- Учителю
- Исследовательская работа на тему Роль колыбельной песни в жизни ребенка
Исследовательская работа на тему Роль колыбельной песни в жизни ребенка
Введение
У каждого ребенка есть любимое занятие, любимая игрушка. Не секрет, что у всех девочек есть кукла и они любят подолгу играть со своей любимицей. Мою куколку я назвала Юленька, я могу часами играть с ней, кормить, поить, гулять, разговаривать, но больше всего мне нравиться ее укладывать спать и петь ей колыбельные песни. Мою любимую колыбельную, которую пела мне мама, бабушка, прабабушка и даже прапрабабушка, я знаю хорошо:
Ах, ты, котенька-коток,
Котя, серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать
Мою Юленьку качать.
Я тебе коту, коту,
За работу заплачу:
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Сколько же лет этой колыбельной, и сколько на свете таких добрых и нежных песен?
Цель моей работы: Раскрыть роль колыбельной песни в жизни ребенка.
Задачи моего исследования:
-
Узнать историю происхождения колыбельной песни.
-
Определить разновидности данного фольклорного жанра.
-
Ознакомиться с особенностями каждого вида колыбельных песен.
-
Изучить литературу по теме исследования.
-
Подобрать иллюстрационный материал к каждой песне.
-
Провести анкетирование среди ребят моей группы на значение колыбельной песни в их семье.
Методы исследования:
- Провести анализ литературы
- Обратиться к Интернет-ресурсам
- Провести анкетирование детей подготовительной группы
Мое исследование
Перед тем, как я начала собирать информацию по выбранной теме, я решила узнать у ребят из своей группы, что они знают, и с помощью воспитателей провела устный опрос, предложив им ответить на ряд вопросов:
-
Что такое колыбельная песня?
-
Кто исполняет колыбельные песни?
-
Когда и зачем их исполняют?
-
О чем мечтают мамы, когда поют колыбельные?
-
Как дошли песни до нас?
-
Кто их придумал?
-
Кому дома поют колыбельные песни?
-
Знаете ли вы колыбельные?
В результате стало понятно, что многие дети знают колыбельные песни, некоторым пели их, когда они были помладше, что поют их перед сном, чаще это мамы и бабушки, правда некоторые признались, что папы тоже не прочь спеть. Но вот то, откуда у них появилось это название, что у всех разный смысл и разные герои знают немногие. Да и спеть колыбельную песню не все могут. Поэтому я решила узнать все поподробнее и рассказать об этом ребятам.
Сколько ласковых слов находит мать, баюкая свое дитя. Сколько нежности в ее пении, обращенном к ребенку!
Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные, теплые интонации голоса матери, ласковое обращение, монотонность пения.
Колыбельная песня, в которой мать с лаской обращается к малышу, восполняет его потребность в общении со взрослыми, возникающую с первых дней жизни. У ребенка рождается ответное чувство привязанности к родному человеку, любовь к матери.
Колыбельная несет в себе народную мудрость, красоту, она частица фольклора. Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народное знание», «народная мудрость» (folk - народ, lore - знание).
Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Мелодия-это душа музыки. Колыбельные песни-первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека.
Через колыбельную малыш получает первые представления об окружающих его предметах, о животных и птицах. В некоторых колыбельных содержаться элементы нравоучений, они учат добру.
Название «колыбельная песня» произошла от слов колыбель, колебать (качать). В народном обиходе было еще одно название колыбельных песен - байки, которое произошло от древнерусского глагола байкать (баюкать, качать, усыплять) или баять (говорить, сказывать, шептать). Байкой уговаривали ребенка скорее уснуть.
В народе дорожили колыбельным мастерством. Мать обучала дочерей, играющих с куклами, правильно «байкать». В крестьянской семье девочки с 6-7 лет уже присматривали за младшими братьями и сестрами, а иногда нанимались нянями в другие семьи. Поэтому пение колыбельных - это искусство, которым в старину овладевали с детства.
Имеются некоторые схожие черты колыбельных разных народов. Это спокойный темп, негромкое звучание, размеренный ритм покачивания, наличие припевных слов. Например в русской колыбельной это слова «баю-баюшки», «люли-люлюшки».
По своему содержанию колыбельные песни делятся на группы:
К первой группе можно отнести песни, которые содержат обращение к ребенку с пожеланием сна, благополучия в жизни, счастья, достатка, с обещанием подарков, гостинцев, вкусной еды:
Баю, баю,баиньки,
скатаем Насте валенки
полушубочек сошьем,
Настю к бабушке пошлем.
Будет бабушка встречать,
Настю кашкой угощать,
даст ей тепленький блинок,
и румяный пирожок.
Характер этой колыбели светлый, спокойный, приветливый. Ребенку обещают подарки, поездку к бабушке в гости, угощения.
Во вторую группу входят песни, в которых фигурируют образы животных и птиц: обращения с просьбой укачать ребенка - к коту, голубям, галкам; к животным, мешающим ребенку спать, - к петушку, собачке, птицам; а также рассказы о животных и птицах.
А, баю, бай,
Спи, сыночек засыпай,
У кота-воркота
Колыбелька высока.
У кота имеется привычка подолгу спать, поэтому, очевидно, его стали воспринимать как носителя сна. Мирное мурлыкание, мягкая шерсть, беззаботность кота навевает сон. Существовало даже поверие, что если в колыбель положить ненадолго кота, ребенок потом будет хорошо в ней спать.
Кот - излюбленный персонаж колыбельных. Существует множество вариантов текстов и мелодий с персонажем кота. Кот покупает на рынке поясок, вяжет его за люлечку, чтобы ловчее было качать ребенка, кот приносит баранки, дерет в лесу лыки, плетет лапти:
Пошел котик во лесок -
Нашел котик поясок,
Чем люлечку подцепить
Да Ванюшу положить.
Часто в колыбельных укачать ребенка помогает голубь. В народной поэзии - символ нежности, кротости. Воркование голубей успокаивает. С ними связывается нежная любовь, заботливость: чем накормить, напоить, утешить, порадовать малыша:
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки
Сели возле люленьки.
Стали люленьку качать
Стали Веру усыплять.
Иногда в колыбельных песнях встречается просьба к птицам, животным не будить ребенка, не мешать ему спать:
Бай, бай, бай, бай,
Ты собаченька, не лай,
Петушок, не кричи
У нас Катю не буди.
Необыкновенно ласковая песня о ласточках, зайчатах, которые спят по гнездышкам, по кустышкам, а ребятки спят по кроватушкам, под цветным теплохоньким одеяльцем:
Бай, да побай, детки, засыпай,
И все ласточки спят,
и касатушки спят,
И зайчатки-то спят,
всем детишкам спать велят.
Бай, да побай, глазки закрывай.
Третью группу составляют колыбельные с мифологическими образами Сна, Дремы, Угомона (рассказ о них или просьба поскорее угомонить ребенка. Эти персонажи свидетельствуют о древности происхождения жанра колыбельных. Эти песни с фантастическими героями напоминают сказочки:
Уж как Сон ходил по лавке,
Дрема по полу брела.
Дрема по полу брела,
В кроватку к Маше забрела.
К ней в кроватку забрела,
на подушечку легла.
На подушечку легла,
Машеньку ручкой обняла.
К четвертой группе относятся колыбельные, в которых содержится мотив устрашения, запугивания ребенка. Мать пугает ребенка серым волчком, дедом Бабаем, букой:
Баю, баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок,
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток!
</</font>
Заключение
Мне очень понравилось проводить исследование. Было познавательно и интересно узнать об истории и о значении колыбельных песен. Для меня стало целым открытием то, что песни делятся на разные группы и что каждая несет в себе определенный смысл. Вместе со взрослыми мы создали презентацию к моей работе и показали ее ребятам нашей группы. Мне кажется, что не только мне, но и ребятам необходимо знать историю и традиции нашего народа.
Мне нравиться узнавать новое и интересное, я думаю, что это действительно мои первые шаги на пути к знаниям. В моем будущем я хочу и дальше развиваться, расширяя свой кругозор.
13