- Учителю
- Проект Декоративно - перекладное искуство
Проект Декоративно - перекладное искуство
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г.ДОЛИНСК
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Проект
«Декоративно - прикладное искусство»
(логопедическая группа с 3 до 5 лет)
Выполнила:
Алякина Евгения Олеговна,
воспитатель МБДОУ «Улыбка»
г.Долинск, ул.Вилкова, д.3
Телефон: 8 (42442) 2-66-30
e-mail: vikaylibka74@mail.ru
Долинск
2016
Руководитель проекта: Алякина Е.О.
Вид проекта: творчески - информационный средней продолжительности
Участники проекта: дети логопедической группы с 3 до 5 лет
Срок реализации: сентябрь - декабрь
Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно - прикладного искусства и с народными традициями. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.
Цели:
-
Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.
-
Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.
-
Обобщать результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Весёлая ярмарка».
Задачи:
Образовательные:
-
Познакомить детей с народными промыслами.
-
Познакомить детей с декоративно - прикладным искусством: дымковской и филимоновской игрушкой, хохломской и городецкой росписью, с гжелью.
-
Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
-
Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни.
-
Учить понимать образный смысл загадок.
-
Закрепить умение сочетать движения и речь.
-
Учить видеть красоту и своеобразие дымковской и филимоновской игрушки, хохломской, городецкой и гжельской росписи.
-
Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
-
Учить использовать растительные элементы.
-
Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
-
Учить наблюдать за живой природой.
Воспитательные:
-
Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
-
Воспитывать любовь к народному творчеству.
-
Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
-
Воспитывать эстетические и этические чувства.
-
Воспитывать любознательность.
Развивающие:
-
Развивать познавательную активность детей.
-
Развивать чувство цвета, композиционные умения.
-
Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская игрушка, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.
Планируемые результаты проекта:
-
Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.
-
Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
-
Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
Схема реализации проекта
Виды деятельности. Пути реализации.
-
Игровая деятельность
-
Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».
-
-
Ознакомление с окружающим
-
-
Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи), целевая экскурсия в русскую избу (мини музей при МБДОУ «Улыбка» г. Долинск).
-
Беседы: «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка».
-
-
Развитие речи
-
-
Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.
-
-
Художественная литература
-
-
Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица», А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод», В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома». См. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет». В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева.
-
Заучивание стихов.
-
Загадывание загадок.
-
Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).
-
-
Формирование элементарных математических представлений
-
-
Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация).
-
Ориентировка в пространстве.
-
Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое».
-
-
Изобразительная деятельность
-
-
Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».
-
Раскрашивание карандашами, восковыми мелками «Оленя».
-
Рисование элементов дымковской, хохломской росписи.
-
Лепка: «Дымковская лошадка», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», «Дымковский индюк», «Барыня, няня, водоноска», посуда «Гжель», «Хохлома».
-
-
Музыкальное воспитание
-
-
Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я… »;
-
«Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского;
-
Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой;
-
Частушки;
-
Парный танец.
-
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
Деятельность педагога
-
Ввести в игровую ситуацию.
-
Сформулировать проблему.
-
Определить задачи.
-
Определяет продукт проекта:
Деятельность детей
-
Вживаются в игровую ситуацию.
-
Осознают проблему.
-
Принимают задачи проекта.
2 этап. Организация работы над проектом.
Деятельность педагога
-
Помогает в решение задач.
-
Помогает спланировать деятельность.
-
Организует деятельность.
-
Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно - эстетическое воспитание детей в семье».
Деятельность детей
-
Объединение в рабочие группы (городец, гжель, жостово, дымка).
-
Распределение ролей.
3 этап. Практическая деятельность.
Деятельность педагога
-
Практическая помощь.
-
Направляет и контролирует осуществление проекта.
-
Деятельность детей
-
Используют иллюстрации.
-
Работа над поделками.
-
В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.
4 этап. Презентация.
Деятельность педагога
-
Подготовка к презентации проекта «Весёлая ярмарка».
-
Выставка детских работ по теме «Декоративно - прикладное искусство».
-
Презентация проекта: музыкальное развлечение «Весёлая ярмарка».
Деятельность детей
-
Готовят костюмы.
-
Рассказывают о народных промыслах.
-
Читают стихи.
-
Загадывают и отгадывают загадки.
-
Исполняют песни, частушки, танцы.
-
Водят хороводы.
-
Играют в народные музыкальные игры.
Продукт проектной деятельности:
-
Альбом «Декоративно - прикладное искусство».
-
-
Выставка детских рисунков по декоративно - прикладному искусству.
-
Приложение 1
« …недавно мы старались во всём подражать иностранцам, теперь другая мода. Но, право, нам не мешало бы занять вместо всех прочих, одну черту из западного образования - черту уважения к своему отечеству.»
