7


  • Учителю
  • Интерактивные технологии, используемые педагогом-психологом в работе с дошкольниками с ОВЗ

Интерактивные технологии, используемые педагогом-психологом в работе с дошкольниками с ОВЗ

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала























Выполнила:

Котлова А.А.

педагог-психолог

МБДОО № 2 «Ромашка»

ст. Гиагинской















2016 г.

И пальцы просятся к перу,

перо к бумаге.

Минута - и стихи свободно потекут.

(А. С.Пушкин)

Отношения с плоскостью.

Пушкин отразил не только предчувствие творческого процесса, но и то, что человек сросся с плоскостью бумаги, листа, чистой поверхностью. Пустое, ровное пространство - притягивает… Оно потенциально. Его хочется разгадать, а для этого необходимо самому что-то сделать, сказать. И человек его осваивает, в разных формах. Незаполненная плоскость раздражает, лишает спокойствия. Ее хочется заполнить по мере возможности чем угодно и как угодно. Но если этих плоскостей много и они видны, но недоступны, то через какое-то время они вызывают скуку, как и всякая обманутая надежда. Плоско и скучно, непреодолимая стена - депрессия.

Плоскость стала одной из важных форм трансляции знаний, информации, дополняя человеческую речь. Одним из принципиальных преимуществ поверхности = плоскости по сравнению с речью, является способность сохранять информацию. Слово сказанное - улетает: слово написанное - вечно. Но слово динамично и поэтому всегда требует комментаторов. Они были той связью, которая поддерживала жизнь в символических системах. Фактически из этой роли выросла фигура учителя, педагога, который создавал новую - образовательную - коммуникацию.

В историческом контексте мы видим, что у слова возникают способы его фиксации, сохраняющие динамику - аудиозапись. Так же возникли технологии, «оживившие» письмо. Картинки и буквы можно было писать и стирать. Со временем возникла специальная поверхность, доска, на которой можно было менять изображение, и для этого подбирались соответствующие способы оставления следа. А учитель был всегда тем человеком, который владел этой формой оживления информации и передачи ее другим - передачи собственно самим оживлением. Только в этом случае, транслируемая через учеников, она могла быть вплетена, включена в динамичный процесс общего развития.

Культура, развитие техники идет по пути сохранения информации в динамичной форме, чтобы она могла быть максимально доступной для восприятия и дальнейшего распространения и использования. Это проявляется и в овладении приемами работы на плоскости, поверхности. У современного образованного человека развивается психофизиологическая способность и даже запрос работать на плоскости. Он получает удовлетворение от того, что может оставить просто след (1), создать осмысленный след (2), изобрести динамичный след (3), - фиксирующий исправления (3.1.), - допускающий трансформации (3.2.), по цвету (3.2.1.), форме (3.2.2.) и проч. Это все можно сделать при помощи современной техники, компьютера. Постепенно письмо рукой на вертикальной и горизонтальной поверхности так же преобразуется в работу на клавиатуре, которая в свою очередь превращается в письмо на резистивной поверхности интерактивной доски, дающее возможность трансформироваться (через подбор) в букву какого-либо шрифта, а так же цвета.

Отношения человека с плоскостью надо рассматривать как стремительно расширяющееся множество форм. Создавая на плоской поверхности информационное пространство, человек постоянно стремится к тому, чтобы удержать в нем характеристики реальной жизни - динамичности и объемности. Это те свойства, что позволяют глазу видеть и работать как ведущему органу отражения внешнего мира. С помощью поверхности человек так же и дистанцируется от этой информации, а точнее, он дистанцируется от жизни с помощью закрепления информации на плоскости. Он фактически «останавливает мгновение», а сам продолжает изменяться. Но, заметим, с этого момента, они - человек и информация - начинают жить своей жизнью, по своим правилам.

Предметный, объемный мир открывал человеку свои свойства, будучи преобразован руками. Фактически возникает пластичное тактильно - визуальное пространство, которое человек и стремится отстранить от себя посредством перенесения на плоскость. Он и сам от себя дистанцируется с помощью такой поверхности. Можно сказать, что человек вместе с плоскостью составляет своеобразную систему, имеющую свою динамику, в которой происходит постоянное дистанцирование от все более усложняющегося образа окружающего мира. Это динамичный топос, который создается самим человеком в параметрах, близких (инвариантных) к системным характеристикам самого процесса развития жизни.

Усложнение образа мира мы видим даже в школьных предметах, а свое собственное усложнение человек обнаруживает в гуманитарном знании, размещающихся в текстовых или изобразительных художественных формах на горизонтальной или вертикальной поверхности экрана. Так через когнитивный процесс человек выносит объемный мир и себя в нем на плоскость, которую постоянно совершенствует.

Зная эти тенденции, можно составить прогноз развития динамичного аудио-видео-тактильного топоса - интерактивных досок и человека в образовательном пространстве, который связан с особенностями индивидов, осваивающих информацию с видео поля. Если освоение идет только в виде просмотра и прослушивания, то получается один результат и, соответственно, прогноз. Если же человек не пассивно поглощает поток информации, а динамично с ним взаимодействует, т. е. интерактивен, тактильно связан с этой культурной средой, то он порождает другую ситуацию, имеет иной результат, а значит, и иную перспективу.

Наиболее продуктивным и будет то направление развития, в котором сохранится динамика отношений. Можно сказать, что нужно удерживать способы креативного подхода, «играния» с имеющимся материалом. Иными словами, эффективнее будет тот процесс, который максимально динамичен и пластичен, отражает особенности индивида. Если темп и ритм жизни конкретного человека может быть сохранен и поддержан электронной техникой, интерактивной доской, то это можно считать благоприятным культурным фактором. Кинезиологическая - двигательная активность человека, его мышечная пластика могут быть развиты, а при необходимости - и скорректированы, с помощью особенностей интерактивных досок резистивного типа, что будет рассмотрено в приведенных ниже упражнениях.

Заметим, что всегда более эффективна игра с двух сторон, строящаяся на взаимодействии партнерстве. Особый развивающий эффект создается, когда один учится предугадывать другого, интуитивно как бы опережает возникающие запросы, создает оптимальный ответ. В этом - талант ведомого и творческий взлет ведущего.

И поскольку доска как «партнер», в непосредственном взаимодействии с человеком, не развивается, то важно, чтобы заложенные в ней функции были как постоянно упреждающее угадывание потребностей человека. Это порождает восторженные эмоции ребенка, интуитивно угадывающего функции доски и успевающего получить быстрый результат.

Арт-испытание.

Интерактивные доски отвечают на развивающий когнитивный запрос человека. Креатив, творческие потенции заключаются в том, возможности использования доски в коммуникативном пространстве постоянно расширяются. И не столько технически, сколько методически. Педагог при работе с ребенком даже в знакомом материале всегда видит новизну: ведь он всякий раз посредством доски строит в классе отношения с новой - изменяющейся - аудиторией. Возможность динамики очень важное обстоятельство для обучения детей. Smart-Art технологии содержат в себе стимул к саморазвитию ребенка. Причем, важно, что это могут быть дети как с ограниченными возможностями развития, так и с сильным креативным началом. И те, и другие стремятся наитии возможности самореализации.

Всякое занятие с ребенком желательно рассматривать как игру, своеобразное приключение в процессе путешествия за знаниями. И если образовательные инструменты дают такую возможность, то это необходимо использовать как ведущую особенность. Дети всегда воспримут такое предложение «поиграть» благоприятно, особенно, если в такой игре не окажешься проигравшим.

Интерактивные технологии, которые представлены доской, позволяют создавать разнообразные ситуации с использованием технологических возможностей программы. Есть и самые простые, и достаточно сложные. Но они все отличаются важным качеством - могут быстро превращаться. Экран может закрываться-открываться шторкой; менять цвет; прятать и показывать объекты и прочее - достаточно дать команду одним касанием! Исчезновение и появление - важный элемент игры.

Таких волшебных возможностей много, вполне достаточно, чтобы ребенок увлекся работой на доске и чтобы у него возник свой мотив. Такие игры могут быть разработаны каждым педагогом к своему предмету и собраны в своеобразный методический электронный банк, который будет пополняться по мере использования найденных приемов и получения при их использовании определенных эффектов.

Подобные игры могут стать хорошим дополнением методических приемов, повышающих мотивированность ребенка к занятиям, что позволяет работать, основываясь на его собственных потенциях развития. В этом случае в ребенке закрепляется интересе не только к действиям на волшебной доске, но и своим личным способностям достигать результаты.

Очень важно, чтобы педагог свободно владел возможностями Smart Board, но так, чтобы они не казались ребенку слишком сложными, иначе может сформироваться страх неуспешности и он откажется выходить к доске; хотя, заметим, многие дети через короткое время общения с инструментом интуитивно осваивают многие возможности. Но, конечно, ясно, что это еще не навыки работы, особенно необходимые при выполнении конкретного учебного материала. Опыт так же показывает, что после первых уроков знакомства с доской у учащихся возникает определенное охлаждение. Они вновь ждут от учителя открытий и событий. Педагогу в этой ситуации очень важно не потерять своей увлеченности и не перекладывать все вопросы повышения интереса к уроку на новую технику. По существу, ребенку, любому учащемуся нужно с помощью получаемых знаний открывать волшебника в себе, а не надеяться только на учителя. Поэтому надо понять урок как игру еще с одной стороны - со стороны процесса, который обладает для ребенка особой тайной. Эту сторону преподавания предмета с помощью интерактивной доски Smart Board можно серьезно усилить.

Если педагогу удается удерживать желание ребенка раскрыть тайну, в которую он постепенно может всех погружать: раскрывать правила оперирования символами, словами, создавать те или иные выражения, играть ими. Сотворяя предложения и перестраивая их, если это удается, то тогда ребенок будет мотивирован к занятиям и собственно быстродействие компьютерной доски перестанет быть основным привлекательным фактором. Для ребенка продолжает оставаться важной практика сотворения - решения задачи, составление предложения, манипулирование символами или словами. Доска как таковая позволит ему делать эти операции в гораздо более быстром темпе и, соответственно, успешно закреплять материал.

Приятно, что на компьютерной доске в памяти остаются все ходы и передвижения в процессе решения поставленной психологом задачи. Для психолога это тоже очень важно, потому что он может обратиться к этому материалу и проанализировать успешностьвоспитанников, а так же при необходимости может показать родителям, какими задачами они занимаются.

Привлечение родителей с методической точки зрения - очень важный момент, который недоступен при сегодняшних средствах обучения. Но когда они будут допускать, что его работа - это электронный документ и выполненные задания могут посмотреть и проанализировать все, кто отвечает за его успехи, то позиция изменится.

Интерактивная доска может эффективно применяться не только в массовом, нормативном процессе обучения, но и при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, требующими индивидуального подхода. В этом случае педагог самостоятельно выстраивает систему заданий для ребенка и заносит ее в коллекцию, созданную специально для такого ребенка. Он может так же быстро и динамично менять направление занятия в зависимости от состояния и потребностей развития ребенка.

Важнейшим качеством, понижающим нагрузки, является экологическая чистота интерактивной доски Smart Board, безопасность при использовании детьми разного возраста и культуры. Доска не боится ударов, вандалоустойчива; если ее запачкали, она может быть помыта соответствующим очищающими средствами. Она подстраивается под человека: может перемещаться или крепиться на стене. Системы передачи сигнала не требуют громоздких устройств и поэтому легки в управлении.

Игровые возможности доски чрезвычайно важны детям с особенностями развития, поскольку у них, как у продвинутых, так и у отстающих, всегда доминирующую роль играют творческие поиски возможностей самореализации. Только у детей с отставанием этот креатив, из за сложностей со здоровьем и недостаточности ресурсов, выделяется как бы порциями, они быстро устают. А у детей творческих, активных он идет потоком. Но и тем и другим очень важно, что их прикосновение к доске дает благоприятный результат, показывающий итог их усилий. Освоившись с доской, творческий ребенок этого уже не замечает, но он с энтузиазмом способен решить много задач и творческого и логического плана. Ребенок, у которого сложности со здоровьем, такой эффект замечает и никогда не пренебрегает им. Он, достигнув результата, сразу же пользуется этим фактом, закрепляя данную успешную способность в своей деятельности. Даже маленький успех его всегда радует, и он получает от этого дополнительную эмоциональную поддержку.

В заключение необходимо подчеркнуть, что использование креативных возможностей интерактивного экрана в процессе обучения позволяет сделать доминантой образовательного процесса особое отношение к опыту самого ребенка, его поискам. Он перестает на уроке присутствовать как чистый лист, который надо заполнить информацией. Он становится даже не кувшином, который надо, по известной педагогической формуле, зажечь. Он превращается в свободного человека, способного добывать самостоятельно знания, при помощи использования интерактивной доски. Ученик - кувшин, который нужно только потереть. И тогда в нем пробудятся силы джина и он сможет сделать все своими силами.

педагогже должен только помочь ребенку сделать первое игровое соприкосновение, а дальше ученик обычно способен долго правильно двигаться сам. Ниже предлагается ряд упражнений кинезиологического типа (кинезис - движение) которые дети могут выполнять с удовольствием во время урока как упражнение на внимание и, одновременно, - как физическую зарядку.

Упражнения для игры и релаксации:

1. Танцы пальчиками.

Доски интерактивные являются хорошими панелями для тактильных тренингов, поскольку они хорошо откликаются на касание ребенка и могут подчиняться его управляющим действиям. Используя это свойство поверхности интерактивной доски, можно тренировать активность пальчиков ребенка, организовывая для них работу с различными медийными объектами на доске. Тренинги могут проводиться как специалистом, ставящим целевые коррекционные задачи, например, психологом, или обучающим педагогом, так и любым взрослым и даже самим ребенком в виде игры.

Игровое поведение ребенка превращает урок в очень интересное занятие, поскольку существует обилие вариантов, которые возможно самостоятельно сочинить для тренировки определенных навыков. Но начинать всегда надо с простого.

1. Научиться каждым пальчиком, от большого до мизинца, нажимать на командные кнопки. Использовать как правую, так и левую руку.

2. Можно поставить задачу на внимание: последовательно использовать каждый палец для очередной команды и замечать, у какого из них какие трудности и успехи.

3. Усложнить задачу просто: фиксировать время выполнения какого-нибудь действия:

  • Для каждой руки

  • Для каждого пальца

Обилие способов и достаточно большое количество электронных объектов позволяет делать занятия интересными и полезными. Кроме того, каждый из взрослых может сам придумать (создать) много новых объектов, которые будут для ребенка означать что-то важное, лично для него интересное.

Можно делать, например, такие упражнения-игры:

Упражнение 1. Создать табличку, или поле из геометрических фигур и поочередно попадать в них пальцами.

Упражнение 2. Нарисовать коробочку и различные фигурки, которые можно складывать в коробочку пальчиками, замеряя время.

Упражнение 3. Танцевать пируэты пальчиками - как бы кататься на коньках, постепенно переходя к более сложным траекториям, вырабатывающим пластичность руки. Интерактивные технологии, используемые педагогом-психологом в работе с дошкольниками с ОВЗ

Вырабатывается цель занятия: создать осмысленные движения, писать слова.

Упражнение 4. Как более сложное задание можно создавать картины, фигуры из геометрических форм, существующих в программе, работая пальцами по определенному алгоритму.

Можно так же устроить соревнование:

1. Игры с пальцами

- соревнование на время, отметить время для каждой руки;

- конкурс по созданию картины "для правой руки", "для левой руки", «перемены рук по команде» и проч.

Не исключено, что детям может быть интересно действовать не только пальцами рук, но и ног. Возможно, их фантазии пойдут и дальше.

2. Кинезиологическое упражнение "Перекрестные движения"

Это упражнение похоже на маршировку с касанием колен ладонями. Они попеременно изменяются на параллельные и перекрестные.

Правила выполнения.

Глядя поочередно на перекрещенные (или параллельные) линии на экране, ребенок касается левой ладонью правого колена, а правой - левого (или, соответственно, одноименных колен), выполняя по два, четыре или больше касаний. Например: два перекрестных, два параллельных и т. д. Одна смена касаний является одной серией. Таких серий можно выполнить несколько. Завершать лучше перекрестными движениями

Усложнение 1.

Можно попеременно касаться колен и локтями.

Усложнение 2.

Интересно выполнять касания к пяткам, дотягиваясь до них ладонями.

Ритм движения, т. е. смена касаний, может определяться ведущим у экрана, переключающим слайды. При усложнении задачи можно иметь несколько пар слайдов, которые

Порядок подготовки и выполнения упражнения с экраном:

- Выбор нескольких (двух как минимум) благоприятных цветов экрана;

- Создание пары цветных слайдов (например, зеленый и желтый) для двух фигур: перекрестных и параллельных линий; дополнительно можно иметь еще по нескольку пар слайдов с заготовленными фигурами.

- Выбрать цвета маркеров (можно рассматривать и креативные маркеры) и создать (нарисовать) нужные фигуры. Это могут быть просто линии (например, на одной паре слайдов), (СЮДА ПАРУ СЛАЙДОВ ЗЕЛЕНЫЙ И ЖЕЛТЫЙ), а может быть забор, железнодорожные пути и пересекающиеся ветки (на других заготовках). Здесь можно вставить дополнительные слайды.

- Найти ведущего, меняющего во время упражнения слайды. Очень ответственная роль, регулирующая ритмы занятия. Сначала ее лучше выполнять учителю.

- Договориться о правилах этой игры-занятия, длительности (2,4,6… касаний) и количестве (1,2…) серий.

- Выполнить упражнения - параллельные и перекрестные касания, глядя на соответствующие фигуры.

Техника безопасности: соблюдение условий удовольствия и простоты. Визуализация и особенно смена визуальных полей повышает сложность, но при этом и закрепляет эффект балансировки.

Когнитивные усложнения.

Во время выполнения упражнения на доске можно написать какие-нибудь правила или формулы, которые сложно усваиваются детьми. Например, строку формулы можно вытянуть как линию и из них составить нужные фигуры. Можно их просто написать на поле экрана неярким цветом, чтобы не особенно бросались в глаза и не конфликтовали с ведущими изображениями.

Во время выполнения балансирующих упражнений повышается пластичность реакций, дети становятся эмоционально более устойчивыми и их отношение к трудностям оптимизируется.

Как правило, детям интересно участвовать в создании условий для своего успешного обучения. Они стремятся опередить других в получении благоприятных результатов и могут быстро освоить технику самоорганизации, повышения устойчивости при встрече с трудностями. В любом случае желательно, чтобы педагог согласовывал свои действия по подготовке игры с детьми, особенно при создании усложнений. Некоторые ребята с удовольствием сами изобретают новые приемы и готовы их предложить для игры.





















































































Список литературы:



1. Деннисон П. И., Деннисон Г. И. Гимнастика мозга. - Частное образовательное Учреждение психологической помощи "Восхождение", 1998

2. Деннисон П. И., Деннисон Г. И. Образовательная кинестетика для детей. - Частное образовательное Учреждение психологической помощи "Восхождение", 1998

3. Лоуэн А. Язык тела. Библиотека зарубежной психологии. С-Пб., 1997

4. Стокс Г., Вайтсайд Д. Единый мозг. Коррекция дислексических нарушений способности к обучению и интеграция головного мозга. - М.: Диалог - МГУ, 1996

5. Ярославцева Е. И. Тренинги коммуникаций с помощью кинезиологических упражнений. Учебно-методическая разработка. - М.: МГОУ, 2005, 44с.

6. Ярославцева Е. И. Компенсаторные возможности интерактивного экрана. // «Практическая психология илогопедия</<font size="4">», №№ 1-2, 2005, с. 50 - 53.

7. Ярославцева Е. И. Инвариантность интерактивных систем. Методическая разработка инвариантной программы курса интерактивного обучения.-М.:2006,







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал