- Учителю
- Консультация для родителей на тему: Компьютер - вред или польза?
Консультация для родителей на тему: Компьютер - вред или польза?
Консультация для родителей
«Компьютер:
Вред или польза?»
Персональные компьютеры (ПК) прочно заняли существенное место в нашей жизни. Спорить по поводу того, нужно ли детей допускать до этого изобретения конца XX столетия, пожалуй, бессмысленно, так как уже в начальной школе наши дети будут с ним взаимодействовать, выполняя определенные учебные задания. Компьютерные технологии сейчас являются важнейшими элементами учебной деятельности не только любого высшего образовательного учреждения, но и обычной школы. Естественно, что использовать все возможности этих умных и быстрых помощников может только тот, кто знает, как с ними нужно управляться, какие у них имеются возможности и проблемы.
Цивилизованное человечество столкнулось в процессе освоения этих средств вычисления, обучения, хранения и передачи информации с неожиданными опасностями, которые таит в себе бездумное взаимодействие с персональными электронными машинами. Прежде всего, это электромагнитное излучение примерно такого же типа, какое имеется у телевизоров. Это излучение относительно слабое, но при длительной работе с компьютером даже взрослые обязательно испытывают специфическую форму утомления, которое проявляется в усталости, раздражительности, рассеянности и иногда в слабости. Эти признаки хорошо известны в клинике неврозоподобных расстройств. Если есть возможность отвлечься от работы с машиной и переключиться на физическую работу, то перечисленные неприятные симптомы проходят. Эти наблюдения, которые были сделаны еще на заре электронных средств вычисления, легли в основу рекомендаций по эксплуатации компьютера, одним из важнейших элементов которых является ограничение времени непрерывной работы двумя часами. Два часа как время безопасного взаимодействия с электронной машиной - это усредненный срок для взрослого и здорового молодого мужчины или юноши. Любая болезнь, естественно, ограничивает время работы с компьютером.
Вторая проблема, которая стала очевидной в последние десятилетия, связана с возможными вредностями изображений на экране монитора. Изображение на мониторах даже при очень хороших качествах и высоких технических характеристиках иногда совершенно незаметно для глаз, а иногда видимым образом совершает мелкие колебания, то есть зрительные объекты вибрируют. Эти вибрации причиняют зрению большие неприятности. Хорошо известны случаи быстрой потери зрения многими даже молодыми людьми, если они не соблюдают санитарно-гигиенических требований работы с компьютером. Основные требования опять-таки сводятся к частым и продолжительным перерывам взаимодействия с машиной. Таким образом, отдых и перерывы в работе необходимы всем работающим с компьютером.
Однако это еще не все потенциальные угрозы, которые несут всё совершенствующиеся средства вычисления и хранения информации. Последние изобретения были связаны с созданием компьютерных информационных сетей, известных под названием Internet (или всемирная паутина). Человечество не сразу осознало эту опасность. Первыми с ней столкнулись технически и экономически развитые страны, такие, как Япония и США. Описан синдром компьютерной зависимости, который оказался очень похожим на наркоманию химической природы. Пользователи, особенно молодежь и подростки, могут часами взаимодействовать с компьютером, не проявляя интереса к остальным жизненным событиям. Подростки и дети много часов проводят перед экраном монитора, «плавая» в компьютерном пространстве, насыщенном информацией, не всегда безобидной и безвредной. Главный результат этого увлечения - резкое ограничение социальных связей и контактов, что приводит к лишению эмоционально заряженного общения с друзьями и родными. Дети и подростки становятся ревностными фанатами компьютерного, чрезвычайно специфического общества. Некоторые психиатры говорят об особой форме психического расстройства, которое вызвано чрезмерным увлечением путешествиями в Internet-сети. Итак, компьютер - это полная больших возможностей, но и потенциальных угроз вещь, которой должно быть отведено свое место. Иначе при переоценке значимости этого технического средства и отношении к нему как к драгоценному другу и близкому человеку может возникнуть большая беда в виде психического расстройства.
Как же избежать этих проблем, если уклониться от взаимодействия с электронными средствами информации и связи нашим детям невозможно? Ответ на этот вопрос не так прост... Если говорить о санитарно-гигиенических проблемах, то возможной профилактикой может быть жесткий и постоянный контроль взрослых за временем, проводимым детьми за компьютерными играми. До тех пор, пока ребенок не научится оценивать свое нервно-психическое состояние адекватным, то есть соответствующим объективным его качествам, образом, необходим внешний контроль и регламентация игр. Второе, на что следует обращать внимание, это освещенность в комнате и яркость экрана. Освещенность должна быть достаточной, чтобы взрослые с нормальным зрением могли видеть все клавиши клавиатуры полностью и не напрягая зрения. Яркость экрана устанавливается индивидуальным образом, но так, чтобы глаза не слишком уставали от свечения объектов на нем.
Другой важный аспект компьютерных игр - это их содержание. Игра должна быть развивающей, немного сложной для ребенка, а не отупляюще однообразной и монотонной. Иначе эффект будет противоположным: вместо развития и стремления к познанию с помощью компьютера - компенсация жизненных неудач и уход от реальной жизни в киберпространство. Некоторая усложненность игровых действий служит для ребенка стимуляцией общения с более опытными взрослыми. Таким образом компьютер может выступить в качестве связующего звена между ребенком и авторитетными членами семьи.
Современный компьютерный рынок завален лазерными дисками с военизированными играми и играми, в которых действующие лица характеризуются агрессивными чертами. Второй по популярности набор игр включает серии операций на скоростные и зрительно-моторные действия. Редкостью являются игры для детей, рассчитанные на включение оперативной памяти и внимания, которые как раз и требуют для своей тренировки высокоэффективных и скоростных компьютерных средств. Массовый выпуск развивающих высшие психические функции компьютерных программ - это дело, хочется верить, недалекого будущего. Начало этому процессу закладывается уже сейчас в научно-исследовательских работах, в которых в качестве субъектов игровой деятельности выступают дошкольники. Сотрудниками кафедры психофизиологии ребенка Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена убедительно показано, что дошкольники начиная с трех - четырехлетнего возраста в состоянии выполнять нетрудные сенсомоторные операции с компьютером в условиях совместного со взрослыми взаимодействия. При участии психолога-экспериментатора многие пятилетние дети справляются с цепной сенсомоторной задачей, успешное выполнение которой возможно при привлечении ресурсов внимания и оперативной памяти. Наконец, было установлено, что в условиях систематического опыта взаимодействия с компьютерными адекватными в возрастном отношении программами дошкольники становятся умнее и более быстрыми в своих решениях. Они тренируют так необходимую для современного информационно насыщенного мира способность формировать быстрые и точные реакции на образы в динамическом режиме.
Дети, которые приняли в свою жизнь вычислительную технику как средство умственного развития, в своей дальнейшей жизни смогут использовать достижения технической мысли более адекватным способом, чем те, кто познакомился с компьютером исключительно как с развлечением.