К.Д. Ушинский
Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома.
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.
Декоративно-прикладное искусство - одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.
Народное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров - русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.
Уважаемые мамы и папы!
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей.
У каждого ребенка есть свои способности и таланты. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача педагога - развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Начиная работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, мы обращаемся к народному промыслу - дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.
Из истории…
Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.
Мы уверены, что Ваш ребенок с удовольствием повторит дома то, что уже рисовал в детском саду. Вместе с ребенком нанесите дымковский орнамент на трафарет, пусть Ваша лошадка оживет!
На занятиях лепкой у детей формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Предлагаем дома вместе с ребенком получить удовольствие от совместного творчества!
1. Чтобы слепить фигурку лошадки, надо разделить кусок пластилина на две части. Из первого куска мы слепим туловище и ноги. Второй кусок оставим для головы и гривы. Раскатаем первый кусок в виде цилиндра, оба конца разделим стекой.
2. Начинаем работать со вторым куском пластилина. Делим его на две неравные части. Голова и шея лепится из одного куска пластилина. Соединяем части, тщательно заглаживаем место соединения и вытягиваем голову . Гриву и хвостик получим из тонкой « колбаски», свернутой «косичкой»
3. Последним этапом будет роспись нашей лошадки. Сначала белой гуашью наносим основу, затем прорисовываем элементы черного цвета,и , напоследок, наносим яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.
У вас вместе все обязательно получится!
Желаем успеха и хорошего настроения!
Изучение творческого наследия предков способствует привлечению внимания к духовным ценностям, развитию интереса и уважения к историческому прошлому, а это открывает большие возможности для развития человека как личности, способной понимать и ценить то, что создано трудом народа.
Предлагаем вашему вниманию ещё несколько видов народного промысла:
Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнаментвсё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.
Матрёшка , русская красавица Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.
Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.
Хохлома отразила в себе всё богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой нарядной росписью, в которой оживали картины природы.
Богородская резная игрушка. В ней всё живо, всё близко малышу - и сюжет, и образ. Фигуры животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно. Очень силён познавательный элемент богородской игрушки. Через неё ребёнок получает верное представление о животных и разных предметах.
Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Виды народного декоративно-прикладного искусства.
«К народным традициям должно быть величайшее
внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо
осваивать» А. В. Салтыков
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров -
гжельские чайники, хохломские миски, тканые полотенца, расписные
городецкие хлебницы или солонки.
Они входят в нашу жизнь не как утилитарные
предметы, а в первую очередь как художественные произведения,
отвечающие нашему эстетическому чувству; становятся украшением как
сельского, так и городского жилья. Казалось бы зачем нам в наш
динамический век, век научно-технического прогресса деревянные
ложки, когда есть металлические дешевые? Зачем нужны подсвечники,
когда всюду есть электричество?
Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте.
Создавалось народное искусство в основном крестьянством, а также
ремесленниками и кустарями, которые занимались подсобными
промыслами, и в тоже время не отрывались от сельского хозяйства, в
результате вырабатываются традиции, которые играют роль в развитии
современного декоративного искусства.
1. Хохлома - красота несравненная. Родина пламенной хохломы - Нижненовгородская область. Здесь живут талантливые потомственные мастера огненной росписи, здесь же находится и единственная в мире художественная профессионально - техническая школа хохломской росписи. Ее адрес город Семенов. Вероятно, ее зарождение относится к 17 веку, а окончательное образование к 18 веку. На рисунках вы видите травную роспись, кустики, птицы, ягоды. В композициях хохломских художников все подчинено строгому ритму, которому они научились у природы, где все ритмично: чередование времен года, периодичность восхода и захода солнца, ритмичен и строй полос на шкуре зверей, коже ящериц. А звуки? Вспомним дробный звук дятла, кукование кукушки, журчание ручья.
2. Городецкая роспись. В 60х годах на прилавках горьковских магазинов стали появляться расписные доски, солонки, скамеечки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно, на которых красуются невиданные птицы, стройные тонконогие кони, цветущие купавы и розаны. Продукция пользовалась спросом и фабрика росла и развивалась.
Городец - маленький старинный город на берегу Волги, самый древний в Горьковской области. Он был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Издревле Городец был известен своими резчиками. Именно резной узор Городецких изб, явление оригинальное и выдающееся в русской народной архитектуре. Оно принесло главную славу Городцу. Позднее резьба заменяется красивой цветочной росписью.
3. Голубая Гжель. В некотором царстве, в
некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей
стоит городок Гжель. Давным-давно жили там смелые и умелые,
красивые и веселые мастера. Собрались они однажды и стали думать о
том, как бы им лучше свое мастерство показать. Думали, думали и
придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую,
белую, и решили лепить из нее посуду разную. Да такую, какую свет
не видывал. Один слепил чайник: носик - в виде головки петушка,
ручку - в виде хвоста. Другой мастер посмотрел, подивился, но
чайник лепить не стал, а слепил кувшин для кваса (квасник) и
украсил его по-своему, лепными фигурами: две козочки стоят, а
наверху петушки дерутся.
Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия,
расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали по
посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали
сказочных животных и птиц. Понравилась людям красивая посуда и
стали называть ее «нежно - голубое чудо».
По сей день стоит недалеко от Москвы средь лесов и полей старинный городок Гжель.
4. Дымковская игрушка. Родина - Кировская область. (Вятка). Люди на гулянья приносили свистульки, сделанные из глины, устраивали ярмарки по продаже игрушек. Мастера не делают эскизов, сразу создают форму. Каждая мастерица соблюдает свою традицию. Сюжеты - животные, птицы, барыни, крестьяне. Роспись включает элементы: круги, точки, кольца, полоски, волнистые линии, сеточка и т.д.
5. Филимоновская игрушка. Деревня Филимоново, Тульской области находится вблизи залежей белой глины. Сюжеты - это также барышни, крестьяне, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях. Эта игрушка отличается росписью: полоски, дуги, точки, пересекающиеся линии.
Приложение 2
Гжель
Под Москвой в Раменском районе (село Гжель) еще в 16 веке изготавливались из знаменитой гжельской глины разные гончарные изделия и игрушки, которые пользовались спросом во многих российских городах. Само название «гжель» выводят из глагола «жечь», обжигать глину.
Во все времена посуда формовалась на гончарном круге и в гипсовых формах, а скульптурки игрушки лепились вручную. Потом изделия обжигались при температуре 1200 С. Гжель - это дивные, диковинные синие цветы, травы и листья, написанные черным кобальтом по белому фарфору. Изделия гжельских умельцев отличаются изящной формой. Узоры легко выполненные кистью то еле заметными голубоватым, то насыщенным темно - синим цветом с переливами придают необыкновенный, сказочный вид кувшинам, вазам, подносам, чайникам, солонкам, чашкам и прочим керамическим изделиям, которые кажутся нам воздушными и радуют глаз.
Дымковская игрушка.
Дымковская игрушка - один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова).
Это один из самых старинных промыслов Руси, более четырёхсот лет.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником свистуньей, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Дымковская игрушка - изделие ручной работы. Каждая игрушка - создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи - процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.
Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелкимкоричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.
После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700-900 °C игрушки покрываюттемперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.
Филимоновская игрушка
Филимоновская игрушка - д.Филимонова, г.Одоев Одоевского района Тульской области.
Промысел игрушки возник на основе местного
гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был
восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Основной тип
изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь,
медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с
пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина
дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с
характерными ритмичными полосками.
По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника
Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Для филимоновской
игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная,
необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными
полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов. В деревне
Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины.
Мужчины здесь делали посуду: рядом находились залежи особенно
пластичной глины. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек
внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли
свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а
вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что
"свистульки" были богатыми невестами.
Городецкая роспись
Городецкая роспись - это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народнго искусства России.
Никогда ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи, ее вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей, ее птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки. Кони всегда изображаются в профиль, а люди - только анфас. И все это - в окружении роскошных цветочных гирлянд.
Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах. Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан. Но от того что изображалось все это крестьянскими художниками, создался чрезвычайно своеобразный стиль росписи, в котором помпезность и вычурность городских элементов наивно перемешаны с простодушием и искренностью, свойственными простому народу.
В этом разделе мы расскажем вам об истории возникновения, элементах, сюжетах и приемах городецкой росписи. Это будут самые простые истины, но их надо хорошо усвоить и не нарушать, когда приступите к росписи.
Хохломская роспись
Золотая хохлома - один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись. Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в 80 километрах от Нижнего Новгорода.
Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье и пошел от иконописи. Это было время обширного заселения нижегородских земель разным людом, среди которого были «старообрядцы» - противники церковных реформ Патриарха Никона. Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла - олифы. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследствии, с появлением более дешевого олова, этот способ перешел и на посуду. Так, начиная с XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.
На территории предприятия стоит памятник легендарному Семёну-ложкарю. Скульптурное изображение - это дань уважения всему трудовому люду заволжского края, тем, кто трудился, не покладая рук, развивая свое ремесло. Нижегородской посудой торговали на великом торжище - Макарьевской ярмарке, позднее Нижегородской, в Москве и других уголках России. Начиная с 60-х годов XIX века, хохломская посуда и мебель постоянно экспонируются на отечественных и зарубежных выставках. После всемирной выставки 1889 года в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий. Искусно выточенная и рас писаная посуда появилась на рынках Западной Европы, Средней Азии, Персии, Индии.
