7


  • Учителю
  • Использование игровых педтехнологий для формирования познавательных универсальных учебных действий у старших дошкольников.

Использование игровых педтехнологий для формирования познавательных универсальных учебных действий у старших дошкольников.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Использование игровых педтехнологий для формирования познавательных универсальных учебных действий у старших дошкольников.

В современном мире имеется настоятельная потребность в развитии, становлении и формировании человека с творческим, продуктивным мышлением, способным принимать инновационные процессы и участвовать в них. Успешное обучение детей в школе по современным программам предполагает высокий уровень развития мышления ребёнка, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Поэтому уже в дошкольный период вопросам формирования логического мышления должно отводиться важное место.

В связи с этим проектируется и адаптируется образовательный процесс, содержание программы для воспитанников, что обеспечивает им формирование интеллектуальных умений. Цель нашей деятельности создать систему последовательно, пошагово выстроенных задач, направленных на повышение уровня мыслительных операций, умения рассуждать у старших дошкольников, развитие интеллектуальных возможностей детей, используя игровые педтехнологии.

Для достижения этой цели решаются задачи:

- организация интегративной развивающей предметной среды;

- создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование у детей позитивной познавательной мотивации;

- применение адекватных возможностям и потребностям воспитанников современных технологий, методов, форм организации образовательного процесса;

Педагогические технологии, используемые в работе:

  1. Технология развивающих игр Никитина.

  2. Технология «Блоки Дьенеша».

  3. Технология «Палочки Кюизинера»

Формы организации работы с детьми в данном направлении:

  1. НОД (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

  2. Кружок «Развивай-ка», предполагающий использование игровых технологий.

3. Совместная и самостоятельная игровая деятельность

1. Дифференцированная организация непосредственно - образовательной деятельности позволяет учитывать уровень умственного развития, психологические особенности детей, поделённых на две подгруппы. При НОД использую творческие задания, игровые ситуации, которые развивают интерес к предмету, творческую фантазию и требуют развитого внимания, памяти, самоконтроля. В своей деятельности я стараюсь придерживаться определенной структуры непосредственно образовательной деятельности: логическая разминка, основное содержание непосредственно образовательной деятельности - изучение нового материала, физминутка, закрепление нового материала, развивающая игра. Работая над проблемой развития логического мышления у старших дошкольников, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико-поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Включение заданий по развитию логического мышления в любую НОД формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах в возможностях своего интеллекта, предполагает создание эмоционально-психологического фона. Происходит постепенное становление у детей развитых форм самопознания, самоконтроля и самовоспитания.

2. Умение моделировать и логически мыслить является одним из критериев готовности к школе, что обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием. Поэтому для формирования познавательных универсальных учебных действий, которые включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы, я организовала кружок «Развивай-ка» во второй половине дня. Перспективный план работы кружка предусматривает порядок расположения игр и заданий по принципу от простого к сложному, а игры одной серии помещены одна за другой, причем внутри каждой серии тоже соблюдается тот же принцип. Игры сопровождаются игровым или сказочным сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнения, анализ, классификацию, обобщение и понимание математических терминов. Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.

На первоначальном этапе я познакомила детей с блоками Дьенеша, которые привлекают внимание прежде всего своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной. На мой взгляд, игры с ними можно предъявлять детям в следующей последовательности:

  • конструирование и моделирование;

  • изучение цвета, форм, свойств;

  • сравнение, классификация и обобщение;

  • работа с карточками свойств;

  • выполнение логических заданий и построение алгоритмов.

Дети группировали фигуры по признакам, раскладывали по обручам, помогали игрушкам выбрать нужные блоки. Познакомила с кодовыми карточками, обозначающими свойства блоков. Дети составляли паспорта блоков, бланки - заказы для игры «магазин» т.е. кодировали информацию. Воспитанники выбирали нужные блоки по знакам - символам, т.е. декодировали информацию. Затем использовала игры для развития умений сравнивать предметы по их свойствам, объединять объекты в один класс по существенным или иным признакам, разбивать множества на классы по совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или», происходило усложнение алгоритмов. В процессе работы дошкольники в достаточной мере овладели действиями моделирования, и могут читать условно-символические модели.

Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые даются в различной форме: в виде модели, рисунка, чертежа, т.е. знакомят с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач позволяет детям идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности. А плоскостной вариант игры Никитина - позволяет более наглядно объяснять алгоритм действий.

На первом этапе палочки Кюизинера использовала просто как игровой материал. Дети играли с ними, как с обычными кубиками и палочками, создавали различные конфигурации. На втором этапе палочки выступают уже как средство обучения арифметике. Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку. Тогда игра будет радостным открытием нового. Ребенок быстро научится переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.

3. Учитывая п.3.3. ФГОС ДО - требования к развивающей предметно-пространственной среде, и понимая, что успешное развитие логического мышления у детей во многом зависит и от созданной в группе предметно-развивающей среды, мы постарались, чтобы среда была содержательно-насыщенной, вариативной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной. В нашей группе детей привлекает красочный игровой материал, разнообразие образцов по степени сложности. Дополнительно изготовила практический материал, позволяющий решать дидактические задачи через игровую деятельность - красочные альбом</ы игр, карточки-загадки, схемы для выкладывания и подобрала игры с блоками для развития способности к логическим действиям и операциям. Игры Никитина «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Уникуб», «Хамелеон» активно используются в совместной и самостоятельной деятельности детей. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются исполнительские черты в ребенке. Способ и порядок решения задач уже не подсказывется ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности. Используя палочки Кюизинера в качестве геометрического конструктора, происходит постепенное усложнение образцов. Особый интерес представляет создание творческих композиций, причем не только плоскостных, но и объемных. Известно, что выход из плоскости в объем важен для развития мышления ребенка, его пространственной ориентации. Эти средства используются и в часы игр, и могут применяться в НОД. К ним обеспечен свободный доступ ребят и их широкое использование. Действуя с разнообразными дидактическими средствами вне занятий, ребенок не только закрепляет знания,- полученные на занятиях, но и в отдельных случаях, усваивая дополнительное содержание, может опережать требования программы, исподволь готовиться к ее усвоению. Самостоятельная деятельность под руководством педагога, проходящая индивидуально, группой, дает возможность обеспечить оптимальный темп развития каждому ребенку, учитывая его интересы, склонности, способности, особенности.















Таким образом, считаю, что использование игровых педтехнологий приводит к формированию у детей к семи годам мыслительной активности, интереса к активной познавательной деятельности, формирование алгоритмических приемов умственной деятельности. Достаточный уровень сформированности логической компетентности выступает условием последовательного становления у ребенка предпосылок УУД, а значит - эффективной учебной деятельности младшего школьника.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал