7


  • Учителю
  • Мастер-класс для педагогов Театрализованная деятельность в ДОУ

Мастер-класс для педагогов Театрализованная деятельность в ДОУ

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Педагогический совет «Театр в жизни ребенка» (мастер-класс)



Повестка:



  1. Значение и специфика театрального искусства в жизни ребенка (старший воспитатель Курапова Е.Ю.);

  2. Как раскрыть эмоции ребенка? Развитие эмоциональной сферы детей средствами музыкально-театрализованной деятельности.(воспитатель Жукова Л.А.);

  3. Роль педагога при организации театрализованной деятельности (старший воспитатель Курапова Е.Ю.);

  4. Этапы работы над образом персонажа (старший воспитатель Курапова Е.Ю.);

  5. Круглый стол «Вопрос - ответ» (старший воспитатель Курапова Е.Ю.);

  6. Подведение итогов



Значение и специфика театрального искусства

Еще Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Именно игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредотачиваются главные интересы и переживания ребенка.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее и разнообразнее.

Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, мение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; она способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, на прогулке, увидев ворону: "Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона".

В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

При организации театрализованной деятельности в группе мы все сталкиваемся с главной проблемой - это не умение ребенка отобразить выразительный образ принятого на себя персонажа, его стеснение, зажатость, не умение выразить эмоции.

Развитие эмоциональной сферы детей средствами музыкально-театрализованной деятельности.

Придумано кем-то умно и мудро,

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро! улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера.

Далее предлагается встать всем участникам встать в круг, ведущий встает в центр и предлагает каждому участнику, передавая маску, по очереди представиться.

Далее проводиться маленький эксперимент. Для этого мне нужен один человек из зала. Исполните фрагмент любой детской песни.

- расскажите о своих ощущениях. Какие чувства Вы испытали, выходя сюда и исполняя песню? (страх, волнение, неуверенность, замешательство)

- с чем это связано? (много людей, трудно петь перед большой аудиторией)

Вот это состояние страха провоцирует психологическую зажатость. Взрослому было страшно, неловко. Представляете, что испытывает ребёнок? В такой ситуации он оказывается часто. Конечно, есть смелые, активные дети, но сколько робких, застенчивых, но по-настоящему талантливых детей. Чувствующих, но не умеющих выразить свои чувства.

Моя задача снять эту психологическую зажатость:

1. Научить раскрепощаться, обрести уверенность в себе.

2. Затем обучить детей навыкам проявления различных эмоций с помощью мимики, жестов, интонации.

3. Воспитать в детях способность сопереживать, определять эмоциональное состояние других.

Сегодня на мастер-классе я принесла то, что помогает мне решать эти задачи.

Какой ведущий вид деятельности у дошкольников? (Игра) Поэтому первое, что я беру в руки - игрушка (зайка). Теперь Зайка исполнит песню из того же репертуара.

- что изменилось в ощущениях?

- почему с игрушкой исполнять легче? (всё внимание публики концентрируется на игрушке и есть возможность справиться с волнением и страхом и выполнить задание)

Этот приём можно использовать на любом занятии, при чтении стихов, при ответах на вопросы, помочь ребёнку побороть страх.

Ведь любое переживание сопровождается напряжением какой-либо группы мышц и при помощи некоторых упражнений, игр можно ослабить мышечное и эмоциональное напряжение (артикуляция, гимнастика, психогимнастика, музыкальные игры, упражнения на расслабление мышц). Чтобы ребёнок почувствовал расслабление в мышцах, он должен сначала почувствовать мышечное напряжение. Проделаем несколько упражнений: «Штанга» (мышцы рук и кистей, «Любопытная Варвара» (мышцы шеи).

Эмоционально раскрепоститься помогает психогимнастика. Приглашаю сюда 2 человека. Я прочитаю стих Т. Волгиной «Два друга», а вы будете выполнять движения по тексту.

Пришли два юных друга

На речку загорать.

Один решил купаться -

Стал плавать и нырять.

Другой сидит на камушке

И смотрит на волну,

И плавать опасается:

«А вдруг я утону?!».

Пошли зимой два друга

Кататься на коньках.

Один стрелою мчится -

Румянец на щеках!

Другой стоит растерянный

У друга на виду.

«Тут место очень скользкое,

А вдруг я упаду?!».

Гроза дружков застала

Однажды на лугу.

Один пробежку сделал -

Согрелся на бегу.

Другой дрожал под кустиком,

И вот дела плохи:

Лежит под одеялами-

«Кха-кха!..

Апп-чхи!!».

Мы увидели выразительные движения и разные выражения лица.

Музыкальные игры снимает психологическое напряжение, движения под музыку интересны не только детям, но и взрослым.

Как объяснить ребёнку, что такое эмоции?

И помогут в этом пиктограммы. Детям мы всегда предлагаем для начала исследовать предмет. Обратите внимание на форму и представьте на что похож этот предмет. Ваша задача изобразить молча этот предмет в действии, а наша задача догадаться что это. (Например, ложка, помещать, поесть). Вы нам донесли информацию с помощью жестов- это одна из составляющих проявления эмоций. Следующая составляющая - мимика. Теперь обратим внимание на изображение пиктограммы здесь чётко обозначены признаки того или иного настроения (положение бровей, уголков рта, глаз). Детям это помогает научиться определять эмоции, выражать их на своём лице. Чем мы сейчас и займёмся. Вспомните известную сказку про царицу, которая любуется в зеркало и разговаривает с ним «Свет мой- зеркальце, скажи да всю правду доложи, я ль на свете всех милее и румяней, и белее? ». Представьте, что это зеркало. Вам нужно глядя в него произнести эти слова с интонацией и мимикой соответствующей тому, что изображено на пиктограмме. А мы определим ваше эмоциональное состояние (вы замечательно сыграем свою характерную роль).

Очень важно на занятиях для детей создавать ситуацию успеха, даже если ребёнок не совсем точен в своих действиях, он должен чувствовать свою нужность и значимость. Такая ситуация возможна в коллективной деятельности, где любой ребёнок чувствует себя частью коллектива и может реализовать себя.

Желаю вам, чтобы это настроение сохранялось до конца дня

Хотелось бы отметить в завершении, что все эти приёмы, которые я использую в своей работе по развитию эмоциональной сферы детей универсальны для любой деятельности с дошкольниками. Если ребёнок эмоционально благополучен, то он полноценно развивается: и творчески, и интеллектуально, и физически.













Роль педагога при организации театрализованной деятельности.

Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе.

Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.

Главные условия - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога - образец для подражания.



Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Вы разучиваете стихи, занимаетесь подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Конечно, особенно трудным является в работе с детьми - это работа над образом.





Существуют определенные этапы работы над образом персонажа.



Первый этап - Определение характера образа. Его задача - научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему.



И так мы взяли образ лисы. Наша задача показать многогранность этого образа, показать, что лиса может быть разной в зависимости от предлагаемых обстоятельств и целей, которые она преследует. Для этого лучше всего использовать метод "Начитывание контрастных отрывков" из худ. произведений о этом герое.

В наше время, мы имеем возможность не только прочитать отрывки, но и показать детям эпизоды из художественных или мультипликационных фильмов

Для примера покажем детям отрывок из кинофильма «Буратино», где Алиса и Базилио делят деньги, отнятые у Буратино. Дети наблюдают как Лиса Алиса, с целью завладеть всеми монетами, сначала бессовестно пытается запутать и обмануть «друга», но поняв, что это ей не удалось, вступает с ним в жестокую драку, в которой «приятели» безжалостно избивают друг друга.

Для контраста показываем отрывок, из детского спектакля, где лисичка -сестричка, включив все своё обаяние, поет песенку о том, что ей одиноко и негде переночевать.

После просмотра, дети дают характеристику увиденным поступкам обеих лисиц, таким образом выделяя их основные черты.

Давайте и мы поговорим об этом

Какой предстала перед вами лиса Алиса? Какие поступки она совершала? (дралась - значит она агрессивная, злая, жестокая, безжалостная; обманывала - хитрая, лживая; Хотела все монеты забрать себе - жадная, корыстная, алчная; обманывала самого близкого ей друга - не умеет дружить, любит только себя;)

Какую вы увидели лисичку-сестричку? Какой поступок она совершала?

(пела и очень старалась всем понравиться)

Какой она была, когда хотела всем понравиться?

(красивая, добрая, ласковая, обаятельная, дружелюбная,)

А она на самом деле что делала? (всех съедала)

Значит какой поступок она совершала?

(притворялась добренькой - двуличная; обманывала всех - хитрая, лживая, притворщица и т.д.)

Итак, дети увидели два совершенно разных образа лисы:

В первом случае - это хищница: агрессивная, жестокая, алчная, идущая на пролом для достижения своей цели.

Вторая лиса - притворщица. Для достижения своей цели она предстаёт обаятельной, ласковой, добродушной, наивной. Её цель - усыпить бдительность окружающих, заставить их поверить ей, и уж тогда показать всем свою сущность.

Вывод: Таким образом, с помощью приема «Начитывания контрастных отрывков», сравнивая два контрастных персонажа, ваши дети без труда составляют обобщенный образ лисицы: Лиса в сказках - это устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё - будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие.



Второй этап - работа над мимикой. Его задача - научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики.



Остановимся подробнее на приёме «Работа с иллюстрациями на эмоциональное состояние».

Предлагаем детям ряд иллюстраций с изображением детей в различных эмоциональных состояниях. Задание - выбрать те иллюстрации, на которых мимика этих детей подходит к образу вашего персонажа, аргументируйте ваш выбор и изобразите мимикой эмоциональное состояние вашего персонажа.

Вывод: Таким образом, мы видим, что приём "Работа с иллюстрациями" даёт возможность ребёнку подобрать мимику героя через его эмоциональное состояние.



Третий этап - работа над жестом и движением. Его задача - научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа.



Решить эту задачу нам поможет игровой метод ПФД

«Запоминание физических действий».

Используем игру "Повторяйка". Для её проведения приглашаю четырёх человек из подгруппы лисы Алисы

Правила игры: первый участник показывает одно движение, присущее Лисе Алисе, задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ. Затем упражнение повторяет вторая подгруппа (образ лисички - сестрички)

Вывод: Таким образом, игры на память физических действий способствуют развитию двигательной активности детей, и созданию образа через жест и движения: "жест - образ".



Четвёртый этап - работа над голосом. Его задача - эмоциональная окраска речи персонажа.



Здесь нам поможет прием - "Интонационная выразительность",

Задание для первой подгруппы - проговорить фразу Лисички-сестрички "Где вы, зайчики? Я хочу с вами поиграть!". Задание для второй подгруппы - проговорить фразу Лисы Алисы: "Вот они мои денежки... Ладно, давай делить". Фразы необходимо проговаривать с разной интонацией, в зависимости от того, какое эмоциональное состояние изображено на вашей картинке

Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.

Вывод: Таким образом, с помощью приёма "Интонационная выразительность" ребенок учится придавать речи эмоциональную окраску.

Пятый этап - Этюды. Его задача - применить изученные методы и приёмы на практике.



Используем прием - инсценирование диалогов: Детям предлагают обыграть короткие диалоги других лис с персонажами героев из других сказок . Проговаривая тексты диалогов, необходимо помнить об эмоциональном состоянии лисицы в данный момент, о мимике, жестах и движениях, о эмоциональной окраске голоса.



Сценки для обыгрывания



  1. Медведь - Лиса:.

Пошел медведь к избушке и зарычал:

Ступай, лиса, вон!

А она ему с печи:

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

  1. Петух-Лиса:

Петух:

Ку-ка-ре-ку! Иду, на ногах в красных сапогах.

Несу косу на плечи,

Хочу лису посечи - пошла лиса вон с печи!

Лиса:

- Ой-ой-ой! Собираюсь, шубу надеваю.

Петенька, голубчик, уже убегаю!

3. Волк - лиса

Волк:

Ловись, рыбка, и мала и велика,

Ловись, рыбка, и мала и велика!

Лисица:

Гасни, гасни на небе звезды,

Мерзни, мерзни, волчий хвост!

' Волк:

Что ты там, кума, все говоришь?

Лиса:

А я тебе помогаю, рыбку на хвост нагоняю.

А сама опять:

Гасни, гасни на небе звезды,

Мерзни, мерзни, волчий хвост!

  1. Лиса - Колобок

Лисица:

Здравствуй, милый Колобочек, Ты куда спешишь, дружочек?

Колобок:

Я - Колобок, от всех ушёл, и от тебя убегу

Лисица:

Ах, совсем глуха, я стала. Сядь ко мне на язычок, да пропой еще разок

Заяц: Колобок, не вздумай сесть, она хочет тебя съесть!





Театрализованная деятельность - это не только работа над образом. Это множество театральных игр и упражнений. Сюда относятся:

артикуляционная гимнастика;

упражнения на дыхание, дикцию, силу голоса;

психогимнастика;

упражнение на ритмопластику.



Эти упражнения просто необходимо включать, как часть занятия, в другие виды образовательной деятельности. А сейчас предлагаю принять участие в круглом столе «Вопрос-ответ»



</ Мастер-класс для педагогов Театрализованная деятельность в ДОУ



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал