- Учителю
- Приобщение детей к театральному искусству
Приобщение детей к театральному искусству
Статья для публикаций по теме:
«Приобщение детей к театральному искусству»
Выполнила: воспитатель
первой квалификационной
</ категории Яблонских Д. С.
Приобщение детей к театральному искусству
Все педагоги знают, что для ребенка участие в драматизациях сказок и театрализованных играх - всегда праздник.
Поэтому в своем педагогическом опыте использую эти виды деятельности.
Чтобы к старшему дошкольному возрасту ребята показали сказку, нужно их постепенно готовить к этому, развивать творческие способности. Начинать работу с детьми можно уже с младшего возраста. Это небольшие этюды. Я предложила своим ребятам стихотворения А. Барто из цикла «Игрушки». Дети легко запоминают эти стихи «Бычок», «Зайка», «Лошадка» и др. Стихотворения сопровождаются движениями, как ходит мишка? Как прыгает Зайка? Дети показывают, например, сказку без слов «Цыпленок». Затем в старшем дошкольном возрасте можно предложить детям после прочтения сказки изобразить, кого они захотят (лису, волка, козу и др.). Обсудить с детьми характеры героев. Лиса - хитрая, плутовка, обманщица, как сладко говорит? Какой тоненький у нее голосок? А как она двигается? Движения под музыку. А какой костюм для лисы нам подойдет?
Первые спектакли «Колобок», «Репка», «Теремок», «Красная шапочка», «Кто сказал «мяу»? и др.
С детьми нужно провести беседу о театре, зрителях, что делают артисты. Учить детей правильно держать себя на сцене: быть не скованным, речь выразительна, точна. Чтобы помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя на сцене непринужденно, уметь передать сущность своего персонажа, нужна специальная интересная тренировка. Их цель - помочь овладеть следующими средствами образной выразительности.
-
Интонацией - предложите детям произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх) самостоятельно без подсказки воспитателя. Цель работы над интонацией - добиться выразительности и естественности речи;
-
Позами - сначала целесообразно предложить детям поиграть в знакомые игры, типа «Море волнуется», затем предложить им позой изобразить кого-нибудь или что-нибудь (паука, березку, каратиста и т.д.) и объяснить, почему они выбрали именно эту позу. Полезны такие задания, как найти одно, но наиболее яркое движение, которое бы сделало образ (Баба-Яга, дерево, толстяк)
-
Жестами - начинать кадр с простых специальных заданий: как жестом показать состояние или ощущение человека
(горячо, я замерз, мне больно) следующие упражнения включают уже несколько действий (пришиваю пуговицу, мою посуду, рисую) -
Мимикой - научите детей по выражению лица (глазами, бровями, губами) показывать нестроение человека, затем с помощью мимики выражать свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфету, кислый лимон).
-
Пантомимикой - в которой сочетаются пластические позы, жесты и мимика.
Предложите детям с помощью указанных средств, представить следующие ситуации. Я мыл посуду и случайно разбил чашку. Я шила и уколола палец иглой. Потом попросите детей изобразить распускающийся цветок, прыгающую лягушку и т.д.
На заключительных играх - занятиях задания усложняются: воспитатель предлагает разыграть сценки, включающие определенные действия, взаимоотношения между персонажами, построение каждого участника. После того, как дети поупражняются, устройте театрализованную игру, сказку, пригласите потом зрителей. Важно, чтобы дети почувствовали себя артистами, получили зрительную оценку - аплодисменты.
Так же мой опыт работы предполагает создание оптимальной предметно-развивающей среды для развития творческих способностей детей группе. В связи с этим мною был оформлен уголок, включающий в себя:
ТСО (магнитофон, телевизор, ДВД проигрыватель, аудиозаписи классические, детские произведения).
Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»).
Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, конусный, на банках, на прищепках, на платочках, варежковый театр).
Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными. Это позволяет лучше организовать самостоятельную активность дошкольников в группе. На мой взгляд, создание предметно - развивающей среды должно быть разносторонне грамотно построено, максимально приближенной к духовным ценностям.
Приоритетное значение в организации моего педагогического опыта отвожу практическим методам, среди которых считаю необходимым выделить игру. Игра способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и психическому развитию дошкольников (развитию внимания, сообразительности, памяти, речи). Организуя работу с воспитанниками своей группы, активно использую творческие, дидактические, подвижные игры, театральные. При этом учитываю индивидуальные особенности детей дифференцированный подход (по возрасту, уровню подготовленности воспитанников), технологию организации игры драматизаций Т. Сорокиной.
Приобретенный во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности. Организуя жизнь дошкольников в группе, эффективно использую весь комплекс методов и приемов (наглядные, словесные, практические).
Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими), которые могут стать основой для последующих драматизаций.
Во время образовательной деятельности использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. Ввожу персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал.
Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. В связи с этим разработан план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование, консультации по вопросам социально-личностного развития дошкольников, беседы, оформление наглядной агитации, привлечение к участию в досугах и развлечениях. Считаю, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример - важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы.
Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через художественно-театральную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей), применения комплекса средств, методов, форм, создании предметно-развивающей среды, диагностики дает возможность получить положительный результат в моей педагогической деятельности.
Мой опыт знакомит детей с миром тетра, который является средством познания жизни, школой нравственного и эстетического воспитания. Художественно - театрализованная деятельность не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, сострадание, развивает способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.