- Учителю
- Консультация для педагогов «Роль на духовного развития дошкольников»
Консультация для педагогов «Роль на духовного развития дошкольников»
«Роль на духовного развития дошкольников»
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия - нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства.
Воспитатель, знакомя детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививает ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Эстетические чувства развиваются на занятиях изобразительной деятельностью, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры и т.д. Очень важную роль в создании эстетической среды играет музыка.
Народное декоративно-прикладное искусство является основным в Казахстане на протяжении столетий в условиях скотоводческо-кочевнического хозяйства. Юрта, бытовые предметы, одежда - все украшалось самобытным казахским узором, корни которого уходят в глубь веков. Для него характерны асимметричность композиции, плоскостность рисунка, четкость крупных форм, объединенных цветом и ритмом. Народные названия элементов узора - "бараньи рога", "верблюжий след", "голова змеи" и др. дают представление о реальных основах и связи с сакским "звериным стилем". В художественных изделиях первых веков н.э. преобладает геометрический орнамент.
В убранстве интерьера юрты главную роль играли узорчатые войлоки - "текемет" и "сырмак". Текемет - войлок с вваленным рисунком, главным образом белого и черного, а также желтого, розового и коричневого цветов (техника инкрустации). Для этих войлоков характерно сочетание белого и коричневого цветов в центре поля, красной ткани и белого войлока - в кайме. При этом мотивы фона и каймы повторяют друг друга. В орнаментике разнообразных тканых ковров и дорожек используются чередующиеся орнаментированные полосы. Для пестрых узорных безворсовых ковров характерно наличие каймы с рисунком, отличающимся от узоров поля. Изделия из дерева (мебель, двери юрт, посуда, музыкальные инструменты) украшались преимущественно плоским рельефом, выжженным и расписным орнаментом, главным образом растительного характера. Отделка деревянных изделий осуществлялась ажурными костяными пластинами с растительным рисунком, в который вплетались мотивы рогов барана.
Ювелирные изделия украшались растительным и геометрическим орнаментом - многоцветные.
Основным элементом, считается орнамент «рог» (мyйiз), в котором преобладают роговидные, дуговидные линии. «Мyйiз» является истоком казахского орнамента, так как другие виды орнаментов создавались на его основе. Менялись только названия, например, «кошкармyйiз» - бараньи рога; «аркармyйiз» - рога архара; «бугымyйiз» - рога оленя; «кырыкмyйiз» - сорок рогов; «космyйiз - двойные рога; «сынармyйiз» - однорогий; «сыныкмyйiз» - сломанный рог; а также орнаменты, обозначающие отдельные части тела животных, птиц - «торткулак» - крестовина; тyйетабан - верблюжья ступня; «сынарокше» - единственная пятка; «косалка» - двойное ожерелье; «казтабан» - гусиные лапки. Мастера прикладного искусства делают различные композиции из этих элементов и эффектно используют их в украшении изделий. Содержание казахских орнаментов связано с животноводством, с охотой, с отображением природы, картин кочевий, внешнего вида предметов домашнего обихода, но всех их объединяет, как уже говорилось, один элемент - «мyйiз» - рог.
Орнаменты типа «мyйiз» иногда бывают очень мелкими, а порой - крупными. Мелкие используются в украшении ювелирных изделий, в рисунках вышивок, в изделиях из дерева и кости, а крупные - в ковроткачестве, в плетении алаша, терме-алаша; в текеметах орнамент заоложен в самой основе войлока, в сырмаках - вырезается из двухцветного войлока. Крупный орнамент также используется в изделиях из чия, в изготовлении коржынов, в элементах одежды, в строительном деле. Народные мастера, используя орнамент «мyйiз» во всевозможных вариациях, создают оригинальные и сложные композиции.
Народное прикладное искусство Казахстана является наследием материальной и духовной культуры древних племен, обитавших в Великой степи. Его развитие тесно связано с кочевым образом жизни традиционного казахского общества, социально-экономическим положением, самосознанием народа и историческим процессом. Культура жизнеобеспечения казахов во многом определялась народными промыслами и ремеслами. В изделиях прикладного искусства отражены древние взгляды и мировоззрения казахов в виде различных орнаментов и узоров.
Приобщение детей к декоративно- прикладному искусству Казахстана предполагает создание в детском саду среды, насыщенной реалиями народного быта и духовной жизни, ознакомление с декоративно- прикладным искусством на различных занятиях, а также в процессе игровой и театрализованной деятельности.
При ознакомлении детей с народным искусством нужно стремится ввести детей в атмосферу народного мироощущения, знакомить с климатическими, географическими условиями, растительным и животным миром Казахстана, особенностями труда и быта современников и их предков, их обычаями, традициями, легендами, мастерством. Посредством легенд, чтения рассказов и сказок, поговорок, пословиц, песен, народных игр и праздников раскрываются перед детьми характерные черты казахского народа: трудолюбие, открытость, смелость, гостеприимство, терпеливость, изобретательность и т.д..
Приобщение детей к декоративно- прикладному искусству необходимо выстраивать на основе следующего алгоритма:
*Знакомство с видом искусства (рассматриваются предметы, отмечаются их особенности), обогащается их представления о взаимосвязи народного промысла и природы.
*Проведение познавательного занятия о конкретных предметах данного промысла. Рассказ в доступной форме об истории возникновения промысла, особенностях изделий, специфики цвета и формы.
*Знакомство со средствами выразительности, основными элементами художественного языка.
*Обучение созданию обобщенного декоративного образа, освоению ими элементов узора данного промысла сначала на репродуктивных, затем на исполнительско-творческих занятиях и позднее - на поисково-творческих.
Умело руководя процессом развития детского художественного творчества, учитывая возможности и интересы каждого ребёнка, обогащая его умственную и духовноэмоциональную сферу, педагог может добиться высоких результатов в комплексном решении программных задач нравственно-эстетического воспитания.
Қостанай қаласының «Бөбек» балабақша мекемесі
Учереждение детский сад «Бөбек» города Костаная
Консультация для педагогов «Роль на духовного развития дошкольников»
Учитель: Койшибаева Г.Ш.