В начале XX столетия русские хохломские изделия проникают в отдаленные города Америки, Австралию и даже Африку. Ассортимент отличался большим разнообразием. Изготавливали различную посуду: ложки, блюда, тарелки, бочата, поставки и солонки, кружки, бокалы, шкатулки, трости, табакерки и даже мебель в русском стиле - столы с ножками балясинами, шкафы-теремки. Покупатели всегда ценили лёгкость и прочность хохломских изделий, красоту росписи. В XIX веке её мотивы были достаточно просты: чашки украшали поясками из геометрических фигурок, но к концу века роспись усложнилась. На крупных вещах на заказ создавали орнаменты кудрины с золотыми цветами и листьями округлых форм изделия для продажи в город расписывали узорами в духе ситцевых платков, старинных набоек или орнаментов рукописных книг.
Самым распространенным и любимым было «травное» письмо. Уже в 30-е годы XX века на основе лучших традиций росписи был создан новый хохломской орнамент. Современная роспись обогатилась НОВЫМИ мотивами, стала тоньше и сложнее по колориту и композиционному решению, усложнилась и техника исполнения.
Дымковская игрушка
Дымковская глиняная игрушка - один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.
Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанми у стен Хлыновского кремля.
Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.
За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она - бьющая через край полнота ощущения радости жизни.
Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь...
В наши дни дымковская игрушка по праву считается настоящим символом Вятского края. Она не похожа ни на одну другую керамическую игрушку: Каргапольскую, Ковровскую, Филимоновскую. И по сей день дымковская игрушка изготавливается вручную. Каждая дымковская игрушка - неповторимая авторская работа от лепки и до росписи. Верно говорят мастерицы: «Нет и не может быть двух одинаковых изделий».
Кстати, не только традиционные глиняные изделия, но и сами дымковские мастерицы составляют достояние Земли Вятской.
В XIX веке в слободе Дымкове жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц. Складывались целые династии - Никулины, Пенкины, Кошкины... Форма и пропорции, колорит и орнамент в их изделиях имели свои особенности. В это время дымковская игрушка представляла собой одиночные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы - представления людей о мире.
Тем не менее в XX веке возникла серьезная угроза существованию дымковского промысла. Изготовление рукотворной игрушки пошло на убыль и уже не кормило мастериц, как раньше. Даже потомственные мастерицы прекращали работать, сосредоточиваясь на поисках другого заработка. В результате в слободе Дымкове появились мастерские по изготовлению более дешевых гипсовых изделий, пользовавшихся, однако, большим спросом как у местного населения, так и в других городах. Часть игрушечниц подрабатывала «на гипсах», занимаясь их раскраской. Лишь одна мастерица продолжала по старинке лепить игрушки из глины. Это была Анна Афанасьевна Мезрина (1853 - 1938). Именно ее творчество стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц.
Решающую роль в судьбе всего промысла, а значит, и в частных судьбах отдельных игрушечниц сыграл вятский художник-пейзажист, знаток дымковского ремесла Алексей Иванович Деньшин (1893 - 1948). С пятнадцати лет он увлекся кустарным творчеством дымковчанок, сумев разглядеть в их работах настоящее искусство. Он зарисовывал их игрушки, изучал процесс работы.
После революции 1917 года Алексей Деньшин продолжал активно заниматься изучением и пропагандой дымковского промысла. Пытаясь привлечь внимание новых властей к самобытному народному искусству, художник создал рукописные альбомы «Вятская глиняная игрушка в рисунках» (1917), «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные» (1919), «Вятские старинные глиняные игрушки» (1926).
Вместе с тем Алексей Деньшин собирал и отвозил в музеи Москвы и Петербурга коллекции дымковских игрушек. Эта деятельность вскоре принесла плоды. Широкая общественность узнала об интересном вятском промысле. Его развитие получило импульс.
В 1930-х годах стараниями Алексея Деньшина кировские художники берут дымковский промысел под опеку, мастерицы получают возможность сдавать игрушку в товарищество «Кировский художник».
В 1939 году бригада дымковских мастериц приняла участие в оформлении зала Кировской области на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Это декораторское новшество существенно расширило творческие возможности традиционного промысла, показало его способность успешно выходить за рамки круглой скульптуры в плоскостное решение. Так родился дымковский рельеф, который стал одним из излюбленных видов изделий дымковских мастериц второй половины ХХ века.
С началом Великой Отечественной войны дымковский промысел опять оказался заброшенным. Кировское товарищество художников, к которому относились дымковские мастерицы, было распущено, дымковчанки остались без работы. Однако вскоре оптимистичная дымковская игрушка вновь стала пользоваться успехом. В местных магазинах ее с радостью покупали эвакуированные. В 1942 году производство дымковской игрушки было возобновлено.
В 1943 году, переломном в ходе войны, произошли события, важные и для дымковского промысла, - во Всесоюзном конкурсе детской игрушки дымковские мастерицы под руководством Алексея Деньшина получили первую премию, а 9 июля того же года мастерицы Кошкина, Пенкина и Коновалова стали членами Союза художников СССР. Кроме того, было принято решение возобновить в промысле ученичество.
Уже в следующем 1944 году Всесоюзное кооперативное товарищество «Художник» определило статус дымковской игрушки как экспортный, что обязывало усилить контроль над качеством игрушки и стимулировать художественно-творческую инициативу мастеров.
В ближайший послевоенный период страна еще шире обратилась к радостному творчеству дымковских мастериц, выделялись финансы на улучшение условий их труда, на обучение молодежи. К сожалению, в это же время уходит из жизни старшее поколение мастериц, уходит из жизни и Алексей Деньшин.
Тем не менее проведенная им работа, заданный импульс обеспечили достаточное поступательное движение в дальнейшем развитии промысла.
Теперь, в начале XXI века, дымковская игрушка - явление поистине сложное и многогранное. Для произведений современных мастериц характерны тематическое разнообразие, повествовательность языка, яркость, тщательная проработка деталей и орнаментов. Очевидны и традиционные элементы, связывающие эту игрушку с изделиями мастериц прошлого.
В наше время сохранением древнего вятского промысла занимается целое поколение современных дымковских мастериц (около 20 человек), работающих в Кировском городском отделении Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России - «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка». В их числе Лидия Фалалеева, Нина Борнякова, Валентина Бородина, Людмила Верещагина и целый ряд других выдающихся мастериц.
С октября 2000 года данной организации принадлежит Свидетельство Роспатента на Товарный знак (знак обслуживания) и наименование товара - дымковская игрушка.
Продолжается развитие дымковского наследия и вне творческого объединения «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка». Другой продолжательницей традиций дымковской игрушки является традиционная вятская глиняная игрушка. Как правило, это произведения, созданные в целом в традициях дымковской игрушки, однако не имеющие статуса таковой, официально предоставляемого решением художественного совета, действующего при «Народном художественном промысле «Дымковская игрушка». Многие мастерицы, имеющие большой трудовой стаж в промысле, работают индивидуально. Среди них также есть члены Союза художников России. Активную творческую деятельность ведут заслуженные художники России - мастерицы-дымковчанки Валентина Петровна Племянникова, Надежда Петровна Трухина и Людмила Николаевна Докина.
В настоящее время ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» также ведет работу по сохранению и развитию традиций старинной дымковской игрушки. В «Центре народных промыслов и ремесел «Вятка» сотрудничают десять мастериц с богатым опытом создания дымковской игрушки, из них семь - члены Союза художников России. На предприятии существует художественно-экспертный совет, призванный оберегать особенности дымковского промысла, направлять работу молодых мастериц. Одновременно руководством «Центра народных промыслов и ремесел «Вятка» поддерживается активная творческая деятельность мастериц, их коллективные и персональные экспозиции регулярно становятся частью всероссийских и международных выставок.
Для более точного обозначения производимых мастерицами «Центра народных промыслов и ремесел «Вятка» дымковских изделий руководство «Центра народных промыслов и ремесел «Вятка» использует наименование «дымковская глиняная игрушка». Данное наименование с одной стороны позволяет сохранить указание на преемственность вековых традиций промысла, а с другой стороны не прибегать к использованию ранее зарегистрированного организацией «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» наименования «дымковская игрушка».
История филимоновской игрушкиНазвание промыслу дала деревня Филимоново, располагающаяся рядом с городом Одоев Тульской области. Об истории создания филимоновской игрушки почти ничего неизвестно. Местные жители на вопрос об ее происхождении, отвечают, что игрушки у них в деревне делают испокон веков.
Существует красивая легенда о гончаре Филимоне, который, гонимый властями, пришел в эти края еще во времена Ивана Грозного. Считается, что именно он и дал начало истории филимоновской игрушки.
Первые упоминания о деревне относятся еще к 16 веку, но уже в них содержатся сведения об изготовлении игрушек. Орнамент же филимоновских свистулек, как считает большинство ученых, восходит еще к дохристианским формам славянского языческого культа.
Фигурки хранят, помимо вопроса об истории создания филимоновской игрушки, еще много тайн и секретов. Главным из которых является до сих пор не расшифрованная символика. На первый взгляд, это только лишь глиняные свистульки, на самом деле они несут важную информацию.
Наиболее известными мастерами игрушек считаются поколения Дербеневых, Евдокимовых, Зайцевых, Карповых, Масленниковых. Традиция филимоновской игрушки не была забыта и в советское время. Была создана мастерская народного промысла, ее мастериц даже награждали дипломами ВДНХ.
Сегодня игрушки изготавливают на заводах в Щекино и в Новомосковске. Постепенно производство филимоновской игрушки возвращается из цехов в дома.
Гжель
Гжельская глина отличается особыми качествами: высокой пластичностью и тугоплавкостью. Она жирная, т. е. в ней мало песка. Накопанная глина проходит тщательную первичную обработку: вымораживание, отмачивание, разминание. Глина - живой материал!
А что вылепить из глины? Здесь мастер (вернее его творческое воображение) «рождает» образ будущего изделия. Оно материализуется в виде карандашного наброска-эскиза и расписывается задуманным художником узором. Далее делается пластилиновая модель, по которой отливают гипсовую форму. Готовый гипс разрезают вдоль на две половинки. Через резиновые шланги с пистолетами заливают исходное сырьё - очищенную глину (шликер) - разведённую до состояния густых сливок. Этим занимаются литейщики. На твёрдом шликере швы от разъёмов до гладкости зачищают оправщицы. Это и есть формовка.
Потом - всё в печь! Первый обжиг проводится при t-900˚. Дальше роспись. Изначально, придуманный художником рисунок, в живописном цехе точечками переводят на изделие, которое ставят на крутящуюся турнетку и точными движениями воссоздают узор. Ошибиться нельзя - пористый черепок сразу впитывает краску!
Инструмент живописца - кисточки, стеклянная палитра, шпатель для смешивания красок, баночка с чёрной смесью (окисью кобальта). Кобальт - особая керамическая краска - изначально чёрный как сажа и становится ярко-синим только после обжига. Краска-то одна, а добиться нужно всей полноты васильковых оттенков. Гжельские мастера насчитывают свыше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига. Представляете какое нужно иметь чувство цвета!
Гжельская роспись считается подглазурной, т. е. расписывается сначала просто обожженный черепок, поэтому после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем отправляют снова в печку на второй окончательный обжиг при t -1350˚. Там глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальт меняет цвет.
«Бельё» - это фарфоровая форма без росписи.
«Крытьё» - это сама синяя роспись по белому фону.
Гжельская роспись делится на три вида. Главная -
это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды
цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры,
гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна. Это растительная
роспись.
Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки - несколько рядов
сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль
бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки -
«гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики». С
помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им
заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или
звезды, круга на дне тарелки.
Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни,
деревенский пейзаж и быт и т. п. Это персонажи из русских сказок:
Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т.
п.
Городецкая роспись и резьба по дереву
Городецкая роспись по дереву - уникальное явление русской национальной культуры. Это народное искусство соединило в себе черты художественного своеобразия народной живописи, корни которой уходят в глубину веков.
История неповторимой сюжетной росписи насчитывает уже более полутора веков. В своих композициях крестьянские художники открывали уникальный образный мир.
Городецкая роспись - один из самых знаменитых художественных промыслов</<font size="4"> России, ярчайшее явление так называемого «наивного» искусства. Недаром один из французских искусствоведов сказал, что такие вещи должны находиться в Лувре.
Среди самых распространенных сюжетов росписи - гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники. Роспись насыщена богатством красок русского лета с его луговым разнотравьем, озарена ярким полуденным солнцем, будто заливающим ослепительным светом пышные гирлянды цветов и причудливых птиц.
На протяжении всей истории промысла народные мастера создали оригинальную живописную систему, нашли неповторимые образы и разработали богатейший арсенал приемов живописной проработки деталей сюжета и элементов орнамента.
История ЗАО «Городецкая роспись», как предприятия народных художественных промыслов начинается с 1937 года, когда на основе коллективной мастерской была создана артель «Стахановец». В 1960 году артель преобразуется в фабрику «Городецкая роспись». Тогда же начинается возрождение городецкой сюжетной росписи.
В настоящее время предприятие находится в частной собственности. На нем работают 300 человек. Художники фабрики - мастера высокого класса. Многие из них являются членами Союза художников России. Их работы экспонируются на многочисленных российских и зарубежных выставках, приобретаются музеями, частными галереями и коллекционерами.
Сегодня фабрика «Городецкая роспись» выпускает разнообразный ассортимент изделий с традиционной орнаментальной, сюжетной росписью и резьбой по дереву. Это хлебницы, пирожные и разделочные доски, кухонные многопредметные наборы, наборы для чая и специй, поставки, шкатулки, солонки, ларцы, декоративные настенные панно. Разнообразна выпускаемая предприятием детская мебель: столы, стулья, скамейки, кровати, шкафы, вешалки. Многочисленные игрушки для детей, среди которых особым спросом пользуется конь-качалка, украшенный росписью в традиционной для данного промысла цветовой гамме. Изделия с Городецкой росписью не только обладают декоративными качествами, но и имеют утилитарное назначение. Они способны создать атмосферу особого стиля в интерьере квартиры, дачи или любого общественного помещения (учреждения культуры, детского сада, школы-лицея, досугового центра, комнаты и мастерских для занятий народным творчеством и ремеслами). Популярны авторские изделия, выполняемые художниками творческой лаборатории. Каждое из них является неповторимым произведением искусства, поражающим фантазией автора - художника. Именно эти изделия привлекают к себе внимание настоящих ценителей и знатоков народного искусства. На фабрике рождаются изделия, выполненные в традициях Городецкой глухой резьбы по дереву. Эта традиция идет от старинной домовой резьбы, образцы которой представлены в собраниях крупнейших музеев России.
В основу городецкой резьбы положен растительный орнамент с включением в него различных надписей и дат, а также изображений львов и сказочных существ (берегинь, фараонок). Художники используют также скобчатую, с подкраской, резьбу и инкрустацию мореным дубом. На предприятии искусной резьбой украшают шкатулки, небольшие панно, оклады икон, пряничные доски (для печати пряников), мелкую скульптуру. Мастера - резчики работают над резными иконами, используя художественные приемы, идущие от искусства древней Руси. Изделия резчиков отличаются виртуозностью исполнения и отмечены благородством художественной манеры.
За короткое время на «Городецкой росписи» была создана иконописная мастерская и начато писание икон. Иконопись здешних мастеров получила благословение Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго и Митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая. Иконы в мастерской «Городецкой Городецкой росписи» изготавливаются в строгом соответствии с технологией древней иконописи с применением естественных природных красителей, выдержанного дерева и соблюдением изобразительного канона иконописных образцов Священного Писания. Каждый год на предприятии появляются новые изделия. За поддержанием традиций старинной росписи наблюдает художественный совет. Предприятие также выполняет заказы на изготовление сувениров, игрушек, резных изделий, элементов декора для интерьера, и экстерьера частных домов, изделий из шпона, поставку пиломатериала.
На фабрике «Городецкая роспись» имеется музей, где можно познакомиться с историей промысла, увидеть уникальные произведения мастеров.
Приложение 3
Дидактические игры
по декоративно - прикладному искусству.
Дидактическая игра: «Найди лишнее»
Задача:
-
Образовательная
-
Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных.
-
Развевающая
-
Развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.
-
Развивать мышление, эстетическое восприятие
-
Воспитательная
-
Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам
Руководство:
Выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому предмету относится, что ему свойственно.
Дидактическая игра: «Что изменилось»
Задача:
-
Образовательная
-
Учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять.
-
Развивающая:
-
Закрепить представление о какой-либо росписи;
-
Развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции.
-
Воспитательная:
-
Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам
Руководство:
Воспитатель ставит перед детьми пять предметов, (карточек с изображением) различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, дети отворачиваются. Воспитатель меняет предметы (карточки) местами или убирает какой-либо. Дети должны угадать что изменилось.
Дидактическая игра: «Художественный салон»
Задача:
-
Образовательная:
-
Учить устно, описывать выбранный предмет
-
Развевающая:
-
Развивать сосредоточенность, речь-описание
-
Воспитательная:
-
Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам
Руководство:
Предметы выставлены на стеллажах. Выбирается продавец. Остальные - покупатели. Они выбирают предмет покупки и точно описывают его продавцу.
Дидактическая игра: «Тайна волшебных колпачков»
Задача:
-
Образовательная:
-
Учить рассказывать о предмете, который обнаружен.
-
Развевающая:
-
Закрепить знания детей об известных им видах декоративно - прикладного искусства;
-
Развивать речь, мышление, внимание.
-
Воспитательная:
-
Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам
Руководство:
Узнать, что под колпачком ( «раскрыть тайну» ), и получить поощрительный значок, в котором заключена оценка правильности решения задач.
Дидактическая игра: « Составь матрешку»
Задача:
-
Образовательная:
-
Учить сравнивать предметы один с другим.
-
Развивающая:
-
Закрепить знания детей о русской матрешке;
-
Различать цветовые элементы росписи.
-
Воспитательная:
-
Воспитывать любовь к русской народной игрушке.
Руководство:
Найти соответственную половинку матрешки
Ход игры:
На стол выставляются нижние половинки матрешек, а дети, держа верхние половинки, сравнивают по цвету, размеру, нужные соединяют. Кто быстрее восставил, тот и выиграл.
Дидактическая игра: «Угадай игрушку»
Задача:
-
Образовательная:
-
Учить группировать, обобщать, анализировать.
-
Развивающая:
-
Закрепить знания детей о трех видах игрушки;
-
Развивать мышление, эстетическое восприятие.
-
Воспитательная:
-
Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам.
Руководство:
1.Предложить детям выбрать картинки с изображением (дымковской, филимоновской) игрушек.
2.Предложить разложить картинки на три группы по видам.
Дидактическая игра: Лото «Подбери узор к игрушке»
Задачи:
-
Образовательная:
-
Учить детей правильно находить элементы дымковской росписи и подбирать их для нарядов.
-
Развивающая:
-
Развивать у детей желание изучать искусство русского народа.
-
Воспитательная:
-
Воспитывать любовь и уважение к русским народным игрушкам.
Руководство:
Разложить фишки так, чтобы они соответствовали наряду определенной игрушки.
Приложение 4
Стихи и загадки о Дымке.
Водоноска
За студеною водицей
Водоноска - молодица
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша
Эта девица - краса,
Тугая черна коса,
Щеки алые горят,
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
***
«… Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое «Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо - сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно - расписные,
Белоснежны, как березки
Кружочками, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор».
***
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребята,
Собаки, гусары и рыбка,
А ну отгадайте, кто я.
***
Конь бежит
Вся земля дрожит.
В поле травушка - муравушка,
Ничком лежит.
***
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Ты подай голосок
Через темный лесок,
Через лес, через реку
Прокричи: «Ку - ка - ре - ку».
***
Поглядите, каковы!
И нарядны, и новы:
Расписные сани,
Медведь с гармошкой,
Солдат с усами.
Козел - золотые рожки
Да куколка в сережках.
Пестрые, яркие, славные подарки!
Няня
В кокошнике няня,
На руках Ваня.
И хорош, и пригож Ваня,
Не забудь няню, когда подрастешь.
Индюк
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост -
Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Красной горкою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
И напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная - индюк.
Стихи о Гжели
Сине - белая посуда,
Расскажи - ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
***
В тихом Подмосковье
Речка Гжелочка бежит.
Вдоль этой речки
Деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки бегут.
Умельцы в той деревеньке живут.
Расписную посуду они мастерят.
Синим по белому чудо творят.
***
Есть в Подмосковье такое местечко
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней;
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель…
Стихи и загадки о Городце
Из липы доски сделаны,
И прялки, и ложки…
Цветами разрисованы
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар - птицы ввысь летят
И точки черно - белые
На солнышке блестят.
***
Ох, Россия, ты Россия,
Славы не убавилось,
Городцам ты, Городцам
На весь мир прославилась.
***
Велика Россия наша
И талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах
На весь Мир молва идет.
***
Передам Вам привет
И подарки свои
Со сторонки родной,
Где живут журавли,
С мест, где Волгой омыты,
Где рассвет золотой,
Где омыты ракиты
Голубою водой.
***
В Городце у нас все двери,
В Городце весь детский сад.
Городец у нас все любят,
Все в саду: и стар, и млад.
Листья, горницы и кои,
Петухи, скворцы, цветы,
Городецкие узоры,
Небывалой красоты.
Стихи о Филимоновских игрушках
Свистульки - петушки,
Глиняные зайчики,
Кони вороные
Гривы расписные!
Всем по нраву глиняные забавы.
Олень
Стоит на стройных ножках,
Вся красота в рожках.
Стихи о Хохломе
Посуда наша для щей и каши
Не бьется, не ломается,
Порчи никакой не подвергается
А вот плошка, налей окрошку,
Возьми ложку, хлебай понемножку.
Кому посуду для кашки, окрошки?
Чудо - блюдо да чашки, ложки?
- Откуда посуда?
- К Вам приехала сама Золотая Хохлома!
****
За окошком метели и морозы трещат,
А в избе за палитрой мастерицы сидят.
Ни цветка, ни травинки
В сером зимнем лесу,
Лишь сухие былинки ветер гнет не весну.
Пламя лижет дровишки и от печки тепла,
Словно летом, полянка
В их глазах расцвела.
Кисть купается в краске,
Здесь прижалась разок,
И блеснул на посуде золотой завиток.
Звонко тренькнет синичка
За промерзлым стеклом,
Кисть рисует реснички
Рядом с тем завиток.
А сухие былинки
Под веселым мазком
Превратилися в травинки,
Усик вьется ползком.
Блещут красками так ярко,
Золотой Хохломы,
Что в лучах ее теплых
Согреваемся мы.
Приложение 5
Фото отчет