7


  • Учителю
  • Выступление на педагогическом совете на тему Организация сюжетно ролевой игры в ДОУ

Выступление на педагогическом совете на тему Организация сюжетно ролевой игры в ДОУ

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 «Тургай» п.г.т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района РТ













































Тема: «Организация сюжетно -ролевой игры в ДОУ»







Воспитатель: Богданова А.А.































2015г.

Тема: «Организация сюжетно -ролевой игры в ДОУ»

(Выступление на педагогическом совете).



Задачи:



1. Актуализировать теоретические знания педагогов о значении сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника.

2. Выявить общие проблемы, возникающие у педагогов и воспитанников при организации и разворачивании сюжетно-ролевой игры и их причины.

3. Повысить уровень компетентности педагогов в практических вопросах организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном образовательном учреждении.

«Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников»

Игра занимает важное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной педагогике и психологии игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста.

Психологи по праву считают, что сюжетно-ролевая игра - это высшая форма развития детской игры. Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество.

Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение регулировать свое поведение, ограничивать импульсивность, договариваться с партнерами, способствуя формированию, личностных качеств, характера.

Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, при необходимости настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы.

Исполняя разные роли, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают реальные чувства и таким образом обогащают свой внутренний мир.

Разворачивая игры различной тематики, ребенок охватывает различные сферы действительности, что способствует развитию его представлений об окружающем мире.

Рассмотрим основные этапы - или уровни - развития ролевой игры.

Первый этап: игры в отдельные действия взрослых.

Игры типа "укачивание малыша", "накладывание еды в тарелку", "вождение машины" и им подобные. Ребёнок подражает увиденному действию взрослого, но не с реальным малышом или машиной, а с их игровыми заместителями.





Второй этап: простые ролевые игры.

"Дочки-матери", "посещение врача", "приход гостей", "покупка продуктов в магазине" - разыгрывание этих и им подобных повседневных ситуаций относится к уровню простых ролевых игр.

Здесь уже есть полноценная игровая ситуация и принятие на себя роли взрослых: в игре ребёнок становится то мамой, то папой, то врачом, то водителем автобуса. На этой стадии малыш полностью отождествляет себя в игре с ролью и стремится точно воспроизвести те действия, которые он видел в жизни или на экране. Этого же он требует и от партнёра по игре, в противном случае ребёнок начинает возмущаться: «ты неправильно играешь!»

Третий этап: сюжетно-ролевые игры.

Сюжет игры - это связная последовательность игровых ситуаций. От игр предыдущего этапа сюжетно-ролевые игры отличаются тем, что одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по смыслу. Например, игра в "поездку к бабушке " может протекать так: сначала все вместе "едут к бабушке" на "машине" или, затем "папа" копает или поливает грядки, "мама" готовит "еду", а "дети" ловят "кузнечиков", потом все вместе "идут в лес" за ягодами или за грибами и так далее.

Такое усложнение структуры игры - это важный признак развития сознания малыша, показатель его способности связывать разные жизненные ситуации в единое целое и осуществлять в них последовательную линию поведения. Сюжеты игры могут браться из жизни или из книжки, могут подсказываться новыми игрушками или предлагаться взрослым.

Четвёртый этап: творческие сюжетные игры.

От игр предыдущего этапа творческие сюжетные игры отличаются тем, что ребёнок начинает сам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу действий, а не воспроизводит заранее известный сюжет, взятый из жизни, книжки или фильма. Благодаря этому мир человеческой жизни предстаёт перед ним как огромное пространство возможностей.

Что должен знать и уметь педагог для осуществления адекватного педагогического воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей?

Педагогу необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с дошкольниками разных возрастов.

Остановимся кратко на каждом из этих аспектов (понятие игры, структура, значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей).

О значении сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников мы говорили ранее, а сейчас предлагаю вашему вниманию доказательство того, что игра есть отражение ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира. Убедительный факт приводит К. К. Платонов. Ученым-этнографом на одном из островов Тихого океана было обнаружено племя, которое жило изолированно от других. Дети этого племени не знали игры в куклы. Когда ученый познакомил их с этой игрой, то вначале ею заинтересовались и мальчики и девочки. Затем интерес к игре исчез у девочек, а мальчики продолжали придумывать новые игры с куклами.

Вопрос 1: Какая особенность устройства жизни, быта племени нашла отражение в игре детей? Почему мальчики дольше развивали сюжет игры?

Ответ 1: Объяснялось все просто. Женщины этого племени заботились о добывании и приготовлении пищи. Мужчины же заботились о детях.

Критерии уровня овладения детьми сюжетно-ролевой игрой

Свои развивающие функции игра выполняет, если с возрастом ребенка усложняется, и не только по тематическому содержанию, но и по уровню игровых умений детей.

Вопрос 2: Какой из критериев, на Ваш взгляд, является определяющим?

Ответ 2: Само по себе тематическое содержание не может служить критерием уровня игры. К примеру, трехлетний ребенок может играть в «шофера», повторяя 2-3 игровых действия: ставит стул, берет руль, садится в машину. А шестилетние дети могут играть в «дочки-матери», развертывая ролевые диалоги, переходя от «обеда» к «посещению цирка» (став уже не «дочкой» и «мамой», а «цирковыми артистами»). Если ориентироваться только на тематику, наше представление об уровне игры детей будет поверхностным - ведь тема «Космос» сложнее, чем тема «Семья».

Сюжетная игра независимо от темы (или на одну и ту же тему), в своем наиболее простом виде может строиться как цепочка условных действий с предметами. В более сложном виде - как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в еще более сложном - как последовательность разнообразных событий. Чем полнее в деятельности ребенка представлены все способы построения сюжетной игры, тем шире репертуар его игровых умений, тем разнообразнее тематическое содержание, тем больше у него свободы в самореализации.

Поэтому основным критерием оценки уровня игровой деятельности должны быть игровые умения - преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы.



Условия успешного «вмешательства» взрослого в игру.

Вопрос 3: Может ли воспитатель вмешиваться в игру детей?

Ответ 3: Задача воспитателя - помочь организовать игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями, но не предложить действовать по намеченному плану.

«Вмешательство» воспитателя в детскую игру будет успешным, если педагог пользуется у детей достаточным уважением и доверием; взрослый умеет, не нарушая замыслов детей, сделать игру увлекательнее.







Принципы организации сюжетной игры в ДОУ.

В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетно-ролевая игра, как и любая другая деятельность не возникает у ребенка спонтанно, а передается другими людьми, которые уже «умеют играть». Каким же образом педагог может передать ребенку умение играть, вовлечь в мир игры?

1 принцип. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

Важным является характер поведения взрослого во время игры: он должен занимать позицию «играющего партнера», у которого превосходство заключается лишь в умении интересно играть. Стратегия воспитателя должна заключаться в том, чтобы дети были поставлены перед необходимостью использовать более сложный, новый способ построения игры. Другими словами, в 1,5 - 3 года ребенок может «открыть» условное игровое действие с предметом-заместителем, если в совместной игре он видит его у партнера-взрослого и в естественном процессе игры сам сталкивается с необходимостью осуществить такое действие.

В 3-5 лет дети могут играть в игру, которую взрослый развертывает в виде цепочки ролевых диалогов. Тем самым он открывает ребенку роль, возможность использовать ее в качестве «строительного блока» игры.

После 5 лет дети играют в игру-придумывание, которая помогает детям освоить творческое комбинирование различных событий.

2 принцип. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе игру следует развертывать так, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть понятым другими детьми. Поэтому взрослому в совместной игре необходимо оговаривать свои действия и стимулировать к этому ребенка. Также важной является как можно более ранняя ориентация на сверстника.

3 принцип. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстникам.

В педагогическом процессе по отношению к игре существуют две взаимосвязанные составляющие:

1) совместная игра взрослого с детьми, в процессе которой формируются новые умения и навыки;

2) самостоятельная детская игра, в которую воспитатель не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активации.

Важно помнить, что обе составляющие присутствуют на всех этапах дошкольного детства. Другое дело, что меняется сама форма совместной игры взрослого с детьми, постепенно увеличивается доля самостоятельной игры.

Чтобы взаимодействие воспитателя с детьми было успешным необходимо знать:

- социометрический статус ребенка;

- индивидуальные особенности каждого ребенка (тип темперамента, личностные особенности);

- как складываются отношения детей в коллективе (кому ребенок отдает предпочтение, на кого оказывает влияние, особенности взаимоотношений и распределение ролей в семье).

Приемы руководства сюжетно-ролевой игрой детей.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер: формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Другое дело, что с изменением возраста детей должна меняться форма совместной игры воспитателя, приемы руководства сюжетно-ролевой игрой детей.

Выделяют две группы приемов руководства сюжетно-ролевой игрой: прямые и косвенные.

Прямые включают приемы непосредственного участия взрослого в совместной игре с детьми на правах партнера:

  • принятие на себя роли;

  • разъяснение;

  • совет;

  • помощь в решении спора;

  • показ различных способов игры.

Косвенные - создание условий для активации самостоятельной игры детей:

- оснащение и творческое преобразование предметно-развивающей среды;

- формирование системы необходимых знаний о действительности, отражаемой в игре;

- создание игровой ситуации;

- наблюдение за игрой детей.

Вопрос 4: Какие приемы, на Ваш взгляд, следует использовать педагогу для руководства сюжетной игрой детей в младшем и старшем дошкольном возрасте?

Ответ 4: Педагог должен использовать обе группы приемов. В младшем возрасте с преобладанием прямых приемов, в старшем возрасте - косвенных.

Комплексный подход к организации сюжетно-ролевой игры.

Для полноценного развития сюжетно-ролевой игры в любом дошкольном возрасте подход к ее организации должен быть комплексным, включать в себя следующие компоненты:

1. Ознакомление дошкольников с окружающим миром в процессе их активной деятельности.

2. Организация развивающей динамичной предметно-игровой среды.

3. Общение взрослого с детьми в процессе игры.

4. Интеграция в работе педагогов ДОУ.

Обо всех компонентах мы уже говорили ранее, не коснулись лишь вопроса организации предметно-развивающей среды.

Как известно, одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей является обеспечение их соответствующими игрушками, игровым материалом. Особенно большое значение игровой материал и его организация воспитателем имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, когда еще не внутренний замысел, а внешняя предметно-игровая среда в значительной мере стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры детей. Более старшие дети в самостоятельной игре руководствуются уже внутренним замыслом и самостоятельно могут организовать игровую обстановку. Однако и им необходимы сюжетные игрушки и разнообразные полифункциональные материалы, помогающие обозначить ту или иную игровую ситуацию.









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал