- Учителю
- Эссе Я мастер своего дела
Эссе Я мастер своего дела
Работая воспитателем в детском саду, я выбрала для себя основное направление в своей работе - это развитие речи детей через театральную деятельность. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. К работе по этому разделу старалась подходить творчески, всегда старалась находить новейшие методы и приемы для развития разговорной, диалогической, монологической, связной речи детей.
Театр кукол! Как много он значит для детского сердца. Театр дарит каждому ребенку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус, творческие способности, корректирует их поведение.В работе по этому разделу я использовала методическую литературу таких авторов, как Т.Н.Караманенко, Н.Ф.Сорокиной, Л.И.Царенко.
Для того, чтобы познакомить детей с миром театра, чтобы дети полюбили театр, чтобы он стал частью их культурной жизни в будущем, я старалась вести работу по театральной деятельности по трем направлениям:
1. « Что такое театр? » Знакомила детей с историей театра, с жанрами театра ( опера, оперетта, балет), с видами театра ( кукольный, пантомимы, драмматический), знакомила также с театральными терминами, театральными профессиями, различными видами кукол (верховые, напольные,тростевые, марионетки) и т. д.
2. « Искусство выразительного чтения». Работая над какой - либо потешкой, стихотворением, сказкой, рассказом старалась обязательно вызвать у ребенка сопереживание и понимание чувств автора, предлагала прочувствовать, испытать то настроение, которое испытывает герой в заданной ситуации. Тогда у него непременно возникало свое отношение к описываемому сюжету, и он не смог остаться безучастным. В детях развивается самостоятельное принятие и воспроизведение описываемых событий. Для формирования красивой речи использовала пальчиковую гимнастику, игры для губ и языка, дыхательные упражнения, игры с зеркалом, игры на мимику и жесты.
3. «Мастерство актера - сценическое действие». Здесь шла подготовка к спектаклям: обучала детей работать с куклами, учила подражать и перевоплощаться, двигаться по сцене, разыгрывали этюды на заданную тему, привлекала детей к совместному обсуждению, как необходиморазыграть тот или иной сюжет, учила находить ошибки и пути их исправления. Из этюдов постепенно складывался спектакль. Работа над спектаклем объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками красивой и связной речи, публичных выступлений, помогает перешагнуть через « я стесняюсь», поверить в себя. Ну, а самое главное - это праздник, эмоциональный всплеск, восторг от участия в спектакле.
Таким образом, я пришла к выводу. Работа над разделом «Развитие речи через театральную деятельность» показала: театральные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи - словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. При этом я хочу отметить, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинения, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание . др.). Плюс ко всему выше сказанному, дети приобретают дополнительную возможность закрепить коммуникативные навыки - умение выразить ясно для окружающих свою мысль, намерение, эмоцию, способность понимать, что от тебя хотят другие. Происходит стимулирование развития основных психических функций - внимания, памяти, речи, восприятия, что содействует расцвету творческого воображения, приобщению к театральной культуре, а самое главное способствуют формированию личности ребенка.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. в детских садах стали создаваться логопедические группы. В одной из таких логопедических групп с 2001года стала работать и я. Логогруппы были созданы для детей, которые имеют разные степени задержки развития речи, что тяжело сказывается на их общем развитии, не позволяет им полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако, если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно избежать. Чем мы и стали заниматься с удвоенной силой.
Так как логопедическая тема стала для меня новой, то свою работу я начала с изучения литературы по данной теме таких авторов, как: Т.В.Филичева, Г.В.Чиркина, Каше, Л.С.Волкова, С.Н.Шаховская, В.В.Коноваленко. Особую помощь в работе оказала методика коррекционной работы В.В.Коноваленко.
Вся коррекционная работа спланирована по лексическим темам. Это очень удобно, т.к. на занятиях, проводимых в соответствии с лексическими темами, осуществляется ознакомление детей с окружающим миром, уточнение и активизация словарного запаса, а также совершенствования связной речи.
Вместе с логопедом нашей группы распределяли темы на каждую неделю с учетом диагностических данных детей группы. При подборе лексических тем старались учесть рост познавательных возможностей 6-летних детей, расширение обиходно-бытовых рамок их речи, постепенное приближение словарного запаса к возрастной норме.
В первый год работы у меня была набрана группа с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Это дети в основном со сложной дислалией. Естественно, что постановкой звуков занимался логопед.
Целью моей работы было: активизация словарного запаса, совершенствование лексико-грамматического строя речи, связной речи. Работая по темам, выполнять эти задачи было интересно. Например: по теме «Овощи» давала задания на правильное употребление предлогов ( в земле, из земли, на грядке и т.д.) или по теме «Птицы» использовала грамматические упражнения на глаголы с разными приставками (взлетела, подлетела, залетела, улетела, прилетела и пр.). Продолжая работать по лексическим темам, наиболее трудным для детей было составление описательных рассказов. Для этого я использовала метод наглядности, который, по мнению С.Л.Рубинштейна, А.М.Мушиной, Л.И.Эльконина, является облегчающим процессом в становлении связной речи. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, проводимые с ним действия. Так же мне оказывает помощь технология Т.А.Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов».Она разработала схемы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, животных, временах года. Основываясь на этот метод, нами были самостоятельно разработаны схемы к таким темам, как «Птицы», «Транспорт», «Библиотека», «Почта», «Электроприборы» и т.д. Результат работы по схемам показал: дети легко ориентируются в схемах, качество умения составлять рассказы стало выше.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых таких, как И.П.Павлов, Н.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. С этой целью я активно использовала опыт работы Т.Бардешевой «Рассказываем стихи руками», опубликованный в журнале «Обруч» за № 5 - 1998г. Мой результат таков - да, действительно, это помогает быстрее, легче, заучивать стихи и эмоциональнее их рассказывать детям логопатам, чья память менее развита, благодаря тому, что в работу включается не только слуховой, но и двигательный, и зрительный сигнализаторы. Разучивание стихов, сопровождаемое движениями, становится более ярким, помогает развивать воображение, активизирует мыслительную деятельность ребенка.
В дальнейшем детям, усвоившим методику заучивания стихов, с сопровождением движений, предлагала уже самостоятельно к новому небольшому стихотворению придумывать
движения и разучивать их, тем самым, развивая в детях самостоятельность, утверждения собственного «я» и творчества.
Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика, которая обеспечивает правильное произношение звуков, вырабатывает правильное речевое дыхание, развивает интонационную выразительность голоса. Поэтому использование упражнений артикуляционной гимнастики стало одной из основных и ежедневных задач в длительной и систематической работе, которая выполняется в течении дня от 3 до 5 раз. Для способствования выработки нужных артикуляционных укладов и развития переключаемости движений органов артикуляционного аппарата помогают задания. Например: детям предлагается изобразить, как обезьянка вытягивает губы, прячет за щеку банан, смеется, играет на барабане, забивает гвоздик, включает соковыжималку и т.д.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие мелких движений пальцев рук. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся, а следовательно будут тормозить и другие виды деятельности. Поэтому, детям с нарушениями речи остро необходима тренировка мелких движений пальцев рук, стимулирующее общее развитие ребенка. Этот факт подтверждается исследованиями следующих авторов - Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Н.И.Кузьмина, В.И.Рождественская, Л.В.лопатина, Н.В.Серебрякова, Л.И.Белякова, Н.Л.Рычкова. Таким образом, с целью формирования словесной речи особое внимание я отводила пальчиковой гимнастике, которая выполнялась в комплексе с артикуляционной по 3-5 раз в день. Помимо этого в игровой форме использовала массаж пальцев, а также дополнительные упражнения с мелкими предметами: карандашами, шнурками, бусинками, пуговицами, крышечками, спичками и палочками, что вызывало у детей огромный восторг и желание заниматься еще и еще. Мой результат таков: первым, что я заметила, у детей стали лучше развиваться слух и внимание, лучше стали движения артикуляционных органов.
Затем в нашу группу поступили дети с диагнозом ОНР. Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика. Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с ОНР наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций. Обследовав детей группы, мы определили, что, у них плохо развит словарный запас, очень страдала связная речь и грамматика, наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике.
Хочется отметить, что у детей нашей группы наблюдалось на фоне нарушения звукопроизношения такие проблемы, как: нарушение в общении, конфликтность и обособленность, т.е. признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, что является причинами серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем.
В работе с детьми ОНР я столкнулись с такими трудностями: как нерешительность - дети избегают ситуаций устного опроса, отказываются от ведущих ролей в играх, не отвечают не вопросы, хотя знают верный ответ, в ситуации новизны проявляют тормозные реакции. Тревожность - дети неожиданно вздрагивают, ходят осторожно, стремятся быть поближе к взрослому. Скованность - дети не знают, чем заняться, говорят слишком тихо, темп действий замедлен, запаздывает при действиях по сигналу. Избегание умственных усилий - быстро устают от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу). Дефицит внимания - приходится словесно повторять задания по несколько раз, требовалось иногда сочетание слова с показом способа действия, переспрашивали условия выполнения задания.
Все это мешало успешной логопедической работе, поэтому с этой целью я вела работу в таких направлениях:
-
Привлечение психолога, психотерапия;
-
Логопедическое воздействие специалиста
-
Коррекционная работа воспитателей - игротерапия (хороводные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры на стимуляцию гуманных чувств к самому себе, положительное подкрепление себя, игры на стимуляцию положительных эмоций у нерешительных детей, игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха, артикуляционной моторики, игры на развитие дыхания и голоса, игры по совершенствованию фразовой речи, способствующие нормализации темпа и плавности и т.п.)
-
Максимальная помощь родителей;
-
Индивидуальная работа - индивидуальная игротерапия;
Особенности детей данной группы привели к необходимости логопедизации всего педагогического процесса, всей жизни и деятельности детей, а также к некоторому смещению акцентов в коррекционно-воспитательной работе.
Все это послужило основанием для создания развивающе-коррекционной программы, которую я назвала «Театральные логоминутки».
Цель программы - расширить развивающей речевой среды. Эта программа является дополнительной методико-коррекционной помощью для воспитателей, направленной на скорейшее устранение дефектов звукопроизношения, на закрепление в речи произнесения исправленных логопедом звуков, качественное и количественное обогащение словарного запаса; восстановление общего уровня психического развития.
Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия.
Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознанных эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и сверстникам. С помощью общеразвивающих и театральных игр, игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимы, литературных произведений, игр-драмматизаций мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка, это не мало важно для подготовки детей к школьному периоду.
В старшей группе с детьми ОНР мною была апробирована собственная программа «Театральные логоминутки» для первого (старшая группа) года обучения в период с 2003-2005года (по этой программе работаю и по сегодняшний день).
Результаты моей деятельности таковы: применение дополнительной развивающе - коррекционной программы будет способствовать скорейшему исправлению дефектов речи, положительному развитию нервно-психической и познавательной деятельности, чем работая только общепринятыми стандартами коррекционной работы с детьми логопатами.
Систематические упражнения привели к улучшению выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса, дикции.
Дети научились четко произносить гласные звуки, проговаривать окончания слов, не затушевывая их при звучании. Правильное произнесение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукового, звуко-слогового, звуко-буквенного анализа, что подготавливает ребенка к обучению грамоте.
Системное использование артикуляционной гимнастики помогли улучшить динамику движений языка, губ, челюсти, благодаря чему речь детей стала более четкой, перестала носить смазанный характер. Улучшилась скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое, от которого зависит четкость произнесения звуков.
При использовании по программе массажа различных участков тела и биологически активных зон, у детей снизился процент заболеваемости примерно на 1,2%. У часто болеющих детей к концу учебного года стало образовываться умение различать звуки речи и управление своими органами артикуляции, с чем долгое время они не могли справляться и поэтому смешивали, заменяли или искажали звуки.
В моей группе у детей с двигательными нарушениями речевого аппарата наблюдалось улучшение развития мелкой моторики пальцев рук.
Использование в системе пальчиковой гимнастики у детей во время разговора стало отмечаться понижение мышечного напряжения в органах артикуляции. Пальчиковая гимнастика у детей стала одним из любимых видов деятельности на занятиях.
Стихотворный текст пальчиковых гимнастик, мимических упражнений, театральных инсценировок позволил улучшить такие качества, как слух, память, мышление, воображение, дети научились менять темп, тембр, силу голоса, стали приобретать навыки правильной дикции, интонационной выразительности речи, перестали стесняться собственных дефектов речи и публичного выступления перед сверстниками, они стали более раскрепощенными и коммуникабельными.
На ряду с этим хочется отметить, что использование театральных игр повысило положительный эмоциональный фон в группе. Дети стали приобретать навыки саморасслабления, снятия психического напряжения, межличностного взаимодействия со сверстниками. Развилось эстетическое восприятие, устойчивый интерес к детской литературе, театру. Дети приобрели навык воплощать в игре определенные переживания, подошли к созданию новых образов.
«Я мастер своего дела»
Выполнила: Хисамутдинова
Люция Хамметросиковна
воспитатель высшей категории
МДОУ № 1 «Ласточка»
Зеленодольского муниципального
Района РТ