7


  • Учителю
  • Возможности декоративного искусства в процессе приобщении детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе лепки филимоновской игрушки.

Возможности декоративного искусства в процессе приобщении детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе лепки филимоновской игрушки.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Возможности декоративного искусства в процессе приобщении детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе лепки филимоновской игрушки.

Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с таким искусством - чувства, которые необходимо вызывать у детей. Недаром народная мудрость гласит, что сердце к сердцу не привлечёт, коль не от сердца речь течёт.

Декоративное искусство всегда несет на себе отпечаток условности в передаче формы, цвета в выполнении элементов узора. В свою очередь это не может не сказаться на умственной деятельности детей. В результате систематической работы ребенок приобретает навыки не только условного решения формы, но и ее орнаментального оформления. В декоративной лепке большое значение имеет работа над формой. Чем чаще ребенок наблюдает предметы декоративно-прикладного искусства, тем быстрее у него накапливается опыт в решении зрительных образов. Дети рассматривают кружки, вазы, чашки, ковши и народные игрушки; анализируют их форму, пропорции, детали. Лепка этих предметов или воспроизведение их по памяти учит ребенка самостоятельно создавать интересную по очертаниям и украшениям декоративные изделия.

Изделия народных мастеров оказывают положительное влияние на композиционное построение сюжетов, создаваемых детьми. Обычно при выполнении сюжетных работ ребенок находится под влиянием иллюстраций сказок, рассказов.

Народная игрушка разнообразна по стилю исполнения. Умение лепить игрушки в разных стилях возможно лишь при полном понимании ребенком различия в изображении формы и декоративных украшений. Для этого нужно чаще знакомить детей с игрушками разных промыслов, с их особенностями, как скульптурными, так и орнаментальными. [21]

В изделиях народных мастеров мы видим различные орнаменты. И все они для каждого промысла специфичны. В орнаменте филимоновских игрушек больше элементов геометрических, в орнаменте Гжели - растительных. Если знакомить детей с различными национальными орнаментами уже в дошкольном возрасте, то дети рано начинают чувствовать характер, колорит изделия.

Развитие детского творчества в лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке изделия, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой тряпочки.

Занятия декоративной лепкой является не только увлекательным, но и полезным занятием для дошкольников. Создавая пластический образ с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с формой, фактурой, в результате чего развивается мелкая моторика пальцев рук, что способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. В лепке филимоновской игрушке ребёнок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает её своими руками со всех сторон. Чем большее количество анализаторов принимает участие в обследовании, тем впечатление становится более подробным и чётким.

Техника лепки так проста, что вполне доступна детям даже раннего возраста. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Занимаясь лепкой, ребёнок знакомиться с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, умение координировать движение рук, очень активно развиваются мелкая моторика пальцев, глазомер, пространственное мышление. Чем чаще ребёнок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются изобразительные умения.

Занимаясь декоративным прикладным творчеством, дети работают с глиной - лепка, разминание, работа на гончарном круге как метод коррекционной работы по степени эффективности не имеет себе равных. Определенная силовая нагрузка на руки и необходимость продолжительное время в процессе лепки совершать мелкомоторные движения значительно укрепляют мышечный тонус рук, развивают мелкую пальцевую моторику, тактильную чувствительность, улучшают координацию движений. Это способствует дополнительному воздействию на центры, возбуждающие кору головного мозга, и образованию новых ассоциативных связей. Дети получают удовольствие от работы с глиной изображая филимоновские игрушки.

Человек с древних времен знает, что из глины можно лепить, и с давних времен люди занимались гончарным делом. Глина должна быть основным материалом для обучения детей лепке в детском саду, прежде всего потому, что она пластична, однотонна, красива как материал и дает ребенку возможность понять целостность формы предметов. Большой ком глины позволяет работать над крупными массами и композициями из нескольких фигур, что в пластилине почти невозможно. Глина имеет еще одно преимущество перед пластилином: глиняные изделия можно подвергать дальнейшей обработке в муфельной печи или после хорошего просушивания окрашивать гуашью.

В процессе лепки нужно пользоваться стеками. Они могут быть деревянными или металлическими. Самые простые формы стеки - это палочка, заостренная с одной стороны и закругленная с другой, стека в виде лопаточки и стека-петля.

Стека применяется для проработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой; стекой же с формы снимается лишняя глина, делаются надрезы.

В работе с глиной заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания, а также для общего развития детей. [14, 56]

Лепка является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности - важного фактора в общем развитии ребенка. Лепить - это значит изучать в пространстве, в объеме, с нескольких точек зрения, координировать движения руки со зрительным восприятием объекта, тренировать руки и глаза.

Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется с младшего дошкольного возраста. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы их украшения, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.

Обучение младших дошкольников народному декоративно-прикладному искусству способствует приобщению ребёнка к истокам народного искусства и даёт ему возможность усвоить некоторые навыки в составлении узора, даёт им возможность почувствовать радость творчества. Образцы воспитателя, в которых в упрощённом виде представлены специфические изобразительно-выразительные средства (элементы, композиции), необходимы (они наглядно демонстрируют ребёнку приёмы выполнения декоративного рисунка).

Начиная с первых занятий по декоративному рисованию, в младшей группе воспитатель заботится. Чтобы дети овладели ритмичными движениями рук, которые помогли в построении ритмических единиц узора. С этой целью детей учат приёмам свободной кистевой росписи. Такие упражнения тесно связанны с техникой народного узора. В работе с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель использует игровые моменты. Так, когда дети учатся наносить мазки ("следы ног") путём прикладывания кисти в горизонтальном направлении, они приговаривают слова: "Топ, топ, топ!" При нанесении ровных рядов точек, прообразом которых служили дождевые капли, дети произносят слова: "Кап, кап, кап!" Ритмичное проговаривание слов усиливает образ и содействует установлению нужного ритма в движении руки.

Такое творческое применение полученных знаний, умений и навыков по декоративному рисованию и лепке при создании предметных, сюжетных композиций, покажет, насколько осознано дети понимают принципы, закономерности в декоративном искусстве.

Значительно более высокие требования по технике лепки воспитатель предъявляет к детям подготовительной к школе группы. Здесь он должен научить детей передавать характерные признаки филимоновской игрушки четко, правильно изображать объемную форму предмета, точнее соблюдать пропорции, вытягивать мелкие части из основного куска глины, передавать в лепке некоторые позы, положения, движения фигуры, соблюдать соотношение предметов в сюжете по величине, располагать их по смыслу. В этой группе воспитатель дает указание целиком, не повторяет его, но иногда задает детям вопросы о приемах и последовательности работы. Одним из наиболее распространенных приемов обучения является словесное указание, напоминание, а также частичный показ - показ способа передачи движения, изменения позы, новых деталей, новых приемов работы. При рассматривании филимоновской игрушки особое внимание детей направляется на пластику переходов от одной части к другой, на то, какими способами они выполнены и оформлены. Детям показывают лишь незнакомые технические приемы, предоставляя в остальном инициативу ребенку. В процессе занятия дети самостоятельно планируют свою работу, отбирают способы лепки. Воспитатель наблюдает за тем, как лепят дети, и, если нужно, задает им вопросы.

Организация анализа детских работ возможна в разных формах: филимоновские игрушки размещаются на специальном столе, воспитатель и дети рассматривают их и беседуют о качестве работ.

Знакомство с филимоновская игрушка всегда доставляет детям радость. Трудно рекомендовать перечень игрушек, так как любая из них может быть использована в работе с дошкольниками. И прежде чем предлагать ее детям, воспитателю нужно подумать, как выделить особенности каждой игрушки. Рассматривая фигурку «Лиса с петухом», нужно отметить длинную, пластичную шею лисы с маленькой головкой, вытянутой мордой и острыми ушами. Окрашена лиса по - филимоновски яркими полосами. Основной цвет окраски - оранжевый. В передних лапах она держит зеленого петуха. Все это воспринимается как образы из русской сказки «Кот, петух и лиса». Очень забавны игрушки «Кошка с котенком», «Кот с гармонью», «Конь с двумя наездниками» и «Чудо-олень с ветвистыми рогами». Перед собой олень держит петуха, на спине у него курица, а на хвосте цыпленок.

Удивительная фантазия мастера захватывает дошкольника, он увлеченно рассматривает каждую игрушку отдельно. «Конь с двумя наездниками» требует особого внимания. Тут нужно рассмотреть коня, наездников, собачку в руках у одной из фигурок. Конь расписан красными полосами по желтому фону, а фигурки - одна в красном, а другая в зеленом наряде. У фигурок маленькие головки с удивительными головными уборами. Среди филимоновской игрушки много и однофигурных скульптурок. В них также подмечаются характерные особенности: короткие, толстые ноги, длинные, вытянутые шеи и маленькие головы у животных.

Первое знакомство с игрушкой можно провести в виде настольного театра, так как филимоновская игрушка по своей фантастичности и сказочности очень подходит для этого.

Нужно подготовить красиво расписанную, в стиле филимоновской росписи, сцену со шторой или створками, которая ставится на стол. Игрушки лежат в коробке, и дети их не видят. Воспитатель говорит, что из деревни Филимоново к ним приехали артисты и очень хотят с ними познакомиться. Штора отодвигается, около елочки стоит фигурка лисы. Детям предлагают придумать о ней рассказ. Педагог дополняет рассказ сведениями о мастерах, которые делают игрушки. Все вместе вспоминают сказку «Кот, петух и лиса». Штора задвигается, готовится новая игрушка. Для каждой игрушки свои декорации. Например, «Кошка с котенком» - около сказочного домика, а «Конь с наездниками» - на фоне деревенской улицы. Мелкие игрушки: коровы, бараны, петушки и куры - объединяются на одной сцене. Воспитатель руководит рассказами детей и направляет их внимание на особый характер игрушек.

Преподнесенные таким интересным образом филимоновские игрушки будят фантазию детей и развивают их воображение. Ребята по-новому подходят к созданию игрушек. Филимоновская игрушка помогает ребенку понять, что можно очень простым способом вылепить много забавных предметов.

Воспитатель предлагает детям, взяв за основу филимоновскую игрушку, вылепить для театра такие же красивые, забавные игрушки. Каждый должен выбрать предмет для изображения, вылепить его и расписать. Занятие начинается с того, что с детьми вновь рассматривают игрушки, останавливаясь лишь на их характерных особенностях и способах лепки.

Лепка по представлению в данном случае не проводится, так как в силу своей условности филимоновская игрушка трудна для этого вида работы. В начале занятия воспитатель ставит игрушки перед каждым рядом столов на подставку с поворотным кругом. Игрушки могут быть разные, но одной трудности изображения. Воспитатель, поворачивая круг, показывает игрушку со всех сторон и вместе детьми выясняет ее особенности. Далее он говорит, что каждый может, если ему необходимо, подойти и рассмотреть изделие поближе. Путем вопросов воспитатель уточняет способы изображения предметов, и дети начинают работу.

Показывать способы изображения не следует, так как у ребят старшего возраста уже есть определенный объем знаний и умений. Важно, чтобы они сами, глядя на игрушку, нашли нужный способ лепки. Воспитатель следит за ходом работы и помогает тем, кому трудно. Если дети получили соответствующую подготовку, то все они справятся с заданием. Выполненные игрушки хорошо отглаживаются влажной тряпочкой; высушиваются, обжигаются в муфельной печи и раскрашиваются гуашью в свободное от занятий время. После того как игрушки выполнены и пройдут необходимую обработку (обжиг, роспись), они могут занять свое место на сцене настольного театра и на выставках детских работ.

Желания детей создать красивый предмет и украсить его во многом зависят от интереса воспитателя к работе детей. Преподаватель должен внимательно рассмотреть работу ребенка, показать ее другим детям, а затем предложить ребенку рассказать, как ему удалось так красиво сделать игрушку. Следовательно, все действия преподавателя должны быть направлены на то, чтобы научить ребенка способам изображения предметов и подвести его к желанию сделать свою работу как можно интереснее, красивее, дать понять ему, что от него ждут именно такой работы. Большую положительную роль в занятиях играет музыка. Мы знакомим детей с русскими народными песнями и мелодиями, приобщаем к устному народному творчеству. Воспитателем будут использованы методы для реализации поставленных задач: наглядный, наглядно-действенный, практический, игровой.

Помимо основных занятий по ознакомлению детей с филимоновской игрушкой, рекомендуется проводить тематические праздники и развлечения. О.А. Соломенникова в своем пособии «Радость творчества» предлагает ряд тем для проведения развлекательных мероприятий.

Использование филимоновской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; приобщает детей дошкольного возраста к истокам народного творчества.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал