- Учителю
- Методика и средства обучения слепых и слабовидящих дошкольников мимике, жестам и пантомимике.
Методика и средства обучения слепых и слабовидящих дошкольников мимике, жестам и пантомимике.
МЕТОДИКА И
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ СЛЕПЫХ
СЛАБОВИДЯЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
МИМИКЕ, ЖЕСТАМ И ПАНТОМИМИКЕ
Согласно теории компенсации слепоты, отправным
пунктом
формирования восприятия внешнего мира при глубоких нарушениях
зрения
становятся сохранные анализаторы. Следовательно, процесс
обучения
восприятию и воспроизведению неречевых средств общения должен
строиться на использовании осязания, остаточного зрения и слуха.
Начинать работу надо с диагностики, т. е. с
выяснения готовности
ребёнка к восприятию программного материала. А поэтому
обследуются
общая моторика (походка, осанка, наличие и характер навязчивых
движений), мелкая моторика (состояние мышечного тонуса точность
движения, их сила), объём и качество движений, готовность
мимической
хмускулатуры (наличие мимических движений и их качество). Затем
проверяется умение ребёнка определять значение эмоции по мимике
(радостный, грустный, плачет), значение жестов, умение имитировать
какие-
либо действия с любимыми игрушками.
Дети с глубокими нарушениями зрения, зачастую не
могут
Ихмитировать действия даже с теми предметами, которые им хорошо
знакомы
(,показать, как катают машинку качают куклу,, т. п.), не понимают,
как
можно без слов выразить своё согласие или несогласие с
чем-нибудь
(поздороваться, поблагодарить, попрощаться и т п.), им трудно
выполнять
такие действия, как поднять брови, сморщить нос, надуть щеки.
Например,
мы попросили ребёнка широко раскрыть глаза, а он ещё и рот открыл,
и
голову откинул назад. Некоторые еще и руки и ноги расставляют.
Это
синкинезии, сопутствующие движения. Причина - недостаточная
дифференцированность движений.
В результате обследования ребёнка тифлопедагог
может определить
именно для него зону ближайшего развития: в каком объёме ребёнок
нуждается в подготовке мышц лица и
опорно-двигательного аппарата. Сам
процесс обучения состоит из четырёх основных этапов:
е снятие напряжения мышц или напротив - повышение их тонуса;
-
знакомство с мимикой, жестами, позами;
-
обучение выразительным движениям лица и тела;
-
включение неречевых средств общения в этюды и игры, а затем и в
повседневную коммуникативную деятельность.
Тифлопедагогу надо добиваться осознания ребёнком
того, что существует
непосредственная связь между мыслями, чувствами и поведением
человека.
Основным источником моторных новообразований у детей с
нарушениями
зрения (так же, как и в норме) является непосредственный показ
нового
движения и требование выполнить его в хорошо организованных
условиях
(спокойная, доброжелательная обстановка, комфортное освещение,
наличие
увеличивающего зеркала и др.).
Начинать обучение мимическому воспроизведению
различных
эмоциональных состояний целесообразно с положительных эмоций
. В игре развиваются как сами эмоции, так и способы их
выражения.
Правильное соотношение между усвоением новых движений в
специальных
упражнениях и их развитием в подвижных и творческих играх
составляет
одну из основных задач организации коррекционной работы по
формированию неречевых средств общения в дошкольном возрасте.
Игра
представляет собой первую, доступную для дошкольника форму
деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение
и
усовершенствование новых движений. В этом отношении моторное
развитие,
совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к
сознательному включению неречевых средств общения в
коммуникативную
деятельность.
Зрячему дошкольнику очень важно осмыслить то или
иное движение как
выполнение характерных действий какого-либо персонажа.
Например,
ходить нужно чётким шагом, как солдат, прыгать, как зайчик, рубить
дрова,
как дровосек и т. п. Тифлопедагогическая
практика показывает что сказанное
полностью относится и к детям с нарушениями зрения, но
особенностью
слепых и слабовидящих детей является то, что их специально надо
обучать
игре, ибо она у них часто носит вербальный характер Заметим,
что
первичное закрепление изучаемого материала целесообразно
осуществлять
через специальные этюды, которые являются разновидностью игр.
Игры
соревновательного характера значительно увеличивают активность
каждого
ребенка. Они вызывают у детей здоровое эмоциональное
возбуждение.
Отработанные в ходе подвижных игр-соревнований выразительные
движения отличаются большей устойчивостью.
Особое значение приобретает сюжетно-ролевая
игра. Её использование
в работе с дошкольниками позволяет воссоздать в активной,
наглядно-
действенной форме неизмеримо более широкую сферу
действительности,
далеко выходящую за пределы личной практики ребёнка. В игре
дошкольник
и его партнеры с помощью своих движений и действий с игрушками
активно
воссоздают труд и быт окружающих взрослых, события их жизни,
отношения
между ними и т. д.
Результаты экспериментов показали, что
игра-драматизация (в том числе
по сюжету художественного произведения) также является одним из
условий
и средством , с помощью которого старшие дошкольники побуждаются
к
использованию, употреблению жестов, поз, мимики. Игра-драматизация
даёт
детям возможность увидеть связь между эталонами неречевых
средств
общения и своим собственным поведением.
Приём театрализации помогает детям с нарушениями
зрения оставить свои
привычные специфические (стереотипные) движения, жесты, мимику,
что
невыгодно отличает их от зрячих, и усваивать общепринятые
манеры,
постановку головы, движения рук, позы.
Так, в процессе подготовке детей к утренникам
тифлопедагог может
многое сделать по формированию неречевых средств общения. К
различным
праздникам дети разучивают стихи, песни, танцы. Как правило,
репетиции
проводят музыкальный работник и воспитатель. В
этих репетициях
необходимо участие тифлопедагога, который в процессе подготовки
к
празднику сможет проводить коррекцию внешнего выражения эмоций
у
детей с нарушениями зрения, дети очень ждут праздников, поэтому
любые,
даже трудные для них задания, они в это время выполняют охотно
и
старательно
При обучении слепых и слабовидящих детей
неречевым средствам
общения главным дидактическим пособием является взрослый
человек,
который становится образцом выражения жеста, позы, того или
иного
состояния. Большая нагрузка падает и на самого ребенка, который
вынужден
контролировать правильность своих действий на суженной сенсорной
основе
(рука действует и одновременно контролирует) или полагаться на
оценку
взрослого