- Учителю
- Статья для воспитателей из опыта работы Использование логических игр-головоломок в режимные моменты
Статья для воспитателей из опыта работы Использование логических игр-головоломок в режимные моменты
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №233 ОАО «РЖД»
Использование логических игр-головоломок в режимные моменты.
Воспитатель: Бурдуковская Наталья Андреевна
г.Улан-Удэ
2015г.
Использование логических игр-головоломок в режимные моменты.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.
Дети очень активны в восприятии задач - шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.
Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе игр с головоломками дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.
Программа «Детство» предусматривает такие игры головоломки "Танграм", "Волшебный круг ", "Головоломка Пифагора", "Колумбовое яйцо", "Монгольская игра" .Их обьединяет общность цели, способов действия и результата.
Цель данных игр-головоломок состоит в том, чтобы создавать на плоскости силуэты предметов по образцу и замыслу. Игры-головоломки привлекают детей своей занимательностью, свободой действий, подчинению правилам, возможности проявлять творчество и фантазию.
Игры-головоломки развивают:
-
Пространственные представления;
-
Воображение;
-
Логическое мышление;
-
Конструктивное мышление;
-
Комбинаторные способности;
-
Сообразительность;
-
Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач;
Игры - головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.
Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей. Играть необходимо по принципу от простого - к сложному.
Овладение игрой требует от ребёнка определённых навыков поэтому рекомендуется обучать детей игре в следующей последовательности:
1.Познакомить детей с игрой,рассказать об истории происхождения игры,рассмотреть все детали,образцы изображений.
2.Научить детей собирать целую фигуру из ее частей по расчленённому образцу.
Первый этап
Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.
Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…
Второй этап
Через несколько занятий и игр , можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все элементы головоломки.
Третий этап
Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.
Применять данные игры возможно в различных режимных моментах.
-
Например, во время занятия (причем практически любого). Я использую эти игры как игровой момент. Например мы строим корабль и отправляемся в путешествие. Или мы помогаем герою-собираем друзей, строим домик и т.д.
-
Для индивидуальной работы с ребенком. Не все дети с первого раза могут справиться с заданием, поэтому с такими детьми я занимаюсь индивидуально (по 1 или несколько человек).Начав активную работу с головоломками, я пересмотрела циклограмму планирования и выделила день когда идет математика. В это время мы используем для закрепления данных игр. И называется такое время «Логическая игротека»
-
Так же эти игры могут применяться для самостоятельных игр детей. По времени использования игр это может быть утренний отрезок времени, после сон.часа, вечернее время, а так же перед обедом (например когда после бассейна или в непогоду нет прогулки).
Таким образом, использование данных игр-головоломок возможно в любой из режимных моментов. Дети с огромным интересом играют в такие игры-головоломки.
«Мышление начинается с удивления»,-заметил Аристотель. Сухомлинский считал, что «чувство удивления - могучий источник желания знать: от удивления к знаниям - один шаг».
Я хочу вам пожелать: удивляйте детей!
«Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь»
Так гласит китайская пословица
Но ведь для того, чтобы научить ребенка новой игре, педагог должен сам хорошо в ней разбираться.
Перед вами лежат конверты с играми. Ваша задача-определить какая это игра и составить из частей фигуру.