- Учителю
- Театрализованная деятельность – как средство обогащения словаря детей.
Театрализованная деятельность – как средство обогащения словаря детей.
Театрализованная деятельность - как средство обогащения словаря детей.
Психолог-логопед: Смольникова А.Ф.
Театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у умственно отсталых детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Создание спектакля с младшими школьниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей. Сказка базируется на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.
С социально-педагогической точки зрения сказка выполняет следующие функции:
-социализации, поскольку приобщает новое поколение к общечеловеческому и этническому опыту;
- креативную, поскольку выявляет, развивает и реализует творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление;
-лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.
Начинать работу следует с более простых видов театра, коротких и простых по содержанию сказок. Для более успешного усвоения, исследователи разработали этапы разучивания сказки:
1 этап - чтение художественного произведения, беседа по его содержанию. Обсуждение настроения главных героев сказки, выбор настроения действующих персонажей, пересказ сказки.
Так, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» спрашивала у
детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как
вы догадались об этом?»
После чтения сказки А.Толстого «Приключения Буратино» можно
предложить следующие вопросы: «Каких героев можно назвать злыми?
Почему?»
Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать
последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте,
представлять образы героев можно использовать специальные
упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?».
Например, показать иллюстрацию с лисой и спросить» «Вы согласны,
что это лиса из сказки «Лиса, заяц и петух?» Почему вы так решили?»
Или при чтении отрывка из сказки спросить: «Вы согласны, что это
песенка принадлежит волку, а не козе? («Козлятушки-ребятушки,
отворитеся, отопритеся…») Почему вы так думаете?» Отвечая, дети
вынуждены вспоминать текст и представлять определённый образ.
2 этап - показ инсценировки сказки воспитателем. Обсуждение кто из
героев, каким голосом говорит.
В начале фрагменты из сказок использовала как упражнения,
например: детям предлагала попроситься в теремок, как лягушка или
медведь. После чего спрашивала у детей, кто из детей был более
похожим по голосу, манерам на этих персонажей. В следующий раз
усложняла задания, предложив одному ребёнку разыграть диалог двух
персонажей. Так, дети ненавязчиво и непринуждённо учились
словесному перевоплощению, стараясь передать характер персонажа,
его голос.
Для обучения детей средствам речевой выразительности используются
более сложные упражнения. Например, можно предложить детям
произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми»,
«принеси», «помоги» и т.д. Или привлечь внимание к тому, как можно
изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения: «Дай
мне куклу», «Мама пришла за мной» и т.д. Выполнение таких
упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей
с основными эмоциональными состояниями (радость, грусть, печаль,
страх, злость и др.) и способами невербального и вербального
выражения.
Для решения этой задачи можно использовать упражнения типа «Разные
настроения, чтения произведений, просмотр и обсуждение кукольных
спектаклей, где ярко отражены разные состояния (Л. Толстой «Лев и
собачка», Н. Носов «Живая шляпа»), упражнения типа «Я радуюсь,
когда…», «Я грущу когда…» и т.д.
Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения
способствует такая организация театрализованной деятельности детей,
когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то
роли.
3 этап - разучивание слов к сказке. Действий с персонажами театра.
На данном этапе проводила работу разучивания слов , а также действий персонажа с каждым индивидуально, а когда слова были разучены проводили общую репетицию все персонажи вместе.
4 этап - дети сами показывают сказку, действуя с персонажами, воспитатель за автора.
На данном этапе персонажи сами показывали сказку, а воспитатель лишь помогал, произнося слова автора.
5 этап - заключительный - дети сами говорят слова автора.
Вывод: коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самовыражению личности, создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.