- Учителю
- Театрализованная деятельность, как средство формирования творческого воображения детей дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность, как средство формирования творческого воображения детей дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность, как средство формирования творческого воображения детей дошкольного возраста.
Забегаева Людмила Викторовна,
воспитатель МДБОУ «Детский сад общеразвивающего вида №16» г. Чистополь РТ
«Театрализованная деятельность является
неисчерпаемым источником развития чувств,
переживаний и эмоциональных открытий ребёнка,
приобщает его к духовному богатству.
Постановка сказки заставляет волноваться,
сопереживать персонажу и событиям,
и в процессе этого сопереживания создаются
определённые отношения и моральные оценки,
просто сообщаемые и усваиваемые».
(В. А. Сухомлинский)
Каждое утро, идя в детский сад, я прохожу «дорогою приветствий», когда все дети, встреченные мной, здороваются и улыбаются мне в ответ. Я знаю, что в группе меня ожидают уже они, мои воспитанники. Дети торопятся, перебивая друг друга, рассказать о том, чему я не была свидетелем. Хотят поделиться всем новым, что у них появилось, что их озадачило.
Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы , помогающие ему стать человеком с большой буквы, смело войти в эпоху нового разума и занять в нём достойное место, осознавая себя личностью и индивидуальностью.
Современная теория художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста рассматривается как целостная структурированная система знаний, которая в своем историческом развитии аккумулировала разные виды искусства, общую культуру человечества. Искусство, как главное средство художественно-эстетического воспитания детей связано с образным познанием жизни. В процессе освоения материальной и духовной культуры происходит не простое накопление фактов, а развитие разнообразных, в том числе художественных способностей личности. Приобретение опыта связано с активной деятельностью, что обеспечивает разностороннее развитие ребенка.
В настоящее время для развития теории и практики художественного образования дошкольника характерны две тенденции:
-
Интеграция наук позволит рассматривать теорию художественно-эстетического воспитания ребенка с различных сторон.
-
Дифференциация исследований направлена на углубленное изучение определенного направления деятельности.
В нашем детском саду вот уже несколько лет реализуется программа по художественно-эстетическому воспитанию. Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее успешно у нас осуществляются при следующих условиях: организация выставок; оформление эстетической развивающей среды в группе; создание в группе театрального, музыкального, национального и изобразительного уголков. Одним из видов художественно - эстетического воспитания детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно. Поэтому, что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало и получая огромное эмоциональное наслаждение. Все, что окружает детей, во многом определяет их настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самим себе. Ребенок знакомится с окружающим миром с помощью зрения, слуха и движений. Значит, все, что окружает ребенка должно развивать эти органы чувств и обеспечивать необходимый психологический комфорт.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погрузиться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие поступки, становятся более раскрепощенными и общительными. Занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, трудолюбия, систематичности в работе.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Участвуя в ней, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Занятия театрализованной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Взрослый призван помогать ребенку, отыгрывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к достойным видам художественно-эстетической деятельности.
Содержание театрализованных занятий включает в себя:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- Игры - драматизации;
- Разыгрывание сказок и инсценировок;
- Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальный и невербальный);
- Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей;
- Вокально-хоровая работа;
- Танцевальное творчество;
- Художественно-эстетическое творчество.
В основе театрализованной деятельности лежит художественное творчество.
Интеграция выразительных средств музыки и изобразительного искусства организующая впечатления детей в систему художественных образов, будет способствовать формированию у них целостного взгляда на мир, вести к пониманию знаков мироздания в процессе творческой деятельности.
На занятиях по театрализованной деятельности, использую так называемый способ горизонтальной интеграции: сначала знакомлю с русской народной сказкой, затем провожу беседу по данному произведению народного творчества. На следующем этапе знакомлю со сценарным вариантом этой сказки, идет работа над ролями, образами героев, продумываются костюмы, атрибуты, декорации к спектаклю, где дети принимают самое активное участие, затем проходит представление. Далее, завершающим этапом является работа, которая направлена на отражение полученных детьми впечатлений об этой сказке в рисунках или других творческих работах. Таким образом происходит создание одного и того же образа средствами различных видов искусств. При этом отчетливо выявляются интересы и способности детей. В течение учебного года ставим 3-4 музыкальных сказки, стараемся в спектакле задействовать как можно больше детей, потому, что все дети хотят участвовать в спектакле. Родителям очень нравятся такие представления, они охотно помогают нам в приобретении или изготовлении костюмов, масок, декораций.
Тематика и содержание театрализованных постановок, как правило, имеют нравственную направленность, что оказывает положительное воспитательное воздействие. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поскольку в сказке положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. Большое влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее в качестве сильного педагогического средства, так как воспитание в этом случае проходит ненавязчиво, а сам ребенок, «играя в сказку», испытывает удовольствие и радость.
Итак средствами театрализованной деятельности мы развиваем у детей творческие способности. Если педагог стремиться развивать ребенка как творческую личность, он должен вводить его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоционально отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка. Красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы. «Красоту творим мы».
Быстро пролетают года. Совсем недавно мои воспитанники пришли малышами, а сегодня будущие выпускники детского сада. Мы надеемся, что наши дети вырастут замечательными, что наша работа не пройдет даром! И мы будем испытывать только гордость за наших детей!