагог, автор учебников и видный музыкальный деятель рассказал о высоких человеческих чувствах, о великой силе искусства, нарисовал ярчайшие, красочные картины природы.

Нерасторжима связь композитора с фольклорной традицией, народным преданием, в котором обязательно побеждает добро, с народной песней. Герои его опер олицетворяют ум и художественную одаренность народа, его тягу к прекрасному, доброту и возвышенность чувств. Таковы Берендей, Садко, Лель… Композитор покорен поэтической красотой сказок, влюблен в своих героев. Он пишет, вспоминая работу над оперой «Снегурочка»:

Слайд 3

«Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства,

Слайд 4

чем царство берендеев с их чудным царем. Не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу». В сказочном мире Римского-Корсакова люди живут в единении с природой - лесом, морем, птицами, цветами.

Слайд 5

Садко несет свою печаль не людям, а на берег Ильмень-озера, где и находит понимание и помощь.

Слайд 6

Рыбки, превращаясь в золотые слитки, дают возможность гусляру снарядить торговый флот.

Слайд 7

Кусты и деревья кланяются Снегурочке, уходящей к людям, а цветы в венке, подаренном Весной, дарят ей возможность любить. Природа живая, она дышит, она звучит. И композитор слышит это дыхание, видит в ней живое существо.

Слайд 8

«Какой-нибудь корявый сук или пень, заросший мхом, мне казался лешим или его жилищем; лес «Волчинец» - заповедным лесом; голая Копытецкая горка - Ярилиной горой; тройное эхо, слышимое с балкона, - как бы голосами леших или других чудовищ», - вспоминал Римский-Корсаков в автобиографическом труде «Летопись о моей жизни». Не случайно им созданы такие яркие, зримые образы моря, леса, их обитателей.





В сказочном мире Римского-Корсакова особое место занимают пленительные женские образы. Это само воплощение непреходящей красоты, идеала, к которому стремится композитор. Героини эти неотделимы от природы, их породившей.

Слайд 9

Вот нежная и трогательная Снегурочка, дочь Весны и Мороза выходит из леса к людям, привлеченная их песнями. Такой ее увидел художник В.М. Васнецов.

Слайд 10

Снегурочка меняется на протяжении оперы, меняется и ее музыкальная речь. Вначале - это шаловливое и беззаботное дитя. Звучание флейты придает теме Снегурочки легкий, игривый и в то же время холодновато - прозрачный характер: «С подружками по ягоду ходить, на отклик их веселый отзываться: «А - у, а - у!». В конце произведения это любящая женщина, ее ария в сцене таяния полна искреннего и задушевного чувства: «Люблю и таю от сладких чувств любви».

Слайд 11

Преображается и героиня оперы «Садко» - царевна Волхова. Ее первое появление - это призрачное, фантастическое существо, рожденное морской стихией. А в заключительной седьмой картине мы видим земную женщину, которая поет колыбельную своему любимому. И колыбельная эта основана на народно-песенных интонациях: «Сон по бережку ходил, Дрема - по лугу».

Слайд 12

Чарующе прекрасен образ Царевны-Лебедя из оперы «Сказка о царе Салтане». Это образ также меняется на протяжении спектакля под влиянием чувства любви. Но если Снегурочка тает, а Волхова превращается в реку, то Царевна Лебедь обретает счастье в мире людей. Дуэт Лебеди и Гвидона основан на мелодии русской народной песни «На море утушка купалася». Эта тема звучит радостно и празднично, передавая счастливое состояние героев.

Слайд 13

Сказочный мир в операх Римского-Корсакова переплетается с миром реальным, миром людей. А в мире людей царит народная музыка во всем многообразии ее жанров. Весело пляшут скоморохи, девушки водят хороводы, слышны наигрыши пастухов, ведущих свои стада, звучат свадебные, лирические протяжные, обрядовые песни.

В своих произведениях Римский-Корсаков использует подлинные народные песни. Так, например, в опере «Снегурочка» звучат обрядовая песня «Веселенько тебя встречать, привечать», хороводная «Ай, во поле липенька», плясовая «Купался бобер». Но чаще для музыкальных характеристик героев из народа композитор создает свои мелодии народного склада. Их инструментовка также соответствует народным традициям. Так, песни Леля сопровождает звучание кларнета (пастуший наигрыш).

Слайд 14

При этом, оставаясь певцом русской национальной культуры, композитор охотно обращался к образам Востока. Восток привлекал Римского-Корсакова своей прихотливой фантастикой, веселой мудростью, цветистой орнаментальной мелодикой. По мотивам арабских сказок «1001 ночи» создана им симфоническая сюита «Шехеразада». 4 части сюиты - это 4 истории, рассказанные прекрасной и мудрой сказочницей.

Слайд 15

Перед слушателем проходит вереница ярких образов - Синдбад-мореход плывет на корабле по бескрайнему морю, царевич, переодетый странствующим монахом-календером, повествует о своих фантастических приключениях, весело шумит разноголосая толпа на празднике в Багдаде.

Музыка Римского-Корсакова живописна, красочна, картинна. Это связано с особенностями его художественного восприятия. Создавая музыкальный образ, композитор одновременно как бы «видел» его. Звучание часто ассоциировалось у него с цветом, краской; слух окрашивал звук в цвета. Не случайно сказочный мир композитора привлекал к себе художников.

Слайд 16

Над оформлением оперных спектаклей Римского-Корсакова работали такие выдающиеся мастера живописи, как К.А. Коровин, И.Я. Билибин, А.М. и ВВ. Васнецовы. Михаил Александрович Врубель - глубоко своеобразный художник - чувствовал и любил музыку Римского-Корсакова. Признавая значение Римского-Корсакова для своего творчества, он писал композитору: «… я благодаря Вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду». Творчество Римского-Корсакова вдохновило Врубеля на картины «Морская царевна» и «Царевна Лебедь», на ряд рисунков. Композитор посвятил ему романс «Сон в летнюю ночь».

Слайд 17

В сказочном мире Римского-Корсакова есть место всем - царям, купцам и простому люду, скоморохам и лешему, красным девицам и загадочной Шемаханской царице, жителям Руси и Востока, обитателям подводного мира и дремучего леса. Но самое главное - в этом мире царят Красота и добро, справедливость и любовь. Этот мир живет и будет жить долго, потому что создан он великим гуманистом и великим композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым на таком фундаменте, который нельзя уничтожить - на основе народного искусства.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал