7


  • Учителю
  • Нравственное воспитание в детском саду

Нравственное воспитание в детском саду

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ среднего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ



1. Понятие «нравственное воспитание», его сущность в психолого-педагогической литературе

2. Особенности развития нравственных качеств в дошкольном возрасте

3. Формы и методы совместной деятельности ДОУ и семьи в развитии нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста



1. Понятие «нравственное воспитание», его сущность в психолого-педагогической литературе

Нравственное воспитание представляет собой чрезвычайно сложное и многогранное воздействие на человека, в частности, на ребенка дошкольного возраста. Это и формирование основ моральных качеств растущего человека, и успешное представление педагогом понятий, на основе которых ребенок совершит поступки, соответствующие нормам и интересам общества, и зарождение глубоких нравственных чувств, и накопление ребенком положительного опыта в поведении с окружающими, и его личное отношение ко всем сферам общественной, духовной и практической жизни на земле.

В психологической и общественной литературе дается следующее определение нравственности. «Нравственность - один из основных способов регуляции действий человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Исследования психологов, педагогов и ученых показывают, что именно дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. В разных видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В обществе сверстников между дошкольниками впервые устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством педагога приобретают доброжелательный характер и у детей возникает, например, чувство товарищества и дружбы».

Ежедневным, кропотливым трудом в детском учреждении педагог создает - уникальную базу качеств, чувств, стремлений, отношений, инициатив и действий у каждого конкретного ребенка, причем в содружестве с родителями. Работая и изучая психолого-педагогическую литературу, постоянно вдумываясь в различные результаты исследований ученых, двигаясь, возможно, сквозь строй ошибок личным творческим путем, и согласуя свой опыт с классическим педагогическим опытом, современный педагог находит множество необходимых средств для формирования нравственных чувств у детей.

«Нравственное воспитание, одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внешним образом, в обществе она основывается на личностной автономии; нравственный закон, в отличие от всех других предписаний, является законом самой личности.

Нравственность не является обычной целью, которую можно достигнуть в определенный отрезок времени и с помощью определенной совокупности конкретных действий; её скорее можно назвать последней, высшей целью. И точнее, нравственность это не цель, а идеал - регулятивный принцип и масштаб оценки человеческого поведения».

Для замечательного педагога В. А. Сухомлинского нравственность не просто нормы, правила и отношения между людьми. Например, ребёнок совершил добрый поступок: кому-то помог или отказался от какого-то удовольствия ради товарища, у которого больна мама. Хорошо ли это? Для В. А. Сухомлинского этого мало. Самое важное - что чувствует при этом ребенок? Счастлив ли он, что сделал доброе? Находит ли он радость в самом делании добра и нуждается ли он сам в прекрасных чувствах сопереживания, сострадания, или делает что-то только, чтоб поступок заметили, а его самого отметили, похвалили? Для педагога В. А. Сухомлинского важно вызвать у ребенка не просто отношение к кому-то или чему-то, а само волнение, переживание, связанное с собственным добрым поступком. Переживаемое маленьким человеком запоминается и срастается с ним. Иначе, по В. А. Сухомлинскому, воспитание становится формальным, т. е. абсолютно лишенным силы, никаким.

Правильное же воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию и появлению нежелательных навыков, поступков и привычек в поведении, что может неблагоприятно сказываться и на формировании его нравственных качеств.

Зарождение высоконравственного поведения ребенка складывается из множества отдельных маленьких поступков: из его слова, действия, бездействия, из его отношения к действиям и словам других. Все эти слова, действия и поступки предвидеть невозможно, но есть поступки и отношения, в которых ребенок должен быть тверд: что можно, что нельзя, как нужно поступать.

Как грамотный человек читает слово, не останавливаясь мыслью на каждой букве, так для нравственно воспитанного человека благородный поступок не нуждается в логическом обосновании какой-то идеи, сущность которой выражает этот поступок. Но как чтение слова невозможно без знания букв, так и нравственная убежденность невозможна без нравственных поступков и без нравственных привычек.

«Простые нравственные поступки, нравственные привычки - азбука морали» (иначе нравственности). И что с того, что эта азбука выражается в прописных истинах? Где азбука - там и прописи. Но, увы, многие ребята именно прописных истин не знают. И дошкольник или школьник делает плохое не всегда потому, что его учат или не учат делать плохое, а чаще всего потому, что его не учат делать хорошее.

У иных воспитателей и отношение к детям выражается очень просто: «не мешай». Не мешает, не нарушает дисциплину, не обращает на себя внимание дурным поступком, (т. е. опять же - не мешает),- значит, все в порядке... Когда же дисциплина нарушена, когда ребенок совершил что-то предосудительное - вот тогда воспитатель и начинает реагировать, тогда только ребенок, и «проявляется» в его сознании. И в этой ситуации уже трудно понять, кто занимается воспитанием, т.е. кто дает первый толчок воспитательному воздействию. Чаще всего - ребенок - «нарушитель». Где уж тут говорить о нравственности? Вот этим постоянно и занимался В. А. Сухомлинский: он учил детей делать хорошее, переживать хорошее.

У В. А. Сухомлинского дети всегда перед глазами; и он никогда не ждал «нарушений», он воспитывал принципиально иным способом - не на нарушениях морали, не на безнравственных поступках, а на утверждении морали; т.е. не на дурном, а на хорошем поступке и примере. Он постоянно побуждал и побуждал детей к «хорошему».

«Исследованиями различных лет также доказано, что особенностью детей дошкольного возраста является не только большие возможности к восприятию, но и ярко выраженная способность к подражанию и выражению эмоций. В то же время у детей дошкольного возраста недостаточно развита произвольность поведения, они не умеют контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание - всё это также часто приводит к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства и ставят перед воспитателями самую первостепенную задачу формирования именно нравственных навыков поведения у детей, так как в процессе накопления опыта они перерастают в нравственные привычки. Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, в которых проявляются уважение к взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, позже навыки, уже превратившиеся в привычки, становятся нормой поведения. Например, привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться к людям с просьбой».

Так с самых ранних лет жизни дети усваивают представления о моральных нормах общества. Конечно, воспитывая у них нравственные навыки и привычки, педагог проводит и работу, направленную на осознание детьми целесообразности, справедливости и правильности тех или иных действий и поступков, которые он предлагает им совершать. И поэтому перед педагогом стоит ещё и задача развития у детей многих нравственных представлений, на основе которых и сформируются нравственные чувства и их поведение в целом. Классический педагогический опыт подсказывает, что лучше разъяснять на конкретных примерах, как детям следует поступать. Воспитатель говорит и создает ситуацию: «Заботливые дети - это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договорится о том, как вместе поиграть одной игрушкой». Педагог может показывать лично или приводить пример, как можно весело поиграть одной игрушкой нескольким детям.

В старшем дошкольном возрасте навыки и чувства, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, уже становятся более прочными. Педагог воспитывает у детей осознанное поведение, подчиненное нормам и интересам, существующим в обществе. Педагог подчеркивает свою вежливость в обращении с детьми, уважает их занятия, не отвлекает без надобности, если ребенок занят чем-то полезным - так дети приобретают вежливость и уважение к окружающим взрослым и сверстникам, положительное отношение к их занятиям, так рождаются чувства привязанности и товарищества.

И если в младшем возрасте дети не имеют длительных дружеских привязанностей то, «в старшем дошкольном возрасте дети делают попытки объяснить само понятие «дружба», начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются разобраться в мотивах дружбы, проявляют постоянную привязанность в дружбе».

«По-разному проявляется и отзывчивость, и взаимопомощь. В раннем дошкольном возрасте ребенок проявляет симпатию к другим детям, позже по собственной инициативе он откликается на разное эмоциональное состояние сверстников, проявляет попытки оказания друг другу помощи в самообслуживании, в играх, в занятиях, быту. В среднем дошкольном возрасте мотивы оказания помощи становятся более осмысленными, возникают попытки обучать друг друга способам деятельности. В старшем дошкольном возрасте отзывчивость и взаимопомощь характеризуются избирательностью и осознанностью Дети охотно помогают малышам и взрослым, взаимопомощь выступает как трудовое действие».

Правило, подкрепленное положительной оценкой взрослого, становится для ребенка верным ориентиром поведения. Ребенок приучается оценивать поведение сверстников и свое поведение, осознает и необходимость, и разумность соблюдения правил, накапливает опыт нравственного поведения и взаимоотношений, регулируемых одним и тем же правилом. Усвоив какое - то правило, дети способны его отстаивать и защищать, требовать соблюдения его от сверстников Общественное мнение как воспитательное средство должно иметь правильную нравственную направленность на основе доброжелательного и требовательного отношения детей к другим детям, адекватной самооценки.

В основе же воспитания нравственной культуры поведения у дошкольников лежит усвоение нравственных норм и правил. Норма поведения носит более обобщенный характер, характеризует общую направленность отношений. Правила поведения имеют частный и более узкий смысл, может быть единичным, относящимся к определенной ситуации, к определенному предмету, служит определенными опорами и ориентирами в человеческих взаимоотношениях.

Не смотря на то, что детям многое, как упоминалось выше, может подаваться в качестве примеров, педагоги и психологи пишут о том, что «было бы неверным думать, что только положительные примеры взрослых сами по себе могут служить нравственному воспитанию, формированию настоящих чувств, правильных действий и хорошего поведения детей. Дело часто решается не созерцанием положительных примеров, а такой насыщенной организацией жизни детей, при которой их побуждают совершать надлежащие действия, побуждают самостоятельно чувствовать, как нужно поступить».

Психолого-педагогический опыт говорит и о том, что воспитатели должны предлагать детям, особенно 5-7 лет, например, помочь товарищу убрать игрушки, позаботиться о младшем ребенке, выполнить просьбу старших. Постоянные и многократные повторения закрепляются у детей и становятся потребностью, важнейшим механизмом мотивов поведения. Это свидетельствует о том, что очень важно упражнять детей в нравственных действиях, используя при этом жизненные ситуации или организуя специальные условия в развивающей среде детского учреждения.

Постепенно накапливаясь, опыт положительных побуждений, нравственных навыков и поступков определит у ребенка арсенал его общей нравственной культуры, глубоких чувств и достойного поведения.

При анализе психолого-педагогической литературы по проблемам нравственного воспитания дошкольников было выяснено, что с позиций педагогической теории и практики нравственное воспитание, конечно, осуществляется не так, как, например, занятия по физическому, эстетическому воспитанию и, тем более, не так, как занятия какой-то отдельно взятой деятельностью: трудовые занятия, занятия по конструированию или лепке. Поразительным образом нравственное воспитание связано со всей образовательно-воспитательной работой педагога с детьми. Руководя самостоятельной деятельностью дошкольников, проводя соревнования по физическому воспитанию, организуя те же трудовые занятия, наблюдая за играми детей или намечая занятие по изобразительной деятельности; воспитатель продумывает темы и сами занятия, таким образом, чтобы дети могли в рисунке выразить свое отношение к действительности; занимаясь с детьми трудом, воспитатель мотивирует значение их труда для окружающих людей; всегда оценивает и моральную пользу затеваемой детьми ролевой игры, а при соревнованиях по физическому воспитанию укрепляет в детях веру в свои силы, развивает у них самостоятельность, инициативу, взаимопомощь. Нравственное воспитание осуществляется педагогом и тогда, когда дети, пусть даже старшие дошкольники, не могут поделить свои приоритеты - кому, чем играть; не могут распределить обязанности, если педагог дал какое-то задание нескольким детям; и тогда, когда ребята собирают разноцветные осенние листья (мы принесем их в группу и украсим помещение - всем будет приятно), и когда дворник метет эти листья (будет чисто во дворе); и тогда, когда читает отрывки сказки в стихах у памятника Пушкину (мы совершаем экскурс в историю литературы нашей родины).

Такое содержание организации жизни детей ведет и к началам патриотического воспитания: идет накопление ребенком социального опыта жизни в своем отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений, а также накопление знаний о Родине, формирование на их основе отношений и организация доступной деятельности.

Немаловажен для нравственного воспитания детей - дошкольников - облик самого воспитателя и его высоконравственное поведение. В педагогической литературе мы находим описания и видим в практической деятельности, как дети в большинстве случаев подражают педагогам, верят в важность и значительность того, что они говорят и делают, безотчетно соглашаются с тем, что их воспитатель и есть сама справедливость, а потому и проникаются его убеждениями. При этом облик и стиль поведения их педагогов становится для детей примером подражания и одновременно примером отношения к окружающим. Однако дошкольники самостоятельно подражают и сверстникам, хотя далеко не всегда они способны правильно оценить содержание поступка, поэтому могут подражать и отрицательным примерам.

Интересны данные, полученные рядом исследователей, которые наблюдали, как действуют на подражание и эмоциональное развитие дошкольников мимика и интонация речи взрослых. Оказалось, если эмоциональные проявления взрослых скупы, то дети часто безразличны ко многому, что вокруг них происходит, стремление к общению со сверстниками и с взрослыми выражено довольно слабо. Это плохо не только само по себе - отсутствие ярких эмоций задерживает нравственное, речевое, умственное и физическое развитие детей.

Следует также помнить, что многие положительные состояния ребенка - бодрость, радость, веселое оживление, чувство защищенности, уверенность в добрых отношениях взрослых - благотворно сказываются и на жизнедеятельности детского организма в целом. Отрицательные же чувства - состояние уныния, страха, отчуждения, боязнь наказаний, порицаний - ведут к нежелательным результатам. Если взрослые не проявляют по отношению к ребенку должного внимания и заботы или если они чрезмерно требовательны к нему, - постоянно упрекают, сердятся, то у ребенка складывается недоброжелательность по отношению и к другим людям, а порой и злобность, зависть, страх, стремление к уединению, возникают и трудности установления контактов с окружающими людьми. Воспитание малышей, - писал А. С. Макаренко, - требует гораздо больше души, неослабевающего интереса, все растущего чувства ответственности, а не времени. И чем ребенок старше, тем ёще меньше он требует времени, а напряженнее становится ответственность.

В соответствии с установившимися традициями прошлых лет, т. е. ещё советской дошкольной педагогики, да и современной, которая во многом опирается на педагогические достижения и опыт тех лет, можно сформулировать следующее: «В нравственном воспитании маленьких детей должны быть созданы такие условия, при которых дети могли бы полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых».

Значит, только атмосфера тепла, любви, заботы, ласки, а также правильной требовательности со стороны взрослых - может посеять радость, открытость и доверие со стороны детей. Именно такую атмосферу любви в воспитании уточнил В. Г. Белинский: «Разумная любовь должна быть основой взаимных отношений между взрослыми и детьми. Любовь предполагает взаимную доверенность, и отец должен быть столько же отцом, сколько и другом своего сына».

Для нравственного воспитания детей и самому педагогу, воспитателю, необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого, именно, человека сам педагог может считать нравственным и в чем, собственно говоря, для него проявляется настоящая сущность нравственности. Педагог, будучи тоже человеком, может ответить на этот вопрос, что это - тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их - вот и всё. Но можно же выполнять их и под влиянием внешнего общественного принуждения или, стремясь показать свою «нравственность», в интересах личной карьеры, или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя «нравственная благовидность» - не что иное, как приспособленчество и даже лицемерие. При малейшем изменении обстоятельств и жизненных условий такой человек, как хамелеон может быстро поменять свою нравственную окраску и будет отрицать и ругать то, что хвалил раньше.

Таким образом, нравственное воспитание осуществляется в детском саду при создании всех условий для того, чтобы дети могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых. Только при этом у детей может быть создано ощущение эмоционального благополучия, и они охотно и непринужденно смогут общаться со сверстниками, ожидая с радостью встречи с ними, дружно играть, делиться с друзьями и взрослыми своими радостями и огорчениями.

В нравственном формировании личности ребенка существенное значение имеют мотивы, побуждающие его к определенному поведению и деятельности. Мотивы могут быть нравственные: желание помочь старшему, заступиться за младшего, навести порядок в групповой библиотечке - или эгоистические: захватить лучшую игрушку (для себя), оказать помощь в ожидании награды, стать на сторону неправого, но более сильного сверстника. Если в младшем дошкольном возрасте первая и вторая линии мотивации выступают не всегда заметно (и еще нельзя сказать о нравственной воспитанности ребенка), то у детей шести-семи лет мотивы поступков с достаточной определенностью характеризуют уровень воспитанности, нравственную направленность личности.

Для нравственного воспитания используются и определенные методы - способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и нормами общества.

Если воспитатель формирует начала гуманизма, значит, методы должны быть гуманными; воспитатель воспитывает коллективизм - значит, организуя детскую жизнь и деятельность, развивает желание и умение сообща выполнять работу, вместе дружно играть, заботиться о каждом и каждому о всех; прививает любовь к своему городу, стране. Воспитание детей, тем более нравственное, не может осуществляться, как подчеркивал А. С. Макаренко, каким-либо «уединенным» методом или средством. В педагогическом процессе для нравственного воспитания используется целый комплекс различных методов.

«Вот, что писал (о воспитании нравственности) талантливый педагог Я. А. Коменский в своем трактате «Наставление нравов». Автор приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же цитировал он и народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

«Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил и выдающийся швейцарский педагог - демократ Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, именно оно формирует в детях добродетельный характер и сочувственное отношение к людям».

И практически во всей педагогической литературе указывается, что важным звеном в нравственном воспитании детей - дошкольников являются определенные принципы: принцип единства воздействий на чувства, сознание и поведение ребенка, принцип систематичности и последовательности, которые вытекают из понятия целостности процесса развития личности. Такое единство требований в детском саду, в семье обеспечивает прочное усвоение нравственных навыков поведения и достаточную сформированность нравственных чувств, как основ личности ребенка. Эти принципы требуют от педагога осуществлять всю образовательно-воспитательную работу в детском дошкольном учреждении систематически, последовательно усложняя задачи нравственного воспитания для всей группы в целом и для каждого ребенка в отдельности (с учетом его особенностей, уровня усвоения вводимых нравственных норм и опыта поведения). Необходимо также и создание условий, обеспечивающих наиболее полное решение воспитательных задач: для того чтобы сформировать любое нравственное чувство, требуется обеспечить систематичность упражнений ребенка в этом, а также обеспечить полное единство требований к нему со стороны всех воспитывающих лиц. В противном случае у детей формируется лишь умение подчиняться распоряжениям того или иного взрослого, а не сознательное управление своим поведением. Здесь как раз и возникает опасность формирования приспособленчества.

Учет этих научно обоснованных принципов, в педагогической работе по нравственному воспитанию, требует от педагога ещё и установления тесной связи с семьей, проведения большой разъяснительной работы по нравственному воспитанию среди родителей.

Таким образом, нравственность - основополагающее понятие в воспитании, это форма сознания и поведения, и одновременно вид отношений. Поэтому нравственное воспитание детей - дошкольников в детском учреждении направлено на формирование у них прочных нравственных чувств, навыков поведения и отношений в коллективе, основанных на гуманизме и закрепленных в различных видах деятельности. Формирование этих чувств неизменно должно базироваться на описанных в параграфе педагогических принципах (единстве требований, единстве воздействий, систематичности и последовательности, принципе индивидуального подхода, требовательности и разумности).



1.2. Особенности развития нравственных качеств в дошкольном возрасте



Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/ - мораль. «Нравы» - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т. д.

Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Процесс нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Х. И. Фарламов.

Л. А. Григорович дал следующее определение «нравственность» - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.

И. С. Марьенко обозначил «нравственность» - как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.

В. И. Ядешко считает, что для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок может объяснить, почему норму необходимо соблюдать.

По мнению Р. С. Буре, в сфере развития нравственного поведения пример взрослого играет важнейшую роль. Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Более того, малыш поймет, что нравственные нормы можно нарушать безнаказанно, соблюдать необязательно. Так рождается приспособленчество, лавирование. Ребенок неукоснительно выполняет норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувства вины.

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Исследования А. В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание и Л. Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

В современной науке нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития дошкольников. Именно в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение оценивать свои поступки и действия других людей.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т, е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека.

Итак, вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений.

Единству воспитания нравственного сознания и поведения А. С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания.

Воспитание нравственного поведения - это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка - это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всей группой, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом - воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.

Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно - ситуационный. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю.

Самостоятельное решение нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения. Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных задач, создание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу.

В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий. К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика.

В системе основных методов воспитательного воздействия как составная часть, средство и прием используется положительный пример. В педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и как компонент - методов формирования нравственного сознания и поведения.

Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера.

Самосовершенствование - процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества.

Нравственное воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, школе, общественных организациях, внешкольных учреждениях и семье, обеспечивает формирование любви к Родине, бережного отношения ко всему многообразию собственности и творческого отношения к труду. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма, сочетание общественных и личных интересов.

В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло.

Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Развитие дружеских отношений в детском коллективе требует особого внимания воспитателя. Добрые отношения в группе, поддерживаемые педагогом, способствуют эмоционально положительным переживаниям, закреплению чувства симпатии, расположения к окружающим. Одобрение взрослым добрых проявлений детей и неодобрение негативных позволяют им понять, как нужно поступать (это хорошо), а как нельзя (это плохо). Наша задача воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща, стремление радовать старших хорошими поступками.

В повседневной жизни детей необходимо приучать к вежливому обращению с окружающими: учить обращаться к работникам детского учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу и т. д.

Необходимо постоянно обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости («здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.) Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

Дети нередко спорят, оценивая свои поступки и поступки других. Нужно научить детей оценивать их. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

В процессе нравственного воспитания необходимо развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Отношение к людям проявляются и через отношение к вещам. Так, если дети не убирают за собой игрушки, не кладут на место обувь, одежду, значит, за них это должен сделать кто-то другой (воспитатель, родители). Следовательно, вместо заботы о взрослых ребенок доставляет им новые хлопоты. Небрежное отношение к вещам говорит и о том, что ребенок не ценит труд взрослых, и тех, кто сделал эту вещь, и тех, кто купил ее. Поэтому, необходимо воспитывать навыки бережного обращения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место. Все это необходимо в беседах, в том числе на темы художественных произведений, довести до сознания ребенка.

Девочки и мальчики в старшем дошкольном возрасте предпочитают общаться со сверстниками своего пола. Поэтому необходимо воспитателю скорректировать отношения между девочками и мальчиками. У мальчиков воспитывать внимательное отношение к девочкам: учить подавать им стул, в нужный момент оказывать помощь, не стесняться приглашать девочек на танец и т.д. А вот у девочек воспитывать скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков. Средств для решения этих задач много: сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы (сказок, рассказов, стихов, потешек, пословиц), театрализованные представления и т.д.

В сюжетно-ролевых играх ребенок «репетирует» свои социальные роли, осваивает отношения между людьми. Примеряя то одну, то другую роль, он тренируется в общении, установлении отношений, формировании дружеских связей со сверстниками. Разнообразные игры детей: сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации ценны не только содержательной стороной, но и приобретением в них опыта отношений со сверстниками, воссоздавая поступки людей, дошкольник переживает вместе с ними, проникается их чувствами, а это означает развитие у него социальных эмоций, нравственных качеств, гуманности.

Чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, потешек, пословиц, загадок - всегда интересно и познавательно. Они учат понимать добро и зло, любить мир и ненавидеть насилие в любом его проявлении. Беречь то, что любишь и бороться, препятствовать тому, что мешает жить в мире и согласии. Эффективным средством формирования и совершенствования у детей представлений о таких качествах личности как взаимопомощь, товарищество, сопереживание, дружба являются этические беседы, рассматривание сюжетных картинок, совместное обсуждение смысла пословиц нравственного содержания и действий литературных героев в значимых для нравственного воспитания ситуациях.

Считается, что на материале сказок, рассказов взрослые должны научить детей оценивать характеры героев, их поступки, понимать хорошее и плохое. Большинство детей старшего дошкольного возраста отличают хорошие поступки от плохих, что с товарищем нужно делиться, нужно уступать и помогать слабым, но в реальной жизни, когда ребенок действительно оказывается в подобных обстоятельствах его поступки не всегда соответствуют правилам поведения. Поэтому так важно не только оценивать поступки и характеры героев, проговаривать в беседах, но и проигрывать их, учить детей пропускать через себя позицию отрицательного или положительного героя, проживать эти роли и через восприятие роли в игре стремится к тому, чтобы личность внутренне усваивала и осваивала необходимые ценности в качестве собственных. Так, минуя рассудок (сознание) на рефлекторном уровне формируется система нравственных представлений и базовых ценностных ориентаций ребенка. По мере взросления она подкрепляется работой разума, рефлексией.



1.3. Формы и методы совместной деятельности ДОУ и семьи в развитии нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста



В последние годы наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в детском возрасте.

В течение ряда лет педагогам было проще строить работу с родителями с целью сообщения знаний, используя разнообразные формы просвещения, без учета обратной связи. При этом сами родители порой сетовали на то, что знания им даются «слишком общие» и «не касаются именно их ребенка».

Готовясь к сотрудничеству с семьей, требуется четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию. Это необходимо для того, чтобы вовлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс, пробудить их интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие в различных мероприятиях.

Однако наряду с сообщением знаний важно формировать родителей как педагогов. При обсуждении педагогических проблем не стоит давать взрослым готовые ответы, нужно строить обсуждение таким образом, чтобы способствовать развитию их «педагогической рефлексии» - умению анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок.

Задача формирования у родителей педагогической рефлексии - умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого, посмотреть на ситуацию его глазами. Это особенно актуально для молодых отца и матери, поскольку у них только начинает складывать родительская позиция. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их дальнейшей воспитательной деятельности.

Прежде чем воспитателям начать работу с родителями, необходимо коллегиально обсудить и принять принципы взаимодействия с родителями:

  1. Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться к родителям.

  2. Помнить о том, что ребенок - уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого, как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.

  3. Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.

  4. Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.

  5. Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении.

  6. С уважением относиться к тому, что создастся самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка или другого строительного материала, лепка, рисунок и т. п.). Восхищаться вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям их детей.

  7. Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.

  8. Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

  9. Авторитарные методы «воспитания» родителей исключаются. Следует заинтересованно и с любовью к ребенку взаимодействовать с родителями. Чтобы у воспитателей и родителей нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовывать. Каждое направление развития ребенка предполагает особые содержание и формы общения воспитателей с родителями, в процессе которых и будет повышаться их психолого-педагогическая культура.

Сформированные у родителей стремление понять ребенка, умение творчески применять полученные педагогические знания будут способствовать появлению взаимопонимания между ними, эмоционально-положительного, осознанного, нравственно - мотивированного отношения ребенка к требованиям взрослого.

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания (ФГОС), большое внимание уделяется взаимодействию детского сада и семьи. К принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей.

Сегодня и всегда содержание взаимодействия педагогов и родителей определяется целями и задачами воспитания подрастающего поколения, стоящими перед обществом, приоритетностью общественного или семейного воспитания.

К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности, которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного; эмоционального; сенсорного; коммуникативного; рефлексивного и др.

Компетентность включает в себя не только когнитивный компонент, но и эмоциональный, и поведенческий, то есть умение применять полученные знания на практике, сформированность педагогической рефлексии. Качество родительской компетентности будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволит взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком. Когда выбор реагирования на поведение дошкольника осознан родителями, он становится свободным от привычных стереотипных реакций и «автоматизмов» поведения.

И, конечно же, содержанием взаимодействия являются все вопросы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.

Таким образом, в настоящее время существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей, многие из которых, не являясь по сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность.

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями по нравственному воспитанию.

Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные:

  • коллективные - родительские собрания (проводятся как групповые 3-4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции;

  • индивидуальные - индивидуальные консультации, беседы;

  • наглядные - папки - передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

Классификация нетрадиционных форм. К ним относятся четыре группы:

  • информационно-аналитические;

  • досуговые;

  • познавательные;

  • наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы - это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

К досуговым формам относятся различные праздники, например, «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Дог-шоу», организация «Семейных театров» с участием членов семьи и др.

На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.

Также проводятся игры «Устами младенца», «Ярмарка», конкурсы «Украсим елку», «Сладкий час», дефиле для детей из бросового материала и др. Родители вместе с детьми выполняют творческие задания «Юный мастер», «Хорошая хозяйка».

Положительным является организация совместной деятельности родителей и дошкольников, например, «Любимые кулинарные рецепты моей семьи», «Театральные фестивали», «Творческие мастерские», выставки «Радость созидания» и др.

Суть познавательных форм - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи. Сюда относятся «КВН», «Педагогическое поле чудес», «Театральная пятница», «Педагогический случай», «Что, где когда?», «Круглый стол», «Ток-шоу», «Телефон доверия», «Викторины», и др. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка также проводятся тренинги, практикумы, дискуссии.

О нетрадиционном проведении родительских собраний мы говорим в том случае, если педагог относится к родителям как к партнерам по общению, учитывает их опыт воспитания, потребности в знаниях, использует методы активизации.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

  • информационно - ознакомительная;

  • информационно - просветительская.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

Задача информационно-ознакомительной формы - ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Например, это Дни открытых дверей. Примечательно, что сегодня для тех родителей, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить записи на диске; просмотр видеороликов, выставки детских работ. Сюда же относятся совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему «Моя семья на отдыхе», «Поделки из природного материала», изготовленные руками взрослых и детей. Совместно с родителями оформляются коллажи при помощи современных технологий. Практикуется переписка с родителями при помощи электронной почты, обмен фотографиями. Активно используются возможности фотошопа, фотографии демонстрируются на электронных носителях. К изготовлению слайд - шоу активно подключаются родители.

Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Стенды, выполненные с применением современных технологий, также можно отнести в данную группу. Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное.

Одной из форм, проверенных временем, является подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми. Так, родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и т. д.) приходят в гости к дошкольникам. Проводят с ними беседы. Например, папа пожарный, или папа милиционер, мама врач знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Они принимают участие в разных занятиях с детьми, снимают мероприятия на камеру, предоставляют транспорт и др.

Также родители привлекаются к субботникам, участвуют в озеленении территории ДОУ, возят дошкольников на представления, экскурсии в выходные дни, совместно посещают музеи.

Предложенную классификацию можно дополнить формами, направленными на формирование родительской позиции:

  • рисование на тему: «Какая я мама?»;

  • формулировка своей концепции воспитания;

  • анализ собственных педагогических находок, неудач;

  • обмен опытом в кругу единомышленников;

  • создание книги о своем ребенке с его автопортретом на обложке.

В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают зарисовки, фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Сейчас участники педагогического процесса активно используют мультимедиа, Интернет.

Применяемые методы активизации предполагают возникновение интереса к предлагаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении. Методы активизации, или активные методы, уменьшают давление шаблонов и стереотипов.

В качестве примера методов активизации родителей в процессе взаимодействия можно назвать:

  • вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом;

  • постановка дискуссионных вопросов;

  • предложение для обсуждения двух различных точек зрения;

  • приведение примеров;

  • использование видеоматериалов, аудиозаписи детских высказываний.

Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.

К методам формирования педагогической рефлексии, то есть осознанного отношения к воспитанию относятся:

  • анализ педагогических ситуаций;

  • анализ собственной воспитательной деятельности;

  • решение педагогических задач;

  • метод домашних заданий;

  • игровое моделирование поведения.

Эти методы формируют родительскую позицию, повышают активность родителей, актуализируют полученные ими знания. Их можно использовать в процессе общения педагога с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения на групповых родительских собраниях, в ходе индивидуальных бесед и консультаций. Для анализа подбираются типичные ситуации, вопросы направлены на анализ педагогического явления: условия, причины, последствия, мотивы, на оценку явления. Можно использовать в работе с родителями метод игрового поведения.

Например, можно дать задание проиграть ситуацию: «Успокойте плачущего ребенка», или «Найдите подход к ребенку, который не жалеет выполнить вашу просьбу» и др. В условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком, обнаруживают стереотипы в своем поведении, что может способствовать освобождению от них. Когда родители вступают в общение лишь на вербальном уровне, они, стараясь, подать себя в лучшем свете, тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность, спонтанность своего поведения. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком: не только словесного, но и эмоционального. Многие в результате участия в игровых тренингах открывают для себя, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость по отношению к ребенку и одновременно быть счастливым родителем. Из «зрителей» и «наблюдателей» родители становятся активными участниками встреч, погружаются в исследование собственного поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании.

Семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребёнка. Благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семейном нравственном воспитании ребёнка могут серьёзно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями.

Можно сделать вывод, что нравственная основа личности формируется в условиях того нравственного пространства, в котором живёт личность, сюда входят: общение с товарищами, общение и отношение в садике и на улице. Но самым важным пространством в жизни ребёнка является семья, главным воспитателями в которой являются родители.

Вторым пространством в жизни ребёнка является детский сад, где формируются доверительные отношения между педагогами и родителями, личная заинтересованность, эмансипация последних, которая предполагает освобождение от старых взглядов, появление рефлексивного отношения к своей деятельности. Реализация этого принципа подразумевает отказ от критики собеседника, умение заинтересовать его, нацелить на анализ собственной воспитательной деятельности.

Итак, проанализировав психолого-педагогическую литературу необходимо отметить, что важнейшим первоначальным этапом становления нравственности как характеристики личности человека учёные считают дошкольный возраст. Доказательством этому является достаточно большое количество работ, посвященных нравственному развитию детей (Р. С. Буре, A. M. Виноградова, Г. Н. Година, В. А. Горбачева, Т. С. Комарова, Т. М. Утробина, В. Г Цуканова, О. А. Шаграева, и др.).

С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Старшие дошкольники начинают понимать нравственную ценность норм и правил поведения для них самих и окружающих, у детей формируются чёткие представления о содержании каждой этической категории, эмоционально-положительное отношение к общечеловеческим нормам, желание действовать согласно им, происходит осознание общеобязательности нравственных норм, выполнение которых теряет ситуативный характер.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.). Также рассмотрели традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с родителями, активные методы, методы педагогической рефлексии взаимодействия, которые эффективно влияют на формирование нравственных качеств (гуманные чувства, понятие добра и зла, правды и лжи, уважение к окружающим, умение оценивать свои поступки и действия других людей и др.) старших дошкольников.

Для эксперимента были выбраны традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи, что приемлемо для родителей и детей нашего детского сада.





















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал