- Учителю
- Игры на развитие внимания и памяти для детей 4-6 лет
Игры на развитие внимания и памяти для детей 4-6 лет
Игры,
развивающие внимание
</ Лабиринт.
Цель: развитие внимания, мышления, терпения, аккуратности.
Оборудование: упругая веревка длиной около 3 м, разрезанная на 3 части, 3 приза (конфеты или наклейки, на усмотрение взрослого), стол, достаточно просторный для того, чтобы разложить веревку. Возраст: 4-7 лет.
Ход игры: к одному из концов веревки взрослый прикрепляет приз, другой конец веревки остается свободным, с него начнется игра. Все 3 части веревки, образуя петли, переплетая между собой в некоторых местах, укладывают на столе. Вызванный участник игры пальчиком или указкой прокладывая себе путь, пытается как можно быстрее добраться до приза. В случае удачи он получает приз. И далее игру продолжает другой участник. Примечание: иногда желание получить приз так велико, что ребенок выбирает не правильную «дорогу», а самую короткую. В этом случае можно организовать строгое жюри, состоящее из самых внимательных детей.
Примечание: для детей более младшего возраста можно взять веревочки разных цветов, и тогда проходить лабиринт станет намного легче.
Угадай, кто здесь прошел
Цель: работа над развитием внимания, мышления, памяти.
Возраст: 4-7 лет.
Оборудование: карточки с изображением зверей, карточки с изображением их следов, карточки с домами, в которых живут звери.
Предварительная подготовка: поговорите с детьми о том, где какой зверек живет, как он передвигается, покажите нарисованные в книгах или энциклопедиях следы разных зверей. Расскажите об охотниках-следопытах.
Ход игры: детям сообщают, что они сегодня отправляются в лес на фотоохоту. Если ребята сумеют определить, по следам зверька, найдут его дом, они получат в подарок его портрет. Далее воспитатель раскладывает на столе следы, а дети по размеру и особенностям расположения угадывают, чей это след и где дом зверька. Тот кто первый угадает, получает фотографию зверька и право первому посмотреть на следующие следы.
Рукавичка для петрушки
Цель: развитие внимания, преодоление детской неорганизованности.
Оборудование: вырезанные из белого картона рукавички (по 1 для каждого участника игры), цветные элементы будущего узора (круги, квадраты, треугольники).
Возраст: 4-6 лет.
Ход игры: воспитатель сообщает, что настала зима, на улице стало холодно, люди стали одеваться в теплую одежду. А у Петрушки беда - он потерял свою рукавичку. Далее детям предлагается помочь незадачливому Петрушке. Воспитатель достает рукавичку-образец и предлагает детям «связать» для Петрушки точно такую же, чтобы образовалась пара. Воспитатель обращает внимание детей на расположение орнамента, а затем убирает образец. Как только работа детьми будет завершена, воспитатель достает свою рукавичку-образец и, прикладывая к работе ребенка, просит сравнить их. Если узор на рукавичке собран неверно, ребенку дают время на исправление.
Сосны, елочки, пенечки
Цель: развивать у детей умение управлять своим вниманием, преодолевать неорганизованность, импульсивность поведения.
Возраст: 4-7 лет.
Ход игры: воспитатель просит детей построиться в круг, взявшись за руки. Дети начинают движение по кругу. В качестве сопровождения игры может звучать негромкая музыка. Неожиданно воспитатель дает команду «Елочки!». Дети, продолжая движение по кругу, поднимают руки над головой, показывая, какие высокие выросли елочки в лесу. Воспитатель дает команду «Сосны!». Дети, продолжая движение по кругу, разводят руки в стороны, показывая какие длинные ветки выросли на соснах. По команде «Пенечки!» дети продолжают движение в полуприседе. Воспитатель чередует команды. Игра продолжается до тех пор, пока к ней сохраняется интерес.
Найди лишний предмет
Цель: учить детей внимательно наблюдать и анализировать, удерживать свое внимание на конкретном задании.
Возраст: 4-7 лет.
Оборудование: карточки прямоугольной формы, на которые наклеены картинки (например, жираф, слон, носорог, лев, кенгуру или яблоко, груша, слива, апельсин, огурец).
Ход игры: ребенку предлагается внимательно посмотреть на картинки, ответить, знает ли он этих животных, знает ли он, где они живут, что едят? Затем нужно спросить у ребенка, нет ли здесь лишней картинки? Почему именно эта картинка кажется ему лишней? Выслушав ответы детей, педагог подводит итог сказанному и убирает лишнюю картинку. Игра продолжается с другими карточками.
Угадай, кто
Цель: развитие умения удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, размерах и свойствах.
Возраст: 4-6 лет.
Оборудование: несколько игрушек, расставленных на столе прямо перед ребенком.
Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на игрушки, стоящие на столе, и говорит, что позволит поиграть с игрушкой, если ребенок будет слушать внимательно и угадает, о какой игрушке идет речь. Далее взрослый начинает описывать размер, цвет, форму и материал, из которого сделана загаданная игрушка. Если ребенок угадывает, он получает игрушку, если нет, игру можно начать сначала.
Пони цирковые, пони озорные
Цель: развитие послепроизвольного внимания, умения управлять своим вниманием и поведением.
Возраст: 4-7 лет.
Ход игры: все участники игры делятся на пары: в каждой паре Пони и Кучер. Пони выполняют команды ведущего, а Кучер контролирует правильность и точность выполнения команд. В начале игры Пони бегут друг за другом, идут шагом, разворачиваются, кланяются, несутся галопом и т. п. Когда же ведущий даст команду «Пони, разбегайтесь!», Лошадки быстро разбегаются по площадке в разные стороны. На слова ведущего «Кучер, запрягай!» Пони как можно быстрее должны найти своего Хозяина и встать с ним в пару. В следующем круге игры Пони и Кучер меняются ролями. Роль ведущего в этой игре выполняет взрослый, так как необходимо каждый раз для пони придумывать новые задания, а детям этого возраста такая нагрузка еще не по силам. Во время игры ведущий должен следить за четким выполнением всех команд. Если Пони при выполнении команд ошибается, Кучер получает штраф, например выбывает из одного круга игры. Если есть возможность, игру можно украсить красивой атрибутикой: надеть на пони уздечки с бубенчиками или хомуты с цветами и лентами, а кучеру надеть шляпу.
Лиса и заяц
Цель: развитие устойчивого внимания, преодоление неорганизованности детей, формирование послепроизвольного внимания, развитие быстроты переключения внимания.
Возраст: 4-7 лет.
Ход игры: перед началом игры считалками выбирают Лису и Зайца. Все участники игры встают в круг, берут друг друга за руки. Заяц находится внутри круга, а Лиса - за кругом. Лиса старается войти в круг и поймать Зайца, но участники игры не дают ей этого сделать, закрывая проходы, опуская руки или приседая. Если же Лисе все же удалось пробраться в круг, участники немедленно выпускают из круга Зайца. Заяц оказывается снаружи, и теперь участники стараются не выпустить из круга Лису. Если же Лисе каким-то образом удается из круга выбраться, Зайцу придется спасаться бегством. Как только Зайца поймали (а для этого Лисе достаточно коснуться его плеча), выбирается новая пара. Игру можно усложнить, выбрав одного Зайца и двух Лис.
Обруч
Цель: развитие внимания, ловкости.
Оборудование: обруч самого большого диаметра.
Возраст: 4-7 лет.
Ход игры: считалкой выбирается водящий. Далее все участники игры встают в круг и держатся обеими руками за обруч. Водящий стоит внутри круга. Он переходит от одного участника к другому, стараясь коснуться его рук. Но участники внимательны и вовремя убирают руки с обруча, пряча их за спину. Как только водящий отходит, игрок сразу же возвращает руки на место, иначе обруч упадет. Если же водящий окажется проворней и ударит игрока по руке, они меняются местами: игрок станет водящим, а водящий - игроком. После этого игра продолжится.
Правила игры следующие.
1. Участники игры должны держать обруч обеими руками.
2. Обруч во время игры не должен падать на землю. Если он упал, игра приостанавливается и выбирается новый водящий.
3. Руки на обруч ставятся сразу же после отхода водящего, без промедления.
Курятник
Цель: развитие внимания, ловкости, собранности.
Возраст: 4-7 лет.
Оборудование: обруч самого большого диаметра, пластмассовая упаковка в виде яиц (количеством на 1 меньше, чем участников игры), музыкальное сопровождение (ритмичная музыка).
Ход игры: на полу в центре зала кладется обруч, внутрь кладутся яйца. Все участники игры встают друг за другом вокруг обруча и начинают движение по кругу под музыку. Когда музыка остановится, каждый участник присаживается и берет яйцо. Участник, оставшийся без яйца, из игры выбывает. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник. Он и будет победителем.
Замечай и считай
Цель: развитие внимания, реакции.
Возраст: 4-7 лет.
Ход игры: в игру можно играть во время долгой поездки или прогулки. Нужно договориться заранее о том, какие предметы вы будете замечать на дороге: переходы, постовых, светофоры или синие машины. Играть необходимо наперегонки, развивая быструю реакцию. Увидев какой-либо предмет, его необходимо как можно скорее включить в счет. Кто больше заметит и быстрее сосчитает, тот и победил в этой игре.
Не перепутай цвет
Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции, умения четко разграничивать цвета.
Оборудование: стулья, майки, шорты разных цветов.
Возраст: 4-5 лет.
Ход игры: играют две команды по 5-7 человек. В конце зала на стульях раскладывают для каждой команды по количеству участников комплекты, состоящие из майки и шорт двух цветов (например, красный и синий). По сигналу ведущего первые номера бегут к стульям, надевают, например, красные шорты и синие майки, и как можно быстрее возвращаются в шеренгу. Вторые номера должны одеваться в другом варианте: синие шорты и красные майки и возвратиться на прежнее место и т. д.
Найди свое место
Цель: формирование произвольного внимания, умения управлять своим поведением, развитие умения играть в команде.
Возраст: 5-7 лет.
Оборудование: 5 флажков разных цветов, карточки с нарисованными флажками, на каждой карточке флажки располагаются в разной последовательности.
Ход игры: воспитатель раздает детям флажки и показывает карточку, объясняя при этом, что флажки, которые держат дети, и флажки на карточке должны совпасть по месторасположению. Далее дается команда «Стройся!», и дети начинают занимать свои места. В эту игру могут играть две команды. В этом случае победит команда, которая построилась не только правильно, но и быстро.
Тринадцать
Цель: развитие реакции, устойчивого целенаправленного внимания.
Возраст: 6-7 лет.
Оборудование: мяч средних размеров, помещение, в котором могли бы разместиться 13 игроков, вставших в круг на некотором расстоянии друг от друга.
Ход игры: поговорите с детьми о счастливых и несчастливых приметах. Спросите, в какие из них и почему верят дети. Расскажите им об удивительном числе 13. Все участники игры должны уметь считать до 13. Участники встают в круг, перебрасывают друг другу мяч, хором считают до 13. «Счастливчик», поймавший тринадцатый мяч, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется лишь один участник.
Угадай, кто
Цель: развитие целенаправленного устойчивого внимания, умения управлять своим поведением и вниманием.
Возраст: 5-7 лет.
Оборудование: листы белой бумаги в клетку, фломастеры.
Ход игры: ребенок удобно усаживается за столом, ставит в центре листа точку, а затем начинает рисовать отрезки в том направлении, которое указывает педагог. Например, от выбранной точки рисуем вверх отрезок, состоящий из одной клетки, поворачиваем направо и рисуем отрезок, состоящий из двух клеток. В результате у вас могут получиться зайчик, цветок или черепаха. Попросите ребенка вспомнить про нарисованного героя загадку или стишок.
Цезарь
Цель: научить ребенка распределению внимания, т. е. умению выполнять несколько действий одновременно, формировать произвольное внимание.
Возраст: 6-7 лет.
Оборудование: любой музыкальный инструмент, способный издавать отрывистые звуки, игрушки или картинки, изображающие зверей.
Ход игры: воспитатель знакомит детей с историческим фактом, подтверждающим необыкновенные способности Гая Юлия Цезаря делать несколько дел одновременно. Воспитатель предлагает детям тоже попробовать сделать одновременно два дела, а именно запомнить, сколько раз зазвучит музыкальный инструмент, и сколько картинок покажет педагог. Далее в группе устанавливается тишина, дети сосредотачиваются и начинают считать. Побеждают те участники игры, которые назовут правильный ответ.
Охотники за буквами
Цель: развитие способности удерживать долговременное внимание, сосредоточенно, не отвлекаясь работать над поставленной задачей.
Возраст: 5-7 лет.
Оборудование: журналы, газеты, рекламные плакаты с достаточно крупным шрифтом, цветные фломастеры или маркеры.
Ход игры: взрослый предлагает ребятам пойти на охоту. Объектом охоты объявляется какая-нибудь буква или цифра. Каждому охотнику выдается фломастер. Добыча считается пойманной, если буква (цифра) обведена в кружок или подчеркнута. Если в игре участвуют несколько игроков, то игра проводится на скорость. Выигрывает тот участник, у которого за меньшее количество времени набралось больше всего добычи.
Делали вот так!
Цель: развивать у детей ловкость, проворность, сосредоточенность и целенаправленное внимание.
Возраст: 6-7 лет.
Оборудование: карточки ведущего, на которых схематично нарисованы человечки в различных позах (человечек держит руки вверх, человечек повернулся направо, человечек присел и т. д. Всего 10-12 карточек).
Ход игры: считалкой выбирается ведущий. Ведущий встает в центре круга, образованного детьми, взявшимися за руки. Дети движутся по кругу, хором декламируя стихи:
У Агафьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Сорок дочерей, сорок сыновей.
Ничего не пили, ничего не ели,
По лавочкам сидели, делали вот так...
Ведущий достает одну из карточек, дети стараются как можно быстрее принять такое же положение тела, как и у человечка на картинке. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не покажет все карточки.
Звездочет
Цель: развитие объема внимания, способности к быстрому переключению внимания.
Возраст: 5-7 лет.
Оборудование: фонарик, затемненная комната, экран или свободная от предметов интерьера стена.
Ход игры: взрослый назначает ребенка самым главным звездочетом и сообщает ему, что сегодня ночью на небе необыкновенно хорошо будут видны звезды. Ему, главному звездочету, сегодня будет поручена очень ответственная работа. Нужно успеть сосчитать все звезды, а то ведь некоторые из них падают и гаснут. Далее взрослый гасит свет и направляет луч света на стену, включая и выключая фонарик. Луч от фонарика можно направлять в разные стороны. Сияние звезды может длиться долго, или она может лишь чуть сверкнуть. Темп сияния звезд зависит от быстроты реакции малыша и от его умения считать.
Веселый зоопарк
Цель: развитие целенаправленного устойчивого внимания.
Возраст: 5-7 лет.
Ход игры: совместным решением дети выбирают для игры нескольких животных, которых можно встретить в зоопарке. Для игры достаточно выбрать 4-5 животных. Участники игры договариваются между собой о том, как они будут изображать то или иное животное. Например, изображая крокодила, дети будут сводить и разводить прямые руки прямо перед собой (словно крокодил открывает и закрывает пасть). Показывая жирафа, будут поднимать вверх правую руку, демонстрируя длинную шею жирафа. Показывая кенгуру, будут складывать руки на животе, изображая сумку, и при этом подпрыгивать на месте. Показывая пингвина, будут топтаться на месте, опустив голову вниз. Не берите для игры животных с трудно произносимыми названиями. Перед игрой убедитесь, что все участники запомнили, как именно изображается тот или иной зверь, и дайте несколько пробных команд. Далее считалкой выбирается ведущий, он будет называть животное, а дети быстро вспоминать и изображать. Темп игры выбирается в зависимости от возрастной категории детей: малышам - помедленнее, а старшим - побыстрее.
Вызов номеров
Цель: научить ребенка управлять своим поведением и вниманием.
Возраст: 6-7 лет.
Ход игры: участники игры разбиваются на 3 команды. Каждой команде присваивается какое-либо смешное имя и номер: № 1 - «Пончик», № 2 - «Головастик», № 3 - «Пузырь». Команды, взявшись за руки, выстраиваются на одной линии и ждут своего вызова. Ведущий встает на некотором отдалении от команд так, чтобы его могли видеть и слышать все участники. Он по очереди вызывает каждую команду. «Первая!» - командует ведущий. Команда поднимает руки вверх и хором кричит свое название. Далее ведущий вызывает вторую команду, затем третью, а потом начинает вызывать команды вперемешку.
Папа привез из командировки...
Цель: научить ребенка управлять своим вниманием и поведением.
Возраст: 6-7 лет.
Ход игры: воспитатель уточняет у детей значение слова «командировка» и спрашивает, приходилось ли ребятам или их родственникам путешествовать, уезжать ненадолго куда-либо? В ходе игры дети узнают, что в командировке был папа, он привез дочке куклу (ведущий демонстрирует покачивание сложенных на груди рук), сыну - ружье (ведущий складывает руки, прицеливаясь), маме - электрическую мясорубку (движение кисти руки по кругу и характерный жужжащий звук), а бабушке - китайского болванчика (покачивание головой от правого плеча к левому). Далее ведущий должен убедиться, что все дети запомнили названные подарки и научились координировать их с движениями. Ведущий объявляет: «Папа привез из командировки ...(делает выразительную паузу)...ружье!». Дети тут же принимают стойку стреляющего человека, прицеливаясь из воображаемого ружья. Ведущий объявляет «Папа привез из командировки... куклу». Дети начинают укачивать воображаемую куклу. Далее темп игры возрастает. Дети, совершившие неправильное движение, допустившие ошибку, из игры выбывают. Ведущий для усложнения игры может «ошибаться», показывая совсем не те движения. В результате в конце игры остаются только самые внимательные дети.
Поищи и сосчитай
Цель: научить детей среди множества окружающих предметов выделять главные, сосредотачивать свое внимание на мелочах, видеть отдельные части предметов и предметы в целом.
Возраст: 5-7 лет.
Ход игры: в эту игру можно играть на прогулке или в поездке, привлекая его внимание к окружающей обстановке. Игра проходит в форме беседы. Взрослый обращает внимание ребенка на женщину с сумкой и предлагает ребенку сосчитать всех людей вокруг, у которых в руках есть сумки, портфели, пакеты. Когда ребенок справится с этой задачей, предложите ему сосчитать всех присутствующих людей в очках и т. д.
Путаница
Цель: в шуточной форме показать детям на конкретном примере, как важно быть внимательным и какая может получиться путаница из-за неправильно подобранных слов, учить детей концентрировать свое внимание на деталях, удерживать высокую концентрацию в течение всей игры.
Возраст: 5-7 лет.
Оборудование: стихи Н. Матвеевой «Путаница» или любые другие, содержащие информацию в искаженном виде.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что сейчас он прочитает необычный стишок, в этом стишке все перепуталось. Нужно очень внимательно слушать, чтобы разобраться, где правда, а где ложь.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю повторять.
В печке выпечен бутон,
А в петлицу вдет батон,
По траве ползет бидон,
Молоко течет в бетон,
А на стройке есть питон.
Нет, не так! Нет, не так!
Подскажите сами, как?
После прослушивания стихотворения дети высказывают свои мысли, объясняя, что, по их мнению, было неверным. В заключение игры нужно рассказать стихотворение, исправив все ошибки.
Повторяй да не зевай!
Цель: развить умение распределять внимание, учить сосредоточенности.
Возраст: от 6 лет.
Ход игры: в игру играют всем детским коллективом. Дети встают, образуя круг. Ведущий игры становится в центре круга. Он договаривается с детьми о том, что они будут выполнять любое его указание, но только в том случае, если он скажет: «Пожалуйста». Если ведущий дает команду без этого слова, она становится недействительной, и ее выполнять не нужно.
Игра ведется в довольно быстром темпе. Ведущий может и сам выполнять свои команды, подбадривая детей, а иногда и путая их. Как вариант этой игры можно использовать и другую установку, например участники договариваются, что ни при каких условиях не будут выполнять команду ведущего «Руки вверх!». Дети, которые при выполнении задания ошибутся, из дальнейшей игры выбывают.
Сороки
Цель: развитие внимания, ловкости.
Возраст: 5-7 лет.
Ход игры: выбирается ведущий. Дети строятся в два круга. Первый круг, ближний к центру - гнезда, второй круг - Сороки. Количество птиц и гнезд должно совпадать. Ведущий игры произносит такие слова: «Сороки летели, на поляну тихо сели, погуляли, повернулись, а потом домой вернулись». Водящий бежит по внешнему кругу, собирая за собой всех Сорок, имитируя движения полета, меняя направление движения. После слов ведущего «домой вернулись» каждая Сорока как можно быстрее стремится добраться до своего гнезда. А «бездомный» водящий тоже старается занять одно из свободных гнезд. Оставшаяся без гнезда Сорока становится новым водящим. Игра продолжается.
Угадай букву
Цель: преодоление неорганизованности детей, работа над развитием внимания, сосредоточенности.
Возраст: 5-7 лет.
Ход игры: дети рассаживаются на стульчиках. Взрослый сообщает, что сегодня они поиграют в новую игру. Дальше все вспоминают сказки, в которых волшебники и феи с помощью волшебной палочки творили различные чудеса. Взрослый говорит, что у него, к сожалению, нет волшебной палочки, зато есть карандаш-великан. Им можно писать буквы в воздухе. Потом взрослый поворачивается к детям спиной и довольно медленно пишет любую букву русского или латинского алфавита (при условии, что дети изучают язык факультативно), четко прорисовывая линии. Тот, кто быстрее всех угадает загаданную букву, сам становится «волшебником» и получает право загадать и нарисовать в воздухе следующую букву.
Ответь за другого
Цель: проверить внимательность, научить детей различать правую и левую стороны.
Возраст: 6-7 лет.
Оборудование: мячик.
Ход игры: педагог предлагает детям поиграть и проверить, какие они внимательные. Дети встают в круг, воспитатель находится в центре круга. Сначала все вспоминают, где находятся правая и левая стороны. Затем все дети определяют, кто стоит слева от них. Игра начинается - воспитатель задает любой вопрос одному из детей и бросает ему мячик, ребенок должен поймать его, а стоящий слева ответить на вопрос. Вопросы могут быть самыми разными. Например педагог спрашивает ребенка: «Как тебя зовут?» Сосед слева должен ответить: «Его зовут Сережа». Или: «Какого цвета елка?» Ребенок, стоящий слева от поймавшего мяч, отвечает: «Елка зеленого цвета». Начинать игру стоит в медленном темпе, но по мере того как дети освоятся, вопросы следует задавать все быстрее и быстрее. В конце концов дети начинают ошибаться: или начинают отвечать за себя, или забывают отвечать за стоящего справа. Ошибившись, ребенок выбывает из игры. В конце игры остаются самые внимательные.
Рассеянный воспитатель
Цель: проверить внимательность.
Возраст: 6-7 лет.
Оборудование: мячик.
Ход игры: педагог предлагает детям почитать рассказ. Дети слушают и по ходу рассказа должны указать на ошибки воспитателя. Педагог просит детей быть повнимательнее, потому что рассказ неразборчиво написан, и можно ошибиться. Педагог делает вид, что читает, дети его поправляют. Рассказ может быть примерно таким: «Жил-был на свете мальчик Маша. (Дети поправляют, что это имя девочки). Ах, ну да, конечно же, его звали Даша. Нет? Да, да, его звали Миша. Я ошиблась(ся). И был у Миши велосипед, новенький, блестящий, круглого цвета. Что, таких цветов не бывает? Велосипед был синего цвета. Это колеса у него были круглого цвета. (Дети поправляют, что колеса были круглой формы, а не цвета). Вышел однажды Миша во двор со своим велосипедом покататься, а к нему подбежали мальчики и девочки, живущие в этом дворе, и стали просить покататься на его мотоцикле. Ой, какая я сегодня рассеянная! Не на мотоцикле, а на велосипеде. Спасибо, что поправили. А Мише стало жаль велосипеда, он и говорит: "Не дам, вы его поцарапаете или сломаете". Дети обиделись, отошли от Миши и стали играть в разные игры. Миша прокатился разок-другой, и ему надоело. Остановился он и стал смотреть, как другие дети играют. А они его в игру не позвали. Потому что хорошо быть жадным. Какие вы молодцы! Конечно же, я неправильно сказала, жадным быть нехорошо».
Примечание: вместо рассказа можно взять стихотворение с небылицами.
Зайка на лужайке
Цель: развивать внимательность, ловкость, быстроту.
Оборудование: игрушечные заяц и лиса.
Возраст: 5-7 лет.
Ход игры: воспитатель задает детям вопрос: «Почему все зайчики лис боятся?». Дети отвечают, педагог помогает им: «Потому что лисы охотятся на зайчиков и хотят их съесть». Педагог предлагает детям поиграть в игру, в которой лиса будет догонять зайчика. В игре должны принимать участие четное количество детей. Педагог предлагает одному из детей выбрать, кем он будет: Зайчиком или Лисой. К примеру, ребенок хочет быть Зайчиком, тогда все дети, идущие через один от этого ребенка, будут Зайчиками, остальные, тоже идущие через одного, соответственно Лисами. Дети проводят перекличку, чтобы уяснить, кто из них Заяц, а кто - Лиса.
Одному из детей-Зайчиков воспитатель дает в руки зайчика и объясняет, что дети должны передавать его по кругу через одного (т. е. только игрокам-зайчикам). С противоположной стороны круга педагог дает ребенку-Лисе игрушечную лисицу, ее дети тоже должны передавать через одного. По команде педагог дети начинают передавать игрушки по кругу, игра заканчивается, когда лиса «догонит» зайчика. После этого детей можно поменять ролями и начать игру заново. После игры можно предложить детям вспомнить стихотворения, сказки, мультфильмы про лис и зайцев.
Примечание: педагог должен объяснить детям, что игру надо вести честно, дети-Лисы не должны препятствовать передаче игрушечного зайца детьми-Зайчиками и, наоборот.
Выигрывает команда, которая раньше закончит эстафету.