- Учителю
- Развитие творчества старших дошкольников в процессе сюжетного рисования
Развитие творчества старших дошкольников в процессе сюжетного рисования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64 «Золотой ключик»
Методическая разработка
Тема: « Развитие творчества старших дошкольников в процессе сюжетного рисования»
Выполнила воспитатель
Аксёнова Полина Владимировна
Ульяновск- 2016г.
С точки зрения искусствоведения понятие «творчества» - это процесс человеческой деятельности, создающей качественно новые материальные и духовные ценности, способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяемую многообразным общественным потребностям.
Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства [24. С. - 126-128].
Творчество - это: деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее; создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других; процесс создания субъективных ценностей [12].
Флерина Е.А. одна из первых дала определение детского творчества. Детское творчество - процесс овладения ребенком под влиянием воспитания и обучения все более высокими изобразительными умениями [15].
А. А. Мелик-Пашаев рассматривает детское творчество как результат потребности ребенка в выражении своего внутреннего мира. Условно он выделяет три уровня художественной одаренности: эстетическая позиция личности; творческое воображение; совокупность специальных знаний, умений и навыков[23].
И.П. Волков, соединяя понятия "творчество" и "способности", говорит о «способности к неординарному мышлению, умению в обычном подмечать необычное, видеть проблемы, анализировать события, явления и находить в них закономерности». Общие творческие способности включают в себя специальные музыкальные, литературные, художественные и т. д. [4].
В психологическом словаре понятие творческие способности трактуется следующим образом: «творческие способности - это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода». [31, с. 64-80]
В основе творческих способностей лежит творческое мышление, которое характеризуется следующими основными особенностями:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, не совпадающих с общепринятыми).
4.Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид. [6, с. С.95-112]
Г. Уолесс выделил четыре стадии творческого мышления:
Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.
Инкубация - временное отвлечение от задачи.
Озарение - появление интуитивного решения.
Проверка - испытание и/или реализация решения[4].
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8.Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла. [12, с. 74]
В. Н. Дружинин пишет, что творческий продукт только подстегивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом [11, c.- 17-26].
Г.Г. Григорьева выделила показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей:
1. Развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность "вхождения" в изображаемые обстоятельства, в условных ситуациях.
2. Увлеченность, захваченность деятельностью - качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели.
3. Искренность, правдивость, непосредственность переживания.
4. Художественные специальные способности, позволяющие успешно решать творческие задания.
5. Изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами; этот показатель, по существу характеризует направленность воображения, подчинение его творческой задаче.
6. Возникновение потребностей в творчестве.
Продуктом детской деятельности является созданный им образ. Г.Г. Григорьева отмечает, что умение предварительно замысливать образ формируется под влиянием взрослых в процессе обучения [8, c. 29-56].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил определить понятие «творчество» как «один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью,... прогрессивностью».
Условия максимального проявления творческих способностей предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, мышления.